Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3-4 классов "Дальние родственники"
методическая разработка по русскому языку ( класс) на тему
Театрализованное мероприятие поможет младшим школьникам в игровой формепознакомиться с устаревшими словами и составить этимологический словарь частей и органов тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_dlya_3.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов по русскому языку
" Дальние родственники"
Цели:
1) познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова» на примере названий частей тела человека, с причинами устаревания слов в русском языке;
2) воспитывать интерес к истории родного языка, родной страны.
Действующие лица:
Маша и Вика - ученицы 6 класса
Домовой.
В класс входит девочка Маша, читает книгу Пушкин "Сказки"
Маша:Только вымолвить успела....И в светлицу входит царь...Куда-куда входит? (далее читает про себя. Произносит еще несколько фраз. Садится на стул, засыпает).
Появляется Домовой. Он весь в пыли, чихает и кашляет.
Домовой:Ох,ох,охохонюшки. Апчи, апчи! Ну и грязищу развели! Маша. ((Посыпается. Недоуменно смотрит на домового). Ой, моя головенка! Очи да вежды песком позасыпало, ланиты в саже, дланью выю потер- там паук, как между перстами -шмыг- и под пол. Ох,ох,охохонюшки. Апчи, апчи!
Маша: Будьте здоровы!
Домовой: И вам не хворять! А ты кто?
Маша: Маша, ученица 6 класса. А Вы?
Домовой: Я- Домой, Дармедонт Дармедонтович! Ох,ох,охохонюшки. Апчи,
апчи!
Маша: Будьте здоровы!
Домовой: И вам не хворять!
Маша: А я поняла? Это Вика меня решила разыграть, потому что я литературу не читаю.
Домовой: Не ведаю, что молодица молвишь. Ой, моя головенка! Очи да вежды песком позасЫпало, ланиты в саже, длань выю....
Маша: Да что вы там бормочите. На каком языке?
Домовой: Как на каком- на русском знамо!
Маша: Нет, уважаемый, вы что-то путаете . Таких слов в русском языке нет!
Очи, длань...
Домовой: Как это нет! Как это нет!
Маша: А вы вот у ребят спросите. Разве есть у нас такие слова? (дети отвечают, что нет)
Домовой: Как же нет! Как же нет! Отродясь были, а теперь нет! Куды жа подевались!? Вот ведь очи есть? (показывает на глаза) Есть! Длань есть? (показывает ладонь) есть! Ну и как же нет-то!
Маша: Нет!
Домовой: Есть!
(начинают спорить. Входит Вика)
Вика: Маша! Ты что, со старшими споришь? Как тебе не стыдно! Здравствуйте уважаемый Домовой!
Маша: А зачем он непонятные слова придумывает! Ланиты, длань..
Домовой: Ничего я придумываю! Не придумываю! (снова начинают спорить)
Вика: Маша. Домовой прав. Такие слова на самом деле есть. Вернее были в русском языке. Мы называем их устаревшими. Уважаемый Домовой, давайте поможем Маше и ребятам разобраться с такими словами.
Домовой: (делает серьезный вид. Берт книжку, читает)
(Во время исполнения имитирует смех, пожимает плечами, подмигивает глазами, пощелкивает пальцами рук согласно тексту.)
...И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И пощелкивать перстами...
Маша: Вот, что опять за персты такие?
Домовой: (показывает картинки)
– Что объединяет эти слова? (ответы детей)
Домовой: Палец и то, что надевается на палец.
Маша. Я знаю, эти слова являются называются родственными?
Вика: Не все слова родственные.
Маша: Какое слово не является родственным?
Домовой: Палец.
Маша: Почему слово палец не входит в эту группу?
Вика: Потому что слова перст и палец – синонимы, слова близкие по значению.
Домовой: Составьте предложение с предложенными словами. I команда: перстень
II команда: наперсток
III команда: перчатки
(Дети выполняют задание.)
Прочитайте полученные предложения.
Маша: Я тоже составила! В ювелирном магазине мама купила красивый перстень.
– Бабушка связала мне новые перчатки.
– При шитье портные надевают на палец наперсток, чтобы не уколоться.
Домовой: Давайте поиграем. Когда я говорю пальцы- вы мне их показываете, наперсток- изображаете шитье, перчатки- идем гулять, перстень- прячем руки за спиной. (слова называются в произвольном порядке, дети показывают)
Мы немного отдохнули, не забыли про здоровье. В народе говорят: "Здоровье надо беречь, как зеницу ока".
Маша: Мне снова два слова из этого выражения непонятны!
Домовой: Зеница да око?
Вика: Зеница – это зрачок, око- глаз. Ребята, как вы понимаете это выражение – беречь, как зеницу ока? (ответы детей)
Домовой: Беречь, как зеницу ока, – это значит тщательно, заботливо относиться к чему-либо.
Слайд с картинками Что на табличках? ( Око, глаз, очки, окно)
Домовой: Какое из этих слов мы еще не произносили?
Маша: Рядом со словом око я поставлю слово окно, потому что в Толковом словаре я читаю: "Очко, окно – отверстие для воздуха и света в стене". Но, как свидетельствуют археологи, первоначально оно делалось для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. То есть оно уподоблялось оку, глазу, было небольшим по размеру.
Домовой: Мы еще раньше говорили " глазкы стекляныи", т.е. «стеклянные шарики».
Маша: В окошке тоже стекло есть.
Вика: А с польского głaz «камень, скала», głaźny «гладкий, ловкий», niegłaźny «неловкий, ухабистый», македонский- Глазна река, буквально «Каменка». Вероятнее первоначальное значение «шар» или «камень». Значит «глаз, око» .
Маша: Получается, что слова око, очки, окно можно назвать однокоренными. Вот уже немного понятно. Уважаемый домовой, а какие ты еще непонятные словечки говорил?
Вика: Слова, которые мы не употребляем сейчас в речи, называются устаревшими, архаизмами.
Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы.
Домовой: Давайте сыграем в мою любимую игру "Лото". Ребята, перед вами карточки-лото. Положите на картинку ту карточку с надписью, которую считаете нужной.
Игра «Лото»
Вика: У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.
Многие слова ушли из языка после изменения устройства нашего государства. Названия прежних сословий, чинов, в том числе и воинских, ушли из жизни. Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их.
(Маша вносит различные фразеологические и толковые словари).
Маша: Я все поняла! Язык – это наше богатство, наше наследие, которое надо беречь, потому что даже в устаревших словах прослеживается история русского народа. Эти словари помогут вам правильно разговаривать на современном русском языке.
– А теперь проверим, как вы запомнили слова, с которыми мы сегодня познакомились. Подпишите на листочках, как назывались в старину различные части лица. (Детям раздаются листочки со схематичным изображением лица.
выполняют работу)
Давайте и мы попробуем составить свой этимологический словарь частей тела
(На доске листочки, дети приклеивают названия).
Домовой: Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода.
Слова исчезают, как пестери,
Как пряслицы и веретена.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять
И есть ли такие средства?
Вика: Как вы думаете, почему же так важно не растерять нам это наследство, это богатство нашего языка? Как этому способствовать?
Домовой : А я еще к вам приду и расскажу о других устаревших словах. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»
Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!» для 5-7 класса
Внеклассное мероприятие по русскому языку...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....