Вводный урок по русскому языку в 9-м классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в старших классах, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnyy_urok_rus_yaz_v_9_klasse.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводный урок по русскому языку в 9-м классе
Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в старших классах, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку.
Ход урока
« …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Д.С.Лихачев
I. Вводное слово.
Учитель: Ребята, в 10 классе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.
II. Повторение изученного в 5-9 классах.
1. Повторение фонетики
- Сколько звуков в русском языке? Почему мы не можем сказать конкретно?
В одном мультфильме-загадке есть такие строчки (Презентация, Слайд 1):
Далеко-далеко на лугу пасутся ко…
Ко… Нет, не кони! Ко… Нет, не козы!
Ко… Правильно, коровы!
Назовите фонетическую ошибку.
2. Словообразование.
- Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве». Как образовано это слово? (Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши - беруши.)
( Слайд 2)
Утреннее настроение
У папы настроение Зазавтракомчитальное,
У мамы настроение Напапуобижальное,
У брата настроение Кричальнопогремучее,
А у меня, А у меня – Покомнатампрыгучее.
- Определите способ образования данных слов.
Зазавтракомчитальный - читать за завтраком, напапуобижальный - обижаться на папу. (Образованы сложно-суффиксальным способом.)
- Скажите, с какой целью автор использует окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы)?
- Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина. (Слайд 3)
Одиночила в комнате девушка
Взволновали ее звуки флейты...
Художники! Бойтесь мещанок:
Они обездарят ваш дар...
Я еду в серебряноспицной коляске...
Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты...
Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
1. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).2. Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).3. Серебрян(ая) спиц(а) > серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).
4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).
3. Морфология.
- Посмотрите, пожалуйста, на данный текст. (Слайд 4)
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».
(Л.Петрушевская. «Пуськи бятые»)
- На каком языке этот тест? Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше. Здесь нет ни одного русского слова, кроме служебных. Что собственно происходит и с кем – неизвестно. Однако кое-что можно понять. Ясна последовательность событий, кто какое действие совершает и какое свойство к кому относится. Не сложно сделать и грамматический разбор.
- Сделайте разбор слов Калуша, подудонились.
4. Пунктуация.
- Знаки препинания появились позже, чем была изобретена письменность. Без пунктуации люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. А может быть напрасно? Конечно, не обойтись без пробелов – их важность воспета даже школьным фольклором: наполеонпосеяллен, полякипелижуравлями. (Слайд 5)
Но если все пробелы на местеи правила орфографии соблюдены, кажется, и без знаков препинания все будет понятно. Давайте проверим на следующих примерах (Слайд 6):
В.Вересаев рассказывает в своих «Воспоминаниях»: «Знал я наизусть и “Бородино”. Одну из строф читал так:
Мы долго молча отступали. Досадно было, – боя ждали.
Ворчали старики: “Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры?
О, русские штыки!”».
- Вспомните, как это сказано у М.Ю. Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В. Вересаев?
При чтении наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» В.В. Вересаев неправильно прочитал последние строчки, превратив слова русские штыки в обращение и разбив две последние строки на два предложения: одно – вопросительное, другое – восклицательное. Строки эти звучат в стихотворении следующим образом.
Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?
- Что изменится, если убрать первую запятую в помещенном отрывке из произведения А.С. Пушкина (Слайд7):
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стая галок на крестах.
Если убрать первую запятую в приводимом отрывке, получится, что бабы, мальчишки, лавки и т.д. мелькают мимо будки. Слово будки будет тогда не одним из подлежащих, а дополнением, при котором стоит предлог мимо.
- Расставьте знаки препинания в стихотворении Р. Чиарди. (Слайд 8)
За перекрестком, Там, где аптека,
Встретил я странного человека.
Шел он без шляпы, И потому
Я обратился с вопросом к нему.
- Где ваша шляпа?- Его я спросил.
- Братец, я сроду её не носил.
- Но отчего же ?
- Мой милый, увы,
Нет у меня для неё головы.
- Но почему нет у вас головы?
Может, на это ответите вы?
Он загрустил и ответил так:
- Все потому, брат, что я дурак.
- Следующие предложения взяты из газет. Что в них обращает на себя внимание? (Слайд 9) Исправьте эти предложения.
1. И по-прежнему со всех концов страны едут в Москву опытные люди с опытной продукцией.
2. Очень исполнительная власть. Губернатор и его команда в услужении у криминального бизнеса.
3. Великий русский ученый Иван Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности человека, видимо, и не подозревал, что она может быть настолько нервной.
5. Шутке - минутка.
Чтобы у говорящего, да и пишущего не возникало в будущем подобных проблем, необходимо пользоваться словарями. Назовите известные вам словари.
Вы уже знаете, что такое этимологический словарь. Но, оказывается, некоторые лингвисты-озорники специально составляют словари энтимологические. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей. Познакомьтесь с фрагментом одного из них. (Слайд 10)
Астрология - раздел ботаники: разведение астр.
Бездарь - человек, которому ничего не подарили.
Зазубрина - правило.
Изверг - действующий вулкан.
Папье-маше (франц.) - родители.
Ранец - контуженный. Ср. померанец
Сомнение - мнение коллектива.
Химера (сокр.) - эра химии.
Язычник (проф.) – лингвист.
- В заключение урока приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых XX века, академика Д.С.Лихачева, вынесенные в эпиграф: « …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
III. Домашнее задание.
Дома: выписать из художественной литературы 3-4 примера с авторскими неологизмами; определить способ словообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 3-м классе
Урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Подготовка к написанию сочинения «Осень – золотая волшебница» с использ...
Презентация к вводному уроку по русскому языку в 7-ом классе
Презентация "Русский язык - один из развитых языков мира" имеет в своём резерве теоретический и практический материал для первого урока ....
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....
Вводный урок по русскому языку 9 класс
Это вводный урок при изучении русского языка в 9 классе. В ходе урока повторяются основные разделы науки о языке....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Событийная педагогика направлена на то, чтобы учитель творчески подходил к урокам. Организовать урок-событие всегда нелегко: нужно обдумать всё до мельчайших деталей. Но результат всегда налицо: учени...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Урок по русскому языку в 8-м классе . «Берегите и изучайте наш язык…»
Цель: воспитывать любовь к родному языку, формировать умение видеть богатство, красоту русского языка, навыки грамотной письменной и устной речи....