Рабочая программа по русскому языку по учебнику Е. Н. Дмитриевой 7 класс
рабочая программа по русскому языку ( класс) на тему
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Алтанская средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Амгинский район»
«Согласовано»: Руководитель МО ___________/Ноева С.В./ Протокол №___ от «___» сентября 2015 г. | «Согласовано»: Заместитель директора школы по УР МБОУ «Алтанская СОШ» _______________/Петрова А.С./ «___» сентября 2015 г. | «Согласовано» Директор МБОУ «Алтанская СОШ» _____________/Александрова Н.В./ Приказ № ___ от «___» сентября 2015 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
7 класс
Разработала: учитель русского языка и литературы
Адамова Вероника Карловна
2015 – 2016 г.
Пояснительная записка.
Статус документа
Изучение русского языка в якутской школе происходит в условиях билингвизма (полинингвизма) и ведётся с опорой на родной язык.
Данное календарно - тематическое планирование по русскому языку составлено на основе «Программы по русскому языку для 5-11 классов якутской школы» под редакцией К.Ф. Федорова, Е.Н. Дмитриевой и др., утвержденной учебно-методическим Советом Министерства образования РС (Я) в 1999г. Содержание обучения по русскому языку реализуется с помощью учебника:
- Русский язык: учебное пособие для учащихся 7 класса якутской школы/Е.П.Никифорова и другие. – 2-е изд. - Якутск: Бичик, 2007. Темы, предложенные программой, соответствуют последовательному содержанию учебного материала учебника.
Перечень методического обеспечения:
-Учебно-методический журнал «Русский язык и литература в якутской школе»/ под ред..Е..Н.Дмитриевой
-Учебное пособие Русский язык. Поурочные планы/ авт.-сост. Л.А Тропкина. - Волгоград: «Учитель», 2005
- Русский язык. Синтаксис текста: учебник для 7 класса якутской школы /под ред. Т.И. Петровой. – Я.: «Бичик», 1994
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; учебно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.
Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов.
Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.
Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь.
Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспекте обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_7_klass.rar | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Алтанская средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Амгинский район»
«Согласовано»: Руководитель МО ___________/Ноева С.В./ Протокол №___ от «___» сентября 2015 г. | «Согласовано»: Заместитель директора школы по УР МБОУ «Алтанская СОШ» _______________/Петрова А.С./ «___» сентября 2015 г. | «Согласовано» Директор МБОУ «Алтанская СОШ» _____________/Александрова Н.В./ Приказ № ___ от «___» сентября 2015 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
7 класс
Разработала: учитель русского языка и литературы
Адамова Вероника Карловна
2015 – 2016 г.
Пояснительная записка.
Статус документа
Изучение русского языка в якутской школе происходит в условиях билингвизма (полинингвизма) и ведётся с опорой на родной язык.
Данное календарно - тематическое планирование по русскому языку составлено на основе «Программы по русскому языку для 5-11 классов якутской школы» под редакцией К.Ф. Федорова, Е.Н. Дмитриевой и др., утвержденной учебно-методическим Советом Министерства образования РС (Я) в 1999г. Содержание обучения по русскому языку реализуется с помощью учебника:
- Русский язык: учебное пособие для учащихся 7 класса якутской школы/Е.П.Никифорова и другие. – 2-е изд. - Якутск: Бичик, 2007. Темы, предложенные программой, соответствуют последовательному содержанию учебного материала учебника.
Перечень методического обеспечения:
-Учебно-методический журнал «Русский язык и литература в якутской школе»/ под ред..Е..Н.Дмитриевой
-Учебное пособие Русский язык. Поурочные планы/ авт.-сост. Л.А Тропкина. - Волгоград: «Учитель», 2005
- Русский язык. Синтаксис текста: учебник для 7 класса якутской школы /под ред. Т.И. Петровой. – Я.: «Бичик», 1994
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; учебно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.
Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов.
Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.
Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь.
Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспекте обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Русский язык – национальный язык русского народа | 2 |
Повторение изученного в 5-7 классах | 10 |
Функциональные разновидности русского языка | 14 |
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики | 2 |
Словосочетание как единица синтаксиса | 4 |
Предложение как единица синтаксиса | 14 |
Односоставные предложения | 11 |
Простое осложненное предложение | 42 |
Повторение и обобщение изученного | 6 |
ИТОГО | 105 |
Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка в 7 классе
Устно: устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц
Письменно: свободный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочно-распределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами, подробное и сжатое изложение, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, мини-сочинения на лингвистические темы.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 7 класса.
Речевая деятельность.
Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты — по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).
Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого и сложного предложения; выразительно читать предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого и сложного предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого и сложного предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела Подраздел Тема урока | Вид урока | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. | Урок усвоения новых знаний | Ознакомительное чтение вступительных статей, работа с толковым словарем, этимологическим словариком, устное высказывание: как вы понимаете смысл высказывания (упр.4) | 2.9 | |
2 | Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении. | Урок усвоения новых знаний | 3.9 | ||
3 | Слово как основная единица языка. Анализ слова. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности | Повторительно-обобщающий урок | Работа с теоретическим материалом учебника Работа с деформированным текстом Работа с лингвистическими словарями Сочинение-миниатюра (упр.31) | 5.9 | |
4 | Русское правописание: орфография и пунктуация. Трудные случаи орфографии. Правописание Н и НН в словах разных частей речи. | Повторительно-обобщающий урок | Работа с таблицей на стр.21 Сочинение-миниатюра (упр.48) Предупредительный диктант | 8.9 | |
5 | Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов. | Повторительно-обобщающий урок | Сочинение-миниатюра (упр.60) Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.66) Индивидуальная работа на карточках | 10.9 | |
6 | Р.р. Написание подробного изложения по упр.№ 52 | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли текста, орфографический разбор | 12.9 | |
7 | Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи | Повторительно-обобщающий урок | Работа на лингвистическом тренажере Индивидуальная работа на карточках Объяснительный диктант | 15.9 | |
8 | Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания перед союзом И в простом и сложном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Повторительно-обобщающий урок | Сочинение-миниатюра (упр.70) Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.72) Работа с текстом Диктант «Проверяю себя!» Графический диктант | 17.9 | |
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | Урок контроля | Диктант | 18.9 | |
10 | Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, познавательная, кумулятивная, эстетическая. | Урок усвоения новых знаний | Работа с теоретическим материалом учебника Устное высказывание на лингвистическую тему | 19.9 | |
11 | Понятие о функциональных разновидностях русского языка. Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая, словесно-художественное творчество. | Повторительно-обобщающий урок | Устное высказывание: составить тексты о погоде, используя разные стили речи. Работа с разбором предложения. | 22.9 | |
12 | Разговорная речь. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры разговорной речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта» (упр.102) | Повторительно-обобщающий урок | Работа с теоретическим материалом учебника, анализ образцов разговорной речи, составление мини-диалогов | 24.9 | |
13 14 | Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложения по упр. №107 Написание сжатого изложения по упр. № 107 | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор важной информации, заглавие, определение главной мысли текста | 26.9 29.9 | |
15 | Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры официально-делового стиля речи. | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание об официально-деловом стиле речи, составление текста объявления | 1.10 | |
16 | Научный стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры научного стиля речи. | Повторительно-обобщающий урок | Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание о научном стиле речи по плану (упр.140), сочинение-миниатюра (упр. 139) | 3.10 | |
17 | Публицистический стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры публицистического стиля речи. Статья и заметка. | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника, сочинение-миниатюра (упр. 149) | 6.10 | |
18 | Публицистический стиль речи. Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование | Урок изучения нового материала | Устное высказывание о публицистическом стиле речи по плану (упр.156) | 8.10 | |
19 20 | Р.р. Написание сочинения по упр.154 (репортаж о посещении музея) | Урок развития речи | Составление плана, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли репортажа. | 10.10 13.10 | |
21 | Язык художественной литературы. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры языка художественной литературы | Урок изучения нового материала | Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений. | 15.10 | |
22 | Повторение по теме «Функциональные разновидности русского языка» | Повторительно-обобщающий урок | Письмо по памяти Комплексный анализ текста | 17.10 | |
23 | Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка» | Урок контроля | Письмо по памяти Комплексный анализ текста | 20.10 | |
24 | Контрольный словарный диктант по упр.108, 163. Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение материала). Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная | Урок изучения нового материала | Словарный диктант (орфографический минимум). Устное высказывание-рассказ о синтаксисе и пунктуации Сочинение-миниатюра (упр168) | 22.10 | |
25 | Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. | Урок изучения нового материала | Устное высказывание-рассказ о синтаксисе и пунктуации | 24.10 | |
26 | Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида. | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Сочинение-миниатюра (упр. 174) | 27.10 | |
27 | Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетании. Проверочная работа (тест) по теме «Словосочетание как единица синтаксиса» | Урок изучения нового материала | Работа с текстом Работа со словарем Решение тестовых заданий | 29.10 | |
28 | Р.р. Написание сжатого изложения по упр.210 | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | 31.10 | |
29 | Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов. | Урок закрепления изученного | Работа с учебным словарем сочетаемости слов | 10.11 | |
30 | Предложение как единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Работа с деформированным текстом | 12.11 | |
31 | Основные виды предложений. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов. | Повторительно-обобщающий урок | Составление вопросов к анкете Работа с текстом | 14.11 | |
32 | Основные виды предложений. Утвердительные и отрицательные предложения. Полные и неполные предложения | Урок изучения нового материала | Сочинение-миниатюра (упр248) Работа с этимологическим словарем | 17.11 | |
33 | Интонация предложения | Комбинированный урок | Сочинение-миниатюра (упр.265): составление полилога или диалога. Работа с картиной В.Е.Маковского «Первый фрак» Работа над выразительным чтением текста | 19.11 | |
34 | Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. | Повторительно-обобщающий урок | Сочинение-миниатюра (упр.274) | 21.11 | |
35 | Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого. | Комбинированный урок | Работа с теоретическим материалом учебника | 24.11 | |
36 | Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное) | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы «Виды сказуемого» | 26.11 | |
37 | Постановка тире между подлежащим и сказуемым | Урок изучения нового материала | Составление таблицы-алгоритма Объяснительный диктант Работа на лингвистическом тренажере | 28.11 | |
38 | Проверочная работа (тест) по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении. | Урок закрепления изученного | Работа с тестовыми заданиями | 1.12 | |
39 | Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. Согласованное, несогласованное определение, приложение. | Урок изучения нового материала | Работа с текстами художественных произведений Творческий диктант | 3.12 | |
40 | Р.р. Написание сочинения. Описание памятника (упр.332) | Урок развития речи | Работа с фотографиями памятников, отбор языкового материала, работа с текстами-описаниями памятников | 5.12 | |
41 | Дополнение как второстепенный член предложения. Прямое и косвенное дополнение. Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств | Урок изучения нового материала | Сочинение-миниатюра (упр. 340) (упр. 344) | 8.12 | |
42 | Контрольный словарный диктант (по упр.268, 355). Инфинитив в роли разных членов предложения. Культура речи. Правильное построение простого предложения. | Повторительно-обобщающий урок | Работа с текстами Д.Шостаковича, Л.Н.Толстого, над картиной А.Л.Ржевской «Музыка» Подготовка к домашнему сочинению по упр.350 Работа с тестами ГИА | 10.12 | |
43 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса» | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | 12.12 | |
44 | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы «Виды односоставных предложений» (стр.178) | 15.12 | |
45 | Односоставные предложения. Назывное предложение | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Лингвистическое исследование Сочинение-миниатюра по картине И.И.Левитана «Вечерний звон» (упр.363) | 19.12 | |
46 | Односоставные предложения. Определенно-личное предложение | Урок изучения нового материала | Лингвистическое исследование Изложение-миниатюра (упр.370) на лингвистическую тему | 20.12 | |
47 | Односоставные предложения. Неопределенно-личное предложение | Урок изучения нового материала | Лингвистическое исследование Сочинение-миниатюра (упр.383) Работа с текстом | 22.12 | |
48 | Односоставные предложения. Обобщенно-личное предложение | Урок изучения нового материала | Лингвистическое исследование Работа с текстом Сочинение-миниатюра (упр.388) | 24.12 | |
49 | Односоставные предложения. Безличное предложение | Урок изучения нового материала | Лингвистическое исследование Работа с текстом Сочинение-миниатюра (упр.397) | 26.12 | |
50 | Односоставные предложения. Безличное предложение | Урок закрепления изученного | Лингвистическое исследование Письмо по памяти (упр.399) Изложение-миниатюра (упр.393) | 29.12 | |
51 52 | Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения (по упр.411) Написание подробного изложения (по упр.411) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | 12.1 13.1 | |
53 | Контрольный словарный диктант. (по упр.412). Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Повторительно-обобщающий урок | Объяснительный диктант Работа с текстом Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере | 14.1 | |
54 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля | Объяснительный диктант | 16.1 | |
55 | Простое осложненное предложение и его признаки. Однородные члены предложения, их признаки. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | Повторительно-обобщающий урок | Устное высказывание на лингвистическую тему Работа с текстом | 17.1 | |
56 | Способы связи однородных членов предложения (сочинительные союзы, перечислительная интонация) | Комбинированный урок | Устное высказывание на лингвистическую тему Объяснительный диктант | 19.1 | |
57 | Парное соединение однородных членов предложения. Использование двойных союзов | Комбинированный урок | Предупредительный диктант Графический диктант Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере | 21.1 | |
58 | Однородные и неоднородные определения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными определениями | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Работа с текстом Объяснительный диктант Работа на лингвистическом тренажере | 23.1 | |
59 | Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями | Урок закрепления изученного | Предупредительный диктант Работа с тестами, карточками | 26.1 | |
60 | Р.р. Написание сочинения по картине К.Ф.Юона «Весенний солнечный день» | Урок развития речи | Составление плана сочинения, отбор ключевых слов, работа со словарем эпитетов | 28.1 | |
61 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. | Урок изучения нового материала | Составление схем, таблицы Творческий диктант Работа на лингвистическом тренажере | 2.2 | |
62 | Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения | Урок закрепления изученного | Работа с деформированным текстом Предупредительный диктант Работа на лингвистическом тренажере | 4.2 | |
63 | Культура речи. Употребление однородных членов предложения. Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с однородными членами предложения» | Повторительно-обобщающий урок | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.471) Работа на лингвистическом тренажере | 6.2 | |
64 | Р.р. Написание сжатого изложения (упр.469) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | 9.2 | |
65 | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами предложения» | Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 11.2 | |
66 | Анализ контрольного диктанта. Понятие об обособленных членах предложения. Обособление, как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов преложения. | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками Работа с таблицей Объяснительный диктант | 13.2 | |
67 68 | Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения (по упр.478) Написание подробного изложения (по упр.478) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | 16.2 18.2 | |
69 | Виды обособленных членов предложения. Обособление согласованных определений и приложений | Урок изучения нового материала | Работа с таблицей Объяснительный диктант Сочинение-миниатюра (упр.482) | 20.2 | |
70 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями. | Урок закрепления изученного | Предупредительный диктант Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере | 23.2 | |
71 | Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения | Урок закрепления изученного | Диктант «Проверяю себя!» Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере | 25.2 | |
72 | Знаки препинания в предложении с несогласованными определениями и приложениями. Проверочная работа (тест) по теме «Обособление определений и приложений» | Урок закрепления изученного | Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере Творческий диктант | 27.2 | |
73 | Р.р. Написание сжатого изложения (упр.503) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | 2.3 | |
74 | Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений» | Повторительно-обобщающий урок | Письмо по памяти Тестовые задания | 4.3 | |
75 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений» | Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 6.3 | |
76 | Анализ контрольного диктанта. Обособление обстоятельств | Урок коррекции знаний Урок изучения нового материала | Работа над ошибками Работа с теоретическим материалом учебника | 9.3 | |
77 | Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Урок закрепления изученного | Работа на лингвистическом тренажере Устное высказывание (упр.510) Предупредительный диктант | 11.3 | |
78 79 | Обособление обстоятельств. Уместное и правильное использование обособленных обстоятельств в текстах разных стилей и типов речи. | Урок закрепления изученного | Работа на лингвистическом тренажере Графический диктант | 13.3 16.3 | |
80 | Обособление дополнений. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями. Подготовка к написанию домашнего сочинения (упр.525) | Урок изучения нового материала | Работа с текстом Объяснительный диктант | 18.3 | |
81 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Способы выражения значения сравнения и уподобления. Обособление сравнительных оборотов. Сравнительный оборот; его семантические и грамматические признаки | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Работа с лингвистическим тренажером Объяснительный диктант | 20.3 | |
82 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом. Проверочная работа (тест) по теме «Обособление дополнений и обстоятельств» | Урок закрепления изученного | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.539) Решение тестовых заданий | 25.3 | |
83 | Уточняющие и присоединительные члены предложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы | 1.4 | |
84 | Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения | Урок закрепления изученного | Работа с лингвистическим тренажером Предупредительный диктант Индивидуальная работа на карточках | 3.4 | |
85 | Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. | Урок закрепления изученного | Анализ текста (упр.555) Сочинение-миниатюра (упр. 556) Устное высказывание на лингвистическую тему (упр. 557) | 6.4 | |
86 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | 8.4 | |
87 | Контрольный словарный диктант (по упр.558). Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению | Урок изучения нового материала | Орфографический минимум Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы «Вводные слова» Творческая работа | 10.4 | |
88 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вводные предложения; их структурные особенности | Урок закрепления изученного | Сочинение-миниатюра (упр.562) | 13.4 | |
89 | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами | Урок закрепления изученного | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.569) Предупредительный диктант | 15.4 | |
90 91 | Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения (по упр.567) Написание подробного изложения (упр.567) | Урок развития речи | Составление плана текста, определение темы и основной мысли текста, отбор ключевых слов, нахождение предложений с вводными конструкциями, объяснение знаков препинания | 17.4 20.4 | |
92 | Вставные конструкции. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вставными конструкциями | Урок закрепления изученного | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.576) Сочинение-миниатюра (упр.579) Индивидуальная работа на карточках | 24.4 | |
93 | Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Особенности звательной интонации. | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы | 27.4 | |
94 | Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометием. | Урок изучения нового материала | Работа с теоретическим материалом учебника Объяснительный диктант | 29.4 | |
95 | Знаки препинания в предложении с междометиями и словами да, нет. | Повторительно-обобщающий урок | Предупредительный диктант Индивидуальная работа на карточках Работа с лингвистическим тренажером | 4.5 | |
96 | Проверочная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями» | Урок контроля | Диктант «Проверяю себя!» | 6.5 | |
97 | Повторение. Словосочетание. Предложение. Виды односоставных предложений | Повторительно-обобщающий урок | Работа с лингвистическим тренажером Объяснительный диктант Решение тестовых заданий | 8.5 | |
98 | Повторение. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами | Повторительно-обобщающий урок | Графический диктант Работа с текстом Индивидуальная работа на карточках | 11.5 | |
99 | Повторение. Простое осложненное предложение. Предложения с обособленными членами предложения | Повторительно-обобщающий урок | Объяснительный диктант Решение тестовых заданий Предупредительный диктант | 12.5 | |
100 | Повторение. Функциональные разновидности русского языка | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | 13.5 | |
101 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | 15.5 | |
102 | Анализ контрольного диктанта. Подведение итогов. | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | 18.5 | |
103 | Резервный урок | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | 20.5 | |
104 | Резервный урок | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | 22.5 | |
105 | Резервный урок | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | 25.5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Гольцовой. 11 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основании федерального базисного учебного плана, государственного стандарта образовательной области «Филология», требований к обязательному минимуму содержания ос...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко "Русский язык. 10-11 класс"
Муниципальное общеобразовательное учреждениеМногопрофильный лицей р.п. Исса Рассмотрено на заседании МО от ________ 200__г...