Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
материал по литературе по теме
Взгляд учителя русского языка и литературы на нравственное воспитание учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstv.vosp_.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема воспитания нравственности на уроках литературы отнюдь не нова, но, несмотря на ее актуальность сегодня (нравственность школьников, как и всего нашего общества, увы, находится не на высоком уровне), мы чаще всего слышим о том, что нужно воспитать успешных, мобильных учеников.
Еще Аристотель говорил: «Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Пройдет время и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». Действительно, задачей родителей, учителей и общества вообще, является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.
В этом смысле неоценимую помощь, на мой взгляд, окажут уроки литературы.
«Ничто, кроме литературы, говорил П.М.Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие формирует душу, обогащает устный личный опыт гигантским опытомчеловечества».
Таким образом, осуществляется процесс самопознания через познание других. Но главным учителем для каждого из нас остается жизнь, вторым учителем после жизни и является литература, которая признана сеять в душах детей «разумное, доброе, вечное». Но это «разумное, доброе, вечное» должно царить и в нашей жизни…
Мы живем уже в другой исторической формации, уже далеко не социалистической, но и капиталистической ее тоже не называют. Владимир Леви назвал нашу эпоху капитаклизмом. И в это сложное время молодежь не может потерять нравственные ориентиры. Замечательно, что в школе остался такой предмет, как литература, охраняющая души многих учащихся и мудро властвующая над ними. Именно литература помогает пробудить и сохранить человечность, напомнить каждому об общечеловеческих ценностях. И сегодня происходит сближение литературы и жизни, идет поиск опыта ученика и литературного героя, не угасает интерес к литературе, способной отвечать на волнующие вопросы.
Хотя стоит констатировать тот факт, что каждое поколение учащихся по-своему прочитывает то или иное произведение, извлекает свои уроки. В этом году меня очень удивило прочтение семиклассниками «Повести о Петре и Февронии Муромских». Учащиеся в своих сочинениях «Чему научила меня повесть?» написали о том, что повесть научила их быть хитрыми. Из сочинения ученицы: «…я узнала, что можно быть счастливой, не имея средств к существованию», из сочинения ученика:«… Феврония просто молодец, была бедная, а стала княгиней», «.. в этой жизни, чтобы выжить нужно быть хитрым». Конечно же, были и те, кто написал о том, что Феврония научила их любви и верности. Но эти же семиклассники после прочтения повести Гоголя «Шинель» прониклись сочувствием к Акакию Акакиевичу и в своих эссе написали о том, что Гоголь учит их человечности. А после прочтения комедии Фонвизина «Недоросль» поразмышляли о том, каким должен быть родитель, чтобы не воспитать Митрофанушку. ( Из сочинения ученика: «…нужно в меру любить и в меру ругать. Если сильно любить ребенка и выполнять все его прихоти, он вырастет очень эгоистичным и невоспитанным человеком. А если ничего не делать для него, он станет закомплексованным и закрытым. Своему ребенку не надо показывать дурной пример, нужно показывать ему свою лучшую сторону, потому что дети -отражение своих родителей»)
Вспоминаю урок в 11 классе по рассказу С.Романовского «25 рублей старыми». Ребята неожиданно для меня оправдали главную героиню рассказа Веру Ивановну, надзирателя тюрьмы и одновременно палача. Она расстреливала осужденных, стреляя им в спину. За каждого убитого получала 25 рублей и покупала на них молоко у матери Романовского. Даже корова однажды чуть не затоптала Веру Ивановну. Ученики заявили: по-другому она заработать не могла! И мне как учителю вместе с Романовским нелегко было переубедить их. (Жизнь главной героини, всех её детей нельзя назвать счастливой!)
Показателем душевной нечерствости детей для меня являются уроки, где я читаю в 5 классе страницы прощания Герасима с Му-му, в 6–есенинскую «Песнь о собаке», в 7- М.Джалиля «Варварство». Как и двадцать лет назад, в классе есть дети, которые не могут сдержать слез. И моя задача как учителя литературы разбудить души остальных .При
изучении творчества М.Цветаевой мне это удается при помощи письма поэтессы, адресованного детям: «Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди, как мы. Но говорят что вы - есть, что вы - особая порода, еще не поддающаяся воздействию. Поэтому:
- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия се погибает в пустыне человек. Поэтому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба.
Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного, и если увидите человека в
смешном положении:
- постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно -
- прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам...
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются!.. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) - отвечайте: «А я –
кто!»Не ссылайтесь на «немодно», а только на «неблагородно».Не
слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они - родители, для самих себя - я. Не исчерпывайте их - их родительством.
Увидя на дороге камень - уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе -в другом) уберите.
Не отличайте себя от других - в материальном. Другие -это тоже вы (все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.).
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно - сознания. После победы протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном); другие уйдут - свой останется.
Когда вам будут говорить: «Это романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им! И даже плюются! И запускают вам в лоб!) - слово, смысла которого они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:- «Романтизм» - это душа».
Знакомство с творчеством писателя или поэта ставит учащихся перед лицом опыта целого поколения. Такой опыт нужен ученику не для того, чтобы просто знать, а чтобы реализовать себя в завтрашней жизни.
Отсутствие интереса к изучаемому произведению нельзя скрыть за использованием, например, интерактивной доски. В 8 классе изучали пьесу «Ревизор». Нелегко изучать драматическое произведение. Думала, посмотрим спектакль в исполнении «Современника» (Хлестакова играет Андрей Миронов, городничего – Анатолий Папанов) Но учащиеся выбрали чтение по ролям. И как читали!
В старших классах всегда предлагаю выучить наизусть стихотворение по выбору самого учащегося. И этот выбор должна сделать душа. Трудно слушать одно и то же стихотворение в течение всего урока. Каждый новый учебный год в изучении литературы несет что-то свое, каждый выпуск отличается от предыдущего. Выпуск 2007-2008 не полюбил «Мастера и Маргариту». А в прошлом году я получила «в подарок» сочинение Садыковой Лейлы и удивительные стихи после изучения романа.
Пусть дьявол рядом, за плечом, Забыты где-то щит с мечом, И ждет меня лишь путь утрат, Отдам я жизнь за милый взгляд.
И в вечность, тьму и пустоту, За ним лишь я одним пойду, Миров законы в пыль круша. На что же мне одной душа?
До сих пор читаю сочинения в стихах выпускницы Гавриловой Надежды, где прозвучал ее жизненный девиз: «Люби себя, любя людей!»
И очень приятно, когда при встрече выпускники признаются, что продолжают читать, порой перечитывают классику, т.е книга для немногих выпускников стала действительно вторым учителем в жизни, настоящим другом.
В этом учебном году вернулась к Пушкину. В его творчестве та нравственная высота, на которой не живут жадность, зависть, глупость, а торжествует добро, красота, мужество, любовь.
А Л.Н. Толстой, утверждающий положительное нравственное начало? Каждый человек проходит путь исканий Андрея Болконского, в начале которого стремление к славе, потом осознание того, что слава ничто по сравнению с другими общечеловеческими ценностями - семьи, дружбы , любви.
А Ф.М. Достоевский, заставляющий задуматься, что счастье заключается не в комфорте, к которому мы все так стремимся. Счастье, по Достоевскому, покупается страданием. Его герои в условиях, исключающих добро и человечность, находят свет и выход, достойный человека… Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их очень трудно. Какой мир выбрать: мир души с неизбежными нравственными муками или мир денег с его реальной простотой – это каждый из нас решает сам. Но человек не должен забывать об общечеловеческих ценностях, на которых стоит мир.
«Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его»,- завещал нам Пушкин, который не устареет никогда. Чему же может научить живущих в другом измерении пушкинская Татьяна? Отличать мелкое, наносное от настоящего, подлинного. Она не борется с силами зла, не вершит правосудие. Своим «нет» Онегину она просто подтверждает, что долг существует. А что если бы Татьяна сказала «да»? Л.Толстой проиграл такой вариант и привел свою героиню под колеса поезда. Автор «Тихого Дона» согласен с классиками: незаконная любовь не имеет будущего!
Именно в школе формируется мировоззрение личности. Классическая литература помогает в этом сложном процессе, как никто другой. «Литература учит быть человеком»,- говорил В.Г. Белинский. Известный учитель литературы Евгений Павлович Ильин утверждает: «…русская классика по самой сути своей учительна, т.е. моралистична и преподавать ее как-то иначе –это своими руками воздвигать барьер между классом и классикой…»
Кто же сегодня говорит с детьми о долге и предательстве, о любви и ненависти, о добре и зле - о вечных человеческих ценностях, кроме учителя литературы? Еще в восьмидесятые годы существовало прекрасное подростковое кино: «Не болит голова у дятла», «Вам и не снилось», «Чучело». Как нас тогда шокировала детская жестокость в сцене сожжения чучела… А сегодня наши дети могут увидеть по телевизору сцену сожжения не чучела, а самого человека. И шока уже ни у кого нет. Характерно, что излюбленным героем и зарубежного, и отечественного кинематографа становится герой-мститель. Конечно, для мести у него бывает причина, но в центре истории – сама месть, неотвратимая, не ведающая о прощении, примиряющая со злом, делающая его обаятельным и нестрашным. Кто же напомнит детям библейскую истину, кто хотя бы попытается остановить безумие?! А ведь мы порой даже не догадываемся, насколько изувечено мировоззрение наших детей.
Я очень люблю уроки литературы, потому что надо мной не висит Дамоклов меч - обязательный для всех ГИА или ЕГЭ и можно быть творцом урока и строить разговор по душам, забывая о времени, «счастливые часов не наблюдают».Удручает при преподавании литературы другое. То, что в жизни, с экранов телевизоров дети не видят ярких примеров, каким должен быть полноценный гражданин нашей страны. Ведь отнюдь не олигархом, не марионеткой технократического процесса, а тружеником, патриотом, чувствующим ответственность за себя и за судьбу своей страны. Поэтому перед литературой в школе стоит сегодня задача не только пробудить душу ребенка, но и закалить ее, не дать расфокусироваться совести подростка, которого соблазняют многие нынешние « приоритеты».И сломать «приоритет» денег можно только тогда, когда в стране человек труда будет поднят на должную высоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника. Это накопле...
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...
«Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы».
Учащиеся средней школы переживают самую трудную пору в духовной жизни- пору нрасвтвенного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок в которые впадают многи...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы по теме самообразования"
Статья содержит материал по теме самообразования, цели, задачи, обоснование выбора темы, план работы...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются огромные возможности работы в ...