"Звездный час" Занимательная игра по русскому языку 5-6 классов
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Игра по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    СЦЕНАРИЙ  

     

                                                                                                                                   

                                           

2013 год

Задача.

Воспитывать бережное отношение к родной речи.

Цели:

-  показать «богатство и точность языка»;

-  повысить речевую культуру учащихся.

Оборудование.

Карточки с цифрами (1-5) 10 штук; 10карандашей, листов писчей бумаги, тексты.

Ведущий.

Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать вас на игре «Звездный час». Сегодня встречаются учащиеся 6 классов из О.У. района. Здесь, мы думаем, собрались настоящие знатоки и ценители русского языка. Разговор пойдет у нас о речевой культуре. Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.  

А знаете ли вы, ребята, что такое этикет? (Большой толковый словарь русского языка дает следующее определение этому понятию: «Этикет- это установленный порядок поведения, форма обхождения в какой- либо среде, в определенных условиях»).

  Сегодня вам предстоит ответить на интересные вопросы, посостязаться в находчивости и смекалке. Желаем вам удачи и победы! Победителей ждут награды и призы.

Правила игры:

  1. Играй честно.
  2. Каждый играет сам за себя.
  3. Кто дал правильный ответ, тот продвигается в следующий тур.
  4. Будь стойким, не унывай при неудачах.
  5. Три неверных ответа грозят выбыванием из игры.
  6. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.

Игра состоит из 5 геймов:

- 1 гейм «Обгонялки»;

- 2 гейм «Заморочки из бочки»;

- 3 гейм «Ты- мне, я- тебе»;

- 4 гейм «Темная лошадка»;

- 5 гейм «Гонка за лидером».

Ведущий: Итак, первый конкурс! Каждый участник подготовил свою визитную карточку, которую должен представить в течение 2 минут. Учитывается содержание и оригинальность подачи материала. Слово участнику под номером 1.

 Визитная карточка игрока.

1 – гейм

«Обгонялки» (поставить ударение)

  1. Хочу немного побаловать себя. Что-то давно не пекла тортов.
  2. Молодая мама балует дочку. Она завязывает ей огромные банты.
  3. На прилавке изделия из бересты. Посуда из бересты красивее.  
  4. Подними жалюзи. Здесь продаётся кухонная утварь.
  5. Зайдём в кулинарию?  Кулинария в конце квартала.  
  6. Малышей можно немного побаловать. Положите книгу.
  7. В республике ведётся добыча нефти. Положены трубы нефтепровода.
  8.  Хочу приготовить украинский борщ. В супе со щавелём много витаминов.

9. Выделены средства на приобретение оборудования.

10. Заключим договор с рекламным агентством.

12.В русском алфавите 33 буквы. Иметь ясные намерения.  

13. Шофер доставит товар в срок. Попросим приготовить эти блюда.

14.Где нам достать средства? У вас есть арахис?

15. Документ составлен. Выслушайте приговор специалиста.  

( участвуют все уч-ся)

 

2 гейм «Заморочки из бочки»

1.- В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:

              Этот вот кричит:

              «Не трожь(1) тех, кто меньше ростом!»

              Этот мальчик так хорош(2) –

              Загляденье(3) просто!

В каком слове нарушена литературная норма?

 2.- Мыло, мороженое, печь, плачь. Сколько слов из приведённых могут быть только одной частью речи?

3. Решите шарады и назовите слова:

Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

4.- С какими словами может сочетаться собирательное числительное трое (Ответ: трое(1) очков, трое сыновей(2), три(3) дочери).

 

3 гейм «Ты – мне, я – тебе».

Ведущий: Занимательный диктант.

Укажите свой номер на листочке.

Проверим диктант у соседа справа.

«Дама с собачкой»

« Какая - то «дама с собачкой», одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно:

- Ляжь!

Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности, молодости.

И я тут же подумал, что, если бы чеховская «дама с собачкой» сказала при Дмитрии Гурове своему белому шпицу :

- Ляжь!

Гуров, конечно, не мог бы влюбиться в нее и даже вряд ли бы начал с ней тот разговор, который привел их к знакомству.

В этом «ляжь» (вместо «ляг» ) отпечаток такой темной среды, что человек, претендующий на причастность к культуре,сразу обнаружит свое самозванство, едва только произнесет это слово»

 

4 гейм «Темная лошадка»

Ведущий: Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа во всём многообразии его лексики и фразеологии.

*Подобрать фразеологизмы к предложенным словосочетаниям :

1. Дальний родственник

2. Ещё молод и не опытен

3. Очень умный

4. Оказаться в глупом положении  

5. Ничем не проймёшь

6. Всё нипочём, ничто не страшно

7. Бесследно пропасть, исчезнуть  

8. Очень мало

9. Всем очевидно, сразу видно

10. Избежать заслуженной кары

11. Трудное начало

5 гейм «Гонка за лидером»

а) определите род существительных

        1                              2                          3

                    мужской род        женский род      средний род

1.маэстро

2.бюро

3.тюль

4.пони

5.какао

6.фамилия

7.кенгуру

8. платье

9.лошадь

10.шампунь

11. такси

12.леди

Исправить ошибки в детских высказываниях:

- мама сердится, но быстро удобряется;

- ох, какой пузырь выпузырился;

- нарисовай мне барбоса;

- отскорлупай мне яйцо;

- спей мне песню о глупом мышонке;

- почесай меня;

- смотри, как налужил дождь;

- часы чисикают;

«Пословицы русского народа» :

1. На добрый привет……                       1. А от него люди гибнут.

2. Вымолвить не хочется, …..                2. Добрый и ответ.

3. Слово не обух, ……                            3. Кость ломит.

4. Ласковое слово и …                            4. Язык не отсохнет.

5. От приветливых слов…                      5. Так и язык не ворочается.

                                             

Исправить в тексте грамматические ошибки.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян,

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино,

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать

Будут польта выдавать.

- Как правильно сказать:

1.«закончить школу(1)» или «окончить(2) школу»?

2. Как правильно спросить:

Кто последний(1)? или Кто крайний(2)?

3. «одеть(1)» или «надеть(2)»?

4. Как правильно сказать:

«Займи(1) мне денег» или «Одолжи мне(2) денег»?

- Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму.

Правильно ли звучат вопросы?

1.Вы на следующей остановке сходите?

2.Вы на следующей остановке слезаете?

3.Вы на следующей остановке выходите?

  

 

- Наша повседневная жизнь снабжена жаргонной лексикой. А что представляет собой жаргон? (искусственно созданный язык)

Жаргоны засоряют нашу речь.

*Подобрать к жаргонным словам слова – синонимы из литературного языка.

1.Сечёшь - …

2.Потрясно - …

3.Клёво - …

4.Бабки - …

5.Видак - …

Ведущий: Проблема чистоты языка – это не только слова – паразиты, употребление жаргонов, ругательство матом, но и обилие в нашей речи иностранных слов, некоторые порой вовсе непонятны большинству людей. Мы все будто забыли о красоте и богатстве русского языка.

Подобрать к иностранным словам отечественные слова – синонимы:

1.валюта - …

2.карцер - …

3.менеджмент - …

4.шоу - …

5.рэкет - …

Ведущий: Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Стократ прав К.И. Чуковский, написавший: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова - от Пушкина до Чехова и Горького - создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз».      

Организаторы игры: МишинаЕ.Г., Милютина Н.А., учителя МБОУ Базинской оош                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-игры по русскому языку в 5 классе.

Урок позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно повысить интерес учащихся....

Урока-игра по русскому языку в 7 классе по теме " Обобщение изученного о предлогах и союзах".

данный урок  в форме игры "Звездный час" систематизирует ,закрепляет и проверяет знания учащихся о предлогах и союзах....

Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)

Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....

Своя игра по русскому языку в 6 классе Тема урока "Местоимение"

Урок русского языка проводится в форме телеигры "Своя игра"....

"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")

Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....

Игра по русскому языку в 5 классе

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе...