Имя прилагательное .КДМ
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Моисеева Елена Викторовна

Контрольно-диагностические материалы по теме "Имя прилагательное" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kdm_imya_prilagatelnoe.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе  

Регулятивные планируемые результаты.

Задания

1.   Напишите алгоритм правописания НЕ с прилагательными. Пользуясь им, выполни задание.

(Не)взрачный на вид; (не)известный художник; далеко (не)большое расстояние; (не)брежный почерк;(не)красна изба углами,а красна пирогами,( не)глубокая речонка; (не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка.

Возможный вариант ответа

1.Определяю, может ли употребляться прилагательное без не.

                Да                                             Нет

                                                               Пишу слитно

2.Смотрю, есть ли противопоставление с союзом а.

              Нет                           Да

                                                               

                                                        Пишу раздельно

3.Определяю, есть ли при прилагательном слова далеко не,

вовсе  не, ничуть не, нисколько не

                Нет                              Да

                                                      Пишу раздельно

4.Выясняю, образует ли прилагательное с не  новое слово (подбираю синоним без не или близкое по значению выражение)

                  Нет                                  Да

     Пишу раздельно               Пишу слитно

2.  Вставьте пропущенные буквы. Выберите правильный ответ из таблички.

а) С цветка на цветок перелетает тяжелый м_хнатый шмель.

б) А над муравьями качается, алея, п_хучая земляника.

в) Густой пор_ховой дым слоями растекался над токовищем.

г) Бл_городный олень – очень красивое, стройное животное с большими ветвистыми рогами.

1

2

3

4

о

о

о

а

а

а

а

а

о

о

а

о

а

а

о

о

3. Задание: выполните тест, проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.

Тест.

Цель: проверить знания учащихся по теме.

Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

если слово не употребляется без не-;

если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;

если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.

В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:

Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

(Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

(Не)приятельская армия отступила.

Эта книга далеко (не)проста.

Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

Посетитель был вовсе не скучен.

Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

Океан был совсем не спокойным.

В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Ключ

№ задания

1

2

      3

       4

5

6

Ответ

1,2

1,2

1,3

1,3

1,2

1,3

4. Распределите словосочетания в 3 столбика. Оцените работу товарища, опираясь на эталон.

За правильный ответ +; за неправильный –

Медвежья услуга, утиная походка, бараньи рога, ослиное упрямство, стальной нож, гусиный клюв, лисья шуба, медвежья берлога, стальные нервы, свиные котлеты, утиная охота, волчий аппетит

Эталон

Притяжательные

+-

Относительные

+-

Качественные

+-

бараньи рога

стальной нож

Медвежья услуга

 гусиный клюв

лисья шуба

 утиная походка

медвежья берлога

свиные котлеты

ослиное упрямство

волчий аппетит

утиная охота

стальные нервы

5 . Прочитайте слова в таблице. Правильно ли их расположение в соответствии с написанием н и нн в суффиксах прилагательных. Спишите, делая необходимые исправления (стрелочкой). Проверьте ответ товарища по эталону. Оцените. Найдите лишние словосочетания. Ответ аргументируйте.

Н

НН

Масля…ое пятно

Румя…ое лицо

Ю…ый спортсмен

Регистрацио…ый лист

Песча…ый берег

Мыши…ая нора

Овчи…ая шуба

Бесчисле…ые звёзды

Глиня…ый горшок

Деревя…ый стол

Комари…ый укус

Стекля…ый шар

Оловя…ый солдатик

Чугу…ый рельс

Безветре…ый день

Клюкве…ый сок

Торфя…ое болото

Кожа…ый портфель

Ветре…ый день

Соломе…ая крыша

Комментарий: лишние словосочетания - юный спортсмен, румяное лицо – так как  н входит в состав корня этих прилагательных

6. Сопоставьте качественные и относительные прилагательные. Напишите примеры. Определите да или нет. Проверьте ответ товарища по эталону. Оцените.

Признаки прилагательных

Примеры

Да   /  Нет

Можно ли образовать краткую форму от относительных прилагательных?

Можно ли образовать  от относительных прилагательных степени сравнения?

Могут ли относительные прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество?

Могут ли относительные прилагательные образовывать сложные прилагательные путём повтора?

Могут ли относительные прилагательные с приставкой не?

Могут ли относительные прилагательные с уменьшительно- ласкательным значением?

Можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы?

Можно ли к относительным прилагательным подобрать антонимы?

Возможный вариант выполнения задания

Признаки прилагательных

Примеры

Да   /  Нет

Можно ли образовать краткую форму от относительных прилагательных?

Майская-майск

нет

Можно ли образовать  от относительных прилагательных степени сравнения?

Более майский

нет

Могут ли относительные прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество?

Очень майский

нет

Могут ли относительные прилагательные образовывать сложные прилагательные путём повтора?

Майский-майский

нет

Могут ли относительные прилагательные с приставкой не?

немайский

нет

Могут ли относительные прилагательные с уменьшительно- ласкательным значением?

майскенький

нет

Можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы?

Деревянная- из дерева

Да-синтаксические синонимы

Можно ли к относительным прилагательным подобрать антонимы?

Вчерашняя- сегодняшняя

Да-контекстные антонимы

7. Напишите пропущенное слово-прилагательное

Берёза – лиственное, туя – …

Толстый – тонкий, безобразный - ….

Чёрный – тёмный, белый - ….

Кузнец – железный, столяр - ….

Чёрный – белый, полная - …

8. Восстановите «слепые» предложения.

В окончаниях имён прилагательных после шипящих  под ударением пишется буква ___, без ударения буква ___.  Например, ______________ и __________________.

9. Заполните таблицу данными примерами, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы по образцу. Составьте 2-3 сложных предложения с любыми из данных слов.

- к-

- ск -

есть краткая форма; от существительных с основой на - к -, - ч -, - ц -

нет  краткой формы, не от существительных с основой на - к-, - ч -, - ц -

Вяз...ий, немец...ий, белорус...ий, киргиз...ий, казац...ий, француз...ий, турец...ий, индус...ий, одес...ий, матрос...ий, украин...ий, кельт...ий, звер...ий, простец...ий

Образец. Резкий (резок). Ткацкий  (ткач). Киргизский (киргиз)

10. Образуйте сложные прилагательные от данных слов

Образец. Бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Темный, коричневый, волосы; черный, белый бровь; синий,  зеленый, глаз; красный, синий, нос; бледный, красный, щеки


Познавательные планируемые результаты

Задания

1.Прочитайте текст и выполните задания

    Притяжательные прилагательные имеют славную историю. Ведь это они явились основой образования многих фамилий. Благодаря фамилиям мы узнаём, что, например, предков многочисленных Петровых звали Петрами, Николаевых - Николаями, а Ивановых – Иванами.

     С некоторыми фамилиями сложнее. Заглянув в специальный словарь, узнаём, что, в основе фамилии Пушкин – прозвище, или некрестильное имя Пушка, или именование рода деятельности предка - пушкарь.

     И в составе многих географических наименований тоже есть притяжательные прилагательные: Киев, Царицын, Александров, Иваново, Львов, Мышкин и.т.д.

    Интересно, что притяжательные прилагательные входят в состав некоторых фразеологических оборотов: прокрустово ложе, геркулесовы столпы, танталовы муки, крокодиловы слёзы, медвежья услуга.

                                               (по «Занимательной лингвистике»)

  1. Узнать значение данных фразеологизмов, обращаясь к словарю фразеологических оборотов;
  2. узнать значение фамилии любимого писателя, обращаясь к Интернет-ресурсам или специальному словарю фамилий и имён;
  3. привести примеры географических названий, в основе которых притяжательные прилагательные.

2.Изучите местные материалы (журналы, газеты ,книги или ресурсы Интернета), соберите материал о своём крае (городе, деревне, районе) и напишите о нём так, чтобы захотелось туда поехать на экскурсию.

(Х. Бадрутдинов  «Жемчужины Камского-Устья» («Гүзәл Кама Тамагы»)

Выделите качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

3.Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

4. Образуйте от слова ветер прилагательное (-ые). К какому словарю вы обратитесь, чтобы определить значение этих слов?

Ветер- поток воздуха

Ветряной- действующий силой ветра

Ветреный – с ветром. Обозначает также пустого легкомысленного человека.

Вставьте пропущенные буквы.

Ветр…ая погода, ветр…ые дни, ветр…ое утро, ветр…ая оспа,ветр…ый юноша, ветр…ая мельница, ветр…ой двигатель.

5.Цифровой диктант. Верны ли утверждения? Если да-1; нет-0.

Я утверждаю, что

  1. В суффиксах прилагательных всегда пишется одна н.
  2. Суффикс  –ин- всегда пишется с одной н.
  3. Слово деревянный – исключение.
  4. В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько в полных формах.
  5. Слово безветренный пишется с одной н.
  6. В суффиксах –ан- (-ян-) всегда пишется одна н.
  7. Серебряный пишется с двумя н.
  8. Слово ветреный – исключение.
  9. От слова ветер образуется только одно прилагательное.
  10. Правильно написать слова помогает морфемный разбор слова.

Ключ:0,1,1,1,0,1,0,1,0,1

6 .Расставьте ударения. В трудных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю. Составьте словосочетания и предложения.

Красивее

Языковое (явление)

Языковая (колбаса)

Ежовый

Кумачовый

Ветряная

Кухонный

Украинский

Иссиня-чёрный

Изжелта-красный

Переводной

Переводный

Несказанный

7. Опишите куклу-матрёшку. Что включает в себя описание портрета?

(Лицо, улыбка ,волосы, глаза, рост, осанка и.т.д)

Составьте коллективно (или по группам) портрет куклы-матрёшки. Запишите наиболее удачные фразы, использованные вами художественные средства выразительности.

А теперь прочитайте текст и выполните задания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте части слов, в которых находятся вставленные орфограммы.

          Матрёшка – это деревя(н,нн)ая кукла, похожая на ваньку-встаньку. Изобр…жает она русск…ю крестьянск…ю девушку. Внутрь матрёшк… вкладывают несколько меньших матрёшек, распол…гая их по росту.

         Матрёшка в шали алого цвета стояла на письме(н,нн)ом столе. Она  была густо покрыта лаком и бл…стела, как стекля(н,нн)ая. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях. Д…ревенский мастер наградил матрёшек русской кр…сотой, соболи(н,нн)ыми бровями и рдеющим, как угли, румянцем.

        Синие их глаза он пр…крыл дли(н,нн)ыми  ресницами.

                                                                  (По К.Г.Паустовскому)

-Какие художественные приёмы использовал автор при создании образа матрёшки?

Предполагаемый ответ: Эпитеты -шаль алого цвета; русская красота; соболиные брови; рдеющий румянец. Сравнения –похожая на ваньку-встаньку; блестела, как стеклянная; рдеющим.как угли. Инверсия –синие их глаза

-Попробуйте объяснить принцип членения текста на микротемы.

Предполагаемый ответ:1 абзац даёт определение-описание куклы-матрёшки. Во 2 абзаце автор приглашает нас полюбоваться красотой матрёшки и умением деревенского мастера. В 3абзаце матрёшка словно оживает благодаря выразительной детали (синие глаза, длинные ресницы). В тексте происходит постепенное оживление, одухотворение куклы-матрёшки.

8. Пользуясь словарём синонимов, составьте синонимичные ряды к словам способный и удивительный.

  1. Подготовьте устное публичное выступление о произведении народного декоративного искусства, обращаясь к материалам из энциклопедий, Интернета. Постарайтесь выступить так, чтобы слушатели почувствовали ваше отношение к произведениям народного декоративного искусства.

10. Диктант - “Молчанка”

Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах

У учащихся карточки

 О     и  Е

Правило повторить

У учителя карточки со словами

  • ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
  • КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
  • БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
  • ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
  • ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
  • ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
  • ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
  • ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

Коммуникативные  планируемые результаты

Задания

1. Прочитайте работу вашего сверстника. Что понравилось вам в сочинении? Какому типу речи (повествование, описание, рассуждение) соответствует текст? В каком стиле написано сочинение?

ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО ЛИСТОЧКА

   Однажды произошла такая история. Жил-был листочек. Он висел на старом дубе.

    На дворе стояла хорошая погода. Он висел и разговаривал с соседним листочком. Тогда ему было всего два дня.

      Время шло очень быстро. Началась осень.  Листочек  стал желтеть.

    Однажды появился  сильный ветер. И листочек полетел. Он летел очень долго. Он поднялся высоко над леса. Он  летел и думал, как упадет в ковер листьев и встретится с собратьями. И  так он летел и летел но не упал  в ковер листьев, а попал ко мне на руку.

   Так и закончилась жизнь листочка на дереве и  началась  новая — в моей книжке, куда я его положил!

Коля  О.

  1. Что бы вы предложили для улучшения художественного стиля сочинения: диалог, описание, прилагательные-эпитеты или что-то еще?
  2. Напишите свою историю листочка с дерева, проявив фантазию и юмор. Прочитайте ее своим одноклассникам и попросите оценить сочинение, отметив достоинства стиля и его недостатки.

2. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

  ЦВЕТЫ

По утрам умываясь росой,

Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой,

И спросил я: - А как назывались?

И мерещилось многие дни

Что-то тайное в этой развязке:

Слишком грустно и нежно они

Назывались - «анютины глазки».

  1. Прочитайте статью из «Энциклопедического словаря»:

        «АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ», травянистое 1-2 -летнее растение сем. Фиалковых в Евразии. Формы и сорта с крупными цветками разной формы и окраски используют в декор. сад-ве.»

Какими особенностями научного стиля обладает эта статья? Аргументируйте свой ответ. Запишите, используя материал этой статьи, предложение, в котором  ставится тире между подлежащим и сказуемым.  

3. Любите ли вы делать «открытия» - узнавать что-то  новое, интересное, необычное? Напишите об одном из своих «открытий» - о том новом, что вы узнали из книг или почерпнули из других источников информации, а может быть, увидели сами, стали очевидцем событий. Напишите легко, свободно, связно, по законам построения текста.

4. Прочитайте описание зимнего вечера из рассказа А.П. Чехова. Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

Недавно шел первый снег и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе  пахло снегом под ногами мягко  хрустел снег. Земля крыши деревья скамьи на бульварах все было мягко бело молодо и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче воздух был прозрачней экипажи стучали глуше и в душе вместе  со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег.

1 Докажите, что это художественное описание зимнего вечернего  города.

2. Какую стилистическую роль играет повтор слова снег?

3. Найдите все имена прилагательные. Какие из них употреблены в форме сравнительной степени?

4. Какое впечатление оставил у вас этот пейзаж? Назовите все то, что создало впечатление яркой художественной картины: какие звуки, какие краски, какие действия вы  запомнили.

5.  Приходилось ли вам наблюдать картину первого  снега в деревне? Расскажите,  как это происходило и что вы  чувствовали, наблюдая за  тем, как падает первый снег в свете уличных фонарей?

6.  Познакомьтесь с тем, как оценивает поэт Константин Ваншенкин эпитеты в творчестве Александра Блока.

    Вспоминаю начало «Соловьиного сада»:

Я ломаю слоистые скалы

       В час отлива на илистом дне.

     И таскает осел мой усталый

     Их куски на мохнатой спине.

    Эпитеты очень точны: скалы — слоистые, дно — илистое, осел — усталый, спина его — мохнатая

     Эпитеты  эти точны, но так может сказать каждый наблюдательный человек, а не обязательно поэт. Но немного дальше идет:

По ограде высокой и длинной

      Лишних роз к нам свисают цветы.

    Не пышных, не ярких, не блеклых, не красных, не каких-либо еще, но именно лишних. Там, за оградой, все увито розами, там их, грубо говоря, достаточно, слишком много, и вот лишние свисают на эту сторону. Так увидеть мог только поэт, художник.

     У больших поэтов эпитеты так точны, что мы их зачастую  даже не замечаем.

    Эпитеты, поражающие нас, встречаются не слишком уж часто, в этом тоже их сила.

1. Сделайте устного сообщение о роли прилагательных в художественном тексте, используя  в качестве примера стихотворные строки А.Блока.

  1. Подберите и запишите художественный текст, в котором прилагательные выступают в роли красочных определений-эпитетов.

7. Прочитайте текст и  приготовьтесь писать его под диктовку.

ИЗБУШКА НА ВИШЕРЕ

    Из потемневшей вечерней тайги мы вышли к Вишере и увидели избушку.

     Маленькая, в два окошка, она стояла на берегу в остроконечных пихтах, и стояла так просто и хорошо, как будто выросла здесь сама по себе.

    В темном окошке что-то блеснуло. Это закат отразился в стекле. На крыше избушки сидел коршун. Он закричал плаксиво, поднялся над деревьями и пропал, сгорел на закатном небе.

    Мы скинули рюкзаки и вошли в избушку. На столике у окна стояла банка сгущенки. Из-под нее высовывался лист бумаги, на котором было написано химическим карандашом: «Уже месяц идем через тайгу. Мы случайно вышли к избушке и жили здесь три дня. Мы нашли чай, сахар и сухари. Дорогой хозяин, спасибо тебе. Пей чай с нашей сгущенкой. Мы никогда не забудем этой избушки».

Ю. Коваль

1. Как проявляется взаимовыручка охотников-таежников?

2. Обратите внимание на важные для описания детали. Перечислите их. Какие из них  названы с помощью имен прилагательных?

3. Нарисуйте по описанию избушку на Вишере и подтвердите точность рисунка устным рассказом -  описанием избушки.

   


 Список использованных документов и источников информации

      I.  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. /          Н.В.Егорова Н.В. - 2-е изд. Перераб. _ М. : ВАКО, 2015. - 416 с.

2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.

3. Дейкина А.Д. Русский язык: Универсальные учебные материалы: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Вербум-М. 2008. - 172 с.

3. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд.  - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.

II. Электронные ресурсы

  1. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного  и начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orenipr.ru >rmo_2011docs|13uo37.doc – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 27.11.2014).
  2. Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.su >ov|programma_razitiya_univversalnuh... – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 27.11.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...