Местоимение как часть речи. Обобщающий урок.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Надеждина Ирина Николаевна

Урок традиционный: комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся, полученых при изучении темы "Местоимение как часть речи". Это один из заключительных уроков повторения и обобщения по данной теме.

Цель-повторить все изученное о местоимении: разряды местоимений, орфограммы, регулирующие написание местоимений, отработать их автоматическое применение, а также развитие умений по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Местоимение как часть речи»  (6 класс)

Ирина Николаевна Надеждина, учитель русского языка и литературы

                                                       МБОУ СОШ №7 города-курорта Анапа

Цели урока:

Образовательные:

обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение»;

контроль и оценка знаний, умений, навыков по теме «Местоимение как часть речи»;

расширение кругозора учащихся при выполнении заданий.

Развивающие:

активизация самостоятельной деятельности;

развитие познавательной активности.

Воспитательные:

воспитание коммуникативности;

привитие культуры общения;

воспитание  интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, экран.

Форма проведения урока: комбинированный урок.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Подготовка к уроку.

 Слово учителя.

  1. Фронтальный опрос-индивидуальная работа по карточкам
  2. Грамматическая  разминка: 1)Синтаксический разбор  2)Морфемный разбор:   3)Словообразовательный разбор
  3. Повторение ранее изученного с помощью слайдов – тестов

  1. Объяснительный словарный диктант.

  1. Работа с перфокартой: терминологический диктант: определить разряды местоимений  (взаимопроверка)
  2. Отличие личных местоимений от  притяжательных

  1. Определение  разрядов  местоимений.

  1. Сочинение-миниатюра на тему : «12 апреля-День Космонавтики»,  

«Космос в 2061году», используя местоимения в своих предложениях.

10.Домашнее задание:

План проведения урока.

Этап

задание

время

икт

1.Организацион

ный момент

Подготовка к уроку. Слово учителя.Дорогие ребята, тема нашего урока «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать их от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.  

1мин

2.Фронтальный опрос + карточки для индивидуальной работы

Вопросы:

1.Что такое местоимение?

2.Почему личные местоимения называются личными?

3.В чём особенность возвратного местоимения?

4.На какой вопрос отвечают притяжательные местоимения?

6.Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных местоимений?

7.Какое из указательных местоимений указывает на предмет , находящийся вблизи, а какое на предмет- вдали?

2мин.

Презента

ция «Море местоимений»

  1. Назовите группу личных местоимений:

А) я, тот, кто

Б) они, мы, вы

В) каждый, ничей, сам

2. Определите разряды местоимений:

А) оно- личное

Б) себя- возвратное

В) этот- указательное

3. Найдите отрицательные местоимения:

А) ничей, никакой, некого

Б) никто, себя, ты

В) ни с кем, кое-что, кто-нибудь

4. Найдите в каждом ряду слово, не являющееся местоимением:

А) всякий, наша, обе, она

Б) себя, там, тот, твой

В) сам, общий, кто-то, моё

Презента

ция «Море местоимений»

3.Грамматичес

кая  разминка:

1)Игра «Составь предложение»:

1)Из предложения Первый спутник был создан у нас в стране. возьмите дополнение.

2)Из предложения  Зацвели первые подснежники. возьмите сказуемое.

3)Из предложения Первый космонавт Земли- Юрий Гагарин. возьмите числительное и поставьте его во мн.ч. им.пад.

4)И предложения  Весенний дождь полил землю  возьмите определение и поставьте его во мн. ч. в им. пад.

5)Из предложения Цветы нужно поливать чаще возьмите дополнение.

Из выписанных слов составьте предложение.

5 мин.

Слайд с поэтап

ным добавле

нием слов

2)Синтаксический разбор  

У  нас  з..цв…ли  первые  в…се(н,нн)ие   цв…ты.

Слайд с предложением, в котором нужно вставить пропущенные буквы

3)Морфемный разбор:  

Весенние

2мин.

4)Словообразовательный разбор

Весенние- весна (суффиксальный)

5)Найти в предложении местоимение, поставить его в начальную форму, определить разряд

(У) нас-мы(личное)

И.п. мы

Р.п. нас

Д.п. нам

В.п. нас

Т.п. нами

П.п. о нас

3мин.

Слайд с падежами

6) поставить местоимение  в начальную форму, определить разряд

 

  • Передо мной (     я  )- личное
  • у наших(        наши    )- притяжательное
  • с нами(     мы    )- личное
  • каждого (      каждый     )-определительное
  •  с собой (     себя  )-  возвратное
  •  с ним(    он     )- личное
  •  иному  (       иной     )- определительное
  • к себе(    себя        )- возвратное  

4.Повторение.

1)Объясни орфограмму.

Кто-то, сколько-нибудь, некто, кое-кого, кое у кого, кто-либо, никто, не с кем, ни с кем, некоторый.

3мин.

Чистый слайд со строками

2)Распределительный диктант.

Не-                                                                              ни-

Некоторый, некого, никакой, ничто, нечто, не с кем, ни с кем, ничего, никого, нечего

3мин.

Вставь пропущенные буквы: 

  • Н_сколько не стеснялся
  • Н_  на кого не обижался
  • Н_  на кого рассчитывать
  • Н_кто не узнал
  • Н_кого  обвинять

Укажи разряды выделенных местоимений:

  • Нечто  интересное мы должны были узнать на этой встрече.
  • Нам было трудно выполнить такое задание.
  • Иного  ответа мы от неё и не ждали.

  • А)указательное
  • Б)отрицательное
  • В)неопределённое
  • Г)определительное

3)Отличить личные местоимения от притяжательных

Личные местоимения 

Притяжательные место

имения 

Его позвали. Попросили её прийти. Их было много.

Её дом  был далеко.

 Мне понравились их 

ответы.

Это его костюм.

4)Определи разряды местоимений

  • Я, ты, он, вы.
  • Этот, тот, таков.
  • Какой-то, что-то.
  • Никакой, нечто.
  • Мой, наше, их.
  • Себя

  • Отрицательное
  • Неопределённые
  • Возвратное
  • Указательные
  • Притяжательное
  • Личные

3мин.

слайд

5. Работа с перфоконвертом

  • Заполняется перфоконверт, а затем производится взаимопроверка по ответам на доске:
  • Обозначения: О- определительные
  •                             П- притяжательные
  •                             У- указательные

О

сам

самый

весь

П

мой

наш

твой

У

этот

тот

такой

О

всякий

каждый

иной

П

ваш

его

их

о

другой

любой

сама

4мин

Слайд

1)Сначала названия разрядов местоимений

2)Ответы для проверки

6.Работа с тестом на повторение темы «Приставки»

1(2) учащийся выполняет тест на повторение у доски.

7мин.

Тест «Приставки»

7. Работа с учебником

Самостоятельная работа учащихся над упражнением учебника. Выполнить упр. №.77, стр.184 (найти местоимения, слова с приставками): никогда, обкатывал, взбудоражила

8. Слово учителя

о полёте в космос Юрия Алексеевича Гагарина в 1961году, об освоении  космического пространства

Слайд

9.Сочинение-миниатюра

Написать сочинение-миниатюру на тему «12 апреля-День Космонавтики»,

«Космос в 2061году», используя в предложениях

местоимения

6мин.

Слайд с космической тематикой и коллажом

10.Итог урока

Что узнали нового? Что повторили на уроке?

Выставление оценок.

1мин

11.Домашнее задание

П.77, упр. 439 или

 составить задание для соседа по парте:

1)подобрать из учебника литературы отрывок  в 20слов, в котором нужно будет вставить пропущенные буквы в словах;

2)найти местоимения в тексте, определить их разряды.

1мин

слайд



Предварительный просмотр:

Фамилия имя

Обязательный уровень.

                       1. Обведи кружочком правильный ответ:

                              А) местоимение обозначает предмет;

                              Б) местоимение указывает на предмет;

                              В) местоимение называет предмет.

                       2. Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.

                           Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На

                            … старуха взглянула, лишь с очей  прогнать … велела.

                       3. Поставь местоимения в нужном падеже.

                                С (вы) - ……….

                                На (ты) - ……….

                                О (они) -……….

Дополнительный уровень.

                        4. Составь и напиши словосочетания, употребляя местоимения

                        в скобках.

                                Спросил (ты) ………….

                                Спросил (вы) ………….

                                Спросил (мы) ………….

                       5. Напиши начальную форму. Определи падеж и лицо.

                                 О них - ……….

                                 К нему-……….

                                 За нами - ……….



Предварительный просмотр:

Рабочий лист учащегося______________________________________________________

Обобщение по теме «Местоимение  как часть речи»

Разряды местоимений.

Грамматическая  разминка:

Задание 1: Игра «Составь предложение» и выполни его синтаксический разбор

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2: Морфемный разбор слова:    весенние

________________________________________

Задание  3: Словообразовательный разбор: весенние

_____________________________________________________________________________

Задание 4:  Найти в предложении местоимение, поставить его в начальную форму, определить разряд

И.п.________

Р.п. ________

Д.п.________

В.п.________

Т.п.________

П.п.________

Задание 5: поставить  местоимение  в начальную форму, определить разряд

  • . Передо мной (       )-
  • у наших(            )-
  • с нами(         )-
  • каждого (           )-
  •  с собой (       )-
  •  с ним(         )-
  •  иному  (            )-
  • к себе(              )-

 

Задание 6.Словарная работа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7: Распределительный диктант

                      НЕ-

                              НИ-

                                                     

Задание 8: Вставь пропущенные буквы: 

  • Н_сколько не стеснялся
  • Н_  на кого не обижался
  • Н_  на кого рассчитывать
  • Н_кто не узнал
  • Н_кого  обвинять

Задание9:. Укажи разряды выделенных местоимений:

  • Нечто  интересное мы должны были узнать на этой встрече.
  • Нам было трудно выполнить такое задание.
  • Иного  ответа мы от неё и не ждали.

  • А)указательное
  • Б)отрицательное
  • В)неопределённое
  • Г)определительное

                  /                                                   /

        

Задание10: Отличить личные местоимения от притяжательных 

местоимения 

местоимения 

Его позвали. Попросили её прийти. Их было много.

Её дом  был далеко.

 Мне понравились их 

ответы.

Это его костюм.

Задание11: Определи разряды местоимений 

  • Я, ты, он, вы.
  • Этот, тот, таков.
  • Какой-то, что-то.
  • Никакой, нечто.
  • Мой, наше, их.
  • Себя

  • Отрицательное
  • Неопределённые
  • Возвратное
  • Указательные
  • Притяжательное
  • Личные

  • Задание12: Обозначения:
  •                            О- определительные
  •                             П- притяжательные
  •                             У- указательные

_____________________________________________________________________________

Задание 13 Выполнить упр. параграфа 77, стр.184 (найти местоимения, слова с приставками)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14: Сочинение-миниатюра.

Написать сочинение-миниатюру на тему «12 апреля-День Космонавтики», «50 лет в космосе», «Космос в 2061году», используя в предложениях  местоимения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Местоимение.   Классификация местоимений по значению

Личные

Возвратное

Притяжательные

Указатель

ные

Вопросительные

(употребляются  для вопроса)

Относитель

ные (употребляются для связи частей СПП)

Определи

тельные

Отрицатель

ные

Неопределённые

1л.-я,мы;

2л.-ты,вы;

3л.он,она,

оно, они

себя

мой

наш

твой

ваш

его

её

их

свой

этот

тот

такой

таков

столько

кто?

что?

какой?

чей?

который?

сколько?

кто

что

какой

чей

который

сколько

сам

самый

весь

всякий

каждый

иной

другой

любой

никто

ничто

некого

нечего

никакой

ничей

некто

нечто

некоторый

некий

несколько

кое-кто

кто-нибудь

что-либо

что-то


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение изученного по теме «Местоимение как часть речи»

Слайд 2

Образовательные: обобщение и систематизация знаний по теме: «Местоимение» контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи» расширение кругозора учащихся при выполнении заданий Развивающие: активизация самостоятельной деятельности развитие познавательной активности Воспитательные: воспитание коммуникативности привитие культуры общения воспитание интереса к предмету воспитание патриотизма, гордости за свою страну

Слайд 3

1)Из предложения Первый спутник был создан у нас в стране возьмите дополнение. 2)Из предложения Зацвели первые подснежники возьмите сказуемое. 3)Из предложения Первый космонавт Земли-Юрий Гагарин возьмите числительное и поставьте его во мн.ч., им.пад. 4)Из предложения Весенний дождь полил землю возьмите определение и поставьте его во мн. ч., им. пад. 5)Из предложения Цветы нужно поливать чаще возьмите дополнение.

Слайд 4

У нас з..цв…ли первые в…се(н,нн)ие цв…ты.

Слайд 5

Весенние Весенние 2)Морфемный разбор слова : 3)Словообра- зовательный разбор слова :

Слайд 6

(У) нас- И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. (У) нас-мы(личное) И.п. мы Р.п. нас Д.п. нам В.п. нас Т.п. нами П.п. о нас

Слайд 7

Передо мной ( )- у наших( )- с нами( )- каждого ( )- с собой ( )- с ним( )- иному ( )- к себе( )-

Слайд 9

Под ударением Без ударения не ни

Слайд 10

Н_сколько не стеснялся Н_ на кого не обижался Н_ на кого рассчитывать Н_кто не узнал Н_кого обвинять

Слайд 11

Нечто интересное мы должны были узнать на этой встрече. Нам было трудно выполнить такое задание. Иного ответа мы от неё и не ждали. А)указательное Б)отрицательное В)неопределённое Г)определительное

Слайд 12

местоимения местоимения Его позвали. Попросили её прийти. Их было много. Её дом был далеко. Мне понравились их ответы. Это его костюм.

Слайд 13

Я, ты, он, вы. Этот, тот, таков. Какой-то, что-то. Никакой, нечто. Мой, наше, их. Себя Отрицательное Неопределённые Возвратное Указательные Притяжательное Личные

Слайд 14

О сам самый весь П мой наш твой У этот тот такой О всякий каждый иной П ваш его их О другой любой сама

Слайд 15

о о о П П П У У У о о о П О П О П О

Слайд 16

Написать сочинение-миниатюру на тему 1)«12 апреля-День Космонавтики», 2)«50 лет в космосе», 3)«Космос в 2061году», используя в предложениях местоимения

Слайд 17

И нтерес – Что интересно было на уроке ? Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли ? О бучение – Чему вы научились? Г лавное – Что сегодняшний урок дал нам?

Слайд 18

П.77, упр. 439 или составить задание для соседа по парте: 1)подобрать из учебника литературы отрывок в 20 слов, в котором нужно будет вставить пропущенные буквы; 2)найти местоимения, определить их разряды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Обобщающий урок по теме «Местоимение как часть речи» ( 6 класс).

Обобщающий урок- игра по теме:  «Местоимение как часть речи» ( 6 класс). На данном уроке проверяется  умения детей находить местоимение в тексте, отличать их от других частей речи, определят...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...