Лабораторная работа по теме "Простое осложненное предложение", 8 класс
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Лабораторная работа по теме "Простое осложненное предложение", 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lr_no5_pop_8_klass.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Обособленные члены предложения
Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информацией.
Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради для лабораторных работ, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_rab_Name_5, где цифра обозначает порядковый № работы (всего лабораторных работ шесть, в соответствии с основными темами курса русского языка 8 класса).
ЦЕЛЬ: научиться понимать сущность и условия обособления, смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
В результате выполнения лабораторной работы вы будете уметь:
1) сопоставить обособленные и необособленные второстепенные члены предложения;
2) оценивать правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать недочёты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: обособление; обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств; уточняющие члены предложения.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, доступ в Интернет; два толковых словаря разных авторов или справочники по русскому языку (по вашему выбору).
Задание 1
1. Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_rab_Name_5.
В Интернете, на сайте http://mirslovarei.com/, в разделе «Русский язык», или по ссылке www.gramota.ru/slovari/ найдите:
а) «Толковый словарь Ожегова»,
б) «Толковый словарь Ушакова»,
в) «Большой энциклопедический словарь».
Или: для выполнения этого задания потребуется два толковых словаря разных авторов или справочники по русскому языку (по вашему выбору).
2. Найдите в указанных словарях толкование терминов «обособление», «обособленные члены предложения». Скопируйте эти словарные статьи в документ Lab_rab_Nате_5, созданный вами.
3. Внимательно прочтите определение терминов «обособление», «обособленные члены предложения» в сохраненном документе или справочниках. Сравните их с определением термина «обособленные члены предложения» в соответствующих параграфах из вашего учебника. Используя информацию, данную в словарных статьях и соответствующих параграфах вашего учебника, ответьте на вопрос: «Что общего в этих определениях и чем они отличаются друг от друга?»
4. Используя информацию, данную в словарных статьях и параграфе вашего учебника, заполните Таблицу 1.
Таблица 1
Общее в определениях (ключевые слова, термины) | Отличие в определениях (ключевые слова, термины) | |
Обособленные члены предложения |
Какое определение вы считаете наиболее полным? Почему? Запишите ответы в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_ Name 5 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 1»).
Задание 2
1. Изучите структуру Таблицы 2 «Простое осложнённое предложение».
Таблица 2
Вид осложнения | Примеры | |
Конструкции, которые являются членами предложения: | ||
1 | Однородные члены | |
2 | Обособленные члены предложения | |
а) | Обособленные определения (в том числе приложения): – согласованные; – несогласованные | |
б) | Обособленные дополнения (выделительные конструкции) | |
в) | Обособленные обстоятельства | |
г) | Обособленные уточняющие члены предложения | |
Конструкции, которые НЕ являются членами предложения: | ||
1 | Вводные конструкции | |
2 | Обращения |
2. Впишите в правую колонку Таблицы 2 по два примера для каждого типа осложнённого предложения.
Источник примеров (укажите выбранный вами источник примеров перед выполнением задания):
1) http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#011 на портале www.gramota.ru, http://www.licey.net/russian/syntax/rl_1_8 на портале http: / /www.licev.net. другие ресурсы раздела «Русский язык» на http://katalog.iot.ru («Образовательные ресурсы сети Интернет»); или:
2) тексты упражнений по теме «Обособленные члены предложения» из вашего (или любого другого) учебника русского языка.
3. Определите и запишите последовательность действий (для каждого типа конструкций), которые необходимо выполнить для обособления членов предложения. Ответ запишите в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_5 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 2»).
4. Проанализируйте структуру Таблицы 2 и сделайте вывод о том, что общего у обособленных членов предложений и вводных слов/обращений и в чём отличие? Запишите ответ в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_5 в вашей папке на рабочем столе.
Задание 3
1. Изучите Таблицу 3 «Типичные ошибки в предложениях с причастным оборотом».
Таблица 3
Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
Ошибочное согласование причастного оборота не с тем членом предложения | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем. | |
Выбор неверного падежа причастия | Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним. | |
Выбор неверной формы причастия | Солевой раствор был необходим для дальнейших опытов, проводящихся в лаборатории. | |
«Отрыв» причастного оборота от определяемого слова | На станции не налажена работа по изъятию лиц из общественных мест, занимающихся бродяжничеством. | |
Разрыв причастного оборота определяемым словом | Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. | |
Причастный оборот включён в однородный ряд с определительным придаточным | Арестант тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. |
2. Исправьте ошибки (колонка № 2 Таблицы 3) и запишите правильный вариант предложения в колонке № 3.
3. Изучите Таблицу 4 «Типичные ошибки в употреблении деепричастного оборота».
Таблица 4
Причина ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам) | Подъезжая к городу, начался сильный ветер. | Когда мы подъезжали к городу, начался сильный ветер. Или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что начался сильный ветер. |
Подлежащее и сказуемое обозначают состояние, не зависящее от воли действующего лица, обозначенного в обороте | Дописав последнюю главу романа, у него появилась ненависть к герою. | Когда он дописал последнюю главу романа, то почувствовал ненависть к герою. |
В безличном предложении нет инфинитива | Приехав в Москву, ему стало грустно. | Когда он приехал в Москву или Приехав в Москву, он загрустил. |
В безличном предложении есть косвенное указание на субъект действия | Слушая музыку, мне трудно было не плакать. | Слушая музыку, трудно было не плакать. |
В пассивной конструкции | Уходя домой, оборудование проверяется рабочими. | Уходя домой, рабочие проверяют оборудование. |
4. Заполните Таблицу 5. Источник примеров по теме «Предложение с обособленными членами» — ресурсы из каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет» http://katalog.iot.ru (ссылка «Русский язык»), справочники по русскому языку (по вашему выбору).
Таблица 5
Позиция деепричастного оборота | Условие выбора позиции | Примеры |
Деепричастный оборот обычно предшествует сказуемому, если обозначает: | 1) предшествующее действие; 2) причину другого действия; 3) условие другого действия | |
Деепричастный оборот обычно следует за сказуемым, если обозначает: | 1) последующее действие; 2) образ действия |
5. Выполнив все пункты Задания 3, сделайте вывод, продолжив фразу.
1) При использовании причастного оборота в предложении следует помнить, что....
2) При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что...
Запишите ответы в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_5 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 3»).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
№ | Что делали? | Что наблюдали? | Оценка |
1 | |||
2 |
ВЫВОД: Выполняя эту работу, я научилась(ся)………
Для записи вывода можно воспользоваться следующими фразами: сегодня я узнал...; я понял, что...; теперь я могу...; я приобрел...; у меня получилось...; я смог...; я попробую...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа. Расставить знаки препинания. 11 класс.
Данная лабораторная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "Синтаксис" и проверки знаний учащихся по данной теме....
Лабораторная работа по физике в 10 классе "Определение плотности твердых и жидких тел".
Лабораторная работа по физике в 10 классе "Определение с помощью измерительного цилиндра плотности твердых и жидких тел на основе закона сохранения энергии"....
Лабораторная работа по литературе в 8 классе
Лабораторная работа по литературе в 8 классе была проведена по теме "Историческая основа темы Родина в стихотворении А.Блока "Россия" и цикла "На поле Куликовом"...
9 лабораторных работ по Visual Basic. 11 класс
1. Проект "Привет".2.Программа «Скорость» решает проблему ввода числовых значений, не заставляя пользователянабирать цифры на клавиатуре. Программа «Выбор» Работая над этой программой, вы научитесь ...
Лабораторная работа №2 по физике. 9 класс.
Тема: Измерение ускорения свободного падения....
Лабораторные работы по русскому языку, 7 класс
Работы представляют собой текст с прилагающимся к нему грамматическим заданием. Цель использоыания данного вида работы: срез знаний по разным темам, пройденным ранее....
Лабораторные работы 6, 8 и 10 классов "Осмотические явления в живых клетках"
Три лабораторные работы для 6, 8 и 10 классов по теме "Осмотические явления в живых клетках"....