Подготовка к сочинению по картине П. Федотова "Завтрак аристократа"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
В этой презентации пример организации работы в группах на уроке развития речи в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к сочинению по картине.Работа в группах. | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к сочинению проводится по группам. Учащиеся перед уроком распределяются на группы и каждая работает над вопросами, объявленными учителем. Отвечает один представитель от группы . От других групп могут идти дополнения и уточнения по каждому вопросу. Оценки выставляются отвечающим, дополняющим прибавляются доли баллов к их ответам на другие вопросы. 2
Обрамление сочинения. Вступление. ( Эти сведения – домашнее задание). Павел Федотов 1815 -1852 гг. Родился в Москве в семье бедного чиновника. Как художника его отличала тонкая наблюдательность , умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека — все это указывало, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. В этом убеждал его баснописец Крылов. В.Стасов называл его Гоголем русской живописи. 3
вступление Федотов П. «Завтрак аристократа» другое название картины « Не в пору гость» 1849 г. Написание картины. Федотов изобразил хозяина, который вот-вот будет застигнут непрошеным гостем в своей тщательно скрываемой убогости. 4
Вопросы к уроку ( общие для всех групп) 1. Главный герой в центре картины. О чем говорит его поза? 2.Что свидетельствует о том, что перед нами аристократ? 3.Какими предметами наполнена картина? 4.О чем они нам рассказывают ? 5
Задания для групп. 1. Составьте словосочетания и предложения, которыми вы опишете обстановку комнаты. 2. Подберите эпитеты для описания - предметов интерьера - внешности героя - его позы. ( Здесь можно устроить соревнования между группами «У кого больше?» ) 6
Федотов П. «Завтрак аристократа» другое название картины ( Не в пору гость ) 1849 г. Именно этот вопрос нашел отклик в душе художника , и он задумал сюжет картины «Не в пору гость» . Известное всем сегодня название появилось несколько позже. «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?» - писал в одном из фельетонов молодой писатель И.Гончаров . 7
Какие выводы можно сделать из того, что мы видим на картине? Сюжет , как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере.. Уже скрипнула дверь... Забеспокоилась собака... Заслышав шаги гостя, аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. 8
Не в пору гость (первоначальное название картины) Виден не гость, а лишь пола его сюртука да рука в перчатке, отодвигающая портьеру. А хозяин — в кресле у стола, за которым он завтракал, перелистывая при этом дешевый романчик в желтой обложке. Шум в прихожей застиг его врасплох, и он порывается вскочить навстречу, пытается в последнее мгновение как-то замаскировать улику — прикрыть книжкой ломоть черного хлеба, который составляет его завтрак. 9
Предметы, окружающая обстановка. Федотов достиг совершенства в передаче красоты материального мира, наполнив картину рядом говорящих деталей. Вокруг множество разнообразных предметов: дорогой, видимо, ковер на полу, античная ваза в роли корзины для бумаг, картинки на стене, стул с лежащими на нем рекламными листками (один из них предлагает дорогие устрицы), изящный полированный столик, горка с посудой, удобное зеленое кресло, ширма. Каждая вещь — характеризует героя: и статуэтка, и бокал с перьями, и ножнички, и бинокль в футляре, и еще один бокал, темного стекла, и лампочка в синем кружевном абажуре , и медный звоночек на затейливой подставке, и опустошенный, даже наизнанку вывернутый кошелечек, и многое другое , что находится в комнате. 10
Обрамление сочинения заключение Художника отличала тонкая наблюдательность , умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека. Как нельзя лучше подходит к идее этой картины русская народная пословица «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Федотов высмеивает в картине ложь и надувательство . Герой картины напоминает гоголевского Хлестакова в его стремлении не быть, а казаться. 11
Примерный план сочинения 1.Вступление ( несколько слов об авторе и об истории создания картины ). 2. Задний план, окружающая обстановка. - интерьер комнаты – свидетельство прошлого богатства . - состояние комнаты – свидетельство сегодняшней бедности. 3. В центре – главный герой - одежда, поза, выражение лица ; стрижка собачки. 4. Выводы, опираясь на сказанное выше. 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Урок подготовки к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...
Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"
Данный урок предназначен для подготовки к написанию сочинения по картине в 5 классе...
Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)
Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....
Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...
Презентация к мастер-классу по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Наглядное сопровождение мастер-класса....
Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"
Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...
Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)
Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока - экскурсия, который является одной из форм активизации учащихся,...