Презентация "Глаголы - исключения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой. Урок «Глаголы – исключения» можно проводить в 5 – 7 классах.
Скачать:
Подписи к слайдам:
Как начнешь меня ты ____ Перестану я _________. Перестанут уши _________ Ну а руки – все __________. На меня начнешь ________, Будешь ты меня __________ - Буду все равно _______ . Буду от тебя _____________ Раз ты смог меня _________ Буду я тебя не ___________, А открыто --------.
Слова для справок: гнать, дышать, слышать, держать, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть, видеть, ненавидеть
Цель:
списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить условия выбора орфограмм на месте пропуска букв и скобок.
УЭ – 4
УЭ - 6
Цель
:
подведение итогов урока.
1.
Прочитайте цели урока УЭ – 0
2.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами?
3
.
Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?
УЭ
-0
Цели:
Обобщить и повторить знания теории по теме «Глаголы - исключения» и закрепить навыки:
> уточнить знания об особенностях глаголов - исключений
> умение видеть глаголы в тексте;
>
умение образовывать формы времени от глаголов - исключений;
> развивать познавательные и творческие способности, умение работать индивидуально
.
>
развивать умение у учащихся высказываться на грамматическую тему; сопоставлять, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость, формулировать умения преодолевать трудности.
>
умение работать в паре, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
Алгоритм написания безударных личных окончаний глагола.
Поставить глагол в неопределённую форму.
Посмотреть, на что оканчивается глагол.
Определить спряжение
.
2 спряжение
1спряжение
Все
глаголы на –
ить
, кроме брить, стелить;
11 глаголов – исключений:
Гнать, держать, зависеть, видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, терпеть, дышать, слышать, вертеть
Все остальные глаголы.
Окончания –
АТ,-ЯТ
;
Гласная
И
в окончаниях.
Окончания –
УТ, -ЮТ
;
Гласная
Е
в окончаниях
УЭ- 3
1
. К глаголам – исключений подобрать однокоренные слова. 2.Подобрать к данным глаголам отрицательные или неопределенные местоимения.
Взаимопроверка
Держать
язык за зубами
- очень аккуратно относиться к своим словам, не говорить лишнего.
Держать за семью печатями
-
о
спрятанном в очень надежном месте.
Держать нос по ветру
-
вести
себя в зависимости от внешних обстоятельств.
Держать порох сухим
-
в
сегда
быть в полной готовности к чему-либо.
Держи карман шире
- когда хотим насмешливо отозваться о чьих-либо завышенных требованиях.
Модульный
урок
по
теме
«
Глаголы - исключения»
УЭ – 5
Цель:
объясни значение фразеологизмов:
Держать язык за зубами
Держать за семью печатями
Держать нос по ветру
Держать порох сухим
Держи карман шире.
Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями. Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).
Взаимопроверка
Дышать - дышишь – дышит, дышал
Слышать- слышишь - слышит, слышал,
Держать – держишь - держит, держал.
Смотреть – смотришь – смотрит, смотрел.
Вертеть – вертишь - вертит, вертел.
Терпеть - терпишь - терпит, терпел.
Зависеть - зависишь - зависит, зависел.
Обидеть- обидишь – обидит, обидел.
Видеть- видишь – видит, видел.
Ненавидеть- ненавидишь – ненавидит, ненавидел.
брить – брешь – бреет, брил.
стелить- стелешь – стеллит, стелил.
3. Прочитайте текст «История глаголов – исключений»
В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и йот на -
а.Четвертый
класс тематических глаголов относился ко второму спряжению! Например: обид-
ти
–
обидиши
; вид-
ти
–
видиши
; слыша-
ти
–
слышиши
.
Взаимопроверка
Он
и мухи не обидит.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Если кого обидишь, от того и сам потерпишь обиду.
Кто терпит, тому везёт.
За кем нет погони - тот и не беж…т.
Солдат шилом бреется, дымом греется.
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
Два арбуза в одной руке не удержишь.
Нужда загонит на чужбину.
В чужом глазу соринку видит, в своём бревна (не) замечает.
Любят того, кто (не) обидит никого.
Не глаза видит, а человек; не ухо слышит, а душа.
УЭ -2
Цель
:
образовать от глаголов – исключений формы 2л. и 3
л.ед
. ч. настоящего времени, форму прошедшего времени.
Образец
: гнать –гонишь –гонит, гнал.
УЭ - 7
Рефлексия
.
Отметьте кружком ступеньку, соответствующую вашим знаниям на сегодняшнем уроке.
5
4
3
2
1
.
Запишите число и тему урока.
УЭ-1
Цель
:
актуализация знаний учащихся по теме «Глаголы - исключения»
2. Прочитайте цели урока и сформулируйте их конкретно для себя.
4.
Открыть учебник и повторить все глаголы-исключения.
5.
Повторите алгоритм «Как определить спряжение глагола».
3. Прочитайте текст «История глаголов – исключений»
6. Допишите глаголы, чтобы получилось стихотворение.
Как
начнёшь меня ты
гнать
,
Перестану я
дышать
,
Перестанут уши
слышать
,
Ну а руки – всё
держать
.
На меня начнёшь
смотреть
,
Будешь ты меня
вертеть
–
Буду всё равно
терпеть
,
Буду от тебя
зависеть
,
Раз ты смог меня
обидеть
.
Буду я тебя не
видеть
,
А открыто
ненавидеть.
Взаимопроверка
Он и мухи (не)обид…т. Кто кого обид…т, тот того и
ненавид
…т. Если кого обид…
шь
, от того и сам
потерп
…
шь
обиду. Кто
терп
…т, тому везёт. За кем нет погони - тот и не беж…т. Солдат шилом
бре
…
тся
, дымом
гре
…
тся
. В декабре зима стел…т холсты, а мороз
навод
…т мосты. Два арбуза в одной руке не
удерж
…
шь
. Нужда загон…т на чужбину. В чужом глазу соринку вид…т, в своём бревна (не)
замеча
…т. Любят того, кто (не)обид…т н…кого. Не глаза
вид..т
, а человек; не ухо
слыш
…т, а душа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Латинский язык. II склонение существительных. Особенности и исключения
Ход и содержание урока. Организационный момент.Проверка готовности к уроку,сообщение плана урока, условия работы.(2 мин). Введение в проблему урока.Вступительная беседа (актуализация знаний учащих...
Всем без исключения о правилах дорожного движения
Учебный год начался. Да, действительно, а работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий уже кипит в МОУ СОШ №6 п. Гончарка. Наконец-то выход из школьного двора на прое...
Методика «Исключение слов»
Оценка вербально-логическрого мышления...
Урок по английскому языку в 3 классе "Забавные животные. Множественное число существительных - исключений"
Данный урок подходит для учителей, работающих в неязыковых школах по программе "Spotlight".Посвящён грамматической теме "Множественное число существительных - исключений" .Содержит:1) Презентацию...
Вопросы являются основным методом познания всего, художественный текст - не исключение.
В работе приведены вопросы, которые дают приток свежих мыслей на урок, открывают в произведении тайные течения, дают возможность ученикам высказаться свободно, доверительно. Это, вероятно, один из под...
Редактирование текста (подготовка к сжатому изложению за счёт исключения второстепенного материала и обобщения)
Урок развития речи в 9 классе (подготовка к ГИА)...
конспект отркытого занятия "ДЛЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, ЕСТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ"
Цель:-расширить представления учащихся о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.Задачи:- воспитывать уважение к правилам дорожного движения;- учит...