методическая разработка урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Тема "Бессоюзные сложные предложения" имеет важное значение при изучении раздела "Синтаксиси и пунктуация", при подготовке к выполнению заданий ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Цели: 1. Дать понятие о бессоюзном сложном предложении.
2. Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения.
3. Формировать умение использовать различные синонимичные конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи.
4. Воспитывать уверенность, доброжелательность.
Ход урока.
- Организационная часть урока.
Сообщение темы, определение целей урока. Создание мотивации обучения( задания по изучаемой теме имеются в тестовой части
ГИА по русскому языку ).
- Повторение.
А) Опрос-проверка теоретических знаний учащихся.
-Какие виды сложных предложений вам известны?
-Сложносочинёнными называются предложения…
-Сложноподчинёнными называются предложения…
Б)Индивидуальное задание: подчеркнуть грамматические основы в предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Определить вид сложных предложений, установить смысловые отношения между их частями.
* Разд..ётся выстрел а волк прод..лжает бежать.
*Ель хороша только при сильном солнечном свете потому что тогда её чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью.
*Тихо стоит еловый бор на пригорке и ветер не шелохнёт даже листочка м..л..дых осинок и берёзок.
*Т..мнота сгустилась так что нельзя было разл..чить человека на расст..янии двух метров.
В) Задание классу. Какие простые предложения можно принять за сложные? Попробуйте на слух определить, какие предложения простые, а какие сложные. Диктант с буквенными обозначениями.
* Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
* Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
*Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
* Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгой.
* Валить на товарища собственную вину - подлость в кубе.
* Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
(проверка : один учащийся демонстрирует свою запись на доске, класс сверяется: С П П С П С )
-Каков результат? Если кто-то затруднялся, нужно повторить данный материал.
-Кто был внимателен и заметил, какими были сложные предложения?
Г) Проверка выполнения задания у доски.
Д) Сделайте вывод: почему смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП и СПП достаточно чётко определятся. ( помогают союзы)
- Изучение нового материала.
На доске записаны предложения.
*Толстые сосульки свисали с крыш и обтаивали на солнце.
* Капли падали с них, звонко ударяли о лёд, по всем улицам
пели песню весны.
Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых причастием, во втором – деепричастием. Составьте из получивших-
ся предложений: 1 вариант – сложносочинённое предложение,
2 вариант – сложноподчинённое предложение,
3 вариант – бессоюзное сложное предложение.
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весны.
Как только толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весне.
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весне.
Сравните предложения, прочитайте, выбрав правильную интонацию. Обратите внимание на богатство синтаксической синонимии, т.е. на возможность передать одно и то же содержа-
ние разными синтаксическими конструкциями. Вместе с тем, несмотря на смысловую близость этих конструкций, есть и отличия в смысловых отношениях сложных предложений. Определите эти отличия.( ССП – отношения между частями равноправные, союз и
подчеркивает последовательность действий;
СПП – неравноправные , союзы придают различные
смысловые оттенки;
БСП – смысловые отношения между частями выражены
менее четко)
- Как мы всё-таки устанавливаем смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения? Как передаём их в устной речи и на письме?( содержание простых предложений,
интонация,
определённые знаки препинания)
- Подведём итог – дайте определение БСП.
- Закрепление учебного материала.
А) Работа с текстом: наблюдение за расстановкой знаков препинания, выбор правильной интонации, выразительное чтение.
( сильные учащиеся получают текст без знаков препинания, расставляют их самостоятельно, работы сдают на проверку)
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами
высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки
цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит
ленивой рысцой.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут
над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся;
могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
(И.Тургенев)
- Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?
Б) Самостоятельная работа – творческое задание: описать сегодняшний день, используя бессоюзные сложные предложения.
Сильные учащиеся читают составленные предложения, класс оценивает, являются ли они бессоюзными, интересен ли текст с художественной точки зрения.
В) Определение смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения.( задание на перспективу)
* Не спеши языком – торопись делом.
* Грибы ищут – по лесу рыщут.
* Любите книгу: она научит вас уважать человека.
- Всегда ли однозначно можно определить смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении?
- Как проверить, правильно ли они определены? Почему важно уметь их определять? Об этом мы подробно поговорим на следующем уроке.
- Выставление оценок. Задание на дом.
Бессоюзные конструкции часто используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения между предложениями.
Записать 6 пословиц или афоризмов, представляющих собой бессоюзные сложные предложения.
Знать определение БСП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...