Деепричастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе о деепричастии как самостоятельной части речи. Учащиеся научатся различать деепричастие среди других самостоятельных частейречи, узнают морфологические и грамматические признаки деепричасти,конструировать предложения, используя деепричастие как одиночное, так и с зависимыми словами, расставляя соответствующие знаки препинания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
СОШ№ 3 имени Ю.А.Гагарина
План-конспект урока по русскому языку в 7 классе
Тема урока: «Деепричастие как часть речи»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Такменина Вера Александровна
г. Таганрог 15 марта 2016 год
Русский язык 7 класс
Учебник: Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений : Просвещение, 2008. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.А.
Страницы: 76-78 Тип урока: изучение нового. Форма: интегрированный урок Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота. Предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи;
- развитие навыков орфографической зоркости.
- Воспитывать внимание к слову.
- Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия;
- Проверка качества усвоения учащимися данной темы.
Развивающие:
- Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
- Развитие речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям;
- Воспитание интереса к русскому языку.
Учебные:
- Расширить знания;
- Проверить усвоение материала путем выполнения практических исследовательских работ;
- Формировать практические навыки при выполнении самостоятельной работы;
Ход урока
I. Организационный момент. Этап “включения” в урок. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем. II. Сообщение темы и цели урока. Сегодня урок у нас необычный – грамматическое исследование. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. Вы готовы? В таком случае давайте проверим вашу готовность к грамматическому исследованию. III. Первое испытание орфографический поединок. Приготовьте своё оружие - знания и карандаши. Дома вы друг для друга составляли диктанты (с пробелами) на правописание НЕ с разными частями речи. Поменяйтесь карточками и заполните пробелы.Проверьте правильность выполнения задания, выставите оценки друг другу. Критерии оценок 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3») IV. Второе испытание. Комплексная работа с текстом: пишем под диктовку, проверяем со слайда на доске: Тетерев сел на самом верху, где ветка сосны и ветка ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и громко крикнул.
1) Работа над ошибками (Что? Где? Почему?) у доски работает более сильный ученик, остальные выполняют работу в тетради:
Ветка елИ – в оконч. , сущ. 3 скл. в Р. п. - - - оконч. И
слОжились – в корне, - лож - , полОжить, НО полАгать. И так далее (система работы над ошибками отработана, поэтому времени уходит мало)
2) Озаглавьте текст.
3) Определите тему и главную мысль текста.
4) Определите стиль текста:
Эпитеты: радужный, чистейшие, жалкие, огненный и т. п.
Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье
Сравнение: как мостик.
5) Перечислите действия, которые совершает тетерев и запишите в тетради, один – у доски. (сел – устроившись - стал расцветать – завидев – подпрыгнул – показав - крикнул)
- Какая часть речи обозначает действие?
- Какие слова не очень похожи на глаголы? Подчеркните их.
- Чем они отличаются от глаголов?
а) нет привычных окончаний глаголов;
б) не изменяются: завидев подпрыгнул, завидев подпрыгнула, завидев подпрыгнули.
Это особая форма глагола – ДЕЕПРИЧАСТИЕ V. Третье испытание. Анализ предложения. Устроившись на этом мостике ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца.
- Какое действие главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)
- Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?) Изменяется ли слово? Каким членом предложения является? VI. Знакомство с теорией учебника: параграф № 26, стр. 76. Вывод: 1.Деепричастие не изменяются. 2.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. 3. В предложении деепричастие является обстоятельством. VII. Закрепление полученных знаний. Густые туманы тяжело висят над водой и отражаются призрачными очертаниями. Густые туманы тяжело висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями.
- Подчеркните подлежащее и сказуемое в обоих предложениях.
- В каком предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные?
- Во втором предложении глагол «висят» обозначает основное действие. А какое слово обозначает добавочное действие? Это и есть деепричастие.
- Так что же обозначает деепричастие?
- От какой части речи образовано деепричастие?
- Задайте вопрос к деепричастию.
- Чем оно бывает в предложении?
- Можно ли его изменить?
- Сформулируйте правило самостоятельно. Деепричастие произошло от двух слов: дее (дееспособность, деятель, деятельный) + причастие, т.е. причастность к действию. Деепричастие украшает глагол, дополняет его другими действиями, как бы «дорисовывает движение». Составление схемы глагольных и наречных признаков деепричастия:
Деепричастие
признаки глагола признаки наречия обозн. добавочное действие является обстоятельством
не изменяется
- Как в письме выделяются деепричастия?
VIII. Актуализация знаний. Вам предлагается еще одно испытание - заполните “слепую” таблицу. Цель: формирование умения структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ | |||||
Грамматические признаки | Орфограммы | Синтаксис и пунктуация | |||
глагол | 1) | Член предложения | Обособляется | ||
Не изменяется | |||||
Что сделав? | 2) | ||||
-а- (-я-) |
IX. Самостоятельная работа по упражнению № 159, стр. 77. Определите стиль и тип текста. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие -добавочные? Перепишите. Расставляя пропущенные знаки препинания; над деепричастиями напишите букву д. Подчеркните главные члены предложения. X. Рефлексия и подведение итогов урока.
Вопросы классу:
- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Деепричастие”?
- Чему научились?
- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно сегодня понравилось?
Домашнее задание:
1. Теория учебника — параграф 26, стр. 76.
2. Выполнить упражнение № 161. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе 7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...
Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий
Тест с сайта Захаренковой...
Материал к уроку в 7 кл. на тему: "Деепричастие как часть речи. Морфологический разбор деепричастия"
План морфологического разбора деепричастия...
Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"
Проверочная работа "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...
Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.
Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...