Деепричастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Урок русского языка в 7 классе о деепричастии как самостоятельной части речи. Учащиеся научатся различать деепричастие среди других самостоятельных частейречи, узнают морфологические и грамматические признаки деепричасти,конструировать предложения, используя деепричастие как одиночное, так и с зависимыми словами, расставляя соответствующие знаки препинания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deeprichastie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

СОШ№ 3 имени Ю.А.Гагарина

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе 

Тема урока: «Деепричастие как часть речи»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

                                     г. Таганрог 15 марта 2016 год

Русский язык 7 класс
Учебник: Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений : Просвещение, 2008. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.А.
Страницы: 76-78                                                                                                                                            
Тип урока: изучение нового.                                                                                                                  Форма: интегрированный урок                                                                                                              Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота. Предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи;
  •  развитие навыков орфографической зоркости.
  • Воспитывать внимание к слову.
  • Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия;
  • Проверка качества усвоения учащимися данной темы.

Развивающие: 

  • Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
  • Развитие речи учащихся, мышления.

Воспитательные: 

  • Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям;
  • Воспитание интереса к русскому языку.

Учебные: 

  • Расширить знания;
  • Проверить усвоение материала путем выполнения практических исследовательских работ;
  • Формировать практические навыки при выполнении самостоятельной работы;

Ход урока

I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.                                                         Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.      II. Сообщение темы и цели урока.                                                                                                              Сегодня урок у нас необычный – грамматическое исследование. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. Вы готовы? В таком случае давайте проверим вашу готовность к грамматическому исследованию.                                                                                                                III.  Первое испытание  орфографический поединок. Приготовьте своё оружие - знания и карандаши. Дома вы друг для друга составляли диктанты (с пробелами) на правописание НЕ с разными частями речи. Поменяйтесь карточками и заполните пробелы.Проверьте правильность выполнения задания, выставите оценки друг другу. Критерии оценок 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3»)                                                                                                                         IV. Второе испытание. Комплексная работа с текстом: пишем под диктовку, проверяем со слайда на доске:                                                                                                                               Тетерев сел на самом верху, где ветка сосны и ветка ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и громко крикнул.

1) Работа над ошибками (Что? Где? Почему?) у доски работает более сильный ученик, остальные выполняют работу в тетради:

Ветка елИ – в оконч. , сущ. 3 скл. в Р. п. - - - оконч. И

слОжились – в корне, - лож - , полОжить, НО полАгать. И так далее (система работы над ошибками отработана, поэтому времени уходит мало)

2) Озаглавьте текст.

3) Определите тему и главную мысль текста.

4) Определите стиль текста:

Эпитеты: радужный, чистейшие, жалкие, огненный и т. п.

Метафоры: загорелся огненным цветком, стал расцветать, чистейшее белье

Сравнение: как мостик.

5) Перечислите действия, которые совершает тетерев и запишите в тетради, один – у доски. (сел – устроившись - стал расцветать – завидев – подпрыгнул – показав - крикнул)

- Какая часть речи обозначает действие?

- Какие слова не очень похожи на глаголы? Подчеркните их.

- Чем они отличаются от глаголов?

а) нет привычных окончаний глаголов;

б) не изменяются: завидев подпрыгнул, завидев подпрыгнула, завидев подпрыгнули.

Это особая форма глагола – ДЕЕПРИЧАСТИЕ                                                                                          V. Третье испытание. Анализ предложения.                                                                                                                         Устроившись на этом мостике ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца.

  • Какое действие главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)
  • Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?) Изменяется ли слово? Каким членом предложения является?                                                 VI. Знакомство с теорией учебника: параграф № 26, стр. 76.                                                        Вывод: 1.Деепричастие не изменяются.                                                                                  2.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.                                                                                                     3. В предложении деепричастие является обстоятельством.                                                                    VII. Закрепление полученных знаний.                                                                                                                                       Густые туманы тяжело висят над водой и отражаются призрачными очертаниями. Густые туманы тяжело висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями.
  • Подчеркните подлежащее и сказуемое в обоих предложениях.
  • В каком предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные?
  • Во втором предложении глагол «висят» обозначает основное действие. А какое слово обозначает добавочное действие? Это и есть деепричастие.
  • Так что же обозначает деепричастие?
  • От какой части речи образовано деепричастие?
  • Задайте вопрос к деепричастию.
  • Чем оно бывает в предложении?
  • Можно ли его изменить?
  • Сформулируйте правило самостоятельно.                                                                  Деепричастие произошло от двух слов: дее (дееспособность, деятель, деятельный) + причастие, т.е. причастность к действию. Деепричастие украшает глагол, дополняет его другими действиями, как бы «дорисовывает движение».                                             Составление схемы глагольных и наречных признаков деепричастия: 

Деепричастие

     признаки глагола                                                                            признаки наречия обозн. добавочное действие                                              является обстоятельством

                                                                                                               не изменяется

- Как в письме выделяются деепричастия?

VIII. Актуализация знаний. Вам предлагается еще одно испытание - заполните “слепую” таблицу.                                                                                                                                                         Цель: формирование умения структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Грамматические признаки

Орфограммы

Синтаксис и пунктуация

глагол

1)

Член предложения

   Обособляется

Не изменяется

Что сделав?

2)

-а- (-я-)

IX. Самостоятельная работа по упражнению № 159, стр. 77.  Определите стиль и тип текста. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие -добавочные? Перепишите. Расставляя пропущенные знаки препинания; над деепричастиями напишите букву д. Подчеркните главные члены предложения.                                                                                    X. Рефлексия и подведение итогов урока.

Вопросы классу:

- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Деепричастие”?

- Чему научились?

- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?

- Что особенно сегодня понравилось?

Домашнее задание:

1. Теория учебника — параграф 26, стр. 76.

2. Выполнить упражнение № 161. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...