Урок русского языка в 5 классе "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 5 классе "Обращение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_obrashcheniya.rar | 415.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе на тему «Обращения»
Цель: познакомить с обращением и обучить правилам постановки знаков препинания при них.
Задачи:
Обучающая:
- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки нахождения обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;
Развивающая:
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать креативные способности обучающихся.
Воспитательная:
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
- формировать умение работать в паре.
Тип урока: объяснение новых знаний
Методы работы: объяснение, наблюдение, сравнениеобобщение.
Виды работ: работа с карточками, работа с учебником, схематизация, работа в парах, самостоятельная работа.
Материал к уроку: ИКТ-средства (компьютер, проектор, экран, индивидуальные карточки
Учебник : Русский язык:учеб.для 5 кл /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов-М.:Просвещение, 2002.
Ход урока:
Дата (записать в тетрадь)
1.Настрой на занятие..
Ребята оцените свое настроение, выбрав цвет на слайде (слайд с цветами). Поднятием руки за красный цвет, или др.
2.Вводная беседа.
На доске спроецированы предложения:
Соседка, перестань срамиться.
Спой, светик, не стыдись!
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
Послушай-ка, дружище!
-Прочитайте эти предложения выразительно. Назовите басню. (Слон и Моська, Ворона и Лисица, Кукушка и Петух, Осел и Соловей). Кто автор басен? Назовите героев басни. Как называют друг друга герои басни? Какой частью речи выражены эти слова? В каком падеже?
-Обратитесь к своему однокласснику с какой-нибудь просьбой? Какое существительное вы использовали в качестве обращения?
В разговорной или письменной речи мы часто называем тех, к кому обращаемся. Такие слова называются ОБРАЩЕНИЯМИ. Как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке? Тему записать в тетрадь. Знакомство с целями урока (слайд).
3. Объяснение нового материала:
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (см.Правило, с.81). Обращения произносятся с особой звательной интонацией. Т.е.интонация на этих словах повышается, а после них выдерживается пауза. В русском языке когда-то был особый, звательный падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи. Например, что тебе надобно, старче? Отче наш… В разговорной речи мы часто сокращаем конечные гласные обращений: Саш, иди сюда! Посмотри, мам! Тань, ты скоро? Это все следы звательного падежа.
Роль обращений. Обращения могут состоять из 1 слова или иметь при себе пояснительные слова (милый кум). Давайте найдем такие обращения в предложениях.
У обращений особая роль – они не входят в число членов предложения, а служат для привлечения внимания собеседника. К тому же они показывают отношение говорящего к собеседнику, а также и о самих собеседниках. В обращениях могут проявляться чувства. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
Как относится Шавка к Моське? Лиса к Вороне? Кукушка к Петуху? Осел к соловью? Не случайно Крылов использует в баснях обращения. Обращения – это один из способов олицетворения.
-Какими частями речи выражены обращения? (Сущ в И.п.). Какой член предложения, как и обращение,может быть выражен существительным в именительном падеже? (Подлежащее). Поэтому иногда мы можем перепутать их с подлежащим, поэтому нужно быть внимательнее. (Подлежащее – производитель действия). Обращение можно заменить подлежащим. Попробуем заменить обращение в наших предложениях на подлежащее. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Соседка, перестань срамиться. - Соседка перестанет срамиться.
Спой, светик, не стыдись! Светик споет, не стыдясь.
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! – Как милый Петушок поет громко, важно!
Послушай-ка, дружище! Дружище послушает.
В этих предложениях те же самые слова играют роль подлежащего. Но интонация предложений совершенно другая.
- Обращения можно убрать из предложений. Проделаем это. Что изменилось?
Перестань срамиться.
Спой, не стыдись!
Как поешь ты громко, важно!
Послушай-ка!
(Вместе с обращениями ушла непосредственность общения, предложения стали более сухими.)
Знаки препинания при обращении.
А теперь давайте посмотрим на каком месте в предложении стоит обращение и составим схемы этих предложений.
Соседка, перестань срамиться. [ О,…].
Спой, светик, не стыдись! [ …,О,…]!
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! […,О, …]!
Послушай-ка, дружище! [ …, О]!
То есть, мы видим, что обращение может стоять на любом месте в предложении. Что вы еще заметили в этих предложениях? (Обращение всегда выделяется запятыми, несмотря на то, в каком месте находится в предложении.) Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются
- Иногда обращение может произноситься с восклицательной интонацией. Тогда после него ставится восклицательный знак. Например: Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха! (Кукушка и Петух).
4.Физкультминутка
5.Закрепление
Дифференцированная работа по карточкам.
Упражнение № 1. Какой член предложения, как и обращение,
может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор: Составьте схему.
- Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
- Тебя мой куманёк век слушать я готова.
Упражнение № 2. Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг, мамочка, Николай Иванович. В одном из предложений используйте слово ПОЖАЛУЙСТА. Обратите внимание, что «пожалуйста» (вежливое, этикетное слово) выделяется на письме запятыми.
Упражнение № 3. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Посоветуйтесь друг с другом в паре. Назовите басни.
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? («Слон и Моська»)
2. Соседушка мой свет! Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! («Демьянова уха»)
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. («Собачья дружба»)
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…(«Волк на псарне»)
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? («Свинья»)
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. («Осел и Соловей»).
Дополнительное упражнение (устно).
Составьте предложения с обращениями (по рисункам), пользуясь следующими схемами
1) О! ...
2) ... , О, ...
3) О, ...
4) ... ,О
5) ... ,О!
6. Итоги урока
Закончите предложения на карточках.
Обращение – это ...
Обращения выражаются ...
На письме обращения выделяются ...
Например ...
Обращения нужны для того, чтобы ...
(2-3 человека зачитывают свои работы).
Домашнее задание:
- Найти в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова обращения. Выписать эти предложения, составить их схемы.
- §.41, с.81. упр.213.
Выставление оценок.
Оцените свое настроение, выбрав рисунок (слайд).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...