Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Обобщение по теме "Местоимение""
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок по русскому языку для 6 класса: "Обобщение по теме "Местоимение""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatko._obobshchenie_po_teme_mestoimenie.docx | 25.3 КБ |
prezentatsiya_obobshchenie_mestoimenie_6_klass.pptx | 85.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цель урока: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении.
Задачи урока:
- соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи; выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи;
- формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний;
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; создавать на уроке положительную культурно-речевую среду и атмосферу комфортного доверительного общения.
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:... (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека.
Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам, понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…
– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
Постановка целей урока.Слайд №1
Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о местоимении и ответим на вопрос: для чего же нужны местоимения?
III.Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)
Рассказ учащегося о местоимении.
- Сколько разрядов местоимений по значению и грамматическим особенностям выделяется?
- Перечислите все разряды местоимений?
- Какие группы местоимений выделяют по соотношению с другими частями речи?
- От чего зависят морфологические признаки и синтаксическая роль местоимений в тексте?
- Как часто в нашей речи встречаются местоимения?
(Герб местоимения, подготовленный учащимися заранее)
Перед тем, как начать повторять полученные знания о разрядах местоимения, проведем небольшую разминку.
Разминка.
– Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь?
1)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2)Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я, мы.)
3)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я)
4)Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь.
Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. ( Якорь)
5)Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который
издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква)
IV.Повторение
Личные местоимения
- Мы ежедневно встречаемся с ними, их всего восемь, и все они изменяются по падежам и указывают на лица?
- В теме «Глагол» мы знакомились с таблицей личных местоимений, постарайтесь сами воспроизвести эту таблицу?
- Личные местоимения отвечают на вопросы?
- Что добавляется к местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлога?
- Какую часть речи заменяют личные местоимения?
Слайд №2
Выполняется 1 задание, слайды №3,4
1.Вставьте личные местоимения.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
(Слайд, сам.раб. – на карточке)
Возвратное местоимение
- У какого разряда местоимения в арсенале всего одно местоимение? Слайд №5
- Какую часть речи оно заменяет?
- Что оно обозначает?
- Какие морфологические признаки у этого местоимения? Чем является в предложении?
Слайды №6,7
2.Исправьте ошибки:
Я укорял меня за невнимательность.
Он хвастун: всё время хвалит самого его.
(слайд, сам.раб. – на карточке)
Притяжательные местоимения
Слайд №8
- Теперь вспомним о притяжательных местоимениях. На какой вопрос они отвечают?
- Как они изменяются? Какую часть речи заменяют?
- Какие личные местоимения в форме Р.п. так же используются в значении притяжательных? Исправьте ошибки в употреблении притяжательных местоимений (Слайды №9, 10)
- Назовите синтаксическую роль этих местоимений в предложении?
- Сколько их всего? Мой, твой, ваш, наш, свой.
-Выполните задание:
3.Перепишите текст, исправьте ошибки:
И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересны. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У их мне очень понравилося.
( сам.раб. – переписать в тетрадь с карточки)
Вопросительные и относительные местоимения
- Пришло время вспомнить о вопросительных и относительных местоимениях. Почему их можно назвать братьями-близнецами?
- В чем их сходство и различие?
(они абсолютно одинаковы вне предложения, различить их можно, только обратив внимание на их роль в предложении. Если они стоят вначале вопросительного, по цели высказывания ,предложения – вопросительные; если они являются союзными словами в придаточной части сложноподчиненного предложения, являются членами предложения - относительные )
- Какие части речи они заменяют?
- Назовите их морфологические признаки.
-Выполните задание:
4.Подчеркни и подпиши относительные и вопросительные местоимения, расставь знаки препинания там, где это нужно.
К которому часу ты вернешься? Я пока не знаю к которому часу мне удастся вернуться. Как зовут новенького? Я не успел узнать как зовут новенького. Где ты проведешь каникулы? Пока неясно где я буду отдыхать летом. Чей это котёнок? За все утро я так и не узнал чей это котёнок.
( сам.раб. – на карточке)
Неопределённые и отрицательные местоимения
- У вопросительных местоимений много родственников. Кроме братьев-близнецов, есть ещё много детей и внуков. К ним относятся неопределённые и отрицательные.
- Расскажите поподробней о неопределённых местоимениях? Какие части речи заменяет? С помощью, каких частиц и отчего образуются?
- Среди них есть такие местоимения-существительные, которые не изменяются по падежам, о чем идет речь?
- Пришел черед послушать о местоимениях отрицательных, об их морфологических признаках и синтаксической роли, об их правописании? (Слайды №11, 12, 13)
-Выполнить задание:
5.Найдите отрицательные и неопределённые местоимения, укажите их разряд:
Однажды кто-то зачем-то взял что-то в каком-то месте. Его-то и искали почему-то за кражу чего-то какие-то двое. Искали слева, искали справа по каким-то следам. И узнали, что никогда ни в каком месте никто ничего не брал.
( сам.раб.- на карточке)
Определительные местоимения
- Попробуйте назвать все определительные местоимения?
- Что это за местоимения?
- Какие две части речи они заменяют?
- Каким образом они изменяются и чем являются в предложениях?
6.Два ученика вошли в класс и увидели на доске остатки склонения одного местоимения:
Именительный – са
Родительный – самого
Дательный – самому
Винительный – самого
Творительный – самим
Предложный – о самом
Один утверждал, что это склонение определительного местоимения сам, а другой утверждал, что на доске даны косвенные падежи местоимения самый.
Кто прав?
( сам.раб.- на карточке)
(сам)
(Сам – 1.обозначает, что кто-нибудь лично производит действие или испытывает его; 2.своими силами без помощи со стороны.
Самый – 1.употреб-ся для уточнения при слове этот, тот в значении именно;
2.употреб-ся для уточнения места и времени в значении прямо, как раз)
Указательные местоимения
- Последняя группа местоимений – указательные. (Слайд №14)
- Какие части речи заменяют эти местоимения?
- В каких предложениях мы можем их использовать?
- Местоимения потому, затем, отсюда, оттуда, поэтому и др. пишутся?
- Каким образом изменяется местоимение-числительное столько? (только по падежам)
V.Самостоятельная работа
Последним этапом нашего урока-обобщения, станет самостоятельная работа:
- Перфокарты:
Н…сколько е
Н…кто и
Н…кого е
Н…чего и
Н…кем е
Где…нибудь -
Кое…как -
Н…который е
Как…нибудь -
Н… перед чем и
Сколько…нибудь -
Н…какой и
Н…кто е
Кто…то -
Какой…либо -
- Соедини:
Я, ты, он, вы. Отрицательное
Этот, тот, таков. Неопределённые
Какой-то, что-то. Возвратное
Никакой, нечто. Указательные
Мой, наше, их. Притяжательное
Себя Личные
3. С кем (нибудь) выб..рать;
(н..) чего (н..) у кого (не) г..рело;
какие (либо) р..стения;
сделать кое(что);
(н..) перед чем (н..) останавливаться;
(н..) чего боят..ся;
гл..деть (н..) на что;
(н..) чего не находит;
где(то) пос..деть;
(не) было (н..) какой опасности.
VI. Итог по уроку
- Подведем итог, ответив на вопросы, поставленные еще в начале урока:
Для чего нужны местоимения?
Нужно ли учиться их разграничивать и писать грамотно? (Слайд №15)
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
Подготовка к написанию контрольного диктанта.
Упражнение № 682.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личные. Я ТЫ ОН ОНА ОНО ОНИ МЫ ВЫ
Вставьте личные местоимения . … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вставьте личные местоимения . Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?
Возвратное СЕБЯ
Исправьте ошибки. Я укорял меня за невнимательность. Он хвастун: всё время хвалит самого его.
Исправьте ошибки. Я укорял себя за невнимательность. Он хвастун: всё время хвалит самого себя .
Притяжательные « Слушать я уже устал ейные упреки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит кажный день.» И у нас во дворе слышал я однажды, Как ребята говорят: « ихний », « ейный », « кажный », Чтобы вы никогда не попали в лужу, ИХ, ЕГО, и ЕЁ говорить вам нужно. Пели мы про поросят, Намекали на ребят. То, что можно поросятам, Непростительно ребятам.
Евонный ихние ейные кажный
Евонный – его ихние – их ейные – её кажный – каждый
Отрицательные мягкое НЕЧТО злая НИЧТО скромное НЕСКОЛЬКО решительное НИСКОЛЬКО застенчивое НЕКОГДА безжалостное НИКОГДА
Вставьте пропущенные буквы в отрицательные местоимения Н..чт о н .. что н..ск о лько н .. сколько н..когд а н .. когда н..ког о н .. кого
Вставьте пропущенные буквы в отрицательные местоимения Н и что н е что н и сколько н е сколько н и когда н е когда н и кого н е кого
Указательные ЭТОТ ТОТ ТАКОЙ ТАКОВ СТОЛЬКО ЭДАКИЙ ОНЫЙ СЕЙ ЭКИЙ
Соедини Я, ты, он, вы. Отрицательное Этот, тот, таков. Неопределённые Какой-то, что-то. Возвратное Никакой, нечто. Указательные Мой, наше, их. Притяжательное Себя Личные
Соедини Я, ты, он, вы. Личные Этот, тот, таков. Указательные Какой-то, что-то. Неопределённые Никакой, нечто. Отрицательное Мой, наше, их. Притяжательное Себя Возвратное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...