конспект урока в 5 классе "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка с элементами проблемного обучения
Тема урока: «Глагол как часть речи» (5 класс)
Цель урока: повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения
Ход урока:
- Словарно-орфографическая работа:
-Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря. Вы его определите самостоятельно. Для этого выполните следующие задание.
Запишите под диктовку слова: расщепить, съесть, зелёный, зелень, разговаривать, смотр, обидеть, слепить, рассказ, ябедничать, издалека, объездить, влево, течёт.
-Соедините первые буквы, с которых начинаются корни глаголов и вы получите словарное слово. (щеголяет)
-Обясните лексическое значение этого слова. (Щеголять – 1.Нарядно одеваться, 2. Выставлять что-либо напоказ, хвастаться).
-Расскажите о его правописании.
-Составьте и запишите предложение с данным словом (Например, Моя подруга щеголяет в новом пальто).
Выполните синтаксический разбор записанного предложения.
2.Формулирование учащимися темы урока.
-Определите, на какой вопрос отвечает слово щеголяет, в каком времене оно стоит, в каком лице, какова синтаксическая роль в преложении?
- Слово щеголяет отвечает на вопрос что делает? Стоит в настоящем времени, в 3 лице. В предложении явлчется сказуемым.
- Назовите , что это за часть речи, которая имеет названные морфологические признаки и сформулируйте тему урока.
- Данные морфологические признаки имеет глагол, значит, тема нашего урока6 «Глагол как часть речи». (Учитель записывает тему урока)
3.Повторение теории.
Беседа:
1.Что обозначает глагол?
2.На какие вопросы отвечает глагол?
3.Как изменяются глаголы по временам?
4.Какова синтаксическая роль глагола в предложении?
4.Выполнение тренировочных упражнений.
а) Работа с текстом
Весна головсов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.
- Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (в первом)
- Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).
- Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы .
- Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действия, но существительные как предмет).
- Докажите, что это слова различных частей речи.
- В выписанных глаголах определите время глагола, лицо.
- Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику движения пробуждающейся природы, состояния человека. Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжения глаголов.
- В каких случаях спряжение определяется по окончанию? (Если оно находится под ударением).
- Поставьте выписанные глаголы в прошедшее время и запишите их.
- На что указывают их окончания? (Окончания указывают, в каком роде согласуется глагол с существительным).
- Какая морфема указывает, что данные глаголы употреблены в прошедшем времени? (Суффикс –л-)
- Объясните написание гласной перед суффиксом –л-.(Какая буква стоит перед –ть в неопределённой форме глагола, такая и перед суффиксом-л-).
- Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.).
- Самостоятельная работа (упр.268) –выписать подлежащие вместе со сказуемыми-глаголами. Указать, в чём согласуются сказуемое-глагол с подлежащим. Образец: Пшеница зеленеет –настоящее время, согласуется в числе и лице.Трава зеленела-прошедшее время, согласуется в роде и чиле.Проверка по цепочке.
- Сделаем вывод. Как изменяются глаголы в настоящем времени и в прошедшем? (В настоящем времени изменяются по лицам и числам, а впрошедшем- по родам и числам).
5.Подведение итогов урока
- О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)
- Расскажите всё, что вы знаете о глаголе. (Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, а впрошедшем времени – по родам (в ед. ч.) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим).
6. Оценивается работа учащихся на уроке.
Домашнее задание: параграф 16, упр.611
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....