Эссе на конкурс "Учитель года 2016"
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»
Чатурова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей им. В.В.Карпова» с. Осиново ЗМР РТ
Эссе
Я учитель
Я учитель. Профессия это или призвание? Изменилось ли восприятие этого слова обществом и отношение к нему в наше время? Огромное множество великих умов размышляло над глубиной и значимостью этого удивительного слова. Беру смелость и я внести свою скромную лепту в их стройный хор голосов, доказывающих, что профессия учителя - одна из самых древних и важных на земле, что не было, и нет ни одного человека, не имевшего своего учителя, оказавшего сильное влияние на формирование его характера и отношение к жизни.
Так где же та грань, которая отделяет ремесленника, добросовестно получившего высшее образование и пришедшего в школу с уверенностью, что он всё знает и умеет, от учителя, который в сомнениях и мучениях ищет одно единственное правильное решение: быть ему учителем, став полезным каждому своему ученику и обществу в целом, или уйти с этого пути, не занимая не своё место?
Великий Л.Толстой писал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Готов ли ты как учитель приносить жертвы «своему призванию»? Трудный выбор. Как часто в жизни нам приходится выходить на «перекрёсток двух дорог», чтобы выбрать единственную верную…
Я всегда думала, что свяжу свою жизнь с детьми, школой, учительской профессией, потому что росла в учительской семье (общий педагогический стаж которой равен 120 годам). И сколько себя помню, всегда была в стенах школы то с бабушкой и дедушкой, то с папой. И никогда не представляла себя вне шумной суеты, весёлого детского гомона, каких-то нерешенных проблем. Да, я так же, как и все дети, играла в школу: собирала вокруг себя младших мальчиков и девочек и учила их читать, считать, диктанты писать. Я нередко бывала и на домашних педсоветах, которые, возможно, и заложили во мне то убеждение, что от правильного решения учителя зависит не только сиюминутный успех ученика, но и дальнейшая жизнь. Передо мной никогда не возникал вопрос: кем быть? Но родители почему-то всегда были против моего выбора. Вот тогда и возник мой первый перекресток: пойти по пути, который определили для меня родители, или выбрать свою, единственно верную, как мне тогда казалось, дорогу. Стоя на воображаемом пересечении дорог, я точно знала, что моя работа должна быть непременно связана с детьми: мне просто необходимо быть с маленькими людьми, которые, я верила, нуждались во мне.
Бугульминское педагогическое училище помогло мне понять, что младшие школьники – интересный народ, но подготовка к урокам русского языка показала мне его тайны, и захотелось разгадывать их. В моей жизни появился ещё один перекресток. Я горжусь тем, что стала учителем русского языка и литературы. Именно на учителя литературы возложена миссия строительства самого хрупкого и самого высокого храма в мире – человеческой души.
Знаменитый физиолог И.П.Павлов сказал: «Слово сделало нас людьми». Трудно не согласиться с ним. Слово обладает огромной властью: лечит и убивает, низвергает и поднимает. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал Вадим Шефнер. Невозможно до конца постичь его силу. А мне так хотелось этого! Я помнила из истории, как Петр I всегда перед решающим сражением обращался с речью к полкам, как Демосфену удалось добиться приговора суда в свою пользу ярким и вдохновенным выступлением. Красноречие помогало, спасало, излечивало. Я хотела научиться обращаться со словом и решила продолжить учебу в институте.
Величественное здание Ульяновского педагогического университета впечатлило меня настолько, что я, не раздумывая, отправилась туда подавать документы. Сила знания, мощный дух творчества, исходящий от стен этого храма науки, не оставлял никаких сомнений: здесь я получу то, что ищу.
Перекресток… В общем, он дался мне легко. Я знала: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать море света, и таким морем стал для меня университет.
Дороги, открывшиеся мне, были удивительны: столько интересных людей, замечательных педагогов не только увлеченных, но и умеющих увлечь. Закружившись в вихре открытий, я не заметила, как стала дипломированным специалистом.
И тут мне пришлось испытать такие чувства, от которых кружилась голова: я была на своем месте! Какое это удивительное ощущение заниматься любимым делом и увлекать им тех, кто рядом!
Но жизнь вносит свои коррективы: моя семья переехала в Казань, где мне пришлось искать себя…
Перекрестки… Перекрестки…
Мой третий перекресток дался мне трудно: прямо пойдешь – себя найдешь; налево – семью потеряешь; направо – достаток найдешь.
Мне хотелось быть честной с собой, и я вынуждена тогда пройти мимо школы. Прошла… И теперь жалею об упущенном тогда времени. Пока я была вне школы, мне все время чего-то не хватало, я чувствовала неудовлетворенность от того, что делаю. Да, я общалась и работала с хорошими людьми, но чувствовала, что мое место не среди них, а в школе.
Помогли мне найти себя мои дети. Когда они учились в школе, я увидела их с другой стороны: сначала сын, а потом дочь увлеченно рассказывали о прожитом и пережитом в школе. Им интересно было все. И их мир – мир детства, мир открытий увлек меня. И вот тогда я поняла: вот моя дорога. Я хочу общаться с детьми, которым я могу и желаю многое дать. Сегодня я понимаю, чего мне не хватало тогда, когда я была вне школы: творчества, импровизации, детского смеха и восхищенных глаз.
И я вернулась. Вернулась на тот третий перекресток, где я ошиблась. Новый выбор – мой перекресток – стал, пожалуй, самым счастливым: я нашла себя и знаю, чего я хочу, куда я иду и за чем.
Как бы мне ни было трудно, я всегда говорю, что у меня все хорошо. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость»,- так сказал Л.Толстой.
И вот я учитель. Иду за мечтой сделать мир чуть-чуть добрее и лучше, благодаря ученикам, которые меня день ото дня преображают. «Хорош лишь тот учитель, в котором еще не умер ученик»,- говорит Бауржан Тойшибеков. Учитель перестает таковым лишь тогда, когда перестает учиться. Сегодня ученики могут дискутировать, свободно выражая свои мысли. Значит, они думают, они творят, они познают мир во всем его многообразии. И я открываю новые горизонты вместе с ними. Да, не все получается сразу, но я учу не бояться, не опускать руки, никогда не сдаваться. В этом моё призвание.
Люди часто недооценивают себя, свои способности, неоправданно занижая их. Тем более, если это касается детей. Далеко не в каждой семье родители мудро направляют своего ребенка на путь саморазвития, а значит, и самоуважения. Ибо только научившись уважать себя, ребенок учится с вниманием и уважением относиться к людям, которые его окружают. В такой ситуации роль учителя как наставника и старшего друга переоценить невозможно. Вспомним всеми нами любимую Лидию Михайловну из «Уроков французского» В.Распутина, которая дала смышленому деревенскому мальчишке, может быть, гораздо больше всех вместе взятых учителей, учивших его. Она дала ему урок великой доброты, которая осталась с ним, известным писателем, до конца его жизни. Ей, совсем юной учительнице, с детства было внушено то, что когда-то высказал поэт и философ Кафка: «То, что мы делаем для себя, умирает вместе с нами; то, что мы делаем для других, остается навсегда».
Перекресток…Скрещение судеб: моей и детской. Теперь я точно знаю, почему пришла в школу, почему моя профессия важна. Необходимо не только научить учеников, но и помочь им сделать свой выбор так, чтобы потом не пришлось оглядываться на свои перекрестки и жалеть, что не на ту дорогу свернули.
Я свой выбор сделала: моё утро начинается с дороги в любимый лицей.
Не пророчество, не самоцель,
Не внезапное озарение:
Находясь в середине пути,
Сознаю своё назначение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Я учу детей нового поколения" (Учитель Года 2016 г.)
Данное эссе является авторской разработкой и может быть использовано только с разрешения автора!...
Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"
Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию, понимание миссии педагога в современном мире....
Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее" учителя математики Вахриной О.И. в рамках конкурса "Учитель года - 2016"
Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее" учителя математики в рамках конкурса " Учитель года - 2016"...
Эссе "Я учу детей нового поколения" для конкурса Учитель года 2016 года
Эссе написано для муниципального этапа конкурса "Учитель года"...
Эссе на муниципальный этап конкурса "Учитель года - 2016"
конкурсное задание...
сочинение-эссе на конкурс "Учитель года - 2016"
творческое сочинение учителя русского языка и литературы на конкурс "Учитель года - 2016"...
"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"
Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...