Словосочетание. Виды подчинительной связи.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему

Презентация к уроку и конспект позволяют учителю не только дать понятие о видах починительной связи в словосочетаниях, но научить  учащихся выполнять задание 7 ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slovosochetanie_vidy_svyazi.zip219.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Шевченко Светлана Николаевна

Разработка урока

Тема: Способы  подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление,

           примыкание. Поэтапная подготовка к ГИА по УМК С.И. Львовой. 8 класс

Цели:

Образовательные:

 Закрепить понятие  о способах связи слов в словосочетании;

выработать умение производить синтаксический разбор словосочетания;

формировать умения  преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.

Развивающие:

Создавать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА; способствовать совершенствованию умения правильного употребления словосочетаний, связанных способом управления и согласования.

Воспитательные:

Создавать условия для реализации ситуации успешности.

Оборудование:

- презентация к уроку ;

- интерактивная доска и проектор;

- раздаточный материал ;

-классная доска.

Тип урока – урок-практикум

Ход урока

  1. Организационный момент

      2.   Сообщение темы и цели урока

      3.Орфографическая разминка

      4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

      5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных

         знаний.

                       1. Наблюдение-исследование

                       2. Тренировочные упражнения.

                       3. Стимулирование. Шутка – минутка

                       4. VD Способы подчинительной связи.

                       5. Запись под диктовку.

                       6.  Пропедевтика. Готовимся к ГИА.

6. Самостоятельная работа.

7. Релаксация

8. Домашнее задание.

  1. Организационный  момент.

Учитель: Сегодня мы  продолжим изучение словосочетания как синтаксической единицы. Закрепим и углубим знания о способах связи слов в словосочетаниях. В тетрадях запишите число и тему урока.

      2.Сообщение темы и цели урока. Слайд №2

      3.Орфографическая разминка. (С учетом пробелов в самостоятельной работе)

(Цель: формирование навыков грамотного письма.)

  1.  У доски  1-й ученик работает по карточке.

- Распределите слова с безударными гласными в корне по способу проверки. Кратко обоснуйте орфограмму.

 Раздавать, показалось, положение, предполагать, собираются, вырастает, президент, гениальный, приоритет, привилегия, партизан.

  1. У доски 2-й ученик работает по карточке.

- Выделите орфограммы. В каких частях слова они находятся? Для объяснения каких орфограмм потребовалось определять часть речи?

На опушке рощи, в дремучем лесу, талантливый человек, на околице деревни, поговорим при встрече, у покосившейся избушки, профессия.

            - Назовите словосочетания с одинаковым строением.

(Взаимопроверка)

    3)      3-й ученик работает с интерактивной доской. Комментирует вставленные

            буквы. Класс работает в тетрадях.

 Слайд №3

   4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

       Слайд №4

(Цель: повторить понятие о словосочетании, видах словосочетании по морфологическим признакам главного слова)

Учитель: Запишите предложение под диктовку, выпишите словосочетания, разные по строению.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому  как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский)

Учащиеся выписывают словосочетания: многие слова, излучают поэзию, излучают сами по себе, подобно тому.

5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных знаний.

(Цель: развить понятие о видах связи слов в словосочетании)

  1. Наблюдение – исследование

Учитель: Ребята, запишите  словосочетания в столбик, оставив первую строчку для записи после объяснений. Найдите главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражены главные и зависимые слова; слева в тетради  запишите схемы.

(Параллельно после записи каждой группы словосочетаний работа с учебником)

Согласование

 Пренеприятное известие                                прил. + сущ.

Превосходный результат                                прил. + сущ.

 

Второе  приглашение                                     числ.(порядк) +  сущ.

Этого пристанища                                          мест. + сущ.

Приближающейся бури                                 прич.  +  сущ.

Сайд №5

Учитель: - Изменится ли зависимое слово, если изменить главное?  ( Да)

                   - Какими частями речи могут быть выражены  зависимые слова при

                    согласовании? Определите  грамматические значения записанных

                     словосочетаний.

                   

 Работа с учебником. Чтение § 10 стр. 86 -87. Согласование.

Управление

Приведение к знаменателю                                 сущ.  +  сущ.

Увидел приведение                                             глаг. + сущ.

Примчаться к тебе                                               глаг. +  мест.

Учитель: - Изменяется ли зависимое слово, если изменим главное?  (Нет)

                   - Какие части речи выступают в роли зависимых слов?

                     Работа с учебником. Чтение § 10 стр. 87. Управление.

Слайд №6

 

Примыкание:

Прибыть неожиданно                                         глаг.  +  нареч.

Говорил  улыбаясь                                             глаг.  +    дееприч.

Очень небрежно                                                  нареч. + нареч.

Учитель: -  Какой частью речи выражены зависимые слова?

                 -  Подчиняются ли в этих словосочетаниях зависимые слова грамматическим

                    нормам?

                  Работа с учебником. Чтение § 10 стр. 87. Примыкание.

Слайд №7,8

               

                2 Тренировочные упражнения.

( Цель:  тренировать  учащихся в определении  способа связи слов в словосочетании)

Учитель: 

  1. - Подберите к существительным лекция, речь, оценка  прилагательные со

значением  «очень хороший». (Блестящий,  яркий, высокий). Определите   вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматическое значение.

  1. - Как называется данный ряд слов : удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? В каких стилях речи употребляются эти слова? Составьте и запишите с ними  словосочетания. Определите вид  словосочетаний, их грамматическое значение.

  1. Стимулирование . Шутка – минутка.

       (Для создания интереса к работе  ввожу в объяснение занимательный материал)

 Учитель: В словосочетании всегда одно слово главное, хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово – хозяин по-разному относится к своим подчиненным.

  1. При согласовании.  Главное  слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же»,-  как будто говорит оно.
  2. При управлении. Хозяин требовательный, жестокий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает : «Делай, как я прикажу!»
  3. При примыкании. Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом»

VD-урок

Учитель: - Назовите виды словосочетаний по морфологическим признакам главного

                    слова.

Ученик: Словосочетания бывают глагольные, именные и наречные в зависимости от главного слова.

______________________________________________________________________

  1. Г.Г. Граник, О.Н. Юдина.  Программированный учебник и сборник упражнений
  2. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Справочные материалы. Приложение  к учебнику. 8 класс, М. «Мнемозина», 2010, с. 13

  1. Работа с учебником. 

Упражнение №179.

Спишите словосочетания, распределяя их на три группы в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Определите способ связи слов в словосочетании. Соблюдайте орфографические нормы.

  1. Запись под диктовку.

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

                                                    (По И. Постниковой)

Учитель:- Определите основную мысль высказывания.

                  - Назовите по два словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор словосочетания по плану2.

                             ( Учащиеся выполняют задание самостоятельно, 3 человека у доски)

Слышали когда-нибудь, так не бывает  - прим.; о шерстяных деревьях, такие слова – согл.; пили вату, называют явления – упр.

  1. Пропедевтика. Готовимся к ГИА

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним понятием – стилистические синонимы. Это ряд слов с одинаковым  лексическим значением, уместных в разных условиях общения.

Учитель: -  Запишите словосочетания :

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой.

Учитель: - Когда используются в речи  данные словосочетания?

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище ( книжный стиль); поселить у себя, дать кров, крыша над головой (разговорный стиль).

Учитель:  - Тема «Словосочетание», ребята, требует глубокого понимания  и запоминания, потому что этот раздел включен в задания ГИА. На сегодняшний день это задание  В2. И сейчас мы потренируемся вместе выполнить задания, а затем самостоятельно.

Слайд №9

  1. Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ ( пр.№7 : Банников даже свистнул, подтянул голенища своих новых бурок, спросил с усмешкой), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. ( Спросил усмехаясь).
  2. Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (пр.9), построенное на основе  связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. (Воображение детей).

  1. Самостоятельная работа. Слайд № 10,11

Цель: создание  условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА

Раздаточный материал у каждого ученика

 1. Определите способ связи словосочетаний :

1. Лиловые сумерки

2. Быстро удалиться

3. Плывут по воде

4. Стая птиц

5. Шел, оглядываясь

6. Взмахнул рукой

7. Сильно ударился

8. Приятный голос

9. Пошел напиться

10. Услышал шорох

11. Очень далеко

12. Одиннадцатый по списку

13. Седьмой день

             2.Задания ГИА 2013

1. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ (предложение 18),

   построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью

 примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

     2.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, построенное на основе связи

       согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите

       получившееся словосочетание.

   

     3.Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ, построенное на основе связи управление,

      синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся

      словосочетание.

Учитель: А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу. 

                  Слайд №12

  1. Рефлексия:
  • Назовите способы подчинительной связи.
  • Какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
  • Что не является словосочетанием?
  • Что означают понятия «свободные» и «несвободные словосочетания»?

  1. Домашнее задание: § 10, упр. № 186


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Виды подчинительной связи в словосочетании

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Виды подчинительной связи в словосочетании

Три вида подчинительной связи представлены в теории и в картинках....

Виды подчинительной связи в словосочетании. Задание В3 ЕГЭ.

В этой презентации разбирается задание В3 ЕГЭ "Виды подчинительной связи". Дается теоретический материал, разбираются трудные случаи, представлены практические задания...

Самостоятельная работа по теме "Словосочетание. Виды подчинительной связи"

Самостоятельная работа по теме "Словосочетание. Виды подчинительной связи"...

Словосочетание. Виды подчинительной связи.

Урок повторения и обобщения изученного по теме "Словосочетание. Способы связи слов в слвосочетании"...

Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании

Обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании,о видах подчинительной связи слов в словосочетании...