Система опорных планов по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему
Компьютерное сознание современной молодежи требует новых подходов к преподаванию любого предмета. Педагоги занимаются экспериментальной работой, размышляют о перспективах инновационной деятельности, разрабатывают современные подходы, используя ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_plany.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В.Жукова
МБОУ СОШ №4,г.Иваново
Система опорных планов по русскому языку
Компьютерное сознание современной молодежи требует новых подходов к преподаванию любого предмета. Педагоги занимаются экспериментальной работой, размышляют о перспективах инновационной деятельности, разрабатывают современные подходы, используя ИКТ.
Преподавание русского языка включает в себя множество различных аспектов, одним из которых является систематизация и структурирование теоретических знаний по предмету. Необходимость четко, компактно, логично закрепить знания в памяти учащихся возникла сразу же, еще в начале моей педагогической деятельности. Разбросанность и бессистемность получаемых сведений в умах учеников, даже самых сильных, удивляла и огорчала. Поэтому появилась необходимость создания и отработки стройной системы, в результате поисков названной «Системой опорных планов».
С 5 по 9 класс ученики все полученные теоретические сведения по русскому языку ежеурочно с помощью учителя оформляют в общих тетрадях (в клетку – 96 листов) «Опорные планы». Идет процесс медленного и постоянного накопления, закрепления и углубления (от класса к классу) материала.
В результате у каждого ученика появляется умение четко классифицировать любую орфограмму, пунктограмму, возникает видение теоретического материала по любому разделу лингвистики в виде страницы опорного плана (наподобие файла в компьютерной программе).
Ученик легко и свободно ориентируется во всем материале программы русского языка с 5 по 9 класс (этот навык становится совершенно естественным), самостоятельно конструирует, систематизирует знания, что особенно важно в эпоху ИКТ.
В результате системной ежеурочной пятилетней деятельности по программе у каждого ученика в 9 классе на руках оказывается тетрадь с 45 опорными планами , в которых он легко и свободно ориентируется, выполняя то или иное лингвистическое задание. Последней разработкой является проект, представляющий компьютерный диск, аналогичный тетради, которым учащийся пользуется в 10-11 классах для повторения и углубления изученного материала в среднем звене (первооснова, на которую накладываются дополнительные сведения, например, из справочника Д.Э. Розенталя и т.д.)
Хочется отметить, что диск является результатом, так как все-таки главным в этой системе становится постоянное заполнение опорных планов (по мере накопления знаний с 5 по 9 классы), а не «раздача» дисков с уже заготовленными таблицами.
Для того чтобы учащиеся получили полноценные знания, научились систематизировать и структурировать материал, хорошо его видели и легко ориентировались, важно выдержать саму технологию работы над опорными планами – ежеурочную, системную, с постоянным углублением и расширением материала.
Например, опорный план «Орфограммы в приставках» накапливается в течение трех лет ( по традиционной системе- учебник Ладыженской-более 20 параграфов).
В методической работе учителя особых трудностей нет, система доступна, конкретна, разнообразит педагогическую деятельность, одновременно облегчая ее, так как ежеурочно при выполнении заданий учителю требуется многое уточнять, вспоминать, конкретизировать, классифицировать, возвращаясь уже к изученному в предыдущих классах (учебников нет, детская память размыта). Ученики сами легко ориентируются в тетради «Опорные планы», находят, вспоминают, рассказывают.
Методика такова, что после или перед теоретическим материалом любого параграфа оформляется таблица (если бы у каждого был компьютер, можно было бы работать с диском вместо тетради – за этим будущее). На последующем уроке она воспроизводится устно, письменно – по необходимости; ответ корректируется учениками, а впоследствии этим материалом ученики пользуются при выполнении любых заданий, тестов, при подготовке к экзаменам, ЕГЭ.
Исключительная целесообразность этой системы заключается в том, что, например, при выполнении задания по учебнику 10 класса требуется знать разнообразные орфографические правила,
и, если они забыты, ученик сам классифицирует орфограмму по опорным планам, пользуясь навыком, полученным с 5 класса.
Перечень опорных планов, фотографии тетрадей и несколько образцов прилагаются.
Результаты радуют: во время экзамена по русскому языку ученики, занимающиеся по этой системе, теоретически намного грамотнее остальных; билет рассказывают по опорным планам, приученные к их воспроизведению, в карточке легко классифицируют все виды орфограмм и пунктограмм, автоматически справляются со всеми видами разборов. Экзамен по билетам сдают легко и свободно.
Единственным условием работы системы является наличие одного педагога, ведущего класс в течение пяти лет (с 5 по 9 классы).
Достижения учащихся в освоении теоретического материала представлены нами в таблице. При выполнении грамматических заданий по различным разделам лингвистики большая часть учащихся показывает высокий уровень теоретической грамотности.
Теоретическая грамотность учащихся
(по результатам выполнения грамматических заданий к годовым контрольным работам по русскому языку)
Год | Класс (учитель – Жукова И. В.) | Качество ЗУН ( «4» и «5») |
2003/04 | 6 «г» | 84% |
7 «а» | 92% | |
2004/05 | 5 «г» | 87% |
7 «г» | 72% | |
2005/06 | 6 «г» | 78% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"
Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...
Опорные схемы по русскому языку
В помощь учителям при подготовке к урокам русского языка....
Опорный конспект по русскому языку "Имя существительное"
Опорный конспект по теме "Имя существительное"...
Опорные конспекты по русскому языку
Таблицы и схемы могут использоваться при подготовке к ЕГЭ...
Опорные схемы по русскому языку
Составление опорных схем способствует развитию логического мышления учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, расширяет кругозор....
План работы опорной школы по русскому языку и литературе
План работы опорной школы...
План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.
План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели: проследить историю развития системы подчи...