Разработка урока по русскому языку "Имя существительное". 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ооржак Милана Ивановна

Имя существительное. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe._5_klass.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное. 5 класс

Этап урока

Время (в мин.)

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

1

Слайд1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Актуализа-ция знаний

3

Слайд2

Читает загадку ( стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»)

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено … (словами).

Создает проблемную ситуацию:

- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
- Вспомните определение этой части речи.

Слушают загадку.

Разгадывают. Вспоминают, какую часть речи мы изучаем.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3.

Целеполагание

1

Задает вопросы:

-  Ребята, вы  закончили изучать тему « Имя существительное », и сегодня мы повторим  все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные?

Делают вывод о важности имени существительного: Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место.

Коммуникативные: формирование своего мнения.

4.

Мотивация к учебной деятельности

1

Слайд3

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

-  Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. (обращаемся к раздаточному материалу).

Узнают о сюжетной линии урока.

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Повторение изученного

4

5

4

1

3

Слайд4

Слайд5

Создает проблемную ситуацию:

- Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему?

Проводит работу с деформированным текстом.

-Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно.

-Внимание на доску! Проверьте, в нужную ли форму вы поставили существительные,  правильно ли определили их падеж.

-Если всё выполнено верно, поставьте себе 1 балл.

Вопросы для анализа представлены после рассказа

(2-8)

Обращает внимание учеников на незнакомое слово (работа со словарем или электронными источниками) (вопрос 9-10).

-В тексте есть еще несколько слов, которые могли вызвать затруднения в его  понимании. В таблице (11) сопоставьте стрелочками эти слова с их значением.

Проверка: -Поменяйтесь своими работами и сверьте с доской. Если все верно, ставьте соседу 1 балл.

Орфоэпические нормы: обращает внимание на ударение слов.

Объясняет технологию заполнения таблиц.
После их заполнения, проводится устная  проверка. За каждую правильно выполненную таблицу ребенок получает по 1 баллу (макс. за это задание можно получить 2 балла).

Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. существительные стоят в начальной форме  и грамматически не согласованы.

Находят существительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж.

Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу.

Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале.

Сопоставляют рассказ с эпиграфом к уроку.

Анализируют иллюстрацию к рассказу.

Ведут поиск нужной информации.

Работают с новыми для себя словами, составляют предложения.

Сопоставляют слова с их значением. Проверка осуществляется в парах.

Запоминают норму произношения слова «щавель».

Заполняют таблицы склонения и категории одушевленности/неодушевленности имени существительного, выборочно работая с текстом.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре.

Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, поиск материала по словарям/интернет-сайтам, умение выбирать и систематизировать материал

Личностные: воспитание любви к животным и ответственности

6.

Физминутка

1

Слайд6, аудиосопровождение.

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно повторив грамматическую категорию рода.
-
Проведем физминутку. Я буду называть существительные, вы – определять его род, при этом выполнять определенные физические упражнения. Как? Внимание на доску!

Выполняя упражнения на снятие статического напряжения, тренируются на слух воспринимать слова и определять род имен существительных.

Настраиваются на позитивную дальнейшую работу.

7.

Повторение изученного (продолжение работы)

5

7

Слайд7

-Обратите внимание на задание 14. Давайте его разберем (определение синтаксический роли слов).

Учитель задает детям различные вопросы (все представлены в раздаточном материале), плавно переводя детей от грамматических категорий к нравственным качествам человека (героя рассказа) (15-18).

Переход на межпредметные связи:

-Перед вами пословицы. Какая из них наиболее полно отражает идею рассказа?

-Какое продолжение могла бы иметь эта история? Дополните текст одним-двумя предложениями. За это поставьте себе 1 балл. (Выборочно озвучиваются варианты концовки)

Определяют синтаксическую роль существительного в тексте, выражая ее графически.

Отвечают на поставленные вопросы.

Анализируют характер героев.

Через пословицы еще раз называют идею рассказа.

Сочиняют концовку рассказа.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли (устно и письменно), выражать свое отношение к проблеме.

Личностные: воспитание высоких нравственных качеств

Регулятивные: умение находить и графически выделять члены предложения

8.

Подведение итогов урока, рефлексия.

4

-Заполните анкету (задание 21), ответив кратко на вопросы. 
Учитель анализирует работы детей,  опираясь на их анкеты, после чего выставляет оценки.

Ребята сами анализируют свою работу на уроке, заполняя анкету, в которой содержатся вопросы и на рефлексию, и ставят себе оценку.

Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности.

Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли.

9.

Дифференцированное домашнее задание

1

Объясняет технологию выполнения домашнего задания:  напишите сочинение миниатюру по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили».

*Дополнительное задание: проект – презентация «Мой домашний питомец».

Получают указания к выполнению.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...