Разработка урока по русскому языку "Неполные предложения". 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Ооржак Милана Ивановна

Неполные предложения.

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nepolnye_predlozheniya._8_klass.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неполные предложения.

8 класс

Цель: дать понятие о неполных предложениях и показать сферу их употребления.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

 Лингвистическая разминка:

Задание: А) на слух  выбрать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Не шумит в поле камыш,

Не шуршит под полом мышь,

В эту ночь такая тишь!

Только слышно: «Спи, малыш!»

Б) К какой части речи относятся слова:

Пила, запас, надел, легкие, белила, жгут, простой. (Слова, отдельные формы которых совпадают, называются омоформами. Значение слов можно определить только в контексте. Они могут быть сущ., гл., прил.).

Психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

Объяснение нового материала.  Изучение темы «Неполные предложения».

1. Выполнение упр. 311.

Неполные предложения употребляются, прежде всего, в диалогах.
Во-вторых, такие предложения применяют во второй части сложных предложений:

У брата глаза карие, а у меня зеленые, Он учится в первую смену, а я во вторую.
Вторая часть обоих предложений неполная, но она легко восстанавливается из контекста.  Для понимания сообщения таких предложений достаточно. Запишем эти предложения на доске и в тетрадях.
3. Самостоятельная работа с учебником.
Прочитайте
§27 на с. 151. Нужно ответить на вопрос: Какие еще сведения о неполных предложения вы узнали? (Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Пропуск членов предложения может в произношении  быть выражен паузой, а на письме обозначен тире.)
4. Пояснения учителя.
Обратим внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов. Например, в нашем диалоге сохраняется слово «поняли», зависящее от пропущенного местоимения «мы». В сложном предложении
Он учится в первую смену, а я во вторую сохраняются слова «во вторую», зависящие от пропущенного «смену», которое, в свою очередь, зависит от
пропущенного сказуемого
«учусь». Вторая часть — неполное двусоставно предложение. Восстановим пропущенные члены: Он учится в первую смену, а я учусь во вторую смену. для речевой ситуации, для понимания сообщения вполне достаточно первого, неполного варианта.
Таким образом, неполное предложение — вариант полного.
Может быть, односоставные предложения тоже относятся к неполным. Ведь в них только один главный член предложения.
Придумаем диалоги, где на первом месте будут стоять односоставные
предложения:
1) —
Вам сообщили о моем приезде? (Полное односоставное.)
Сообщали. (Неполное односоставное.)
2) —
Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полное односоставное.)
Скоро. (Неполное односоставное.)

Минута отдыха

Чистоговорка.

1) Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ.

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

2) Погода размокропогодилась.

Закрепление изученного материала.  Тренировочные упражнения.  
Упр. 312 — устно. Кто автор произведения? (В.Некрасов)

Упр. 316 устно разобрать, выполнить в форме графического диктанта. Прочитаем предложения с правильной интонацией. Отметим, что на месте пропуска членов предложения может и не быть паузы и тире. Восстановим недостающие члены предложений (устно).
Упр. 318 письменно.
5.  Словарная работа.
Выписать слова в рамках:
декларировать, декларация, аудитория, лаборатория.
Выяснить по словарю значение незнакомых слов.

Обобщение изученного материала.

Что сегодня изучали на уроке? Какие предложения называются неполными?  Что еще вы знаете об этих предложениях? Что было не понятно? Что запомнилось (понравилось)?
Домашнее задание
1.  Упр. 322.                           Оценки за урок.
                                        Спасибо за работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...

Разработка урока по русскому языку 5 класс "Простые и сложные предложения"

Технологическая карта урока русского языка в 5 класса с применением технологии проблемного обучения по теме «Простые и сложные предложения»Тип урока: Урок изучения нового материала.Цель ур...