Лабораторная работа по теме "Однородные члены предложения", 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Лабораторная работа по теме "однородные члены предложения", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lr_no4_ochp_8_kl.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Однородные члены предложения

Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информацией.

Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради для лабораторных работ, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_rab_Name_4, где цифра обозначает порядковый № работы (всего лабораторных работ шесть, в соответствии с основными темами курса русского языка 8 класса).

ЦЕЛЬ: научиться понимать условия однородности членов предложения, определять разные типы сочетания однородных членов и ряды однородных членов, определять норму в сочетании однородных членов предложения.

В результате выполнения лабораторной работы вы будете уметь:

1) анализировать и характеризовать предложения с однородными членами;

2) группировать и моделировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов.

3) определять и исправлять ошибки в сочетании однородных членов предложения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: однородные члены предложения, их признаки; однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов; предложения с несколькими рядами однородных членов.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, доступ в Интернет; справочники по русскому языку (по вашему выбору).

Задание 1

1. Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_rab_Name_4.

2. Изучите Таблицу 1.

Таблица 1

Характеристика

предложения

Примеры

предложений

Схемы

предложений

 1

Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых бессоюзной связью.

Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв. (Т.)

[О, О, О].

 2

Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых сочинительными союзами:

одиночными,

повторяющимися.

Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.

С чужими я либо робел, либо важничал. (М. Г.)

[О или О]. [либо О, либо О].

 3

Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых союзной и бессоюзной связью.

Пёстрые, однотонные и с каким-то причудливым рисунком ткани были развешаны по всем углам.

[О, О и О].

 4

Предложения с несколькими рядами однородных членов.

Днём и ночью стройка гудела и росла.

[О и О О и О].

 5

 Предложения с двойными (парными) союзами (не только... , но и...; как... , так и... и т.п.)

Я ощущал если не злость, то какое-то раздражение.

[если не О, то О].

 6

Предложения с однородными определениями.

Толпы ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоят на берегу. (М. Г.)

[О, О, О].

 7

Предложения с неоднородными определениями.

Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце. (Дост.)

 8

Предложения с обобщающими словом при однородных членах:

стоящим до ряда однородных членов;

стоящим после ряда однородных членов;

стоящим до ряда однородных членов, после которого предложение продолжается.

Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник.

И старичок, и я – мы оба веселились. (Пауст.)

Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо. (М. Г.).

[О: О, О, О]. [О, и О – О]. [О: О, О и О – ...].

3. В созданном документе (см. п. 1) или тетради для лабораторных работ постройте Таблицу 2.

Таблица 2

Характеристика

предложения

Примеры

предложений

Схемы

предложений

 1

Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых бессоюзной связью.

 2

Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых сочинительными союзами:

одиночными,

повторяющимися.

 3

Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых союзной и бессоюзной связью.

 4

Предложения с несколькими рядами однородных членов.

 5

 Предложения с двойными (парными) союзами (не только... , но и...; как... , так и... и т.п.)

 6

Предложения с однородными определениями.

 7

Предложения с неоднородными определениями.

 8

Предложения с обобщающими словом при однородных членах:

стоящим до ряда однородных членов;

стоящим после ряда однородных членов;

стоящим до ряда однородных членов, после которого предложение продолжается.

4. Впишите в колонку № 2 Таблицы 2 по два примера для каждого типа предложений с однородными членами.

Источник примеров: http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5. htm#011 на портале www.gramota.ru, http://www.licey.net/russian/syntax/r1_1_8 на портале http://www.licey.net, другие ресурсы раздела «Русский язык» на http://katalog.iot.ru («Образовательные ресурсы сети Интернет»), справочники по русскому языку (по вашему выбору).

5. В колонке № 3 Таблицы 2 постройте схему каждого предложения.

6. Проверьте соответствие знаков препинания в примерах и построенных схемах. Сделайте вывод о постановке знаков препинания в примерах, приведённых вами в строке 4, 5, 6 Таблицы 2.

Запишите вывод в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_4 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 1»).

Задание 2

1. Изучите Таблицу 3 «Синтаксические нормы: ошибки в предложениях с однородными членами».

Таблица 3

Причина ошибки

Пример ошибки

Исправление ошибки

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.

В вольере содержались гориллы и шимпанзе.

Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины.

По улице шли обычные мужчины и женщины, а также солдаты.

Соединение в одном ряду семантически несовместимых понятий

Шёл дождь и два студента.

Шел дождь. Два студента торопились домой.

Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.

Демонстранты шли с радостными лицами и несли плакаты.

Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары

Школьники из Сибири побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.

...не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге.

Пропуск предлога

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.

...на улицах, площадях, в скверах.

Нарушение

согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия.

...представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии.

Употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических конструкций

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.

...учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих... или... учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют...

Несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении

В ходе прений были внесены предложения и замечания.

В ходе прений были внесены предложения и сделаны замечания.

Нарушение норм управления в случае, когда однородные члены требуют разных падежей управляемого слова

Необходимо знать, как разводить и ухаживать за кроликами.

Необходимо знать, как разводить кроликов и ухаживать за ними.

2. Сделайте вывод о нормах употребления однородных членов предложения.

Запишите вывод в тетради для лабораторных работ или документе Lab _rab_Name_4 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 2»).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка

  1

  2

ВЫВОД: Выполняя эту работу, я научилась(ся)………

Для записи вывода можно воспользоваться следующими фразами: сегодня я узнал...; я понял, что...; теперь я могу...; я приобрел...; у меня получилось...; я смог...; я попробую...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа. Расставить знаки препинания. 11 класс.

Данная лабораторная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "Синтаксис" и проверки знаний учащихся по данной теме....

Контрольная работа.Словосочетание, главные члены предложения.

Контрольная работа по теме"Словосочетание,главные члены предложения". 2 варианта....

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Карточки для самостоятельной работы по второстепенным членам предложения

Полезны для изучения нового материала как в 5, так и в 8 классе. Можно использовать в качестве домашнего задания, самостоятельного ознакомления с новой темой....

Контрольная работа - тест «Обособленные члены предложения»

Данная работа поможет проверить знания 11-классников по теме "Обособленные члены предложения"...

Проверочная работа «Обособленные второстепенные члены предложения» 8 класс

Проверочная работа «Обособленные второстепенные члены предложения» 8 класс...

Проверочная работа по теме "Члены предложения".

Материал можно использовать для 8-9 классов....