Лабораторная работа по теме "Однородные члены предложения", 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Лабораторная работа по теме "однородные члены предложения", 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lr_no4_ochp_8_kl.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Однородные члены предложения
Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информацией.
Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради для лабораторных работ, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_rab_Name_4, где цифра обозначает порядковый № работы (всего лабораторных работ шесть, в соответствии с основными темами курса русского языка 8 класса).
ЦЕЛЬ: научиться понимать условия однородности членов предложения, определять разные типы сочетания однородных членов и ряды однородных членов, определять норму в сочетании однородных членов предложения.
В результате выполнения лабораторной работы вы будете уметь:
1) анализировать и характеризовать предложения с однородными членами;
2) группировать и моделировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов.
3) определять и исправлять ошибки в сочетании однородных членов предложения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: однородные члены предложения, их признаки; однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов; предложения с несколькими рядами однородных членов.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, доступ в Интернет; справочники по русскому языку (по вашему выбору).
1. Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_rab_Name_4.
2. Изучите Таблицу 1.
Таблица 1
№ | Характеристика предложения | Примеры предложений | Схемы предложений |
1 | Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых бессоюзной связью. | Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв. (Т.) | [О, О, О]. |
2 | Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых сочинительными союзами: одиночными, повторяющимися. | Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. С чужими я либо робел, либо важничал. (М. Г.) | [О или О]. [либо О, либо О]. |
3 | Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых союзной и бессоюзной связью. | Пёстрые, однотонные и с каким-то причудливым рисунком ткани были развешаны по всем углам. | [О, О и О]. |
4 | Предложения с несколькими рядами однородных членов. | Днём и ночью стройка гудела и росла. | [О и О О и О]. |
5 | Предложения с двойными (парными) союзами (не только... , но и...; как... , так и... и т.п.) | Я ощущал если не злость, то какое-то раздражение. | [если не О, то О]. |
6 | Предложения с однородными определениями. | Толпы ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоят на берегу. (М. Г.) | [О, О, О]. |
7 | Предложения с неоднородными определениями. | Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце. (Дост.) | |
8 | Предложения с обобщающими словом при однородных членах: стоящим до ряда однородных членов; стоящим после ряда однородных членов; стоящим до ряда однородных членов, после которого предложение продолжается. | Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник. И старичок, и я – мы оба веселились. (Пауст.) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо. (М. Г.). | [О: О, О, О]. [О, и О – О]. [О: О, О и О – ...]. |
3. В созданном документе (см. п. 1) или тетради для лабораторных работ постройте Таблицу 2.
Таблица 2
№ | Характеристика предложения | Примеры предложений | Схемы предложений |
1 | Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых бессоюзной связью. | ||
2 | Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых сочинительными союзами: одиночными, повторяющимися. | ||
3 | Предложения с одним рядом однородных членов, соединённых союзной и бессоюзной связью. | ||
4 | Предложения с несколькими рядами однородных членов. | ||
5 | Предложения с двойными (парными) союзами (не только... , но и...; как... , так и... и т.п.) | ||
6 | Предложения с однородными определениями. | ||
7 | Предложения с неоднородными определениями. | ||
8 | Предложения с обобщающими словом при однородных членах: стоящим до ряда однородных членов; стоящим после ряда однородных членов; стоящим до ряда однородных членов, после которого предложение продолжается. |
4. Впишите в колонку № 2 Таблицы 2 по два примера для каждого типа предложений с однородными членами.
Источник примеров: http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5. htm#011 на портале www.gramota.ru, http://www.licey.net/russian/syntax/r1_1_8 на портале http://www.licey.net, другие ресурсы раздела «Русский язык» на http://katalog.iot.ru («Образовательные ресурсы сети Интернет»), справочники по русскому языку (по вашему выбору).
5. В колонке № 3 Таблицы 2 постройте схему каждого предложения.
6. Проверьте соответствие знаков препинания в примерах и построенных схемах. Сделайте вывод о постановке знаков препинания в примерах, приведённых вами в строке 4, 5, 6 Таблицы 2.
Запишите вывод в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_4 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 1»).
1. Изучите Таблицу 3 «Синтаксические нормы: ошибки в предложениях с однородными членами».
Таблица 3
Причина ошибки | Пример ошибки | Исправление ошибки |
Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий | В вольере содержались обезьяны и шимпанзе. | В вольере содержались гориллы и шимпанзе. |
Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий | По улице шли солдаты, мужчины и женщины. | По улице шли обычные мужчины и женщины, а также солдаты. |
Соединение в одном ряду семантически несовместимых понятий | Шёл дождь и два студента. | Шел дождь. Два студента торопились домой. |
Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий | Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами. | Демонстранты шли с радостными лицами и несли плакаты. |
Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары | Школьники из Сибири побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге. | ...не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. |
Пропуск предлога | Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах. | ...на улицах, площадях, в скверах. |
Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова | В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия. | ...представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии. |
Употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических конструкций | Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока. | ...учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих... или... учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют... |
Несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении | В ходе прений были внесены предложения и замечания. | В ходе прений были внесены предложения и сделаны замечания. |
Нарушение норм управления в случае, когда однородные члены требуют разных падежей управляемого слова | Необходимо знать, как разводить и ухаживать за кроликами. | Необходимо знать, как разводить кроликов и ухаживать за ними. |
2. Сделайте вывод о нормах употребления однородных членов предложения.
Запишите вывод в тетради для лабораторных работ или документе Lab _rab_Name_4 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 2»).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
№ | Что делали? | Что наблюдали? | Оценка |
1 | |||
2 |
ВЫВОД: Выполняя эту работу, я научилась(ся)………
Для записи вывода можно воспользоваться следующими фразами: сегодня я узнал...; я понял, что...; теперь я могу...; я приобрел...; у меня получилось...; я смог...; я попробую...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа. Расставить знаки препинания. 11 класс.
Данная лабораторная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "Синтаксис" и проверки знаний учащихся по данной теме....
Контрольная работа.Словосочетание, главные члены предложения.
Контрольная работа по теме"Словосочетание,главные члены предложения". 2 варианта....
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Карточки для самостоятельной работы по второстепенным членам предложения
Полезны для изучения нового материала как в 5, так и в 8 классе. Можно использовать в качестве домашнего задания, самостоятельного ознакомления с новой темой....
Контрольная работа - тест «Обособленные члены предложения»
Данная работа поможет проверить знания 11-классников по теме "Обособленные члены предложения"...
Проверочная работа «Обособленные второстепенные члены предложения» 8 класс
Проверочная работа «Обособленные второстепенные члены предложения» 8 класс...
Проверочная работа по теме "Члены предложения".
Материал можно использовать для 8-9 классов....