Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок открытия нового знания

  

Класс: 5

Цели:

- деятельностные :создание условий для усвоения новой темы, развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи; формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации; ключевых компетенций учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.

-содержательные:  повторить и систематизировать знания по теме «Синонимы»; закрепить изученные способы действий; сформировать новые способы действия по изучению новой темы: «Антонимы».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

2-3мин.

1.Приветствие.

– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:

Крошка сын
к отцу пришел.
И спросила кроха:
(Дети продолжают)
Что такое
хорошо
И что такое
плохо?

– А как бы вы ответили на этот вопрос?

1. Готовятся к работе.

Самоопределение(Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

2-3мин.

 Послушайте стихотворение Генриха Сапгира.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыплёнок - тем,
Что очень велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
-Кислое? Зачем оно?
-Что вы? – шепчет Червячок,
-Сладкий у него бочок.

Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?
Поработайте в парах. Посмотрите на текст стихотворения, подчеркните
слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко. Что вы можете
сказать об этих словах?

1.Называют слова:

2. Отвечают на вопросы.

 3. Записывают тему урока: «Антонимы»

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К)

3) Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.

3-4мин.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

 самооценки «Что я знаю -Хочу узнать -Что я узнал»

4.-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

 

3. Учащиеся испытывают затруднение.

4.Формулируют цели урока и заполняют лист самооценки «Что я знаю -Хочу узнать -Что я узнал»

 

а) узнать признаки , по которым можно находить антонимы.

б) научиться находить антонимы в тексте.

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П)

Формулирование проблемы (П)

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

4-6мин.

1. - Ребята, давайте  найдём способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте, так и в речи.

1.Коллективная работа по составлению алгоритма

Оформление алгоритма на доске и озвучивание своих действий.

 

 

Прогнозирование(Р)

Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П)

5) Этап реализации построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

5-8мин.

Физкультминутка «Всё  наоборот» 

1мин.

1.Организует самостоятельную работу с учебником, контролирует выполнение работы

(упр369)

Организует динамичную физкультминутку:

Я -руки вверх

Я- вправо

Я- левая рука

Я- ладошка вверх

Я- рука на правое плечо

Я- сяду

1.Работа в группах (каждая группа передаёт   понимание новой темы)

2. оценивают себя

Вы- руки вниз

Вы- влево

Вы- правая рука

Вы- ладошка вниз

Вы- рука на левое плечо

Вы- стоите

Действие по аналогии(П)

Контроль(Р)

Оценка(Р)

Коррекция(Р)

Управление поведением партнёра(К)

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

4-5мин.

Побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке

1.Предлагает выполнить  задание  с проговариванием

1задание. «Загадочное»
Этот задание состоит из двух заданий:
1)отгадать загадку;
2)найти в загадке антонимы.
1. Далеко мой стук слышится
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
2 .Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт-
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)
3 .Вверх-вниз, вверх- вниз,
Кататься хочешь - на нас садись. (Качели)

В кармане моём
Замечательный друг:

Он знает, где север,
И знает, где юг. ( Компас.)

5. Льётся речка - мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)  


6.День и ночь стоит на крыше
Этот чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна.)


7.Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу. (Овца)


8.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)


9.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

1.Выполняют  задания в группах

Выполнение действия по алгоритму(П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания и делать выводы (П)

7) Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

5-8мин.

1.Организует работу  

Прочтите пословицы на листочках, напишите недостающие слова.
1) Ученье - свет, а не ученье –_____________.
2) Знай больше, а говори _____________ .
3) Корень ученья горек, да плод его _____________ .
4) Не бойся врага умного, бойся друга - ______________ .
5) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________ .
6) Умей взять, умей и ________________ .

1 разбор синтаксический. фонетический

1.Выполняют тест.

Поиск и выделение информации(П)

Смысловое чтение(П)

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

2-3мин.

1.Организует рефлексию и предлагаю Д/З Написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов или упр 371

:

1.Заполняют лист самооценки:

«Знаю-Хочу узнать -Узнал»

2.Записывают домашнее задание.

Умение выражать свои мысли(К)

Рефлексия(П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности(Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...