Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_master_-_pedagog_svoego_uroka_-_kopiya.pptx | 286.16 КБ |
konspekt_uroka.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: « Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
1 группа Приставки, которые всегда пишутся одинаково 2 группа Приставки на з и с 3 группа Приставки пре- и при- Нарисовал Раздать Приехать Объехал Расправить Прекрасный Прочитал Бесстрашный Примирять Запер Разлить Прекратить Ушёл Исправить Приколоть Приставки русского языка
Выборочный диктант Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, приподнять, оторвать, преграда, пришкольный, прадедушка
Первое значение приставки ПРИ- Какое общее значение у слов пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился? 1.Приближение
Запишите слова, обозначающие: Приближение птицы Приближение коня Приближение рыбы Приближение змеи Приближение круглого предмета прилетела прискакал приплыла приползла прикатился
Творческий диктант замените данные словосочетания одним словом Присоединить: при помощи верёвки с помощью молотка и гвоздей с помощью иглы и нитки с помощью клея с помощью винтов и шурупов. - привязать - прибить - пришить - приклеить - привинтить
Второе значение приставки ПРИ-: 2. Присоединение
Образуйте при помощи приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов: Край при море Кафе при дороге Огород при усадьбе Поселок при городе Приморский Придорожное Приусадебный Пригородный
Третье значение приставки ПРИ- 3. Значение пространственной близости
Четвертое значение приставки ПРИ-: 4. Неполное действие
Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ- и запишите: Немного поднял Немного хромает Ненадолго остановился Ненадолго лёг Ненадолго сел Приподнял Прихрамывает Приостановился Прилёг Присел
П ервое значение приставки ПРЕ- Замените два слова одним по образцу: Очень добрый - предобрый Очень скверный Очень хорошенький Очень маленький Очень мудрый прескверный прехорошенький премаленький премудрый
Второе значение приставки ПРЕ-: Приставка ПРЕ- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ- Например: прервать-перервать, п реградить-перегородить.
Домашнее задание: ̚ § 32. Упр. 156
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Учитель: Ачкасова Виктория Владимировна
Предмет: русский язык
Тема урока: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
- познакомить учащихся с орфограммой «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» и ее графическим обозначением на письме;
- тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок ПРЕ- и ПРИ-;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Задачи:
- научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПРИ-, различать приставки ПРЕ- и ПРИ-;
- создание ситуаций для развития внимания и памяти, развитие орфографической зоркости учащихся;
- формирование чувства уверенности в своих силах, формирование умения работы в коллективе.
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую хочет достичь учитель: создать положительный эмоциональный настрой; напомнить о важности организации рабочего места. | Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. |
2 | Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Цель, которую учитель ставит перед учениками: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; применение на практике полученных знаний. Цель, которую ставит перед собой учитель: Проверить уровень усвоения материала предыдущих уроков, выявить затруднения в деятельности учащихся. | Эпиграф - Что такое приставка? - Почему приставка значимая часть слова? - Согласны ли вы с мнением писателя К.Чуковского, который утверждал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? - Обоснуйте свой ответ. - После каких приставок начальный И- в словах на письме обозначается буквой Ы? (После приставок на согласный пишется Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [И]). - После какой приставки пишется буква И? (после приставки сверх- пишется буква И). Объяснительный диктант. Разыграть партию в шахматы, дезинфекция помещений, отыскать клад, сыграть в футбол, сверхинтересный рассказ, предыдущая страница.(Учащиеся по цепочке комментируют правописание данных слов). |
3 | Объяснение нового материала. Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления материала учащимися. Цель, которую учитель ставит перед учениками: поиск и выделение информации, запоминание основных значений приставок ПРЕ- и ПРИ- учащимися. | Объявление темы и цели урока.(Слайд №2) Вступительное слово учителя. - Ребята, все приставки русского языка вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите, читаете. Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они подразделяются на три группы(Слайд №3). К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: нарисовал, объехал, прочитал, запер, ушел. Эта группа самая большая. Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: раздать, расправить, бесстрашный, разлить, исправить. К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-. Эта группа самая маленькая, но самая трудная. - Почему эти приставки в одной группе? Потому что у них своё основание для правописания – смысл. Выборочный диктант (Слайд №4).Записать только те слова, в которых есть приставка третьей группы и выделить её. Первое значение приставки ПРИ- (Слайд №5). - Догадайтесь, какое общее значение у слов пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился? Записать слова, выделить приставку. - Верно, приближение. Делаем вывод: слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ-. - Запишите слова , обозначающие приближение птицы, коня, рыбы, змеи, приближение круглого предмета, выделите приставку(Слайд №6). Проверка задания. - Нужно заметить, что приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил. - Ребята, давайте попробуем сами объяснить второе значение приставки ПРИ-. Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант.(Слайд №7) - Как вы думаете, какое значение в данных словах имеет приставка ПРИ-? - Правильно – присоединение. В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка ПРИ-. Второе значение приставки ПРИ- (Слайд №8). Третье значение приставки ПРИ-. (Слайд №9) - Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их. - Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно же, поняли: ПРИ- обозначает нахождение около чего-то. Четвёртое значение приставки ПРИ-. (Слайд №10). - Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли. Делаем вывод: если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ-. - Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ- и запишите их в тетрадь: Проверка выполненной работы. - Что может означать приставка ПРЕ-? Первое значение приставки ПРЕ- (Слайд № 11). - Ребята, попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним по образцу Очень добрый – предобрый; Очень скверный – Очень хорошенький – Очень маленький – Очень мудрый – - Какой вывод мы можем сделать? - Правильно, приставка ПРЕ- в данных словах употребляется в значении «очень». Второе значение приставки ПРЕ-(Слайд №12) - Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ- Например: прервать (перервать), преградить (перегородить). - Есть много слов, в которых значение приставок ПРЕ- и ПРИ- определить очень трудно, например: прекратить, пригласить, преодолеть (см. слова в рамках стр.71). - Также в нашем языке есть слова, в которых ПРЕ- и ПРИ- не являются приставками, а составляют часть корня, например: препятствие, презирать. Правописание таких слов надо узнавать по словарю или запоминать. (Слайд №13) |
4 | Закрепление учебного материала. Цель, которую должен достичь учитель на данном этапе урока: закрепить у учащихся навыки выбора гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ-; проверить знания, умения и навыки учащихся; выявить пробелы в знаниях с целью предупреждения ошибок. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применять полученные знания на практике; выполнить упражнения по выявлению полученных знаний. | 1.Выполнение упражнения 154 (запись оформляется на доске). 2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Вариант I Выписать из упражнения 155 слова с приставкой ПРИ- со значением «приближение», выделить в каждом слове приставку и корень. Вариант II Выписать из упражнения 155 слова с приставкой ПРИ- со значением «присоединение», выделить в каждом слове приставку и корень. |
5 | Рефлексия. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознать свою учебную деятельность, дать оценку своей деятельности. Цель, которую должен достичь учитель: помочь учащимся осознать свою учебную деятельность, успехи и неудачи, дать самооценку результатов деятельности. | Подведение итогов урока. - Ребята, давайте с вами вспомним цели нашего урока. - Смогли ли мы их достичь на уроке? - Что для вас показалось трудным при изучении нового материала? - Кто удовлетворен своей работой на уроке? - В каких случаях употребляется приставка ПРИ-? - В каких случаях употребляется приставка ПРЕ-? Выставление оценок учащимся. |
6 | Домашнее задание. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить полученные знания. Цель, которую должен достичь учитель: проверить умение самостоятельно применять полученные знания. | §32; упр.156.(Слайд №14) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"
Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"
Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...