"Обособление согласованных определений"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект  и презентация к уроку русского языка  в 8 классе по теме: "Обособление согласованных определений".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Слайд 2

Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, По солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленутый, Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. ЛАНДЫШИ С. МАРШАК

Слайд 3

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА ОТНОСЯТСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ ИМЕЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 4

СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ НАУЧНЫЙ СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Слайд 5

СРАВНИТЕ ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Какое предложение вы употребите в разговоре и почему ? 1. Облака, несущиеся высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу. 2. Облака, которые неслись высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу.

Слайд 6

Палитра – 1. Небольшая дощечка, на которой живописец смешивает краски. 2. перен. Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. 3. перен. Совокупность выразительных средств художника. Богатая палитра художника. Колорит – 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Яркий колорит. 2. перен. Отпечаток чего-нибудь, совокупность особенностей (эпохи, местности). Колорит эпохи в историческом романе.

Слайд 7

Искусство – 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Изобразительные искусства. 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство. Искусный – 1. Умелый, хорошо знающий своё дело. Искусный портной. 2. Умело, хорошо сделанная работа. Искусная работа

Слайд 8

БАТАЛИСТ – ХУДОЖНИК, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСЬЮ ВЕРЕЩАГИН В.В.

Слайд 9

МАРИНИСТ – ХУДОЖНИК, РИСУЮЩИЙ МОРСКИЕ ВИДЫ АЙВАЗОВСКИЙ И.К.

Слайд 10

ПОРТРЕТИСТ – ХУДОЖНИК, МАСТЕР ПОРТРЕТА. БОРОВИКОВСКИЙ В.Л.

Слайд 11

ПЕЙЗАЖИСТ – ХУДОЖНИК, РИСУЮЩИЙ ПЕЙЗАЖИ ЛЕВИТАН И.И.

Слайд 12

И.И.ЛЕВИТАН ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА

Слайд 14

Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ И.И.Левитан талантливый русский художник-пейзажист известный каждому как автор картины «Весна. Большая вода». На переднем плане раскинулось половодье затопившее и рощу, и берега, и часть деревни. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются тонкие стволы деревьев стремящиеся ввысь. Ещё не покрытые листвой деревья обнажены и светлы. Весь пейзаж написан чистыми красками придающими ему прозрачность и хрупкость. Всё такое обыкновенное, знакомое. Но отчего же снова и снова притягивает наш взгляд картина Левитана? В этом вероятно и есть тайна искусства.

Слайд 15

ТЕКСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ . И.И.Левитан – талантливый русский художник-пейзажист, известный каждому как автор картины «Весна. Большая вода». На переднем плане раскинулось половодье, затопившее и рощу, и берега, и часть деревни. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются тонкие стволы деревьев, стремящиеся ввысь. Ещё не покрытые листвой, деревья обнажены и светлы. Весь пейзаж написан чистыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость. Всё такое обыкновенное, знакомое. Но отчего же снова и снова притягивает наш взгляд картина Левитана? В этом, вероятно, и есть тайна искусства. .

Слайд 16

Тихая и неподвижная Чуткий к скромной красоте природы Лирическая и проникновенная СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Слайд 17

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выбрать картину И.Левитана о весне, написать по ней сочинение-миниатюру, используя различные способы обособления согласованных определений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                               

                                                   План-конспект

                    открытого урока по русскому языку,

                           проведённого в 8б классе

       МБОУ СОШ с.Октябрьское Куликовский филиал

         в рамках  Недели русского языка и литературы

           

                                               

                           Учитель: Лазукина С.А.

     

Тема урока: «Обособление   согласованных определений»

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Цели  урока:

  1. формирование умений интонационно выделять обособленные члены; графически объяснять условия обособления определений; закрепить пунктуационные навыки учащихся;
  2. развитие монологической речи учащихся, обогащение словарного запаса.

      3) воспитание любви к родному языку, воспитание чувства прекрасного через живопись, поэзию, художественный текст.

Оборудование и материалы к уроку:

                        компьютер,

проектор,

презентация (Приложение1),

учебник Русский язык. Практика. 8 класс /Под ред. Ю.С.Пичугова (по УМК под ред. В.В.Бабайцевой)

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа

                                      ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока

Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

Прочитайте тему урока. На прошлом уроке мы узнали основные случаи обособления   согласованных определений

.Задача сегодняшнего урока – отработать навык выразительного чтения предложений с обособленными согласованными определениями и постановку знаков препинания в таких предложениях. А чтобы урок стал интереснее, эмоциональнее, вспомним, что на улице весна, а значит, радость, новые надежды. Начнём наш урок со стихотворения о весне.

II. Актуализация прежних знаний

Чтение стихотворения С.Маршака “Ландыши”. Работа с текстом стихотворения.

Чернеет лес, теплом разбуженный, (Слайд 2)

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

По солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

– Выпишите из стихотворения обособленные определения вместе с определяемым словом (Лес, теплом разбуженный; природой бережно спеленутый, , цветок, завернутый в зеленый лист)

– Что помогло вам найти обособленные определения? (Интонация)

– Посмотрите, как важно в устной речи говорить выразительно, чтобы усилить смысловое значение слов.

– Дайте определение обособлению.

– Перечислите общие условия обособления. (Слайд 3)

– Какие условия обособления встретились в стихотворении?

– Какие определения называются согласованными?

III. Проверка домашнего задания

– Расскажите об обособлении согласованных определений, приводя примеры из домашнего упражнения № 316.

– Один ученик на доске чертит схемы обособлений из домашнего упражнения

– Все ли предложения из домашнего упражнения прозвучали?

IV. Повторение стилей речи

1. Одна из задач урока – увидеть, в каких стилях речи чаще используются обособленные определения. (Слайд 4)

– К какому стилю относится стихотворение? (художественный)

– Ответ у доски? (Научный)

Вывод: обособленные определения больше характерны для научного и художественного стилей.

2. А вот в разговорном стиле редко используются.

Сравните два предложения:

1. Облака, несущиеся высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу.

2. Облака, которые неслись высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу.

– Какое предложение вы употребите в разговорном стиле? (2-е предложение; сложное с союзным словом который) (Слайд 5)

V. Словарная работа

Перед тем как продолжить работу и обратиться к тексту по картине И.Левитана, который снова вернёт нас к теме весны, повторим слова, относящиеся к теме живописи. Запишем слова и вспомним их лексическое значение.

– Раскройте лексическое значение слов палитра и колорит. (Слайд 6)

– Чем отличается значение слов искусство и искусный. (Слайд 7)

– Как называется художник, рисующий сцены сражений? (Слайд 8)

– В каком жанре работает художник-маринист? (Слайд 9)

– Как называется художник, рисующий портреты? (Слайд 10)

– Как называется художник, рисующий пейзажи? (Слайд 11)

VI. Работа с текстом по картине И.И.Левитана “Весна. Большая вода”

1.Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. (Слайд 12)

И.И.Левитан – талантливый русский художник-пейзажист, известный каждому как автор картины “Весна. Большая вода”.

На переднем плане картины раскинулось половодье, затопившее и рощу, и берега, и часть деревни. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются тонкие стволы деревьев, стремящиеся ввысь. Ещё не покрытые листвой, деревья обнажены и светлы. Весь пейзаж написан чистыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость.

Всё такое обыкновенное, знакомое. Но отчего же снова и снова притягивает наш взгляд картина Левитана? В этом, вероятно, и есть тайна искусства. (Слайд 13)

– Прочитайте предложения, находя правильную интонацию. Объясните постановку знаков препинания. (Слайд 14)

– Найдите в тексте обособленные определения и объясните условия обособления.

– На какие случаи обособления нет примеров в тексте? (когда обособленные определения относятся к личному местоимению; когда согласованные определения выражены двумя или несколькими одиночными прилагательными, стоящими после определяемого слова)

– Используя тему картины И.Левитана, составьте предложения, которые станут этими недостающими примерами. Используйте для этого данные словосочетания:

тихая и неподвижная

чуткий к скромной красоте природы

лирическая и проникновенная (Слайд 15)

– Устно перестройте предложения с обособленными предложениями в предложения с необособленными определениями

– Какие предложения не смогли перестроить и почему?

2. Морфемный разбор слова затопившее

3. Полный синтаксический разбор предложения.

VII. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы практически отработали все случаи постановки знаков препинания при обособлении

согласованных определений и

навык их употребления в устной и письменной речи.

VIII. Домашнее задание

Выбрать картину И.Левитана о весне и написать сочинение-миниатюру, используя различные способы обособления

согласованных определений

. (Слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений"

Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений" Цели урока:Развивать речь учащихся.Учить делать выводы.Формировать умение осознанно ставить знаки пре...

Обособление согласованных определений

Основные случаи обособления согласованных определений с примерами и объяснением...

Урок-повторение по русскому языку по теме"Обособление согласованных определений"

Урок по русскому языку для учащихся восьмого класса"Повторение. Обособление согласованных определений."...

Тема: "Обособление согласованных определений"

Тема:  "Обособление согласованных определений"...

конспект урока в 8 классе на тему "Обособление согласованных определений"

урок изучения нового материала с использованием интерактивных методов....

Презентация к уроку по теме "Обособление согласованных определений".

В презентации представлен иллюстративный и практический материал к уроку....

Дидактический материал "Обособленное согласованное определение и обособленное обстоятельство"

Материал предназначен для подготовки к ВПР по русскому языку (7 класс)...