"Обособление согласованных определений"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект и презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: "Обособление согласованных определений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovannye_opredeleniya.ppt | 1.48 МБ |
soglasovannye_opredeleniya.ppt | 1.48 МБ |
obosoblenie_sogl._opredeleniy.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, По солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленутый, Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. ЛАНДЫШИ С. МАРШАК
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СТОЯТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА ОТНОСЯТСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ ИМЕЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ НАУЧНЫЙ СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
СРАВНИТЕ ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Какое предложение вы употребите в разговоре и почему ? 1. Облака, несущиеся высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу. 2. Облака, которые неслись высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу.
Палитра – 1. Небольшая дощечка, на которой живописец смешивает краски. 2. перен. Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. 3. перен. Совокупность выразительных средств художника. Богатая палитра художника. Колорит – 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Яркий колорит. 2. перен. Отпечаток чего-нибудь, совокупность особенностей (эпохи, местности). Колорит эпохи в историческом романе.
Искусство – 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Изобразительные искусства. 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство. Искусный – 1. Умелый, хорошо знающий своё дело. Искусный портной. 2. Умело, хорошо сделанная работа. Искусная работа
БАТАЛИСТ – ХУДОЖНИК, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСЬЮ ВЕРЕЩАГИН В.В.
МАРИНИСТ – ХУДОЖНИК, РИСУЮЩИЙ МОРСКИЕ ВИДЫ АЙВАЗОВСКИЙ И.К.
ПОРТРЕТИСТ – ХУДОЖНИК, МАСТЕР ПОРТРЕТА. БОРОВИКОВСКИЙ В.Л.
ПЕЙЗАЖИСТ – ХУДОЖНИК, РИСУЮЩИЙ ПЕЙЗАЖИ ЛЕВИТАН И.И.
И.И.ЛЕВИТАН ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА
Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ И.И.Левитан талантливый русский художник-пейзажист известный каждому как автор картины «Весна. Большая вода». На переднем плане раскинулось половодье затопившее и рощу, и берега, и часть деревни. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются тонкие стволы деревьев стремящиеся ввысь. Ещё не покрытые листвой деревья обнажены и светлы. Весь пейзаж написан чистыми красками придающими ему прозрачность и хрупкость. Всё такое обыкновенное, знакомое. Но отчего же снова и снова притягивает наш взгляд картина Левитана? В этом вероятно и есть тайна искусства.
ТЕКСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ . И.И.Левитан – талантливый русский художник-пейзажист, известный каждому как автор картины «Весна. Большая вода». На переднем плане раскинулось половодье, затопившее и рощу, и берега, и часть деревни. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются тонкие стволы деревьев, стремящиеся ввысь. Ещё не покрытые листвой, деревья обнажены и светлы. Весь пейзаж написан чистыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость. Всё такое обыкновенное, знакомое. Но отчего же снова и снова притягивает наш взгляд картина Левитана? В этом, вероятно, и есть тайна искусства. .
Тихая и неподвижная Чуткий к скромной красоте природы Лирическая и проникновенная СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выбрать картину И.Левитана о весне, написать по ней сочинение-миниатюру, используя различные способы обособления согласованных определений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока по русскому языку,
проведённого в 8б классе
МБОУ СОШ с.Октябрьское Куликовский филиал
в рамках Недели русского языка и литературы
Учитель: Лазукина С.А.
Тема урока: «Обособление согласованных определений»
Тип урока: урок закрепления новых знаний.
Цели урока:
- формирование умений интонационно выделять обособленные члены; графически объяснять условия обособления определений; закрепить пунктуационные навыки учащихся;
- развитие монологической речи учащихся, обогащение словарного запаса.
3) воспитание любви к родному языку, воспитание чувства прекрасного через живопись, поэзию, художественный текст.
Оборудование и материалы к уроку:
компьютер,
проектор,
презентация (Приложение1),
учебник Русский язык. Практика. 8 класс /Под ред. Ю.С.Пичугова (по УМК под ред. В.В.Бабайцевой)
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока
Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
Прочитайте тему урока. На прошлом уроке мы узнали основные случаи обособления согласованных определений
.Задача сегодняшнего урока – отработать навык выразительного чтения предложений с обособленными согласованными определениями и постановку знаков препинания в таких предложениях. А чтобы урок стал интереснее, эмоциональнее, вспомним, что на улице весна, а значит, радость, новые надежды. Начнём наш урок со стихотворения о весне.
II. Актуализация прежних знаний
Чтение стихотворения С.Маршака “Ландыши”. Работа с текстом стихотворения.
Чернеет лес, теплом разбуженный, (Слайд 2)
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
– Выпишите из стихотворения обособленные определения вместе с определяемым словом (Лес, теплом разбуженный; природой бережно спеленутый, , цветок, завернутый в зеленый лист)
– Что помогло вам найти обособленные определения? (Интонация)
– Посмотрите, как важно в устной речи говорить выразительно, чтобы усилить смысловое значение слов.
– Дайте определение обособлению.
– Перечислите общие условия обособления. (Слайд 3)
– Какие условия обособления встретились в стихотворении?
– Какие определения называются согласованными?
III. Проверка домашнего задания
– Расскажите об обособлении согласованных определений, приводя примеры из домашнего упражнения № 316.
– Один ученик на доске чертит схемы обособлений из домашнего упражнения
– Все ли предложения из домашнего упражнения прозвучали?
IV. Повторение стилей речи
1. Одна из задач урока – увидеть, в каких стилях речи чаще используются обособленные определения. (Слайд 4)
– К какому стилю относится стихотворение? (художественный)
– Ответ у доски? (Научный)
Вывод: обособленные определения больше характерны для научного и художественного стилей.
2. А вот в разговорном стиле редко используются.
Сравните два предложения:
1. Облака, несущиеся высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу.
2. Облака, которые неслись высоко в небе, предвещали первую весеннюю грозу.
– Какое предложение вы употребите в разговорном стиле? (2-е предложение; сложное с союзным словом который) (Слайд 5)
V. Словарная работа
Перед тем как продолжить работу и обратиться к тексту по картине И.Левитана, который снова вернёт нас к теме весны, повторим слова, относящиеся к теме живописи. Запишем слова и вспомним их лексическое значение.
– Раскройте лексическое значение слов палитра и колорит. (Слайд 6)
– Чем отличается значение слов искусство и искусный. (Слайд 7)
– Как называется художник, рисующий сцены сражений? (Слайд 8)
– В каком жанре работает художник-маринист? (Слайд 9)
– Как называется художник, рисующий портреты? (Слайд 10)
– Как называется художник, рисующий пейзажи? (Слайд 11)
VI. Работа с текстом по картине И.И.Левитана “Весна. Большая вода”
1.Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. (Слайд 12)
И.И.Левитан – талантливый русский художник-пейзажист, известный каждому как автор картины “Весна. Большая вода”.
На переднем плане картины раскинулось половодье, затопившее и рощу, и берега, и часть деревни. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются тонкие стволы деревьев, стремящиеся ввысь. Ещё не покрытые листвой, деревья обнажены и светлы. Весь пейзаж написан чистыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость.
Всё такое обыкновенное, знакомое. Но отчего же снова и снова притягивает наш взгляд картина Левитана? В этом, вероятно, и есть тайна искусства. (Слайд 13)
– Прочитайте предложения, находя правильную интонацию. Объясните постановку знаков препинания. (Слайд 14)
– Найдите в тексте обособленные определения и объясните условия обособления.
– На какие случаи обособления нет примеров в тексте? (когда обособленные определения относятся к личному местоимению; когда согласованные определения выражены двумя или несколькими одиночными прилагательными, стоящими после определяемого слова)
– Используя тему картины И.Левитана, составьте предложения, которые станут этими недостающими примерами. Используйте для этого данные словосочетания:
тихая и неподвижная
чуткий к скромной красоте природы
лирическая и проникновенная (Слайд 15)
– Устно перестройте предложения с обособленными предложениями в предложения с необособленными определениями
– Какие предложения не смогли перестроить и почему?
2. Морфемный разбор слова затопившее
3. Полный синтаксический разбор предложения.
VII. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы практически отработали все случаи постановки знаков препинания при обособлении
согласованных определений и
навык их употребления в устной и письменной речи.
VIII. Домашнее задание
Выбрать картину И.Левитана о весне и написать сочинение-миниатюру, используя различные способы обособления
согласованных определений
. (Слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений"
Урок русского языка в 8-м классе на тему: "Повторение обособленных согласованных определений" Цели урока:Развивать речь учащихся.Учить делать выводы.Формировать умение осознанно ставить знаки пре...
Обособление согласованных определений
Основные случаи обособления согласованных определений с примерами и объяснением...
Урок-повторение по русскому языку по теме"Обособление согласованных определений"
Урок по русскому языку для учащихся восьмого класса"Повторение. Обособление согласованных определений."...
Тема: "Обособление согласованных определений"
Тема: "Обособление согласованных определений"...
конспект урока в 8 классе на тему "Обособление согласованных определений"
урок изучения нового материала с использованием интерактивных методов....
Презентация к уроку по теме "Обособление согласованных определений".
В презентации представлен иллюстративный и практический материал к уроку....
Дидактический материал "Обособленное согласованное определение и обособленное обстоятельство"
Материал предназначен для подготовки к ВПР по русскому языку (7 класс)...