Правописание гласной в корне –зар-,-зор-.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Корни -Зар -Зор
Целевые установки на достижение результата:
Личностные: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в группах, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
Предметные: познакомить с правописанием гласной в корне –зар-,-зор-.
Тип урока: Знакомство с новой темой.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование:
Структура и ход урока
1.Начало урока: введение, « разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
-Здравствуйте, ребята, начинаем урок.
2.Контрольно- подготовительный этап урока: опрос по предыдущим темам.
-Что мы изучали на прошлых уроках?
Выполните морфемный разбор слов:
Придорожный, водяной, прибрежный, паровоз, зелёный.
3.Постановка учебной цели, « вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели.
– Посмотрите на записи. Что их объединяет? (Буквы а–о в корнях.)
лаг – лож раст – (ращ) – рос гар – гор
– Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием а–о.)
-Да, правильно работать мы начнём с корнями –гар-,-гор-,-зар-, -зор-.
1.Запишите слова, поставьте ударения.
зори заря
зарево зарница
зорька озарить
загар загореть
-Скажите, от чего зависит правописание гласной в корне?
-Правильно! От ударения.
2.Чтение учебника.
– Что нового узнали из правила? (Исключение.) Почему это исключение?
– Запишите его в словарики.
Составление схемы правила, приведение собственных примеров.
Сопоставление нового правила с правилом правописания гар – гор.
– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием гар – гор и зар – зор? (Ударение.)
Заучивание рифмовкиподсказки:
Под удареньем пишем гар,
Без ударенья – гор.
К примеру: загорел, загар.
Наоборот: зар–зор.
4.Динамическая пауза.
5.« Сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников. ( учащиеся определяют цель учебной задачи, самостоятельно планируют и управляют познавательной задачей, получают и оценивают результат).
1.Упражнение 93 (у доски).
Базовый уровень Повышенный уровень
2.Упражнение 91 Упражнение 92.
3.Работа с аудиодиском. Упражнение 96.
4. – Найдите «третье лишнее»:
Заря, зарница, зарядка.
Заразить, зорька, зоревать.
Озарить, заряд, зарево.
– В каких словах изученной орфограммы нет? Почему? (Неоднокоренные слова, другое значение корня, нет связи по смыслу.)
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммыбуквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Знать значение слова.)
6.Рефлексивный этап: осмысление результатов работы.
– Чему учились на уроке?
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
7.Подведение итогов за урок.
8.Определение домашнего задания:
1 уровень (обязательный): уметь рассказать правило, опираясь на схему. Выучить рифмовку для запоминания корней с чередованием гар–гор и зар–зор.
2 уровень ( понятийный ): упражнение 95.
3 уровень ( творческий ):изготовить карточку для друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Правописание гласных в корне слова"
Работа предназначена для учащихся 6 - 7 класса...
Правописание гласных в корне слова. I вариант
Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....
Правописание гласных в корне слова. II вариант
Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....
Правописание гласных в корне слова. III вариант
Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....
Правописание гласных в корне слова. IV вариант
Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....
Учебные карточки по теме "Правописание гласных в корне слова"
Карточки предназначены для организации работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка. В 7 классе можно таким образом блоком повторить сложные для учащихся темы. Можно провести...
Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».
Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....