Учебные карточки по теме "Правописание гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Мартынова Галина Александровна

Карточки предназначены для организации работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка. В 7 классе можно таким образом блоком повторить сложные для учащихся темы. Можно провести подобную работу и в 5-6 классах, где непосредственно изучаются темы: "Чередующиеся гласные в корне слова", "Буквы О/Ё после шипящих и Ц", "Буквы И/Ы после Ц", "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki._7_klass._pravopisanie_glasnyh.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Внимательно прочитай карточку, запиши в тетрадь её номер и тему.

  1. Вспомни изученное правило, опираясь на обобщающую таблицу «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
  2. Практические упражнения

А. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.

1) Первые свои стихи поэт посв…тил детям. 2) Мальчик посв…тил нам в тёмном коридоре. 3) Бельё необходимо пол…скать несколько раз. 4) Детям хотелось пол...скать пушистую собачку. 5) Лёгкий ветер обв…вал лицо. 6) Плющ обв…вал ствол дерева.
7) Осл…пительный свет молнии озарил небо. 8) Солнце уже с…дилось и бр…сало косые лучи, которые то играли по з…лотым окладам икон, то осв…щали тёмные и суровые лики св…тых и уничтожали своим блеском слабое и робкое м…рцание свеч.

Б. Выполни тестовые задания.

А1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

  1. зал…зать на дерево, ув…дал чудо, изм…рять площадь;
  2. упл…тить штраф, укр…тить зверя, в ст…родавние времена;
  3. ум…лять о помиловании, упл…тнить рабочий день, ст…рожил склад;
  4. отк…заться от завтрака, водить по к…нюшне, см…треть вдаль.

А2. В каких словах пишется буква –а-?

1) препод…ватель; 2) д…лина; 3) уг…дали; 4) упл…тить

А3. В каком ряду все пропущенные гласные можно проверить ударением?

1) с…рень, ом…ртвелый, в…зать;

2) ст…ловая, в…сенний, пл…нительный;

3) прик…сновение, г…ревать, просм…треть;

4) к..птить, приг…реть, р…стительный.

Б1. Подберите и запишите проверочные слова.

Оп…рение, ом…рзение, т…нучка, п…хота, ч…хоточный, сп…сивый.


Карточка №2

Чередование безударных гласных в корнях слов

Внимательно прочитай карточку, запиши в тетрадь её номер и тему.

  1. Вспомни изученное правило, опираясь на обобщающую таблицу «Безударные гласные в корне слова». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
  2. Практические упражнения

А. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.

1) Ослепительный свет молнии оз…рил небо. 2) Г…рит восток з…рёю новой.
3) Половина великодушного распол…жения разом с меня соск…чила. 4) Всадник на донце ск…кал шагах в пятидесяти. 5) За нарушения правил уличного движения нал…гается штраф. 6) Лошадь едва к…салась земли. 7) Печка так накалена, что нельзя прик…снуться. 8) Лёгкий ветер беззвучно шевелил рыжую, выг…ревшую траву.

Б. Выполни тестовые задания.

А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1) в…личина, оз…рение, р…стовщик;

2) выб…рать, привл…кательный, к…стрюля;

3) оз…рить, предпол…жение, зам…рать;

4) к…смический, в…негрет, п…ровать.

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква –и-?

  1. бл…стит на солнце; расст…лается равнина, пост…ли скатерть;
  2. сж…гание мусора, бл…стал красноречием, напом…нание о прошлом;
  3. вн…мательно слушать, зап…реть дверь, зам…реть на месте;
  4. заб…рать ключ, выт…реть пыль, проб…раться сквозь лес.

А3. В каких словах пишется буква –а-?

1) взр…стить, 2) пром…кашка, 3) приск…кать, 4) сл..жение.

Б1. Выпишите слова-исключения.

Р…стов, прир…щение, подр…сток, нар…щенный, р…стовщица, отр…слевой, произр…стать, р…сточек, Р…стиславович, межотр…слевой, подр…стковый, взр…сление.


Карточка №3

Буквы -о-/-е-/-ё- после шипящих и ц

Внимательно прочитай карточку, запиши в тетрадь её номер и тему.

  1. Вспомни изученное правило, опираясь на обобщающую таблицу «Гласные после шипящих и ц». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
  2. Практические упражнения

А. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.

1) Пирож…к лишь разломила да кусоч…к прикусила. 2) Детские годы мальчик провёл в отц…вском доме. 3) На дно банки я положил пустую спичечную коробку, подж…г – и моя маленькая печурка задымилась. 4) Под ногой Кондратия хрустнул суч…к. 5) В больш…м зале танц…вали мазурку. 6) Окна во флигеле были загорожены деревянною реш…ткою, двери запирались замками. 7) Приш…л доктор, перевязал мне ож…г. 8) Мальчишка был без шапки, с холщ…вой сумкой через плеч… .

Б. Выполни тестовые задания.

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. печ…нка, изж…га, пощ…чина;
  2. беч…вка, ж…рдочка, реш…тка;
  3. трущ…ба, струч…к, ноч…вка;
  4. пш…нка, сч…т, ш…рты.

А2. В каком ряду во всех словах пишется буква –ё-?

  1. расч…ска, ж…нглировать, полуш…пот;
  2. уч…ба, ч…рствый, ж…рдочка;
  3. деш…вый, сч…ты, маж…рный;
  4. тренаж…р, пирож…к, ж…лудь.

А3. В каком ряду во всех словах пишется буква –о-?

  1. цирковой медвеж…нок, безлюдное ш…ссе, таинственный ш…рох;
  2. румяные щ…чки, неч…саные волосы, не заманить калач…м;
  3. ш…кировать приятеля, уч…ба наладилась, горький ш…колад;
  4. крепкая реш…тка, ж…сткий диван, искусственный ш…лк.

Б1. Подберите и запишите проверочные слова, где возможно.

Крыж…вник, ч…лка, щ…чка, реш…тка, ш…в, ш…колад, деш…вый, ш…лковый.


Карточка №4

Буквы -и-/-ы- после ц

Внимательно прочитай карточку, запиши в тетрадь её номер и тему.

  1. Вспомни изученное правило, опираясь на обобщающую таблицу «Гласные после шипящих и ц». На каждую орфограмму приведи свои примеры и запиши их. Выдели орфограммы графически.
  2. Практические упражнения

А. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы, графически выдели орфограммы.

1) Современная медиц…на добилась больших успехов в профилактике ряда заболеваний благодаря применению вакц…н. 2) Меня лечил полковой ц…рюльник, ибо в крепости другого лекаря не было. 3) На нас ц…кают, прогоняют с холма домой, но мы не уходим, потому что уходить никак нельзя. 4) У моей подруги густые ресниц… . 5) Ц…рк на Цветном бульваре – самый известный в Москве. 6) Мне нравятся ц…ганские песни.

Б. Выполни тестовые задания.

А1. В каком ряду во всех словах пишется буква –и-?

  1. ц…кнуть, ц…трусовый, ц…плёнок;
  2. ц…линдр, панц…рь, ц…фра;
  3. на ц…почках, краснолиц…й; сестриц…н;
  4. ц…стерна, ц…ган, мои сверстниц….

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква –ы-?

  1. сигнализац...я, девиц…н, ц…плячий;
  2. две мельниц…, индейц…, принц…п;
  3. гвардейц…, у дверей гостиниц…, Синиц…н;
  4. проводниц…, приватизац…я, уехать из станиц… .

А3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ц…ган, ц…гейка, сверстниц…;
  2. экспедиц…я, пловц…, ц…рюльник;
  3. птиц…, Лисиц…н, ц…плятница;
  4. ц…новка, ц…ц, овц… .

Б1. Исправьте ошибку. Запишите верный ответ.

В окончаниях слов после ц пишется буква –и-.


Ключ к тестовой части карточки №1

А1

А2

А3

Б1

3

1,3,4

2

Перья, мерзость, тянет, пеший, чахнуть, спесь

_________________________________________________________________________

Ключ к тестовой части карточки №2

А1

А2

А3

Б1

3

2

1,3

Ростов, подросток, ростовщица, отраслевой, росточек Ростиславович, межотраслевой, подростковый

_________________________________________________________________________

Ключ к тестовой части карточки №3

А1

А2

А3

Б1

2

2

1

Чело, щека, решето, дешевле, шелка

_________________________________________________________________________

Ключ к тестовой части карточки №4

А1

А2

А3

Б1

2

3

3

В окончаниях слов после ц пишется буква –ы-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка "Чередующиеся гласные в корне слова"

Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме "Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-"...

Карточки по русскому языку для закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс

Закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс...

Карточки по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова" (6 класс)

Карточки по русскому языку по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Карточка по теме "Корни с чередующимися и проверяемыми гласными в корне слова"

Данная работа поможет ученику проверить уровень сформированности...

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...