Способы передачи чужой речи.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык 11 класс Дата__________
Тема: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Цели: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; воспитание языкового чутья.
Тип урока: урок – практикум.
Оборудование: схемы «Знаки препинания при прямой речи», тест.
Ход урока.
I. Фонетическая разминка.
- Какие фонетические законы наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?
Над трибуной, веселиться, сгореть, с Шурой, с бинтиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить, наслаждаться.
II. Работа по теме урока.
- Чтение § 101, 102 ответы на вопросы.
- Назовите способы передачи чужой речи.
- Какой способ позволяет передать чужую речь очень точно?
- Чем отличается косвенная речь от несобственно-прямой?
- Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?
- Какие графические схемы позволяют передать прямую речь?
(Устное выполнение упражнения 476 с объяснением постановки знаков препинания.)
IV. Закрепление.
1. Тест «Проверьте себя!»
1.Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)
Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем засохшей?
а) »П? - а. - П?»; в) «П?» - а. - «П?»;
б) «П? - а, - п?»; г) П? - а. - П?
… безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет куда хочет, и делает, что хочет.
а) «П. - а. - П.»; в) «П,» - а. - «П.»;
б) «П, - а, - п.»; г) П, - а. - П.
2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:
Мы читаем в «Благодатном знании» Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.
- , () – «»
- , «» : «»
- , «» , : «»
- , «» , - «».
2. Выполнение упражнения 478.
Упражнение выполняется по вариантам (вариант 1- 1-6-е предложения; вариант 2 - 7-12-е предложения).
Задание: переписать, расставить знаки препинания, начертить схемы прямой речи. Проверка выполненного задания.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
1.§ 100.
2. Упражнение 480
Русский язык 11 класс Дата______________
Тема: Знаки препинания при диалоге и цитатах
Цели: обобщить знания о диалоге и знаках препинания при нем; повторить основные способы цитирования и пунктуационное оформление цитат; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; воспитание языкового чутья.
Оборудование: схемы.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
Упр.480
- Составьте предложения с прямой речью по следующим схемам.
А: «П?»
А: «П!» - а.
«П. - а. - П...»
«П, - а: - п».
- Замените прямую речь косвенной.
Артем явился ко мне и радостно сообщил: «Ура! У меня высокий балл. Я поступил!»
II. Комментированный диктант.
Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые "муки творчества".
Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
Каждый человек, хотя и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Да, вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.
Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для ого исполнения. (118 слов) (К.Паустовский)
III. Работа по теме урока.
- Как переводятся с греческого языка термины диалог, монолог, полилог?
- Как можно оформить диалог на письме?
Работа с учебником: чтение § 102.
- Закрепление.
- Составьте диалог по следующей схеме.
А:
-П!
-П, - а.
А:
-П, - а.
-Составьте схему диалога.
Воропаев говорит:
- Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!
- Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, - отвечает Болотников.
- Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, - говорит Воропаев.
— Составьте диалог на тему «Разговор на перемене» (8—10предложений).
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 481.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Способы передачи чужой речи"
Презентация при изучении темы "Способы передачи чужой речи" 8 класс. Может использоваться при изучении темы "Прямая речь " в 5 классе...
Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.
Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека...
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи". 11 класс/второй курс СПО...
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи....
Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....