контрольные работы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Контрольный диктант№1 Цыгане.
Представление с учёным медведем было в то время единственным народным театром. Хотя оно служило развлечением для народа, но, как и многое другое в то время, представление это было крайне грубым, вредным и даже опасным. Рассвирепевший зверь зачастую поднимался на дыбы, оскаливал свои страшные зубы и издавал потрясающий рёв. Ужас охватывал тогда домашних животных, и на скотном дворе поднимался страшный переполох: лошади ржали, а нередко срывались с привязи, коровы мычали, овцы блеяли всё жалостливее и жалостливее.
Весною и летом появлялся также цыганский табор и располагался близ той или другой помещичьей усадьбы. С наступлением сумерек цыгане зажигали костры и готовили себе ужин, после которого раздавались звуки музыки и пения. Смотреть на них народ стекался со всех деревень, а в сторонке от их веселья и пляски цыганки предсказывали будущее бабам, девушкам и барышням.
Меня особенно привлекала к себе Маша — красивая смуглая краснощёкая цыганка с чёрными глазами, горевшими огнём, с волнистыми чёрными как смоль волосами, завитки и кудряшки которых сплошь покрывали её лоб, с чёрными густыми бровями дугой. Из всех странствий Маша всегда приносила мне гостинцы: то каких-то особенно крупных лесных орехов, то подсолнухов, то чёрных стручков, то глиняного петушка, то какой-нибудь крошечный глиняный горшочек.
(По Е. Н. Водовозовой.)
(190 слов.)
Грамматическое задание.
Синтаксический разбор предложения.
1 вариант
Смотреть на них народ стекался со всех деревень, а в сторонке от их веселья и пляски цыганки предсказывали будущее бабам, девушкам и барышням.
Фонетический разбор слова народ.
2вариант
Синтаксический разбор предложения
Хотя оно служило развлечением для народа, но, как и многое другое в то время, представление это было крайне грубым, вредным и даже опасным.
Фонетический разбор слова блеяли.
Контрольный диктант №2
Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк.
В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке темную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и все же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В четком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.
Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы — оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось все больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (167 слов)
(По А. Соболеву)
Грамматическое задание.
Синтаксический разбор предложения
1 вариант
До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк.
2 вариант
Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины.
Морфологический разбор
1 вариант разливается
2 вариант вижу.
Контрольный диктант №3
Диктант
Дубечня — так называлась наша первая железнодорожная станция — находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.
Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно-таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.
Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.
Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.
Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником.
Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.
Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой, И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега — принадлежало инженеру.
(241 слово.)
(А. П. Чехов.)
II. Грамматическое задание
1. Озаглавить текст.
2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего абзаца (I вар.); второго предложения из последнего абзаца (II вар.).
3. Выполнить фонетический разбор слов вправо (I вар.), ещё (II вар.).
4. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово).
5. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу (I вар.). Выписать 3 наречия и разобрать их по составу (II вар.).
Контрольный диктант №4
Диктант
Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.
Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.
Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой Земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира... (136 слов)
(И. Соколов-Микитов. «На теплой земле»)
Грамматическое задание
Синтаксический разбор предложения
1 вариант
Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой Земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира...
2 вариант
И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.
Морфологический разбор слова
1 – 2 вариант разбор глагола и причастия.
Контрольный диктант №5
У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой – молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды.
Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всей видимости, господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знающий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы военной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляющими.
Овцы спали. На сером фоне зари, начавшей уже покрывать восточную часть неба, видны были силуэты наспавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.
(А. Чехов)
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Сделать морфологический разбор одного существительного и одного числительного из предложений первого абзаца.
2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях первого абзаца.
Вариант 2
1. Сделать морфологический разбор одного прилагательного и одного местоимения из предложений второго абзаца.
2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях второго абзаца.
Контрольный диктант№6
Опасная профессия
1)В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.
2) Не опасна, но почти невозможна в природе съёмка волков. 3) Опасно снимать львов, очень опасно - тигров. 4) Нельзя сказать заранее, как поведёт себя медведь - этот сильный и, вопреки общему представлению, очень подвижный зверь. 5) На Кавказе я нарушил небезызвестное правило: полез в гору, где паслась медведица с медвежатами. 6) Расчёт был на то, что, мол, отец и мать уже не так ревниво оберегает потомство. 7) Но я ошибся... 8) При щелчке фотокамеры, запечатлевшей двух малышей, дремавшая где-то поблизости мать кинулась ко мне, как торпеда. 9) Я понимал: ни в коем случае нельзя бежать - зверь бросится вслед.10) На месте оставшийся человек медведицу озадачил: она вдруг резко затормозила и, пристально поглядев на меня, кинулась за малышом.
11)Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. (123 слова)
Грамматические задания:
Вариант 1.
1.Выпишите из 1 предложения слово, образованное приставочным способом.
2.Выпишите из 1-2 предложений наречия.
3.Выпишите из 1 предложения словосочетание со связью примыкание.
4.Синтаксический разбор 11 предложения.
Вариант 2.
1.Выпишите из 4 предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2.Выпишите из 4 предложения производный предлог.
3.Выпишите из 2 предложения словосочетание со связью примыкание.
4. Синтаксический разбор 10 предложения.
Контрольная работа №1
Вариант1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)За последние 100 лет площадь пустынь во всём мире удвоилась. (2)Одни территории превратились в пустыню из-за климатических изменений, другие, такие как пыльный котёл в Америке, из-за того что сельскохозяйственные растения уничтожили дикорастущих собратьев и разрушили почву. (3)(…) если человек будет продолжать обрабатывать почву или пасти скот в очень сухих районах, то ещё больше территорий превратятся в пустыню.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Площади пустынь, удвоившиеся за последние 100 лет, увеличатся, если человек не прекратит обработку почв и выпас скота в очень сухих районах Земли.
2) Пыльный котёл в Америке превратился в пустыню, потому что сельскохозяйственные растения уничтожили дикорастущих собратьев и разрушили почву.
3) Климатические изменения за последние 100 лет привели к удвоению площадей пустынь.
4) Обработка почвы и выпас скота в очень сухих районах может привести к погодным изменениям в пустынях.
5) Выпас скота и обработка почвы в сухих районах приведёт к превращению этих районов в пустыню, площадь которой во всём мире неуклонно растёт.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Однако
Поэтому
Потому что
Вопреки этому
Наоборот,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЧВА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПОЧВА, -ы, жен.
1) Поверхностный слой земной коры, в которой развивается растительная жизнь; земля. Плодородная П. Глинистая П.
2) Порода, на которой залегает полезное ископаемое (горн.).
3) То, на чём зиждется что-л.; основание, основа (перен.). На почве неоспоримых фактов. На почве ревности.
4) Область, сфера (перен.). Политическая П.
5) Позиция, точка зрения (перен.). Найти общую почву с кем-л.
4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Язык не только приспосабливается к жизни его носителей, а также оказывает на неё существенное влияние. Б) Те, кто знает поэзию А.Т. Твардовского, ощутил её простоту и прозрачность и в то же время яркость и глубину созданных поэтом образов. В) Экспонаты лучших региональных музеев можно увидеть в фотоальбоме «Сокровищах русского искусства». Г) Выполняя упражнение на бревне, прыжок обычно бывает невысоким. Д) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. | 1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2) неправильное употребление двойных (парных) союзов 3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 5) ошибка в построении предложения с однородными членами 6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ободрИть
сОгнутый
мозАичный
нарвалА
ловкА
6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Проблема ЭКОНОМИЧЕСКОГО роста и его темпов – одна из важнейших в макроэкономике.
Диетолог выписал пациенту ряд гомеопатических препаратов и помог подобрать ЭФФЕКТНУЮ диету.
ДЕМОКРАТИЧНЫЙ стиль управления подразумевает гармоничное распределение инициативы и ответственности между руководством и подчинёнными.
ИГРИВАЯ улыбка тронула его губы.
В праздничном концерте приняли участие ДИПЛОМАНТЫ музыкального конкурса.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛОЖИТЕ на полку
корзина ВИШНЕЙ
наиболее ЧАСТО
в ОДНА ТЫСЯЧА пятьсот десятом году
ПОЕЗЖАЙ налево
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
шт...мповать
п...роль
б...тонировать
оз...рение
непром..каемый
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
(держать) на пр.. мете, пр.. клонный
роз...ск (преступников), не воз.. мело (действия
под...греть, пр...родина
бе...перспективный, ни...ложить
неот..емлемый, ар..ергардный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
преодол...вать
никел...вый
сторож...вая
усил...вать
потч..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
закруч.. нная
он вклин...тся
стел.. щийся дым
увлека.. мый
расстро.. нное
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
А молодой человек даже и деньги с него вперёд получил, (НЕ)МАЛЫЕ деньги.
Чайка, когда она птица, а (НЕ)СИМВОЛ, злющее существо.
Причиной смеха служили вовсе (НЕ) СМЕШНЫЕ места его импровизации, а те гримасы, которые за его спиной строил Караулов.
(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ в течение суток дождь надолго задержал нас в избушке лесника.
Лицо твое (НЕ)ОБОЖЖЕНО солнцем, и руки твои белы.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на университет и театр, жить в городе было КАК(ТО) скучновато.
(ПО)НАЧАЛУ не стоит тренироваться (В)ПОЛНУЮ силу.
Сергей (НА)ИЗУСТЬ знал правила дорожного движения и теоретическую часть экзамена сдал (С)ЛЁТУ.
Мухтар (ПО)ДОЛГУ недвижно лежал у двери, Марья не раз пыталась отвлечь его от тяжёлых собачьих дум едой, но всё было (В)ПУСТУЮ.
Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и В(ТЕЧЕНИЕ) месяца изучал полученные в библиотеке книги.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Солнце медленно поднималось из осе(1)его марева, село обозначилось верхушками более явстве(2)о, оттуда донеслись петуши(3)ые крики, в поле уже пасся смеша(4)ый табун овец и коз.
Прочитайте текст и выполните задания 15 - 19.
(1)Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. 4)Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. (5)А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. (6)И тут у него есть «две ноги»: интеллект и совесть. (7)Как совесть без развитого интеллекта слепа, так опасен интеллект без совести.
(8)Мы живём в очень интересное время. (9)И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которые историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. (10)А те страницы, которые полностью исписаны, посвящены часто времени, в котором жизнь ничего лёгкого не представляет. (11)Она тогда требует от человека очень многого.
(12)Человек перестаёт быть винтиком, возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. (13)Каким? (14)На это ему дана совесть, и потому его можно судить. (15)Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог…» (16)Это неправда! (17)Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. (18)А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести.
(19)Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. (20)А выбор есть всегда… (21)Выбор – вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?» (22)«Меня привели, а вы бы сами попробовали…»
(23)Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. (24)Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: «Как вы решились на такое дело?» – отвечал: «Иначе я бы считал себя подлецом». (25)Этим он хотел сказать: у меня есть совесть, есть выбор – либо эти руки в цепях, либо я сам себя буду считать подлецом.
(26)История показала, что высокая нравственность декабристов помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири.
(27)Итак, чему же учатся люди? (28)Люди учатся Знанию. (29)Люди учатся Памяти. (30)Люди учатся Совести. (31)И только в этом случае можно говорить о культуре человека. (32)Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорблённым. (33)Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут.
(34)Надо вырабатывать душу.
(По Ю.М. Лотману)
*Лотман Юрий Михайлович (1922–1993) – русский литературовед, пушкинист, филолог, педагог, культуролог.
15. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Внутренним цензором человека должна быть его совесть.
2) Интеллект человека никак не связан с его совестью.
3) Внутренняя культура не формируется в человеке вдруг – необходимо терпеливо формировать в себе лучшие душевные качества.
4) Не стоит осуждать человека, поступившегося своей совестью: в некоторых ситуациях обстоятельства оправдывают беспринципность.
5) Высокие нравственные качества проявляются в трудных жизненных ситуациях.
16. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4–6 поясняют содержание того, о чём говорится в предложении 1.
2) В предложении 19 содержится определение понятия.
3) В предложениях 20-22 содержится описание.
4) Предложение 25 поясняет содержание предложения 24.
5) В предложениях 28–34 представлено повествование.
17. Какие слова использованы в тексте в переносном значении? Выпишите их.
история (предложение 26)
нога (предложение 6)
друг (предложение 23)
винтик (предложение 12)
совесть (предложение 19)
18. Среди предложений 23–26 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
19. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 6 - 9. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Восстановите на местах пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 10, начиная с первой клеточки, безпробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Выдающийся литературовед, философ, культуролог Ю.М. Лотман, размышляя, обращается к историческим примерам. Сравнивая прошлое и настоящее, Лотман приводит убедительные доводы. Пригласить читателя к совместным размышлениям философу помогают разнообразные приёмы, один из которых – (А)_________ (предложения 28–30). А (Б) _________ (предложение 34) – троп, создающий представление о нравственных принципах автора текста. Используемые автором приёмы: (В) _________ (предложение 24), (Г) _________ (предложение 2) – усиливают убедительность, глубину и полемический пафос авторских размышлений».
Список терминов:
1) эпитет
2) синтаксический параллелизм
3) метафора
4) градация
5) парцелляция
6) гипербола
7) противопоставление
8) цитирование
9) диалектизм
ВАРИАНТ № 2
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Не всегда Русь была единым государством. (2)Долгое время она состояла из отдельных княжеств, управляемых князьями, которые враждовали между собой, воевали, отнимая друг у друга земли и богатства. (3)(…) шло время, и постепенно разрозненные княжества объединились в одно могучее государство.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Русское государство возникло в результате длительных войн князей, каждый из которых защищал свои земли.
2) Долгое время отдельные русские княжества враждовали между собой.
3) После объединения отдельных княжеств, раньше враждовавших между собой, Русь стала могучим государством.
4) Объединение русских земель произошло быстро.
5) Русь как государство возникла в результате объединения разрозненных княжеств, долго враждовавших между собой.
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
при этом
но
хотя
несмотря на это
кроме того
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ, -и, жен.
1) Третья от Солнца, обитаемая нами планета. Окружность З.
2) Территория с угодьями, находящаяся в чьём-то владении. Аренда З. Собственность на З.
3) Суша, земная твердь. Земли с корабля не было видно.
4) Почва, грунт, поверхность. Пахать З. Сесть на З.
5) Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Песок с землёй. Комок З.
6) Страна, государство, вообще какая-л. большая территория. Родная З. Русская З. Чужие земли.
7) Устарелое название буквы «З».
4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Окончив игру, раздались аплодисменты. Б) В книге «Записках о Пушкине» декабрист Пущин вспоминает о свидании с поэтом в период ссылки Александра Сергеевича. В) Учёные давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение. Г) По окончанию обучения в едицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. Д) Все, кто любят родную культуру, родную речь, родной край, приобщаются и к истории всего человечества. | 1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2) ошибка в построении сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным 3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 5) ошибка в построении предложения с однородными членами 6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
плодонОсить
прИнятый
сверлИт
ждалА
красИвейший
6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Попадая в ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ положение, каждый из нас действует обычно в соответствии со своим характером.
Интерьеры с дизайном в готическом стиле ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ и изящны.
ЭФФЕКТИВНЫЙ метод лечения заболеваний верхних дыхательных путей – ингаляция.
Вера Александровна чересчур ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНА, и малейшая безделица ее может встревожить.
ГЛИНЯНЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями
РАЗОЖЖЁТ костер
современные ГОСПИТАЛИ
ОБЕИМИ страницами
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ур…внение
раст...рание
разоч...рованный
р…сточек
пал..садник
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
с.. мнительный, поз...вчерашний
ра...ветвлённый, и.. кусственный
пр...красное (утро), пр…косновение
раз...грать (друга, сверх...нтересный
пр…поведник , ..тдал
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
отчётл...вый
милост…вый
подозр...вать
успока..вающее
солом..нка
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
колебл.. мый
зате.. нный
надломл...нный
(она) наде...тся
прикле...вший (марку)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Дениска прислушивался к их разговорам и, ничего (не) понявший, тряхнул головой.
Мы вышли в коридор для (не)большого совещания.
Дворник наш (не)способен и муху обидеть.
Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла.
Мы обратили внимание, что рубашка на кондукторе мятая, а ботинки (не)чищены.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ОТКУДА(ТО) налетел ветер, поднялись волны, и ЧТО(БЫ) лодку не унесло в море, ребята вытащили её на берег.
Мы не знали точно, (ИЗ)ЗА чего Максим, (ОТ)РОДУ ничего не боявшийся, так испугался моря.
(НЕ)СМОТРЯ на мощные подпорки, за зиму старый сарай сильно покосился (НА)БОК.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы Иван оставался (ТАК)ЖЕ спокоен, как и его отец.
Иван Петрович постоял с закрытыми глазами, КАК(БЫ) собираясь с мыслями, ЧТО(БЫ) произнести заключительное слово.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Старообрядцы сдержа(1)о посовещались, и один из них, пригибаясь, подошёл к печи и положил на колени Яшкина круглый каравай хлеба, кусок варё(2)ого мяса, две луковицы и берестя(3)ое лукошко с солью, сдела(4)ое в виде пенала.
Прочитайте текст и выполните задания 15 - 19.
(1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже – часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие…
(2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг?
(4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела… (5)И этоставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не рядом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, – только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот…
(10)Разве может возвысить человека такое «добро» – сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, затем отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни… (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот.
(14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе – много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом – их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека.
(20)…Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него.
(23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили.
(28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (30)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет. По А. Лиханову)
*Лиханов Альберт Анатольевич (родился в 1935 г.) – прозаик, публицист, педагог и общественный деятель, автор книг, посвящённых детям.
15. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Умению сочувствовать, сопереживать детей могут научить только самые близкие люди.
2) Современная молодёжь выглядит очень взросло.
3) Если родители определят ребёнка в «престижную» школу, он вырастет добрым и хорошим человеком.
4) Родители сами виноваты в том, что их дети вырастают бездушными.
5) Чтобы стать добрым и отзывчивым, молодому человеку надо пережить горе.
16. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4–9 представлено описание.
2) Предложение 18 противоположно по содержанию предложениям 15 - 17.
3) Предложение 22 объясняет содержание предложения 21.
4) Предложение 22 включает элемент описания.
5) Предложения 28 – 32 содержат повествование.
17. Из предложений 28 – 32 выпишите антонимы (антонимическую пару).
18. Среди предложений 2–9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
19. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 6 - 9. В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 10, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Проблема, о которой размышляет А. Лиханов, – одна из центральных в его творчестве. Синтаксическое средство выразительности –(А)_____ (например, в предложениях 7, 15) – помогает автору подчеркнуть наиболее важные аспекты этой проблемы. Лексические средства: (Б)_____ («дяди» и «тёти» в предложении 1) и (В)______ («злым, жестоким – добрым» в предложениях 31–32) в сочетании с таким синтаксическим средством, как (Г) _____ (предложения 6, 7), служат для усиления эмоционального воздействия на читателя».
Список терминов:
1) метафора
2) синонимы
3) антонимы
4) ряды однородных членов
5) эпитет
6) разговорные слова
7) лексический повтор
8) риторические вопросы
9) вопросно-ответная
форма изложения
Литература
Контрольная работа №1
I вариант
Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура). Роль литературы в духовной жизни русского общества. Понятие об историко-литературном процессе.
Романтизм в русской литературе начала XIX века (возникновение и развитие). Особенности романтизма как литературного направления.
Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.
«Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия). Поиски и достижения.
Пушкинский и гоголевский периоды в развитии русской литературы (сравнительная характеристика).
II вариант
Какие литературные направления оказали влияние на творчество А.С.Пушкина? В каких произведениях это нашло отражение?
Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его лирики.
Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».
Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её направление?
Темы и ведущие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?
Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.
Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?
III вариант
Что является для А.С.Пушкина гражданским, нравственным и философским идеалом (на примере 2 –3 стихотворений)?
Какова оценка личности и деятельности Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» ( на примерах из текста поэмы)?
Лейтмотив лирики Лермонтова. В чём выразилось влияние романтизма на творчество поэта (на примере 2 –3 стихотворений)?
Обусловлен ли характер лирики Лермонтова особенностями времени (на примере 2 –3 стихотворений)?
Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в «Петербургских повестях» Гоголя (на примере одной повести)?
Контрольная работа №2
Задание 1.
Как вы понимаете термин «народность»?
1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их худ.мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.
Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.
Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.
Задание 2.
К какому лит.жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?
комедия
трагедия
драма
лирическая драма
трагикомедия.
Задание 3.
Катерина признается при людях Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?
страх перед свекровью
чувчтво стыда
желание искупить вину перед Богом и муки совести
желание уехать с Борисом
Задание 4.
Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:
расставание Катерины с Тихоном
признание Катерины перед жителями города в неверности
встреча с Борисом
прощание с Борисом
сцена с ключом
Задание 5.
Определите сюжетную основу романа «Обломов»?
а) отношения Обломова с крепостными
б) описание дружеских отношений Обломова и штольца
в) история любви Ильи и Ольги
г) история любви Обломова и А.М. Пшеницыной
Задание 6.
Что мешает Обломову быть деятельным человеком?
А) бедность
Б) болезнь
В) отсутствие цели
Г) воспитание и закономерности жизни
Задание 7.
Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:
а) расширить представление о барской жизни
б) объяснить происхождение героя
в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя
Задание 8.
Образы Обломов и Штольца вводятся в роман по принципу:
а) сравнения
б) антитезы
в) дополнения
г) взаимного исключения
Задание 9.
Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно – бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа.
В романе «Обломов» такой деталью является:
а) книга
б) рояль
в) письменный стол
г) халат
д) трость
Задание 10.
Кто из героев романа приближен к авторскому идеалу?
А) Обломов
Б) Штольц
В) Пшеницына
Г) Ольга Ильинская
Д) Захар
Задание 11.
А) революционерам-демократам
Б) разночинцам
В) либералам
Г) монархистам
Задание 12.
А) «Записки врача»
Б)»Записки на манжетах»
В) «Записки охотника»
Г) Записки из мертвого дома»
Задание 13.
Цикл «Записки охотника» открывался рассказом:
а) « Малиновая вода»
б) «Хорь и Калиныч»
в) «Бурмистр»
г) «Певцы»
д) « Бежин луг»
Задание 14.
Основная тема цикла «Записки охотника»:
а) русская природ
б) взаимоотношения крестьян и помещиков
в) взаимоотношения в крестьянской среде
г) тема крестьянского быта
Задание 15.
Роман «Отцы и дети» был посвящен:
а) Н. Чернышевскому
б) Н.Некрасову
в) Н.Добролюбову
г) Д.Писареву
д) В.Белинскому
Задание 16.
Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:
а) Ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым
б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов
г) борьба между либеральными монархистами и народом
Задание 17.
Споры героев романа велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:
а) об отношении к культурному наследию
б) об искусстве, науке
в) о нравственных принципах и системе поведения человека
г( о положении рабочего класса
д) об общественном долге, о воспитании
Задание 18.
Кто был главным оппонентам Е.Базарова в спорах?
А) Аркадий
Б) П.П.Кирсанов
В) А.Одинцова
Г) Н.П. Кирсанов
Д) В.И.Базаров
Задание 19.
К какому сословию принадлежит Е.Базаров?
а) крестьяне
б) мещане
в) дворяне
г) разночинцы
Задание 20.
Какова будущая специальность Е.Базарова?
а) инженер
б) учитель
в) ученый – исследователь
г) врач
д) неопределенная
Задание 21.
Чем Е.Базаров особенно далек автору романа?
А) непонимание роли народа в освободительном движении
Б) нагилистическим отношением к культурному наследию России
В) преувеличении роли интеллигенции в освободительном движении
Г) отрывом от како-либо практической деятельности
Задание 22.
Людей, близких по духу Базарову, называют:
а) щестидесятники
б) пятидесятники
в) декабритсы
г) восьмидесятники
Задание 23.
Какой момент в биографии Е.Базарова стал переломным в осознании своей личности:
а) любовь к Одинцовой
б) разрыв с Аркадием
в) спор с П.П.Кирсановыи
г) посещение родителей
Задание 24.
Лирика – это:
а) Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутреннее переживания лирического героя;
б) эмоциональное восприятие повествователем описываемого;
в) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире.
Задание 25.
Народность – это:
а) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире свою эпоху, национальные идеалы, жизнь народа; признак общенационального признания писателя;
б) проявление в художественной литературе национальной литературной традиции;
в) совокупность произведений устного творчества, ориентированного на общенародный идеал; включение традиций народного творчества в литературу.
Задание 26.
Поэтика – это:
а) жанр фольклора, художественное воплощение скорби по утраченному человеку или связи с каким – либо событием;
б) система художественных средств и приемов, появление которых обусловлено определенными идейно – тематическими задачами произведения или замыслом писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя;
в) часть лексики, слова и обороты, присущие устной народной речи и испорльзуемые в художественной литературе в целях создания речевой характеристики героев.
Задание 27.
Очарованный странник» - произведение, составленное из отдельных эпизодов. Что или кто объединяет эти части?
А)сквозной сюжет
Б) автор - -повествователь
В) цыганка Груша
Г) Флягин
Задание 28.
Определите характер повествования в «Очарованном страннике»:
а) объективно – повествовательный
б) дневниковая форма
в) сказовый , от первого лица
г) эпистолярный
Задание 29.
С каким былинным богатырем сравнивает И.С.Флягина автор
а) Алеша Попович
б) Добрыня Никитич
в) Илья Муромец
г) Савелий – богатырь Святорусский
Задание 30.
Пьеса – это
а) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения
б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене
в) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»
Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...
Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе
Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Контрольная работа по русскому языку по теме "Наречие" 7 класс, контрольная работа по русскому языку по теме "Частицы" 7 класс
Контрольная работа по теме "Наречие", контрольная работа по теме "Частицы"...
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся 10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...
Контрольная работа по русскому языку "Ввразительные средства языка"
Материал предназначен для учащихся 6-8 класса. Контрольную работу можно использовать на элетивах, подготовке к экзамену....
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.
Работа с текстом...