Устный журнал
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока: дать понятие детям о профессиях в сельском хозяйстве, представлять профессию журналиста, сотрудника журнала, учить анализировать лексическое значение слов, употреблять их во фразеологизмах; расширять кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал «Как к нам хлеб приходит»
Данный урок (2 часа) проводится после изучения темы «Лексика». «Устный журнал» состоит из 3-ёх страниц , построенных по единому плану. Учебно-познавательные цели этого урока дополняются профориентационными.
Цели урока: дать понятие детям о профессиях в сельском хозяйстве, представлять профессию журналиста, сотрудника журнала4 учить анализировать лексическое значение слов, употреблять их во фразеологизмах; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: репродукция картин А. Венецианова «Гумно», «Весна», «Золотая рожь», магнитофон с записями, атрибутами к игровым моментам и раздаточный материал.
За неделю до проведения урока выбирается «редколлегия журнала», «Корреспонденты» получают определённые задания: подбирают стихи, пословицы, поговорки, загадки, сообщения, берут интервью у знатных людей села(механизаторов). Класс оформляется иллюстрациями детей по данной теме. Можно издать стенгазету «Что ты знаешь о «сельских» профессиях?»
Ход занятия
- Страничка первая «Хлеб –всему голова».
–Дорогие ребята! Мы открываем наш устный журнал, посвящённый сельским труженикам. Как много труда положено ими , чтобы на нашем столе всегда был вкусный, свежий хлеб! И первая страничка нашего журнала посвящена именно хлебу. Обратите внимание на её название и прочитайте эпиграф к ней.
«Ломоть хорошо испечённого пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума ».
К.А. Тимирязев.
Корреспондент 1.
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль-это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
И наш герб без колосьев пшеничных
Не имел бы такой красоты. (А.Коршун)
Корреспондент 2:
Испокон века хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери , клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Петрограда, Поволжья в годы революции, отдавали свою жизнь сотни людей.
-Расскажите, если знаете, откуда пошло это слово-«хлеб»?
Корреспондент 3 (звучит соответствующая музыка):
Хлеб войны, замещённый на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший победу. В Музее обороны Ленинграда лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба, состоящий из 80% жмыха, травы, древесной стружки, горсти отрубей и лишь 20 % муки. Вот каким был ленинградский блокадный хлеб.
У хлеба есть ещё одно название –«жито», что значит «жити» («жить») –так трактует это понятие этимологический словарь.
Корреспондент 4:
Ребята , просим вас назвать пословицы и поговорки, куда входит слово «хлеб». Запишите их.
(Хлеб-батюшка, вода –матушка.
Хлебушка- калачу дедушка .
Худ обед, коли хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода- мужицкая еда.)
Корреспондент 5:
А теперь припомните фразеологические обороты со словом «хлеб». Я называю вам его значение , а вы мне-фразеологический оборот.
- Жить напрасно, не принося никакой пользы. (Напрасно хлеб есть).
- Пожелание приятного и хорошего аппетита (Хлеб да соль!)
- Необходимые средства для жизни. (Хлеб насущный).
- Угощение. (Хлеб-соль).
Корреспондент 6:
А теперь конкурс «Знаете ли вы?»
-Сколько определений у слова хлеб в значении «пищевой продукт, выпекаемый из муки»? Назовите их. (Хлеб пеклеванный, белый, ржаной, пшеничный, чёрный, бородинский и т.д.)
В виде изделий какой-либо определённой формы бывает круглый хлеб или другие виды формового хлеба.
- Страничка вторая: «Хлебороб вчера».
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд- даже самый грубый-возвышается до творчества».
А.М.Горький.
Корреспондент 6:
С детства знакомо нам слово «хлебороб», раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. Оба этих сложных слова в своей части имеют корень хлеб- и в «Словаре русского языка» толкуются следующим образом: «Хлебопашец-тот, кто занимается хлебопашеством, земледелец». Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки: «Работы у крестьянина осенью заметно убивает; но всё же он не остаётся без дела. В начале осени нужно пахать и боронить, и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свёзши хлеб, надобно его сушить в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах».
Корреспондент 7:
В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Они ушли из активного употребления в языке в связи с развитием сельского хозяйства, его механизацией, внедрением индустриальных технологий. Но знать их- значит знать историю своего народа. Выпишите их значения из словаря в тетрадь.
(Рига- молотильный сарай с овином, крытый ток для сушки зерна.
Овин- строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная его часть –яма, в которой разводился огонь ; над ямой- сушило или колосники, где на решётках надсаживаются снопы.
Цеп- ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикреплённого к ней ремнём короткого деревянного била.
Гумно-место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят).
Корреспондент 8:
Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках. «Соберите» их правильно и запишите в тетрадь.
- Ни , овина, у господина, ни, нашего, ржи.
- Молотильщиков, гори, хоть, корми овин.
- Умна, свинья, у, гумна, и, богатого.
- Год, ленив, с, тому, и, кто, сохой, плохой.
- Семеро, а, сошкой, один, ложкой, с, с.
Корреспондент 9:
Чем отличается соха от плуга? (Соха- шест, жердь, цельная лесина, раздвоенная на конце, самое простое орудие пашни.
Плуг- самое тяжёлое пехотное орудие с широким металлическим лемехом ).
В.И.Даль в своём словаре поясняет различие этих сельскохозяйственных орудий так : «… соха разрывает , бороздит землю, а плуг поднимает, оборачивает пласт».
3. Страничка третья: «Хлебороб сегодня».
Ты на земле рождён. Заветом
Далёких предков суждено
Тебе всегда, зимой и летом,
Душою слышать: сей зерно!
(М. Дудин)
Корреспондент 10:
Ты, на земле рождённый, а высь ли
Глядишь на звёздное руно,
Или веленьем острой мысли
Спешишь в глубины –сей зерно!
Земля твоя! Она качала
Твоей судьбы веретено.
И нет конца, и нет начала
У вечной песни- сей зерно!
(М.Дудин)
Корреспондент 1:
Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 129 специальностей . Назовите эти профессии.
- Кто выводит новые сорта пшеницы? (Селекционер).
- Кто планирует весь цикл выращивания хлеба? (Агроном).
- Кто строит машины для уборки хлеба? (Машиностроитель).
- Кто сеет хлеб, убирает его с полей? (Тракторист, комбайнёр).
- Кто вывозит его с полей ? (Шофёр).
- Кто производит муку? (Мукомол).
- Кто удобряет посевы, уничтожает вредителей на полях? (Лётчик сельскохозяйственной авиации).
- Кто печёт хлеб? (Пекарь).
- Кто продаёт его нам? (Продавец).
- Это только некоторые профессии людей, поставляющих нам хлеб.
Корреспондент 2:
Вчера-пахарь-сегодня механизатор. С разделением труда в сельском хозяйстве на смену пахарю (оратаю) пришли новые профессии: тракторист-машинист, комбайнёр, инженер по землеустройству, агроном-семеновед, энтомолог, почвовед и другие. Сегодня агроном-хозяин полей. Это специалист по агрономии, науке о законах полеводства. Расскажите об этой профессии. (Рассказ корреспондента 3).
Корреспондент 4:
Трудно представить себе сегодня работы на поле без трактора, а значит, без тракториста-машиниста. Появилась эта профессия довольно давно. Давайте обратимся к исторической справке. «Первые колёсные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1930 году, с 1912 года- в США, а потом и в других странах . В СССР первые тракторы стали выпускать в начале 20-х годов 20 века. В русский язык это слово пришло из английского языка в это же время».
-Что должен знать и уметь тракторист-машинист? (Рассказ корреспондента 5).
Корреспондент 6:
Труд современного земледельца воспет в стихах и песнях, пословицах, поговорках и загадках. Вспомните художественные произведения , посвящённые этому труду. ( Художественный фильм «Трактористы», картины «Вечер на полевом стане» и «Золотая рожь», скульптура «Рабочий и колхозница» и т.д.).
А теперь –в русском народном творчестве.
(Тот же Савка, да в иных санках.
Идёт силач добывать калач.
Конь стальной овса не просит,
А сеет и косит. (Трактор)).
Корреспондент 7:
А теперь- конкурс «Знаете ли вы?»
- Какова старинная мера веса хлеба? (Пуд-16.3 кг).
- Замените словосочетания с несогласованными определениями на согласованные:
-комбайн для уборки зерна (зерноуборочный):
-комбайн для уборки свёклы (свёклоуборочный);
-комбайн для уборки хлопка (хлопкоуборочный).
3) Что такое нива? (Нива-поле возделанное для посева или засеянное хлебом).
4) Что такое пары? (Незасеянное поле, оставленное «для отдыха» земли).
5) Дайте толкование слову «мелиорация». (Мелиорация-совокупность мероприятий по коренному улучшению земли. Это орошение земель, осушение их. Мелиорация приводит к устойчивым урожаям, способствует рациональному использованию земель).
4. Обобщение.
-Вот и закрыли мы последнюю страничку нашего устного журнала. Сделайте вывод о том, как же приходит хлеб в наш дом. (Дети делают вывод).
-Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на уроке по разделу «Лексика» (по записям в тетрадях).
-Какие виды работы понравились вам больше всего?
-Что запомнилось? Что узнали для себя нового?
5. Домашнее задание:
найти в периодической печати заметки, стихи и др. о людях, выращивающих хлеб, и приготовить небольшое письменно сообщение, дав ему название. ( «заметка в газету»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Растем здоровыми"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...
Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"
Устный журнал был подготовлен с учениками 8 класса и их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....
Устный журнал "Ты и твое здоровье"
Устный журнал расскажет о том, какие факторы (положительные и отрицательные) влияют на здоровье человека и как сохранить и укрепить свое здоровье....
Устный журнал "Формула здоровья"
Мероприятие по здоровому образу жизни. Справка о вреде курения, алкоголя, наркотиков...
Устный журнал "Школьное обозрение" с презентацией
1. День Наума Грамотника. 2. Каникулы. 3. Тетрадкознание. 4. Доскоизучение. 5. Блицтурнир. Источник: Внеклассные мероприятия в 5-11 классах. Издательство "Учитель", Волгоград, 2007....
Устный журнал
Как подойти к выбору профессии...
"О пользе и вреде" Устный журнал.
Материал этого занятия посвящён проблемам здоровья, которые мы создаём для себя сами, используя вредные продукты, аксессуары и современные увлечения(компьютер, компьютерные игры)....