Из опыта работы
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нижнесуньская СОШ»
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
I квалификационной категории
Махмутовой Алсу Ракиповны
Я,Махмутова Алсу Ракиповна,учительница русского языка и литературы. Работаю в МБОУ «Нижнесуньская СОШ». Являюсь победителем гранта «Наш новый учитель».
Моя методическая проблема: «Развитие творческой личности на уроках русского языка и литературы»
"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".
В.А.Сухомлинский
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моего опыта работы - "Развитие творческой личности на уроках русского языка и литературы".
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.
Например, на уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о деепричастии» я предлагаю из данного текста выбрать только те предложения, которые соответствуют схемам, данным на доске, а затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем сильные учащиеся проверяют качество ее выполнения у ребят по парте, а потом результаты выполненного задания обсуждаются в классе.
На следующем этапе урока учащиеся должны пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов в тексте.
В данном случае групповая и парная работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.
На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.
Используя подобные методы, я достигла определённых результатов:
Ф.И.О. уч-ся | Класс | Конкурс | Место | Участие |
Габдрахманова Нурсила Фанисовна | 11 | Межрегиональная научная Универсиада школьников по русской литературе ЕФ КФУ | III | Диплом |
Шамсутдинова Сюмбеля Мударисовна | 11 | Межрегиональная научная Универсиада школьников по русскому языку ЕФ КФУ | III | Диплом |
Шакуров Рамис Вакилович | 11 | Межрегиональная научная Универсиада школьников по русскому языку ЕФ КФУ | Участник | Сертификат |
Тухватуллина Айзиряк Азатовна | 7 | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех» | Победитель | Диплом |
Садыкова Сюмбеля Рамзилевна | 7 | Международный Детский Творческий Фестиваль «Апельсин» Наука и исследования | Участник | Диплом |
Габидуллина Ляйсан Радиковна | 8 | Международный Детский Творческий Фестиваль «Апельсин» Наука и исследования | Участник | Диплом |
Габидуллина Ляйсан Радиковна | 8 | Районная научно-исследовательская конференция | Участник | Сертификат |
11 класс | Межрегиональная предметная олимпиада Казанского Приволжского) федерального университета(2012-2013) | Участники | Сертификаты | |
Габидуллина Ляйсан Радиковна | 8 | Научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого (районный этап) | Участник | |
Габидуллина Ляйсан Радиковна | 8 | Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний» | Участник | Сертификат |
Садыкова Сюмбеля Рамзилевна | 7 | Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний» | Участник | Сертификат |
Габидуллина Ляйсан Радиковна | 8 | Районный конкурс сочинений на тему « Что такое взятка и как надо за это наказывать?» | Участник | |
Загитов Айдар | 11 | Конкурс Республиканский этап IX Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» | II | Диплом |
Яппаров Рашит | 5 | Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку «Осень 2013,русский язык | Диплом | |
Муллагаянова Султания | 5 | Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку «Осень 2013,русский язык | 3 | Диплом |
Яппаров Рашит | 5 | Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку «Весна 2014,русский язык | 3 | Диплом |
Муллагаянова Султания | 5 | Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку «Весна 2014,русский язык | 3 | Диплом |
10 класс | Межрегиональная предметная олимпиада по русскому языку и литературе(КФУ),заочный тур (2014 год) | Победители,призёры | Сертифкаты | |
Тухватуллина Айзиряк | 8 | Конкурс Международный Интернет-проект «Мосты дружбы» (2013) | Участник | Сертификат |
Яппаров Рашит | 6 | Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку «Зима 2015,русский язык | 1 | Диплом |
Тухватуллина Айзиряк | 9 | Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок» | 2 | Диплом |
Габидуллина Ляйсан | 10 | Региональная олимпиада Елабужского института КФУ по творчеству М.И.Цветаевой | 1 | Грамота |
Габидуллина Ляйсан | 10 | Районная олимпиада по литературе (2014-2015 учебный год) | Участник | |
Садыкова Сюмбеля,Тухватуллина Айзиряк( 10 класс),Сунгатуллина Язиля, Агмалова Диляра(11 класс) | 10-11 | Районная олимпиада по русскому языку,литературе | Участники | |
Садыкова Сюмбеля(10 класс),Агмалова Диляра(11 класс),Сунгатуллина Язиля(11 класс) | 10-11 | Межрегиональная предметная олимпиада по русскому языку и литературе(КФУ),заочный тур (2015 год) | Участники | Сертификаты |
Агмалова Диляра | 11 | Межрегиональная предметная олимпиада по русскому языку(очный тур)2016 год | Участник | |
Сунгатуллина Язиля | 11 | Межрегиональная научная универсиада школьников по литературе | 2 | Диплом |
Интернет-тестирование по подготовке к ЕГЭ по русскому языку для 11 классов (апрель 2013)
ФИО | Дата рождения | Результат прохождения тестирования |
| ||
Балл | Процент | Оценка | |||
Валиев Рамис Фанисович | 1995.07.09 | 24 из 35 | 69% | 4 |
|
Габдрахманова Нурсила Фанисовна | 1996.04.20 | 27 из 35 | 77% | 5 |
|
Загитов Айдар Рашитович | 1995.03.20 | 28 из 35 | 80% | 5 |
|
Нуриев Илмир Галиахметович | 1995.12.29 | 27 из 35 | 77% | 5 |
|
Сайфутдинова Ляйсан Ракиповна | 1995.02.09 | 25 из 35 | 71% | 5 |
|
Салахиев Расим Шамилевич | 1995.02.27 | 23 из 35 | 66% | 4 |
|
Шакуров Рамис Вакилович | 1996.01.30 | 25 из 35 | 71% | 5 |
|
Шамсутдинова Сюмбеля Мударисовна | 1995.12.10 | 28 из 35 | 80% | 5 |
|
Яппаров Радик Ринатович | 1995.12.25 | 27 из 35 | 77% | 5 |
|
Результаты ЕГЭ по русскому языку,2013 год
Ф.И.О.уч-ся | Первичный балл | Вторичный балл |
Валиев Рамис | 38 | 57 |
Габдрахманова Нурсила | 42 | 61 |
Загитов Айдар | 46 | 65 |
Нуриев Илмир | 44 | 63 |
Сайфутдинова Лейсан | 55 | 76 |
Салахиев Расим | 52 | 71 |
Шакуров Рамис | 40 | 59 |
Шамсутдинова Сюмбеля | 42 | 61 |
Яппаров Радик | 42 | 61 |
Средний балл:63,7 |
Результаты сдачи ОГЭ по русскому языку ,2014 год
Учебный год | Предмет | Средний балл | Качество обученности по итогам ГИА (% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ГИА, в общей численности участников ГИА) | Успеваемость по итогам ГИА (% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ГИА) |
2013-2014 | Русский язык | Средняя оценка-4,5, 90,5% | 100% | 100% |
Результаты сдачи ОГЭ по русскому языку, 2015 год
Учебный год | Предмет | Средний балл | Качество обученности по итогам ГИА (% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ГИА, в общей численности участников ГИА) | Успеваемость по итогам ГИА (% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ГИА) |
2014-2015 | Русский язык | Средняя оценка-4,2 | 83% | 100% |
Методические публикации
№ | Тема (название),вид публикации, количество страниц | Уровень (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Где напечатана (наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации | Год издания |
1. | Публикация проекта «Работа с одарёнными детьми» в сборнике докладов I Республиканской научно-практической конференции имени академика К.А.Валиева.(стр.182-184) | Республиканский | Министерство образования и науки РТ Академия наук РТ Мамадышский муниципальный район РТ МБОУ «Лицей№2» Мамадышского муниципального района РТ | 2014 |
2. | Публикация материала «План-конспект урока в 9 классе на тему «Неоднородное подчинение придаточных» в сообществе «Уроки русского языка и литературы с применением сингапурской методики» | Республиканский | Сообщество учителей русского языка и литературы «Уроки русского языка и литературы с применением сингапурской методики» | 2014 |
Выступления на конференциях
№ | Тема выступления | Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Тема конференции, кем организована,для каких категорий работников образования проведена, место проведения | Дата |
1. | Проект «Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы» | Республиканский | IРеспубликанская научно-практическая конференция имени К.А.Валиева.Министерство образования и науки РТ Академия наук РТ Мамадышский муниципальный район МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш». | 26 февраля 2014 года |
2. | «Проектный метод как один из ведущих средств формирования профессиональной компетенции учащихся» | Республиканский | Министерство образования и науки РТ ГАОУ СПО «Мамадышский профессиональный колледж №87» Участник Республиканской научно-практической конференции «Проектный метод как один из ведущих средств формирования профессиональной компетенции студентов колледжа» | 23 мая,2014 года |
Участие в семинарах
№ | Тема выступления | Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Тема семинара, кем и для кого организован,место проведения | Дата |
1. | «Использование проектной технологии на уроках русского языка и литературы» | Республиканский | МКУ «Управление образования Исполнительного комитета ЕМР» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»Елабужского муниципального района РТ «Применение проектной технологии на уроках во внеурочное время», участие | 4 декабря,2013 года |
2. | «ОГЭ, ЕГЭ.Приёмы обучения школьников нониманию, интерпретации текстов в процессе подготовки к написанию сочинения» | Республиканский | Город Зеленодольск, Егораева Галина Тимофеевна | 28 октября,2015 года |
3. | «Реализация требований ФГОС: как разработать деятельностный урок» | Республиканский | Казань,Ахбарова Г.Х. | 19 ноября,2015 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...