"Знатоки русского языка"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Вашему вниманию предоставляется методическая разработка мероприятия "Знатоки русского языка" для учащихся 10 класса. Данное мероприятие было проведено, как соревнование между школами города, но можно провести и как соревнование между класами одной параллели. Форма - работа в творческих группах: "Лингвисты", "Ораторы", "Сам себе режиссёр, сам себе актёр". Игра идёт на выбывание игроков. Задания для игроков брались из следующих разделов: "Лексика", "Фразеология", "Культура речи", "Орфоэпия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_russkogo_yazyka.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Знатоки русского языка
Для учащихся 10 классов.
Фанфары.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники и любители русского языка. Мы рады приветствовать вас на празднике. «Слово – дело великое, - писал Л.Н.Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Слово – удивительный дар, которым обладает только человек.
Вся наша игра будет связана со словами. Подобно спортивному призыву: «Быстрее, выше, сильнее», нашим девизом будут слова: «Правильнее, выразительнее, точнее!»
Наш праздник будет проходить следующим образом. Из каждой школы прибыли по 3 участника вместе с болельщиками. Первый участники идёт в творческую мастерскую «Лингвисты», второй участник – в творческую мастерскую «Ораторы», третий участник – в творческую мастерскую «Сам себе режиссёр». И так от каждой школы.
Первая творческая мастерская – «Лингвисты». Работу в группе организует Новикова Л.А.
Вторая творческая мастерская – «Ораторы» Работу в группе организует Синицкая Г.В.
Третья творческая мастерская – « Сам себе режиссёр, сам себе актёр». Работу в группе организует Зайцева В.П.
Работа в творческих мастерских продолжается в течение 45 минут. По итогам работы жюри отбирает участников финала: от каждой творческой группы по 3 человека. Всего в финал выйдут 9 человек. Через 45 минут мы снова встретимся в этом зале, чтобы продолжить борьбу в финале за звание победителя.
Работа в 1 творческой мастерской.
(от каждой школы по одному представителю, всего 16 человек)
«Лингвисты».
1). «Третий лишний».
Ведущий первой творческой мастерской: Это детская игра. Из трёх предложенных слов – одно лишнее. Например: САЛЬТО – САБО – СЕЛЬ. Вы, конечно, догадались, что лишнее слово СЕЛЬ (бурный паводок на горных реках), потому что это слово – мужского рода, а сабо и сальто – слова среднего рода. Итак, если вам всё ясно, вперёд!
(ведущий показывает слайды, участник сразу же отвечает. «Лишние» слова подчёркнуты)
Слайд 1 | Носок – мозоль - георгин |
Слайд 2 | Магистраль – вестибюль – бандероль. |
Слайд 3 | Тюль – гроздь – рояль. |
Слайд 4 | Панцирь – озимь – фланель. |
Слайд 5 | Помидор – лазурь – бюллетень. |
Слайд 6 | Попурри – портупея – прелюдия. |
Слайд 7 | МИД – СНГ – ВВЦ. |
Слайд 8 | ГЭС – ТЮЗ - МХАТ. |
Слайд 9 | Забияка – непоседа – камея. |
Слайд 10 | Пенальти – кофе - алиби |
Слайд 11 | Рандеву – авеню - кольраби |
Слайд 12 | Клише – колье - конферансье |
Слайд 13 | ВУЗ – НИИ – МГУ. |
Слайд 14 | Импресарио – кашпо - кредо |
Слайд 15 | Тбилиси – Гоби - Сочи |
Слайд 16 | Анапа – Сахара – Туапсе. |
2) «Как сказал классик»
Ведущий: следующий наш конкурс будет связан с «крылатыми словами». Крылатые слова с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений.
«А всё-таки она вертится!» - воскликнул Галилео Галилей, великий итальянский астроном. Привлечённый к суду инквизиции за приверженность к «еретическому» учению Коперника о движении Земли, он был вынужден, стоя на коленях, поклясться в том, что отрекается от ереси. По легенде, после отречения Галилей, топнув ногой, сказал: «А всё-таки она вертится!». Легендарная фраза Галилео, получившая крылатость, употребляется как формула неколебимой убеждённости в чём-то.
Вам каждому достанется одно «крылатое» выражение, ваша задача – объяснить значение этого «крылатого» выражения, пояснить, в какой современной ситуации мы это выражение употребляем.
2 балла получит тот, кто даст исчерпывающий ответ. 1 балл получит тот, кто даст неполный ответ
( ведущий показывает слайд участникам по очереди, участник сразу же отвечает.)
Крылатое выражение. | Информация для ведущего. | |
Слайд 1 | Объясните значение выражения: « А Васька слушает да ест». (И.А.Крылов «Кот и повар») | Употребляется в значении: один говорит, а другой совершенно не обращает на него никакого внимания. |
Слайд 2 | «Блоху подковать». (Н.С.Лесков «Левша») | В значении: проявить необыкновенную выдумку в каком-либо деле, уменье, тонкое мастерство. |
Слайд 3 | «Быть или не быть – вот в чём вопрос!» ( У.Шекспир «Гамлет») | Так начинается монолог Гамлета. Выражение цитируется как вопрос, властно требующий решения перед новым серьёзным шагом. |
Слайд 4 | «Ворона в павлиньих перьях». И.А.Крылов «Ворона». | Ворона, утыкав себя павлиньими перьями, спесиво пошла гулять, уверенная, что она сестра Павам и что на неё все заглядятся. Но Павы ощипали Ворону так, что на ней не осталось даже её собственных перьев. Ворона кинулась к своим, но те не узнали её. Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение. |
Слайд 5 | «Гадкий утёнок» (Г.Х.Андерсен.) | В знаменитой сказке Андерсена говорится о птенце, которого все считали уродливым, гадким и который, выросши, оказался прекрасным лебедем. Выражение это применяется к человеку, несправедливо оценённому ниже своих высоких достоинств, открывающихся неожиданно для окружающих его. |
Слайд 6 | «Герой не моего романа.» (А.С.Грибоедов «Горе от ума.») | Чацкий: Но Скалозуб? Вот загляденье! За армию стоит горой, И прямизною стана, Лицом и голосом – герой…. Софья: Не моего романа. Выражение это употребляется в значении: не в моём вкусе. |
Слайд 7 | «Да только воз и ныне там». ( И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак») | Употребляется в значении: дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры. |
Слайд 8 | «Живинка в деле» ( П.П.Бажов «Живинка в деле») | Выражение стало крылатым, обозначая заинтересованность работой, высокое чувство ответственности за результат её, новаторскую инициативу. |
Слайд 9 | «Зелен виноград». ( И.А.Крылов «Лисица и виноград») | Лисица видит спелый виноград, очень хочет его попробовать, но не может достать – очень высоко тот висит, поэтому говорит: На взгляд – то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой, Тотчас оскомину набьешь. Выражение означает: мнимое презрение к тому, чего нет возможности достигнуть. |
Слайд 10 | «Как бы чего не вышло» ( А.П.Чехов «Человек в футляре») | Слова учителя Беликова из рассказа Чехова цитируются как определение трусости, паникёрства |
Слайд 11 | «Кисейная барышня» (Н.Г.Помяловский «Мещанское счастье») | Выражение употребляется в значении: жеманная, изнеженная девушка с ограниченным кругозором. |
Слайд 12 | «На деревню дедушке» (А.П.Чехов «Ванька») | Употребляется шутливо, когда говорят о неточном адресе или его отсутствии. |
Слайд 13 | «Не по чину берёшь» (Н.В.Гоголь «Ревизор») | Городничий обращается к квартальному: «Что ты сделал с купцом Черняевым, а? он тебе на мундир дал аршин сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! Не по чину берёшь!» Выражение употребляется шутливо в значении: поступаешь не в соответствии со своим общественным положением, зазнаёшься |
Слайд 14 | «Пир во время чумы». ( А.С.Пушкин «Пир во время чумы») | Пир, весёлая, беспечная жизнь во время какого либо общественного бедствия. |
Слайд 15 | «Разбитое корыто» (А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке») | Утрата блестящего положения, разбитые мечты. |
Слайд 16 | «Растекаться мыслию по древу» («Слово о полку Игореве») | Вдаваться в излишние подробности, впадать в болтовню, отвлекаясь от основной мысли. |
3) «Фразеологизмы»
ведущий: в этом туре мы совершим увлекательное путешествие по страницам фразеологического словаря. Мы часто в речи употребляем устойчивые сочетания слов. Страшно подумать, какую картину представляет иностранец, когда слышит: «Заруби себе на носу», или «Он в этом деле собаку съел». Однако, мы все здесь знатоки, и, конечно, знаем, что обозначают эти фразы. А вот насколько? Вот это нашему жюри и предстоит выяснить.
Задание: объясните значение фразеологизма. 2 балла получит тот, кто наиболее полно расскажет об истории возникновения фразеологизма и его значении.
(ведущий раздаёт карточки участникам или они сами вытаскивают карточки, как лотерею. Участник сразу же отвечает))
№ | фразеологизм | Информация для ведущего. |
1 | Тянуть канитель. | Вы, конечно, слышали это выражение. Оно означает «медлить, делать что-либо очень долго». А задумывались ли вы над тем, что такое канитель и почему её надо тянуть? В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каления металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канителью. |
2 | Очертя голову. | Нередко можно услышать такую фразу: «ОН кинулся очертя голову». При этом предполагается, что тот, о ком идёт речь, поступил быстро, решительно и вместе с тем безрассудно. Это безрассудство, это ограниченная храбрость вызывались полной уверенностью, что голова, то есть жизнь, сохраняется , ведь она «очерчена». Древние воины перед боем очерчивали концом меча вокруг своей головы магический круг, считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит жизнь. |
3 | Пиррова победа. | В 279 году до нашей эры царь Пирр одержал победу над римлянами в битве при Аускуле. Победа эта, как рассказывает древний историк Плутарх, стоила Пирру таких больших потерь, что он воскликнул: «Ещё одна такая победа, и мы погибли!» царь Пирр обладал даром предвидения. Действительно римляне разгромили его войско. Выражение «Пиррова победа» употребляется в значении :»Сомнительная победа, победа, которая не оправдывает понесённых жертв» |
4 | Козёл отпущения. | В Библии рассказывается о том, что у древних евреев существовал особого рода обряд. В день грехоотпущения священник возложил руки на голову живого козла. Это был знак возложения на козла всех грехов народа. Проклятый таким образом козёл изгонялся в пустыню. Козлом отпущения называют человека, на которого сваливают чужую вину. |
5 | При царе Горохе. | Выражение употребляется в значении «очень давно, в древности». В одной из русских народных сказок говорится так: «В давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами, русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельными, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил царь Горох». Имя царя Гороха произносится иронически, с полным недоверием к тому, что происходило в его правление. |
6 | Колесо Фортуны. | Фортуна - в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе. Она держит в одной руке руль, в другой – рог изобилия. Руль указывает на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может подарить. Шар или колесо символизирует шаткость, ненадёжность, постоянную изменчивость Фортуны. Выражение «Колесо Фортуны» употребляется в значении : «слепой случай, слепое счастье» |
7 | Парфянская стрела. | Парфяне славились как меткие стрелки. В сражении они часто прибегали к хитроумному приёму. Притворно обращались в бегство, когда же противник терял бдительность, парфянские воины поворачивались лицом к неприятелю и, осыпая его градом стрел, одерживали победу. Теперь выражение «парфянская стрела» означает «находчивый довод, приберегаемый к концу спора и приводящий собеседника в замешательство» |
8 | Рог изобилия. | Рог изобилия – это символ богатства. В мифах Древней Эллады рассказывается о козе Амалфее, вскормившей своим молоком младенца Зевса. Однажды эта коза зацепилась за дерево и отломила себе рог. Этот рог подобрала нимфа , обернула его листьями , наполнила плодами и подала Зевсу. Впоследствии Зевс подарил этот рог нимфам, пообещав, что всё, что бы они ни пожелали, прольётся им из этого рога. |
9 | Лезть на рожон | В древнерусском языке рожон – это заострённый с одного конца кол, рогатина. На Руси с выставленным вперёд колом охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон, медведь погибал. Развязка, роковая для медведя, который в ярости шёл на верную гибель, послужила основой для выражения «лезть на рожон». Смысл фразеологизма: предпринимать действия, заведомо обречённые на полный провал, по собственной воле идти на крупные неприятности. |
10 | Вавилонское столпотворение | По библейскому преданию, все люди в древности говорили на одном языке. Однажды они задумали сотворить башню, столп, чтобы добраться до неба. Сперва строительство шло хорошо, потому что вавилоняне понимали друг друга. Однако богу было не угодно это строительство. Ещё бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо. И тогда бог поступил очень хитро: он смешал все языки, а в результате строители перестали понимать друг друга, и строительство прекратилось. В современном языке это выражение употребляется тогда, когда речь идёт о неразберихе, беспорядке, толчее, суматохе, о большом скоплении людей, у которых не получилось то, что они задумали. |
11 | Ахиллесова пята. | Уязвимое место. В греческой мифологии существовал герой Ахиллес. Его мать, морская богиня Фетида, чтобы сделать сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс, держа младенца за пятку. При этом чудодейственная вода не коснулась единственного места, ставшего уязвимым. Именно в пятку и попала стрела Париса, от которой Ахиллес и погиб |
12 | Крокодиловы слёзы. | Лицемерные слёзы, притворное сожаление, применяется к людям, притворяющимся сильно огорчёнными несчастьем кого – либо, кому они сами готовят погибель. |
13 | Кануть в Лету. | В греческой мифологии Лета – река забвения в подземном царстве. Души умерших по прибытии в подземное царство пили из неё воду и забывали всю свою прошлую жизнь |
14 | Иерихонская труба. | Выражение из библейского мифа. Евреи , по выходе их египетского плена, на пути своём в Палестину, должны были взять город Иерихон. Но стены его были так прочны, что разрушить их было непросто. Однако от священных труб иерихонские стены пали сами собой. Благодаря этому чуду город был взят евреями. Выражение употребляется в значении: громкий, трубный голос. |
15 | Калиф на час. | Так называют человека, наделённого властью на короткое время. Выражение возникло из арабской сказки «Сон наяву, или Калиф на час», включённой в состав сборника «Тысяча и одна ночь». |
16 | Дары Данайцев. | Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают .троянцы втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота и таким образом овладели Троей. |
По итогам соревнования жюри из 16 человек выбирает 3, которые набрали наибольшее количество баллов. Все участники творческой группы «Лингвисты» проходят в актовый зал и рассаживаются по местам.
Параллельно первой творческой мастерской идёт работа во 2 творческой мастерской
«Ораторы».
«Письмо сквернослову»
Ведущий: Язык народа и богат , и точен,
Но есть, увы, и бранные слова,
Они растут, как сорная трава,
У плохо перепаханных обочин. ( Н.Рыленков)
Сквернословие охватило почти все возрасты. Его можно услышать не только от пьяного, но и при самой задушевной беседе. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубое слово. Нам всем следует понимать опасность тотального сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.
Задание: напишите письмо человеку, который употребляет в своей речи скверные слова.
(на работу отводится 15 минут. Защита своих работ – 25 минут. По итогам конкурса жюри выбирает 3 игроков, которые продолжат борьбу в финале.)
Работа в 3 творческой мастерской
«Сам себе режиссёр, сам себе актёр»
Ведущий: Вы обратили внимание, как составляются новые рекламы? С каждым днём их тон делается серьёзнее и внушительнее. Где прежде предлагалось, там требуется, где прежде советовалось, там теперь внушается. Вот вам задание: в течение 10 минут составить сценарий рекламы русского языка как школьного предмета. Потом в течение 1 – 1,5 минуты выдать текст рекламы, а, может быть, и сыграть её, перевоплотившись в какого – нибудь литературного героя.
( по итогам конкурса жюри выбирает 3 участников, которые продолжат состязание в финале)
Работа в трёх творческих мастерских идёт параллельно друг другу. Через 45 минут все участники собираются в актовом зале.
- номер художественной самодеятельности.
- слово жюри: на сцену приглашаются следующие игроки………………………………………….
ФИНАЛ.
Ведущий: Дорогие друзья, вот и пришло время финального состязания. На сцене перед нами 9 участников последнего тура. Дорогие участники, вам предстоит проявить себя ещё
в 3 конкурсах. И первый из них – «Старинные слова». Множество слов родилось и рождается поныне в русском языке. Создаются и новые словари. Но есть среди них один, который берут в руки не для того лишь, чтобы отыскать нужное слово. Его открывают как величайшую сокровищницу языка, как богатейшее собрание пословиц – хранилище народной мудрости. Его читают как повесть, его изучают как энциклопедию жизни русского народа. Это «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Следующее задание связано с ним.
1) «Старинные слова».
Из словаря Даля выбраны старинные слова . Все эти слова «умерли», но оставили русском языке своих «потомков», относящиеся к разным частям речи. Попробуйте определить, что же означали эти «ископаемые» предки – слова.
Например: что такое ПОЛМА ? чтобы облегчить вам работу, мы написали три варианта ответа. И только один из них правильный. Используется мультимедийный проектор.
Варианты ответов: а) половина чего – нибудь.
Б) наполненная сума.
В) полати для маленьких детей.
(помощник показывает слайды или раздаёт карточки с заданием, участник сразу отвечает, и так все по очереди.)
№ | Древнерусское слово. | Вариант ответа | Комментарий ведущего. |
слайд для 1 участника. | ПЁРА | А) подушка из перьев. Б) упорный шест на лодках. В) перьевая ручка. | В современном русском языке сохранилось слово «упёрся». |
Слайд для 2 участника | ПЕУН | А) наёмный работник, батрак в деревне. Б) название петуха в северных областях. В) ярко – розовый цветок. | «певун», он же поёт. |
Слайд для 3 участника | ПОМХА | А) помощник в деле. Б) опахало из пучка трав, вроде веера. В) помеха, препятствие. | |
Слайд для 4 участника | ПУКЛА | А) пучок сухой травы в степи Б) тряпичная кукла. В) букля, локон. | |
Слайд для 5 участника | ПРЕКА | А) укор, выговор. Б) противоречие, несовпадение. В) мелкое каменистое русло ручья. | В современном русском языке сохранилось слово «попрекать», «упрёк» |
Слайд для 6 участника | БРЕЗГ | А) мусор, отбросы. Б) время суток. В) отвращение, неприятие. | В современном русском языке сохранилось слово «брезжит», что означает «чуть светает» |
Слайд для 7 участника | ОПЛОТ | А) группа политических единомышленников. Б) плотно сбившаяся толпа людей, ватага бурлаков. В) забор, тын, ограда. | |
Слайд для 8 участника | ДАДОН | А) неуклюжий, нескладный человек. Б) нарядная островерхая боярская шапка. В) нагрудное украшение на серебряной цепи. | У Пушкина в «Сказке о золотом петушке» мы читаем: «Жил – был славный царь Дадон, смолоду был грозен он». Наверное, Пушкин не случайно дал такое имя царю, он хотел сказать, что царь был никчёмным, неуклюжим человеком. |
Слайд для 9 участника | ВЫЛЬ | А) длинная шея гуся. Б) шишка на теле, опухоль. В) вертлявая собачонка. | |
запасной слайд | ПРИПОЛ. | А) сорняки, выдернутые из грядок. Б) женская кофта на выпуск, поверх юбка В) подполье, погребок. |
Ведущий: время рождает слова, но время и убивает их. С недоумением читаем, например, туманное слово «ипакои» . Даль объясняет: «…стихира по третьей песни на утрени». Нам уже этого слова не понять, его уже среди нас нет. Но пока есть жизнь, нет конца словам.
Слово жюри:
по итогам конкурса «Старинный лова»выбывают 3 игрока…..(На сцене остаются 6 игроков)
2) «Коробочка с секретом».
Ведущий: сейчас моя помощница вынесет на сцену 6 коробочек под номерами. Выберите себе коробочку под любым номером, какая вам больше нравится. (участники выбирают, помощница ставит выбранную коробочку перед участником)
Задание: в коробочке находится некий предмет. Вам надо его угадать. А я постараюсь вам намекнуть на то, что находится внутри коробочки.
Коробочка № 1 | Это слово – декоративный цветок семейства амариллисовых. Название цветка происходит от имени древнегреческого бога – юноши – красавца, сына речного бога. Он был так влюблён себя, что никого и ничего не замечал, а всё время смотрел на своё прекрасное отражение в воде. В наказание за это он был превращён в цветок. Лучистый, нежно – белый цветок склонён набок и как бы смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. | НАРЦИСС. |
Коробочка № 2 | Это спиртовой раствор душистых эфирных масел, являющийся гигиеническим и освежающим средством. Его изобрёл в 18 веке выходец из Италии, основатель парфюмерной мануфактуры в Кёльне Фарин. Название связано с местом изобретения – германским городом Кёльном. | ОДЕКОЛОН. |
Коробочка № 3 | Это слово – название крупы из расплющенных овсяных хлопьев. Это слово – римский вариант древнегреческого героя, который обладал необыкновенной физической силой. Придумывая название для крупы, взрослые имели ввиду, что дети, которые будут ею питаться, станут такими же сильными, как тот древнегреческий герой. | ГЕРКУЛЕС. |
Коробочка № 4 | Это слово употребляется в молитвах, то есть хотят сказать, что это нужно нам каждый день. Кроме прямого значения, употребляется в смысле: жизненно необходимое. В сочетании со словом «зрелищ» - это был клич римской черни при императоре Августе. Когда хотят сказать, что живут очень бедно, то говорят, -перебиваются с него на квас. А когда встречают дорогих гостей, то встречают с ним и с солью. | ХЛЕБ. |
Коробочка № 5 | Это слово обозначает животное. Бедные они и несчастные. И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя. И наговаривают на них, будто страдают они комплексом неполноценности. И в народных сказках они всегда остаются в дураках. Что это за слово? | ЗАЯЦ. |
Коробочка № 6 | Он бывает краеугольным, а бывает преткновения – затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком –нибудь деле. Если их много, то они возопиют – так говорят о чём-нибудь до такой степени ужасном, возмутительном, что не только люди, но даже и они, если бы обладали даром речи, должны выразить чувство своего негодования. А если от этого предмета, который лежит в коробочке образовать прилагательное и добавить к этому прилагательному слово «гость», то получится драма А.С.Пушкина. И это словосочетание употребляется в значении: «страшный гость».( Кроме того, так шуточно называют людей, которые крепко, до боли пожимают руки другим людям.) | КАМЕНЬ |
Дополнительные задания (эти слова можно написать на картоне):
Коробочка № 7 | Это слово обозначает длинную беговую дорожку в современной лёгкой атлетике. Слово происходит от названия одноимённого греческого селения, близ которого в 490 веке до нашей эры афинский полководец одержал победу над персами. Чтобы порадовать афинян, он послал в Афины гонца, который, пробежав 42 километра, сообщил им о победе и тут же скончался. | МАРАФОН. |
Коробочка № 8 | Это слово обозначает геологическое образование, возникающее над трещиной в земной коре, по которому на поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды, обломки горных пород. Название произошло от имени древнеримского бога огня и кузнечного искусства. | ВУЛКАН |
Коробочка № 9 | Это слово обозначает название блюда из мелких кусочков мяса, тушённых в сметанном соусе. Название происходит от имени графа Григория Строганова, которому приписывают создание рецепта этого блюда . | БЕФСТРОГАНОВ |
Коробочка № 10 | Это слово – название непромокаемого плаща для ненастья. Название происходит от фамилии химика-шотландца. В 1823 году, проводя очередной опыт, он измазал рукав пиджака раствором каучука. Спустя некоторое время он заметил, что рукав пиджака не промокает. Учёный запатентовал своё изобретение и основал компанию по производству непромокаемых изделий | МАКИНТОШ. |
Коробочка № 11 | Это слово - один из наиболее распространённых и совершенных видов гармонии. Назван этот предмет так по имени легендарного древнерусского певца-сказителя. | БАЯН. |
Слово жюри: по итогам второго финального конкурса «Коробочка с секретом» выбывают ещё 3 игрока…( На сцене остаются 3 участника)
3) «Озвучка».
Ведущий: Наступил очень напряжённый момент. Вы видите трёх участников. И из этих трёх надо выбрать одного – победителя. И последний конкурс. Он получил название «Озвучка». Посмотрите сюжет ( отрывок из мультфильма «Рояль» («Смешарики». Звук отключён.)
Задание: представьте себе, что Крош побывал на нашем празднике русского языка. Что бы он мог рассказать Нюше? Составьте текст на тему «Впечатления Кроша о празднике русского языка». Проверяется не только ваше умение составлять диалог, но и ваше чувство юмора.
На выполнение задания отводится 5 минут.
Через 5 минут идёт выступление финалистов.
Ведущий: вот и закончились наши испытания. Пока жюри готовится назвать победителя, я хочу поблагодарить всех участников праздника. В их честь звучит песня…………………………….
Слово жюри. Награждение финалиста. Вручение подарков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов в рамках недели русского языка и литературы....
интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"
игра может проводиться в 6-7 классах, как внеклассное мероприятие по русскому языку...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка".
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов. Интересные задания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, фразеологии....
Внеклассное мероприятие -конкурс по русскому языку "Знатоки русского языка"
Конкурс "Знатоки русского языка" можно провести в классе или между классами в рамках недели русского языка.В сценарии есть задания не только командам, но и болельщикам.Конкурс сопровождается презентац...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический КВН «Знатоки русского языка»"
Мероприятие Лингвистический КВН «Знатоки русского языка» для 6го класса...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"
Данное мероприятее можно проводить в рамках месячника по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях. Целями проведения мероприятия яв...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка
Развивать у детей понимание того, какую роль играет русский язык в современном мире и нашем многонациональном государстве....