Использование причастных и деепричастных оборотов при компрессии текста.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок предполагает обучение учащихся компрессии текста. Сопоставляя первичный и вторичный тексты, ученики формулируют требования к сжатию текста и учатся через приём упрощения перестраивать сложноподчинённые предложения в простые, используя причастные и деепричастные обороты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 101.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: « Требования к компрессии текста. Роль в ней причастных и деепричастных оборотов»
Тип урока: урок актуализации знаний
Цели урока:
1) обучить учащихся работе с текстом (определение темы, коммуникативной задачи, композиции, стиля, типа речи)
2) привить навыки анализа вторичного текста
3) познакомить со способами сжатия текста
4) освоить упрощение как один из способов сжатия текста (замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами)
Ожидаемые результаты:
а) личностные:
- осознание учащимися практической значимости учебного материала;
- стремление к речевому самосовершенствованию
- овладение грамматическими средствами для свободного изложения собственных мыслей
- усвоение нравственных ценностей
- целеполагание, самоорганизация
- осознание своей роли в коммуникативной ситуации
- рефлексия
б) предметные:
- понимание основных требований к компрессии текста
- умение предупредить ошибки при создании вторичного текста
- закрепление понятий о причастном и деепричастном обороте
- редактирование СПП с заменой придаточной части причастными и деепричастными оборотами
- приобретение навыков компрессии текста
- навыки работы с текстами разных стилей
-планирование собственной деятельности в соответствии с познавательной задачей
-использование имеющихся знаний для получения новых
План урока
- Оргмомент.
- Сообщение целей и задач урока
- Проверка домашнего задания
- Актуализация знаний:
а) составление памятки к компрессии текста
б) подготовка к работе над сжатым изложением (применение знаний и умений в новой ситуации, сжатие текстов)
5. Подведение итогов. Рефлексия
Формы работы: фронтальная, дифференцированно-групповая, индивидуальная
Примечание.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено сравнить два текста (первичный и вторичный ) и ответить на проблемный вопрос: справился ли учащийся с компрессией текста
Первичный текст
Счастье
Наверное, каждый из нас задумывался над тем, что же такое счастье. Это вечный вопрос, терзающий душу людей. Если опросить сто человек, в чём они находят счастье, поверьте, будет сто разных ответов. Это значит, что каждый человек видит суть счастья по-разному, по-своему. Сейчас попытаемся ответить на вопрос, что такое счастье.
Каждый человек в этом мире счастлив. Считается, что счастлив тот, у кого есть образование, счастливая и дружная семья и хорошие связи в обществе. Этот факт вывели недавно американские учёные. Но если хорошо подумать и поразмышлять наедине с собой, то оказывается, что счастье кроется в каждой мелочи.
Счастье – это просыпаться в постели утром от ярких лучей солнца, которое смотрит в твоё окно. Счастье – это укутаться в плед в холодный зимний вечер, достать старые фотографии и предаться воспоминаниям. Счастье – это любить без памяти, любить безумно и взаимно. Счастье – это радовать родителей, дарить подарки, навещать их, когда они состарятся. Можно перечислять все моменты жизни, вспоминать, что было, и мечтать о том, что будет. Вот это и есть счастье.
Задание.
- Пользуясь исходным текстом, заполните таблицу «Микротемы текста»
1. | |
2. | |
3. | |
Учащиеся должны указать следующие микротемы:
1. | Каждый человек понимает счастье по-своему |
2. | Счастье кроется в каждой мелочи |
3. | Все позитивные моменты жизни и есть счастье |
Вторичный текст (изложение, написанное учеником)
Счастье
Наверное, каждый человек задумывался над тем, что же такое счастье. Давайте и мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Если хорошо подумать, то оказывается, что каждый человек в этом мире счастлив, потому что счастье кроется в каждой мелочи. Проснуться рано утром от ярких солнечных лучей – это счастье, рассматривать фотографии и вспоминать радостные моменты жизни – это тоже счастье. Любить родных и близких, радовать своими успехами родителей, заботиться о них – разве это не приносит человеку счастье? Все позитивные моменты жизни делают человека счастливым.
Задание.
- Заполните таблицу по изложению учащегося
«Микротемы текста»
1 | |
2 | |
3 |
- Дайте письменные ответы на вопросы:
а) решена ли учащимся коммуникативная задача, сохранены ли все микротемы текста?
б) справился ли ученик с композицией работы?
в) есть ли нарушение логичности?
г) к какому типу речи относится текст? Подчеркните те слова и выражения, которые свойственны для этого типа речи?
д) к какому стилю речи относится этот текст? Какова задача текстов данного стиля?
Напоминание:
Коммуникативная задача – та, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создаётся текст.
КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ КОЛЛЕГ:
При выполнении домашнего задания учащиеся должны указать, что коммуникативная задача учащимся решена, но не сохранена микротема первого абзаца. Есть нарушения в композиции (второй и третий абзацы объединены в один). Логичность сохранена. Тип речи – рассуждение. Стиль – публицистический. Задача текстов данного стиля – сформировать у читателей определённую точку зрения.
Ход урока
- Оргмомент.
- Сообщение темы и цели урока.
Тема: : « Требования к компрессии текста. Роль в ней причастных и деепричастных оборотов»
Цель: актуализировать знания о компрессии текста, получить представление об одном из видов упрощения – замене придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.
- Проверка домашнего задания
- Перед вами стояла проблемная задача: решить, справился ученик с компрессией текста или нет. Для этого вы должны были, отвечая на вопросы, сопоставить первичный и вторичный тексты и решить проблемную задачу. Давайте проверим, справились ли вы с домашним заданием.
К доске вызываются три ученика, они зачитывают свои ответы, класс соглашается или нет, даёт попутные комментарии. Оба текста лежат на партах в распечатанном виде, вторичный текст выведен на экран.
КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ КОЛЛЕГ:
В ответах ученики должны указать, что коммуникативная задача учащимся решена, но не сохранена микротема первого абзаца. Есть нарушения композиции (второй и третий абзацы объединены в один). Логичность сохранена. Тип речи – рассуждение. Стиль – публицистический. Задача текстов данного стиля – сформировать у читателей определённую точку зрения.
- Актуализация знаний (ч.1)
- Мы пришли к выводу, что в целом ученик с компрессией текста справился, однако в работе есть недочёты. Чтобы подобных ошибок не было у вас, давайте составим памятку
Учащиеся, опираясь на полученный опыт, составляют памятку и записывают её в тетрадь.
Памятка
Что нужно сохранить при компрессии текста
- коммуникативную задачу, поставленную автором
- абзацное членение текста
- микротему каждого абзаца
- логичность повествования
- стиль речи
- Актуализация знаний (ч.2)
- Мы недавно узнали, что существуют три способа компрессии текста. Какие?
(Исключение, упрощение, обобщение)
- На предыдущих уроках мы отрабатывали способ исключения. Что он означает?
(Исключается второстепенная информация, остаётся только главная)
- Молодцы. А что значит упрощение текста?
(Это значит, что текст нужно сделать более простым)
- Правильно, а первый наш шаг – научиться делать из сложного предложения простое. Сравним пары предложений.
- На картине Васнецова «Алёнушка» изображена девушка-крестьянка, которая сидит у лесного озера.
- На картине Васнецова «Алёнушка» изображена девушка-крестьянка , сидящая у лесного озера.
- Когда орёл опустился на вершину горы, он гордо захлопал крыльями.
- Опустившись на вершину горы, орёл гордо захлопал крыльями.
- Одинаков ли смысл в парных предложениях? А чем они различаются?
(Смысл одинаков, а разница в том, что первые предложения сложные, а вторые простые)
- А как из сложного получилось простое?
(Во вторых предложениях придаточную часть заменили причастным и деепричастным оборотом)
- Правильно. Какой способ компрессии применили?
(Упрощение)
- Значит, причастные и деепричастные обороты могут не только разнообразить грамматический строй языка, но и служить для упрощения предложения.
На экран выведены два предложения.
- Выставка картин В. Серова, которая проходила в Москве, собрала более полумиллиона зрителей.
- Когда художник работает над пейзажем, он стремится передать своё мироощущение.
- Запишите данные предложения, применив способ упрощения.
(У доски данную работу выполняют два ученика)
6. Закрепление полученных знаний
- А теперь поработаем с текстами. Распределимся по группам (можно рассадить ребят заранее).
Учащиеся получают групповые дифференцированные задания. . Группы высокого уровня обученности – задание №1. Можно задание № 1 дать как индивидуальное сильным ученикам. Группы среднего уровня обученности получают задание № 2.
Задание №1
Произведите сжатие текста, используя упрощение (замените придаточные предложения причастными или деепричастными оборотами). Постарайтесь найти развёрнутое описание и заменить его одним словом.
На день рождения отец вручил сыну билет на футбол. Сашка от радости забыл, что в правом кармане куртки дырка, и именно в него положил билет, который получил в подарок.
Путь, что был пройден Сашкой до стадиона, показался ему мгновением. Когда мальчик подошёл к контролёру и сунул руку в карман, он вдруг обнаружил, что билет пропал. Внезапно сигнальный щит, на котором должны автоматически показываться результаты матча, погас. Контролёр отвлёкся, и Сашка проскочил на трибуну.
(73 слова)
Задание №2
Перепишите текст, используя способ упрощения. Замените придаточные предложения деепричастным оборотом (1-е предложение) и причастными (1,2, 3 предложения).
Когда мы преодолели хребет, то увидели озеро, которое лежало в глубокой котловине. Мне показалось, что в нём не вода, а сгусток кристаллического воздуха, который вправлен в землю. Недалеко от берега из зеркальной глади поднимались оранжевые скалы, которые отражались в воде.
Рассмотрите фотографию горного озера. Можно ли эту фотографию использовать как иллюстрацию к приведённому тексту? Поясните свою точку зрения.
- Чтение работ представителями групп.
- Подведение итогов.
- – Прочтите цель нашего урока. Как вы думаете, нам удалось её достигнуть?
Рефлексия.
-Те, кому работалось легко, кто не испытывал затруднений, нарисуйте в конце записи улыбающееся лицо. Те, кто столкнулся с некоторыми сложностями, изобразите на лице раздумье. Я все ваши эмоции учту при подготовке следующего урока. Спасибо.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастный и деепричастный обороты.Урок-практикум.
На уроке повторяются и закрепляются правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах. материал можно использовать при подготовке к ГИА и ЕГЭ, а также на уроке повторения в...
Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"
Конспект урока русского языка для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"
Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения новых знанийФорма урока: ...
диктант причастный и деепричастный оборот 9 класс
Диктант по теме "Причастный и деепричастный оборот" для 9-10 класса...
Тестовые разработки по теме "Причастные и деепричастные обороты" 7 класс
Тесты позволят проверить знания учащихся по теме "Причастие " и "Деепричастие", отработать навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах....
Опасные шалости (повторение правописаний наречий, постановка знаков препинания при причастных и деепричастных оборотов)
Конспект интегрированного урока русского языка с ПДД, представлена опорная рабочая карта для учащихся....
Конспект обобщающего урока по теме "Причастный и деепричастный обороты в тексте"
Предлагаю рабочий конспект простого урока, обобщающего изученный материал по "темам "Причастный оборот. Деепричастный оборот"....