Дистанционное обучение (русский язык 6 кл.)
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
Данные презентации и тесты предназначены для учащихся, которые отсутствовали на уроках. Рекомендуется просмотреть теоретический материал и выполнить практические задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Глагол»; закрепить знания об основных грамматических признаках глагола , его роли в предложении, в речи. Планируемые результаты: знание морфологических признаков глагола (вид, время, лицо, число); умение определять спряжение , синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления.
Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее. Танцую , мечтать, полёт, придумать . Беговая , поставим, рассказывает, радоваться. По каким признакам вы отличили глаголы от прилагательного и существительного?
Беседа Что такое глагол? Что такое неопределённая форма глагола? На какие вопросы отвечают глаголы? Какие виды имеет глагол? Как можно их определить? Расскажите о спряжениях глагола. Приведите примеры. В какой форме глаголы изменяются по родам? Какие формы времени имеют глаголы? Какова синтаксическая роль глагола?
Тест-опрос по теме «Глагол». 1. Правильно ли определено спряжение глагола? О т в е т ы: 1) правильно; 2) неправильно . 1. Обидеть – I спр . 6 . Сеять – II спр . 2. Хлестать – I спр . 7. Клеить – I спр . 3. Искать – I спр . 8 . Терпеть – II спр . 4. Разрезать – I спр . 9. Вертеть – II спр . 5. Слышать – II спр . 2. Какого вида следующие глаголы? Выберите правильный ответ. О т в е т ы: 1) несовершенный вид; 2) совершенный вид . 1. р ешить 4. Встать 7. Плестись 2. ш ептать 5. Крикнуть 8. Косить 3. в здыхать 6. Захотеть 9 . Беречь.
Тест-опрос по теме «Глагол». 3. К указанным глаголам подберите парный глагол другого вида. 1. допить 1 ) пить 2) допивать 2 . Прыгать 1) прыгнуть 2 ) запрыгнуть 3. отгадать 1) гадать 2 ) отгадывать. 4. Какие глаголы даны в форме настоящего времени? 1) п ишу 4) Почитаю 7 ) Работает 2) г ладил 5) Бегает 8) Готовит 3) б уду читать 6) Горит 9) Сеет.
Тест-опрос по теме «Глагол». 5. Найдите глаголы II спр . 1) т ерпеть 4) Зависеть 2) з венеть 5) Смотреть 3) у мереть 6) Скрипеть . 6. Найдите вариант с возвратным глаголом. 1) Притвори-ка дверь да примкни ее, чтобы никто не вошел. 2) Дверь не притворяется: видимо, что-то держит ее. 3) Он притворился, что спит, да и подслушал нас всех. 7. Найдите глаголы, которые не употребляются без частицы - ся . 1) с меяться 4) Гордиться 2) б раться 5) Карабкаться 3) б ояться 6) Рваться.
Тест-опрос по теме «Глагол». 8. Найдите глаголы, от которых нельзя образовать возвратный глагол. 1) г реметь 4 ) Тянуть 2) в алять 5 ) Вредить 3) у бирать 6 ) Собирать. 9. В словах под каким номером нужно писать ь ? 1) б рош … 4) Намаж … 2) п ахуч… 5) Пасеш … 3) т иш … 6 ) Жгуч…
Выпишите глаголы, определите их грамматические признаки (вид, спряжение, число, время, лицо, род). Определите, из какого произведения взят фрагмент . « Здравствуй, Ассоль ! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали». ( А. Грин)
Проверь себя Скажет — сов. вид, I спр ., ед. ч., буд. вр ., 3-е л. Увидел - сов. вид, II спр ., ед. ч., прош . вр ., м. р. Приехал - сов. вид, I спр ., ед. ч., прош . вр ., м. р. Увезти — сов. вид, I спр ., н. ф. Будет - сов. вид, I спр ., ед. ч., буд. вр ., 3-е л. Пожелаешь - сов. вид, I спр ., ед. ч., буд. вр ., 2-е л. Жить — несов. вид, I спр ., н. ф. Станем - сов. вид, I спр ., мн. ч., буд. вр ., 1 -е л. Не узнает - сов. вид, I спр ., ед. ч., буд. вр ., 3-е л.
Подведение итогов урока -На какие вопросы отвечают глаголы? -Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? -Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Домашнее задание § 88, стр. 101 упр . 510; стр. 102 упр. 512
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Есть в русском языке и такие глаголы, которые называются разноспрягаемыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими глаголами, рассмотрим особенности их спряжения и узнаем, почему они так называются, а также будем работать над формированием умения правильно писать окончания в данных глаголах, употреблять их, соблюдая нормы.
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми глаголами /частично спрягаются по 1 спр., частично по 2 спр./.
Глагол хотеть Единств. число Множ. число я хоч у мы хот им ты хоч ешь вы хот ите он хоч ет они хот ят Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания 1 спряжения с гласной е. Во множ. числе имеет окончания 2 спряжения с гласными и, я.
Глагол бежать Единст. число Множ. число я бегу мы бежим-2спр. ты бежишь-2спр. вы бежите-2спр. он бежит-2спр. они бегут
Глаголы есть, дать Особо спрягаются глаголы есть и дать: я е м да м мы ед им дад им ты е шь да шь вы ед ите дад ите он е ст да ст они ед ят дад ут Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.
П р и м е ч а н и е В древнерусском языке спрягался по-особому также вспомогательный глагол быть: я есмь мы есмы ты еси вы есте он есть они суть В современном литературном языке сохранились лишь формы 3-го лица: есть и, реже, суть.
Найти разноспрягаемые глаголы в тексте Записать предложения. Найти и подчеркнуть как члены предложения разноспрягаемые глаголы. Выделить окончание. Указать их время, лицо, число. Облака бегут быстрей, небо стало выше. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Мы не хотим войны. Люди планеты хотят жить в мире со всеми. Он хочет научиться всему хорошему.
Правильный ответ бегут – наст. время, 3 л., мн.ч., по 1 спр. бежит – наст. вр., 3 л., ед.ч., по 2 спр. хотим – наст. время, 1л., мн. числа, по 2 спр. хотят – наст. время, 3л., мн.ч., по 2 спр. хочет – наст. время, 3л., ед.ч., по 1 спр.
Употребление разноспрягаемых глаголов. Прочитайте текст, вставляя на место пропусков подходящие синонимы: хотеть желать стремиться жаждать мечтать Хотеться Здравствуй, дорогая Сашенька! Я … поздравить тебя с наступающим праздником. … тебе здоровья и счастья. …о встрече с тобой. Так …обо всем поговорить! Твоя подруга Галя.
Работа по тексту Выпиши все глаголы из текста. Определи их спряжение. Найди разноспрягаемые глаголы, подчеркни их. Воздух - это среда обитания всех наземных растений и животных. Воздух да…т питание животным, там лов…т и ед…т свою пищу птицы, насекомые и некоторые млекопитающие. По воздуху переносятся в разные стороны семена растений, споры, пыльца и плоды. В воздухе движ…тся вперед птицы, насекомые и некоторые животные. Условия жизни бывают не всегда благоприятными. Сильный ветер лома…т растения и может отнести насекомых и птиц далеко в открытое море. Ветер шевел…т листья растений и ускоря…т испарение воды с поверхности листьев. Если испаряется слишком много воды, то это плохо влия…т на растение. Определить стиль текста, тип речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка КЯЫЗ ЩИОБЕНЕ ЧЬЕР КТЕСТ НЛВАИКГИСИТ ЯЗЫК ОБЩЕНИЕ РЕЧЬ ТЕКСТ ЛИНГВИСТИКА
Вспомним определение текста Текст – от лат. textum , что значит Текст - это группа предложений, Предложения связаны между собой Текст создается для ткань, связь, соединение. объединенных в целое одной темой. по смыслу и грамматически. выражения мысли.
БУРАТИНО
Последовательная или цепная связь Последовательная или цепная связь: (1)Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. (2) На иллюстрации изображен Буратино . (3) Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. 1 2 3
Прочитайте тексты. Подчеркните сцепляющие слова. За окошком зимний сад. Там листочки в почках спят. И листочки те во сне Размечтались о весне. (И. Токмакова) Висит за окошком Кулёк ледяной. Он полон капели И пахнет весной. (Т. Белозеров)
МЕСТОИМЕНИЯ-НАРЕЧИЯ Местоимения-наречия - слова, которые указывают на признак действий ( где, когда, там , почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных ( везде, всегда ), указательных ( так , туда ), вопросительных, относительных ( где, зачем ), неопределенных ( где-то, когда-либо ) и отрицательных ( нигде, никогда ) местоимений.
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. А. Да это белка! Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. В. Как она очутилась в городе? Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
Параллельная связь Весна в лесу. (1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы . (3) Звенят под деревьями весенние ручейки . (4) Смолой пахнут набухшие почки . Параллельная связь: 1 2 3 4
Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте, подчеркните. Вставьте пропущенные буквы. Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев. Белые обл…чка бр…дили в голубом небе. Утро было свежее, чистое. А ласковое со…нце д…рило т…пло и наполняло сердце радостью. г е ь о л а е ь а е 1 0
ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Последовательная связь предложений: 1.…Н ↓ 2. Д…Н ↓ 3.Д…Н Параллельная связь предложений: 2 . Д…Н ↓ 3.Д…Н ↓ 4.Д…Н
Тест «Текст. Способы связи предложений в тексте» 1. Определите текст, в котором предложения соединены последовательной связью. Обведите номер правильного ответа. 1) 1. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. 2. Солнце сияло. 3. Снег лежал ослепительной пеленою на обозримой степи. 4. Лошади были запряжены. (А.С. Пушкин) 2) 1. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. 2. На ней была надпись черной краской. (По К. Паустовскому)
Тест «Текст. Способы связи предложений в тексте» 2. Определите текст, в котором предложения соединены параллельной связью. Обведите номер правильного ответа. 1) 1. Вечером резко похолодало. 2. Солнце скрылось в облаках и перестало согревать землю. 3. Дождь постепенно превращался в мокрый снег. 4. Усиливающийся северный ветер навевал тоску. 2) 1. Музей, к сожалению, был закрыт. 2. Около его дверей с корзиной рыбы сидела худая женщина. 3. Она спозаранку шла на базар, присела на стёртые ступени. (По К. Паустовскому)
3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Обведи номер правильного ответа. А . Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями. Б. Осенняя тоже отвлекает нас листьями – оранжевыми, жёлтыми, малиновыми. В. Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега. Г. Белый цвет сливается с белым. Д. Самая притягательная берёза – весенняя. Е. Судите сами. Ж. Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках… З. Весёлая берёза. Варианты ответа: 1) А Б В Г Д Е Ж З. 2) А Б В Г Ж Е Д З. 3) Д Е В Г А Б Ж З. 4) Д Е А В Г Б Ж З.
Подведем итоги Какую связь предложений в тексте отражают схемы: 1 2 3 1 2 3 4
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
6 класс 1 уровень
1.В каком варианте ответа верно указаны цифры, на месте которых пишется НН?
Театр есть страна нереального: в нём карто(1)ые деревья, полотня(2)ые дворцы, тряпичное небо, стекля(3)ые бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках. Театр в то же время есть страна исти(4)ого: на сцене – подли(5)ые человеческие сердца.
1) 1, 2,3, 4, 5 2) 1, 3, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 3, 4, 5
2. В каком варианте ответа верно указаны цифры, на месте которых пишется НН?
Здесь не было величестве(1)ых гор и скал; это был обыкнове(2)ый русский пейзаж: ржа(3)ые поля, редкие деревни с соломе(4)ыми и деревя(5)ыми кровлями.
1) 1, 3 2) 1, 2, 4, 5 3) 2, 3, 5 4) 2, 4, 5
3. В каком варианте ответа верно указаны цифры, на месте которых пишется НН?
Вдали, на крутом песча(1)ом берегу, в утре(2)ем воздухе ясно виднеется стари(3)ое село с белокаме(4)ой церковью и ветря(5)ыми мельницами.
1) 2, 3, 4 2) 1, 2, 4, 5 3) 4, 5 4) 1, 2, 3
4. В каком варианте ответа верно указаны цифры, на месте которых пишется Н?
Изучение стари(1)ых предметов: глиня(2)ой посуды, берестя(3)ых грамот, серебря(4)ых украшений, холсти(5)ых рубах – очень важно для совреме(6)ой науки.
1) 1, 2, 4, 5 2) 3, 4, 5 3) 2, 3, 4 5) 2, 3, 4, 5
5. В каком варианте ответа верно указаны цифры, на месте которых пишется НН?
Дли(1)ый ряд подли(2)ых масля(3)ых картин на традицио(4)ые темы русской истории радовал таинстве(5)ым буйством красок.
1) 3, 4, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 4, 5 4) 2, 3, 5
6. В каком варианте ответа верно указаны цифры, на месте которых пишется НН?
Таинстве(1)ый незнакомец в шерстя(2)ом костюме спустился в маши(3)ое отделение корабля.
1) 1,2 2) 2,3 3)1, 2, 3 4) 1,3
7. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
Кухо(1)ая мебель была расписана масля(2)ыми красками и уставлена глиня(3)ой посудой.
1) 2 2) 3 3) 2, 3 4) 1, 2
8. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В областной художестве(1)ый музей поступили стари(2)ые берестя(3)ые грамоты.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1 4)1, 2
Тест по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
6 класс 2 уровень
1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
В тро(1)ом зале был накрыт обеде(2)ый стол, сервированный серебря(3)ой посудой.
1) 1 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 2
2. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
За безукоризне(1)ое поведение и недюжи(2)ые способности он был представлен к име(3)ой стипендии.
1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 3
3.В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На деревя(1)ой полке, покрытой полотня(2)ой салфеткой, жили дружные игрушки: глиня(3)ый зайчонок, берестя(4)ая куколка, серебря(5)ый ангелочек и оловя(6)ый солдатик.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 1, 6 3) 2, 3, 4, 5 4) 1, 5, 6
4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
Однажды в тума(1)ое утро в комнате появился румя(2)ый малыш в шерст(3)ом свитере и кожа(4)ой курточке.
1) 1 2) 3,4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
5. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Однажды безветре(1)ым днём шёл я по пусты(2)ой дороге и увидел вдалеке деревя(3)ую ветря(4)ую мельницу.
1) 1, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 4 4) 1, 2, 3
6. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
Вдали от городской суеты милыми кажутся деревя(1)ые домики с соломе(2)ой крышей, возле которых раздаётся ути(3)ое кряканье.
1) 3 2) 1, 2, 3 3)1, 2 4) 1, 3
7. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Мы любили отдыхать на берегу озера в деревя(1)ом домике со стекля(2)ой верандой, где нас всегда угощали кури(3)ым бульоном, румя(4)ыми пирожками и клюкве(5)ым компотом.
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 3, 4 4) 3, 4
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по теме «Имя прилагательное». 1 вариант.
1. В каком словосочетании есть качественное прилагательное?
- высокое небо 3) отцовский наказ
- серебряный колокольчик 4) мамин голос
- Какое прилагательное употреблено в форме составной сравнительной степени?
1) лучше 2) красивее 3) более способный 4) ярче
- Какое прилагательное пишется с НЕ раздельно?
- (не)праздный разговор
- (не)большая, но глубокая речка
- (не)восклицательное предложение
- Вовсе (не)удачное решение
- Укажите неверное утверждение.
- светлый – притяжательное прилагательное
- зелёный – качественное прилагательное
- в хорошем настроении – прилагательное стоит в предложном падеже в среднем роде
- под строгим контролем – прилагательное употреблено в единственном числе в творительном падеже
- В каком прилагательном пишется одна Н?
1) стекля..ый 2) румя..ый 3) стари…ый 4) безветре..ый
- Какое прилагательное пишется слитно?
- (ранне)весенние (овощи) 3) (Байкало)Амурская магистраль
- (багряно)жёлтые 4) (северо)восточный
- В каком ряду во всех прилагательных пишется суффикс –к-?
- депутат..ий, узбек..ий 3) ткац..ий, рез..ий
- дет..ий, рыбац..ий 4) немец..ий, кавказ..ий
- В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) деш..вый 2) вещ..вой 3) кумач..вый 4) плащ..вой
- Выпишите из предложения грамматическую основу, укажите, чем она выражена.
Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни.
- Прочитайте текст и выполните задания В1-В3.
(1) На склоне небольшого пригорка одиноко стояла молоденькая берёза. (2) У неё была нежная и светлая атласная кожица. (3)Ветер весело пересчитал на ней звонкое червонное золото листвы. (4) От неё, как от сказочного светильника, струился тихий свет. (По М. Бубеннову)
1) Выпишите из предложения 1 прилагательное мужского рода родительного падежа и объясните его написание
2) Образуйте от прилагательного нежная все возможные степени сравнения.
3) Выпишите из текста относительные прилагательные.
- Напишите связный рассказ. Какую роль играют прилагательные в тексте М. Бубеннова.
Итоговый тест по теме «Имя прилагательное». 2 вариант.
1. В каком словосочетании есть качественное прилагательное?
1) папины валенки 3) новый портфель
2) стальное колечко 4) янтарные бусы
2. Какое прилагательное употреблено в форме составной сравнительной степени?
1) более верный 3) красивейший
2) нежнее 4) самый главный
3. Какое прилагательное пишется с НЕ раздельно?
1) (не)распространённое предложение
2) (не)полные, а краткие прилагательные
3) (не)одушевлённые существительные
4) (не)изменяемая часть речи
4. Укажите неверное суждение.
1) лисья (нора) – притяжательное прилагательное
2) подземный (гараж) – относительное прилагательное
3) на новой (машине) – прилагательное стоит в предложном падеже в женском роде
4) верхний (этаж) – качественное прилагательное
5. В каком прилагательном пишется одна Н?
1) песча..ый 2) исти..ый 3) тума..ое 4) искусстве..ый
6. Какое прилагательное пишется через дефис?
1) (железно)дорожный 3) (древне)русская
2) (длинно)крылый 4) (Западно)Сибирская (равнина)
7. В каком ряду во всех прилагательных пишется суффикс –ск-?
1) дерз..ий, француз..ий 3) швед..ий, уз..ий
2) гигант..ий, болгар..ий 4) ре..ий, кавка..ий
8. В каком слове на месте пропуска пишется Ё?
1) ключ..вой 2) плеч..м 3) крюч..к 4) тяж..лый
9. Выпишите грамматическую основу из предложения, укажите, чем она выражена.
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1) В сентябре вы замечаете, как на берёзе, всё ещё зелёной, появляются совершенно жёлтые, золотистые ветки. (2) С каждым днём всё больше и больше становится жёлтых листьев. (3) Ещё два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая. (4) Но осенний ветер срывает и это последнее убранство. (5) Ветер крутит в воздухе лёгкие листья и устилает ими землю. (По К. Ушинскому)
1) Образуйте от прилагательного зелёный все возможные степени сравнения.
2) Из предложений 4-5 выпишите качественное прилагательное.
3) Объясните правописание прилагательного осенний.
11. Напишите связный текст, какова роль прилагательных в тексте К. Ушинского.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответьте на вопросы: Что такое глагол? Задание 1. Повторим теорию!
Сколько спряжений у глагола? Как их определить?
Назовите постоянные признаки глагола .
Назовите непостоянные признаки глагола.
Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?
Сколько наклонений у глагола? Назовите их.
В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
Что вы знаете о возвратности и невозвратности глаголов?
Проверим орфографию! Вставьте буквы «Е» или «И», отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют в окончании «Е». Дад .. м, слыш ..м,люб .. м, прыгн ..м Се ..т, хоч ..т, украша ..м, выбира ..м Дыш ..м , бел..т , беж .. шь , застел ..м .
Объясните условия выбора гласной в словах : Соб..раю Раст ..раю Бл .. щу Выб .. ру Расст .. лю Выб ..раю Сд ..раю Бл ..стаю Заж ..гаю Расст ..лаю
Расставьте ударения в словах: Повторит Облегчит Позвонишь Балую Углубит Упростишь Клала Взяла Исчерпать. Орфоэпия
Пословицы Продолжите пословицы, определите наклонения глаголов: По одежке встречают-... Семь раз отмерь-... Глаза страшаться -... Грамоте учиться-... Любишь кататься-... Не зная броду-... Что посеешь-...
Молодцы!!!
Используемая литература 1.Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник ч.2 М.:Мнемозина,2010 2.Львова С.И. Русский язык.6 класс: учебник ч.2 М.: Мнемозина,2012 3. Григорян Л.Г. Язык мой-друг мой М.:Просвещение 2008 4.Курушина Г.А. Русский язык 5-9 кл.Волгоград:Учитель 2008 5.Евлампиева Е.А. Внеклассные мероприятия по русскому языку Чебоксары,1999 6.Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку М.:Просвещение 1980 7.Бабайцева В.В.,Чеснокова Л.Д. Русский язык теория: учебник для 5-9 кл М.:Просвещение,1993
Интернет-ресурсы http ://sctroe.okis.ru/file/sctroe/urokiuchitelei/SVOYAIGRA.doc http://metodisty.ru/m/files/view/svoya_igra_2011_02_26 http://metodisty.ru/m/files/view/igra
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А1. Какое утверждение ошибочно? 1.Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? 2. Порядковые числительные изменяются так же, как имена прилагательные. 3. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. 4. Собирательные числительные сочетаются только с личными местоимениями. А2. Укажите имя числительное: сотка сотый столетний сотня А3. Какое числительное является порядковым? двести пятьдесят восьмой пятеро сорок семь
А4. Укажите собирательные числительные : два двое пятеро сорок семь А5. Какое числительное изменяется по родам? один шесть девять сто А6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова, запишите правильно девяностолетний юбилей сороками богатырями восьмидесяти девяти саженцев семи целых и четырём десятым литра
А7. В каком ряду оба слова – числительные ? 1) четырех, удвоить 2 ) тройка, пятнадцатый 3 ) второй, двадцать 4 ) шестому, пятерка А8. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь? 1) сем..надцать2) сем..десят3) сед.. мой 4 ) сем..сот
1.С наступлением весны и потеплением воды рыбы вновь возвращаются к жизни: быстрее плавают, больше едят, набирают вес. 2.Чем больше водоём и чем теплее в нём вода, тем разнообразнее пища для рыб и тем большего веса они достигают. 3. В Каспийское море попадают белуги более тысячи килограммов. . 4. Ловятся сомы в двадцать пять килограммов и щуки весом до тридцати килограммов. 5. Это всё хищные рыбы. . 6. Карась, линь, плотва редко достигают веса более пятисот граммов. 7. Продолжительность жизни рыб неодинакова. . 8. Хамса живёт всего три года, а щука более сорока лет. В1. Выпишите составное числительное. В2. Из предложений 6-8 выпишите числительные в форме родительного падежа. В3. Выполните морфологический разбор числительного из предложения 8
Творческое задание. 1 . Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете. Подберите пословицы и фразеологизмы с числительным СЕМЬ. Подчеркните числительные как члены предложения. Подсказка: отношения в коллективе о точных действиях портного умный, имеющий выдающие способности долго трудиться почувствовать себя очень счастливым место, куда очень трудно забраться
Творческое задание. 2.Вспомните , в каких числительных пишутся двойные согласные, приведите примеры, употребив эти числительные в предложениях. Придумайте и запишите предложения, в которых эти числительные выступали бы в роли существительных. Подчеркните и числительные, и существительные как члены предложения .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание1. . Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 1.Прикоснулся 2.Переживаю 3.Отвечал 4.Тяжесть
Задание 2. В каком слове правописание приставки определяется ее значением ? 1.Облетали 2.Открылась 3.Прибежали 4.Бесконечные
Задание 3. Укажите разряды местоимений: с тобой, себя, наши, никто, всякий, нас, каждый
Восьмое апреля. Классная работа.
Позови ихнего брата. Спроси у ней о поездке. Мы гостили у евойного деда.
Позови их брата. Спроси у неё о поездке. Мы гостили у его деда.
А.Коваль «На яхте» Однажды куда- то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летели какие-то чайки, О чём-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зелёные волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть- чуть паруса надувал. Наверно, какие-то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то , наверное, думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти. Послушать, о чём кричат чайки. Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждёт.
Ответьте на вопросы Кто плыл на яхте? О чём кричали чайки? Какие люди встретили его? Какой дельфин нырял в волны?
Проверь себя Кто-то плыл; какие-то чайки; кричали о чём-то; какие-то люди; кто-нибудь встретит.
Неопределённый Точно не установленный Не вполне отчётливый, уклончивый ( Словарь С.И.Ожегова)
Местоимения, указывающие на неопределённые предметы, признаки, количества, называются неопределёнными Кто-то Какой-то Сколько-то
Неопределённые местоимения
Вопросы урока: 1.Как образуются неопределенные местоимения? 2.Как пишутся неопределенные местоимения? 3.Как изменяются неопределенные местоимения?
Вопросительн о-относительные местоимения Неопределённые местоимения Кто Что Который Сколько Не кто Не что Не который Не сколько кое -кто что- то какой- либо сколько- нибудь Как образованы неопределённые местоимения?
Просклоняйте местоимение некоторый по падежам, по родам, по числам. И.п. Некоторый Р.п. Некоторого Д.п. Некоторому В.п. Некоторого Т.п. Некоторым П.п. О некотором М.р. Некоторый Ж.р. Некоторая Ср.р Некоторое Ед.ч. Некоторый Мн.ч.Некоторые
Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто ,изменяются по падежам. Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.
Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения Поздно вечером … постучался к нам. На берегу реки росла … пышная зелень. Расскажите … о вашей поездке. Товарищ вытащил из шкафа … книгу. Вскоре мы заметили на дороге … черное .
Итоги урока
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа
Прочитайте текст и выполните задания:
(1)Уже спустилась ночь, когда я неожиданно увидел перед собой лебедя. (2)Он летел высоко над протокой. (3) Лебедь, освещённый закатившимся солнцем, был красного цвета. (4)Красный лебедь, летящий на запад, и красный горный хребет над чёрной тайгой. Мне казалось, что я услышал: «Прощай, я скоро вернусь…» (5)Я не очень удачно выбрал место стоянки, потому что лодку не к чему было привязать.(6) Я вытащил её из черной воды, принёс дров, кое-как натянул палатку и заварил крепкий чай. (7)Длинноносый кулик, звонкоголосый удод и сердитая выпь взлетели над болотистой низиной. (8)Высоко над землей стремительно неслись облака. (9)Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю. (10)Раздался какой-то крик, я вскочил. (11)Но вокруг снова наступила тишина.(12)Утром небо прояснилось, вдоль реки дул ледяной ветер. (13)Пора было плыть дальше.
1. Выпишите из текста слово, похожее на иностранное protok
2.Выпишите из предложения №12 слово, образованное суффиксальным способом.
3. Выпишите словосочетание, которое не отностится к именным словосочетаниям.
Давно держу, очень шумный, мокрый от слез, черного цвета, верхушки сосен
4. Из предложения № 1 выпишите обстоятельство.
С1 Напишите в виде связного высказывания, какой смысл вложил автор теста в высказывание «Прощай, я скоро вернусь…»
5. Расположите предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.
А. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться, паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку.
Б. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.
В. И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу.
6. Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика:
1. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
3. Имена прилагательные могут иметь краткую форму.
4. Имена прилагательные в предложении бывают только определениями.
С2 Из предложения №6 выпишите любое прилагательное и докажите, что это прилагательное.
7. Из предложений 1-4 укажите то, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
8. Выпишите слова, в которых есть безударный гласный звук И
Тебя, его, смешной, иволга
9. В каждом ряду слов приведены примеры одного и того же лексико-грамматического разряда имен прилагательных. Где допущена ошибка?
1. красный, веселый, долгий, редкий
2. яблочный, деревянный, костяной, смешной
3. мамин, лисья, гусиный, волчья
4. вечерний, летний, городской, речной
10. Выпишите из текста номера предложений с однородными членами.
С3 Укажите словари, в которых содержится информация о слове «протока», и напишите о том, какую именно информацию об этом слове вы можете из них узнать.
11. Укажите слова, форма родительного падежа множественного числа которых образована неправильно
Помидор, чулок, носок, килограммов
12. В какой строке указаны все слова, где пропущена буква И?
- пр..обрести, пр..сутствовать, пр..ветствовать.
- пр..готовиться, пр..мчаться, пр..милый.
- пр..сесть, пр..образование, пр..цепить.
- пр..школьный, пр..смотреться, пр..ободрить.
13. В какой строке все слова пишутся с НН?
- витами..ный, карма..ный, серебря..ный.
- мысле..ный, дикови..ный, ветре..ный.
- стари..ный, равни..ный, гуси..ный.
- стекля..ный, каме..ный, осе..ний
14. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
- (не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый;
- (не) здоровый; (не) глубокий;
- (не) весел; (не) высокий, а низкий.
- вовсе (не) вкусный, (не) высокий
15. В каком предложении допущена ошибка?
1. «Я проснулся ранним утром», - сказал мальчик.
2. Он воскликнул: « Пора в школу».
3. «Этот неяркий и неподвижный свет исходил от осенних листьев» - сказал дедушка.
16.
9.Теперь конец сентября, и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи. 10.Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё голубее становятся чистые участки неба, ещё чернее неширокая дорога, ещё белее старинная колокольня.11. Если забраться по деревянным лестницам на эту колокольню, то особенно хорошо будет видна серебряная речонка и далёкий лес.
Предварительный просмотр:
Итоговая работа по русскому языку в 6 классе.
вариант 1
Выполните задания 1-16 в тестовой форме, отметьте верный ответ
- В окончании какого глагола пропущена буква И?
1) выскоч...шь
2) перемел...шь
3) практику...шь
4) плещ...шься
- В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?
1) выпляс...вать
2) испыт...вал
3) попроб...вать
4) высчит...ваю
- В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) каме...ая ограда
2) ветре...ый день
3) лекарстве...ый сбор
4) тыкве...ая каша
- В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) кольц...вая дорога
2) сторож...вой катер
3) свинц...вая пуля
4) реч...вой аппарат
5. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.
1) А жизнь между тем на Большом Фонтане была далеко (не)сказочной.
2) Уходя, я уловил позади (не)громкий, но жестковатый, с украинским акцентом голос. (Горбачев Н.)
3) Вскоре сигнальщик оповестил о том, что на горизонте появилась (не)широкая белесоватая полоса. (Платов Л.)
4) Докладчик описал (не)брежный круг указкой на карте и усмехнулся.
- Укажите предложение, в котором выделенное слово является относительным прилагательным.
1) Городок деревянный, ТИХИЙ, над домами трубы дымят. (Солоухин В.)
2) В печке весело потрескивали ЛИСТВЕННИЧНЫЕ дрова. (Федосеев Г.)
3) Ежи забирались передними лапами в СОБАЧЬЮ чашку и, тихо пофыркивая, спокойно ели. (Соколов-Микитов И.)
4) Возле сарая стояла КРУПНАЯ гривастая лошадь с мохнатыми ногами. (Дубровский Э.)
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы прилагательного.
1) ярче
2) менее сладкий
3) более ярче
4) грубейший
8. В каком слове пропущена буква Е?
1) молоточ...к
2) бубенч...ки
3) карандаш...к
4) чертёж...к
9. В каком слове на месте пропуска следует писать букву Е?
1) н... у кого просить не буду
2) н... во что не верю
3) н... во что теперь верить
4) н... у кого не спросишь
10. Укажите возвратное местоимение:
1) свой; 2) чей; 3) сам; 4) себя
11. Укажите слово, в котором пишется корень –КОС-:
1) не к..сайтесь истории
2) к..снусь плиты
3) к..сательная линия
4) к..сание мяча
12. В каком слове пропущена буква О?
1) з...рница
2) ср...стись
3) заг...рать
4) предл...гать
13. В каком слове на месте пропуска надо писать букву И?
1) пр...одолеть
2) пр...интересный
3) пр...вокзальный
4) пр...неприятный
14. Укажите способ образования слова «подразнить».
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение
15. Укажите, какое сочетание слов является причастным оборотом в приведённом ниже предложении.
Я вскрыл конверт, прочёл несколько слов, написанных дрожащей старческой рукой. (Паустовский К.)
1) написанных рукой
2) слов написанных рукой
3) слов написанных дрожащей старческой рукой
4) написанных дрожащей старческой рукой
16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Они [птицы] кружились, подсаживались ближе и ближе к филину, угрюмо ворочавшему ушастой головою.
2) Напуганные выстрелом птицы ещё долго кружились надо мною.
3) Каждую весну я выезжал в исхоженные мною лесные угодья.
4) Я и прежде слыхивал от старых охотников о проказах филина охотящегося на глухариных токах.
Часть В
1. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.(Железников В.)
_____________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 2 - 8.
(1)Уже спустилась ночь, когда я неожиданно увидел перед собой лебедя. (2)Он летел высоко над протокой. (3) Лебедь, освещённый закатившимся солнцем, был красного цвета. (4)Красный лебедь, летящий на запад, и красный горный хребет над чёрной тайгой.
(5)Я не очень удачно выбрал место стоянки, потому что лодку не к чему было привязать.(6) Я вытащил её из чернеющей воды, принёс дров, кое-как натянул палатку и заварил крепчайший чай. (7)Длинноносый кулик, звонкоголосый удод и сердитая выпь взлетели над болотистой низиной. (8)Высоко над землей стремительно неслись облака. (9)Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю. (10)Раздался какой-то крик, я вскочил. (11)Но вокруг снова наступила тишина.
(12)Утром небо прояснилось, вдоль реки дул ледяной ветер. (13)Пора было плыть дальше.
2. В предложениях 6-9 найдите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный» Выпишите это слово:
_____________________________________________________
3. Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением -приближение, которое выражает эта приставка:
_____________________________________________________
4. Из предложения № 2 выпиши грамматическую основу
_____________________________________________________
5. Из предложений 5-8 найди предложение с однородными сказуемыми, запиши номер этого предложения
________________________________________________
6. Из предложений 1-3 найди сложное предложение, запиши номер этого предложения
___________________________________________________
7. Из предложений 1 – 3 найди предложение с причастным оборотом (причастными оборотами). Выпиши причастный(е) оборот(ы)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
8. Выпиши предложение №7 в бланк ответов . Выполни синтаксический разбор этого предложения
ВСЕ ОТВЕТЫ АККУРАТНО ПЕРЕПИШИТЕ В БЛАНК
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по русскому языку 6 класс
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А20, В1-В5
1.В самом центре Москвы есть глухие уголки сохранившие душок старины, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. 2.А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.
3.Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. 4.Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе.5.И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.
6.В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура.7. Интеллектуальные машины капризны - отзываются на малейшее охлаждение и потепление. 8.Вокруг машин обычно толчется много народу. 9.Без сомнения, большей частью это программисты. 10.У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их.
А1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
- 1
- 4
- 5
- 9
А2. У какого слова из текста неверно определены грамматические признаки?
- Улиц – сущ., нариц., одуш., 1 скл.
- Когда-то – местоим., неопред.
- Отзываются – глагол, наст.вр., мн.ч., 1 спр.
- Соляные – прилаг., относит., мн.ч.
А3. В какой строке все слова пишутся с НН?
- оловя..ный, бли..ный, осе..ний
- витами..ный, карма..ный, серебря..ный.
- мысле..ный, дикови..ный, ветре..ный.
- стари..ный, равни..ный, гуси..ный.
А4. В каких словах написание гласной проверяется ударением?
- зам..рать
- сож..леть
- забл..стел
- подр..сти
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне, зависящей от ударения
- Промокнуть
- Равнина
- Угарный
- Собирать
А6. Укажите номер слова, правописание которой зависит от правила «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН»
- Деревянный
- Украденный
- Каменный
- Замороженный
А7. В какой строке указаны все слова, где пропущена буква И?
- пр..обрести, пр..сутствовать, пр..ветствовать.
- пр..готовиться, пр..мчаться, пр..милый.
- пр..сесть, пр..образование, пр..цепить.
- пр..школьный, пр..смотреться, пр..ободрить.
А8. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?
- Твоя красота разгорает(?)ся только сильней.
- Твоя красота будет разгорат(?)ся только сильней.
- Ты идёш(?) по земле молодой – зеленеет трава за тобой.
- Необходимо береч(?) и охранять нашу природу.
А9. В каком предложении на месте пропуска пишется А?
- Тебя это не к…сается.
- Мы вчера писали изл..жение
- Тебя это не к…снётся.
- Нам предл…жили пойти в поход
А10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?
- алыч…вый, камыш…вый;
- груш…вый, ситц…вый;
- холщ…вый, свинц…вый.
- пунц…вый, ландыш…вый
А11. Какое прилагательное нельзя просклонять?
- сильный;
- мрачный;
- умна
- пена
А12. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
- (не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый;
- (не) здоровый; (не) глубокий;
- (не) весел; (не) высокий, а низкий.
- вовсе (не) вкусный, (не) высокий
А13. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?
- с двадцатью девятью машинами;
- около семиста килограммов;
- к тридцать шестому километру
- с первыми лучами
А14. Определите разряд местоимения ТУТ из предложения 4
- личное
- вопросительное
- указательное
- относительное
А15. Сколько сложных слов в предложении 5.
- 1
- 2
- 3
- 4
А16. Укажите правильный ответ определения падежей существительных
Уголки (предложение1), энергетиков (предложение 5), охлаждение (предложение 7)
- Вин.п., тв.п., им.п.
- Им.п., вин.п., им.п.
- Вин.п., им.п., им.п.
- Им.п., род.п., вин.п.
А17. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?
- Ихние тетради не проверили.
- Я надел ее коньки.
- Их тетради не проверили.
- Я надел его коньки.
А18. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Группа пробиралась через болота и леса.
- глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, невозвратный, стоит в прошедшем времени, 1-ом лице, ед.числе, муж. роде;
- глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, жен. роде.
А19. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Мне интересно наблюдать за играющими животными.
- местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;
- местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.
А20. Сколько морфем в слове набережной
- 3
- 4
- 2
- 6
В1. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
В2. Из предложений 2-4 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
В3. Укажите количество грамматических основ предложения 10. Ответ запишите цифрой.
В4. Среди предложений 6-10 укажите номер предложения, осложненного вводным словом. Ответ запишите цифрой.
В5. Словосочетание соляные склады, построенное на связи согласование переделайте в словосочетание со связью управление.
Диагностическая работа по русскому языку 6 класс
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А20, В1-В5
1. Я проснулся ранним утром. 2.Комната была залита ровным жёлтым светом, вливающимся из окна. 3.Свет шел из окна и ярче всего освещал потолок. 4.Этот неяркий и неподвижный свет исходил от осенних листьев.
5.За долгую и ветреную ночь сад сбросил сухую листву. 6.Она лежала разноцветными грудами на земле и распространяла тусклое сияние и от этого сияния лица людей казались загорелыми.
7.Я видел разную сухую листву: золотую, пурпурную, фиолетовую, серую и почти серебряную.
8. Мокрые леса загорались величественными багряными и золотыми пожарами.
9.Теперь конец сентября, и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи. 10.Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё голубее становятся чистые участки неба, ещё чернее неширокая дорога, ещё белее старинная колокольня.11. Если забраться по деревянным лестницам на эту колокольню, то особенно хорошо будет видна серебряная речонка и далёкий лес.
(По К. Паустовскому)
А1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
- 1
- 4
- 5
- 6
А2. У какого слова из текста неверно определены грамматические признаки?
- Листьев – сущ., нариц., неодуш.
- Мокрые – прил., притяжат., мн. ч.
- Голубее – прил., срав.степень
- Забраться – глагол, инфинитив, возвратный
А3. В какой строке все слова пишутся с НН?
- витами..ный, карма..ный, серебря..ный.
- мысле..ный, дикови..ный, ветре..ный.
- стари..ный, равни..ный, гуси..ный.
- стекля..ный, каме..ный, осе..ний
А4. В каких словах написание гласной проверяется ударением?
- зам..рать
- пол..теть
- соб..рать
- подр..сти
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне, зависящей от последующего суффикса А
- Промокнуть
- Равнина
- Угарный
- Собирать
А6. Укажите номер слова, правописание которой зависит от правила «В прилагательных, образованных суффиксальным способом с помощью суффикса – ин-, пишется Н»
- Синий
- Голубиный
- Калина
- Свиной
А7. В какой строке указаны все слова, где пропущена буква И?
- пр..готовиться, пр..мчаться, пр..милый.
- пр..сесть, пр..образование, пр..цепить.
- пр..школьный, пр..смотреться, пр..ободрить.
- пр..обрести, пр..сутствовать, пр..ветствовать.
А8. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?
- Иные места покидаеш(?) и всё же думаеш(?), что когда-нибудь сюда вернёш(?)ся.
- Мама велела мне подстрич(?)ся.
- Голодной курице всегда зёрна снят(?)ся.
- Мне долго будет снит(?)ся море.
А9. В каком предложении на месте пропуска пишется А?
- Мы прил…жили максимум усилий к тому, чтобы победить.
- Мы прил…гали максимум усилий, чтобы победить.
- Не пугай меня прик..сновением.
- Тебя мои проблемы не к…снутся.
А10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?
- алыч…вый, камыш…вый;
- песц…вый, парч…вый;
- кумач…вый, еж…вый;
- реч…вой, лиц…вой.
А11. Какое прилагательное нельзя просклонять?
- силен;
- мрачный;
- умный
- пенный
А12. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
- не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый;
- (не) взрачный; (не) далёкий, а близкий
- (не) вежливый; (не) громкий;
- (не) грустен; (не) радостный, а печальный.
А13. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?
- у двадцати семи девочек;
- от шестиста девяти;
- с пятнадцатью килограммами.
- с семьюдесятью девятью ролями.
А14. Определите разряд местоимения ОНА из предложения 6
- личное
- вопросительное
- указательное
- относительное
А15. Сколько сложных слов в предложении 6.
- 1
- 2
- 3
- 4
А16. Укажите правильный ответ определения падежей существительных
Листьев (предложение 4), листву (предложение 7), лестницам (предложение 11)
- Вин.п., тв.п., им.п.
- Им.п., вин.п., им.п.
- Род .п., вин.п., дат.п.
- Род .п., им.п., дат.п.
А17. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?
- Мне не нужны еёшные игрушки.
- Мне не нужны её игрушки.
- Я хорошо к ним отношусь
- Я хорошо к нему отношусь.
А18. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Листок закружился устало.
- глагол изъявительного наклонения, 2-го спряжения, сов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, муж. роде;
- глагол повелительного наклонения, 2-го спряжения, невозвратный, сов. вида, стоит в наст. времени, в 3-ем лице, ед. числе, муж. роде.
А19. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Мне купили спортивный костюм.
- качественное прилагательное, стоит в ед. числе, жен. роде, имен. падеже, в полной форме;
- относительное прилагательное, стоит в ед. числе, винит. падеже, муж. роде.
А20. Сколько морфем в слове проглядывает
- 3
- 4
- 2
- 5
В1. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
В2. Из предложений 2-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.
В3. Укажите количество грамматических основ предложения 9. Ответ запишите цифрой.
В4. Среди предложений 6-10 укажите номер предложения, осложненного однородными определениями со словом с обобщающим значением. Ответ запишите цифрой.
В5. Словосочетание разноцветными грудами, построенное на связи согласование переделайте в словосочетание со связью управление.
Диагностическая работа по русскому языку 6 класс
Вариант 3
Прочитайте текст и выполните задания А1-А20, В1-В5
1. Туман совершенно рассеялся воздух стал прозрачнее и несколько мягче. 2.На севере из-за гребня холмов, покрытых черною массой лесов, слабо мерцая, поднимались какие-то белесоватые облака, быстро бегающие по небу. 3.Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и затем тихо угасали в глубокой синеве. 4.Это играло слабое бледно-розовое северное сияние.
5.Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стал на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха. 6.Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. 7.На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдаль ровной пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. 8.И ото всей этой молчаливой картины, объятой холодом, веяло в душу снисходительною грустью.
( В. Короленко).
А1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
- 1
- 3
- 5
- 8
А2. У какого слова из текста неверно определены грамматические признаки?
- Лесов – сущ., собств., неодуш.
- Холодной – прилаг., ед.ч., род.п.
- Это – указательное местоим.
- Играло – глагол ср.рода ед.ч., прош.вр.
А3. В какой строке все слова пишутся с НН?
- соломе..ный, были..ный, тума..ный
- витами..ный, карма..ный, серебря..ный.
- мысле..ный, дикови..ный, ветре..ный.
- стари..ный, равни..ный, гуси..ный.
А4. В каких словах написание гласной проверяется ударением?
- зап..рать
- изб..жать
- забл..стел
- подб..рать
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне, зависящей от лексического значения
- Пловец
- Равнина
- Угарный
- Собирать
А6. Укажите номер слова, правописание которой зависит от правила «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН»
- Лиственный
- Лунный
- Заказанный
- Замедленный
А7. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется значением пространственной близости, принадлежности.
- пр...забавный
- пр...морский
- пр...крыть
- пр...клеить
А8. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?
- Твоя красота будет разгорат(?)ся только сильней.
- Ты идёш(?) по земле молодой – зеленеет трава за тобой.
- Твоя красота разгорает(?)ся только сильней
- Необходимо береч(?) и охранять нашу природу.
А9. В каком предложении на месте пропуска пишется А?
- Он изл..гает мысль четко.
- Он изл..жил свою мысль.
- К..снулся неожиданно.
- Бим ждал прик..сновения.
А10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?
- холщ…вый, свинц…вый.
- пунц…вый, ландыш…вый
- груш…вый, ситц…вый;
- алыч…вый, камыш…вый;
А11. Какое прилагательное нельзя просклонять?
- Теплый
- Слаб
- Луковый
- Сумрачный
А12. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
- (не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый;
- (не) весел; (не) высокий, а низкий.
- (не) здоровый; (не) долгий;
- вовсе (не) вкусный, (не) высокий
А13. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?
- с двадцати девятью машинами;
- около семисот килограммов;
- к тридцать шестому километру
- с первыми лучами
А14. Определите разряд местоимения КАКОМУ-ТО из предложения 5
- личное
- вопросительное
- указательное
- неопределенное
А15. Сколько сложных слов в предложении 4.
- 1
- 2
- 3
- 4
А16. Укажите правильный ответ определения падежей существительных
Синеве (предложение3), обаянию (предложение 5), снега (предложение 7)
- Им.п., вин.п., им.п.
- Пр.п., дат.п., вин.п.
- Пр.п., дат.п., им.п.
- Вин.п., им.п., им.п.
А17. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?
- Их тетради не проверили.
- Я надел ее коньки.
- Тетради ихние лежали на столе.
- Я увидел его издалека.
А18. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Группа пробиралась через болота и леса.
- глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, жен. роде
- глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, невозвратный, стоит в прошедшем времени, 1-ом лице, ед.числе, муж. роде;
А19. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Мне интересно наблюдать за играющими животными.
- местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже;
- местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже.
А20. Сколько морфем в слове развернулась
- 3
- 4
- 2
- 6
В1. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
В2. Из предложений 1-3 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
В3. Укажите количество грамматических основ предложения 7. Ответ запишите цифрой.
В4. Среди предложений 5-8 укажите номер предложения, осложненного обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Ответ запишите цифрой.
В5. Словосочетание северное сияние , построенное на связи согласование переделайте в словосочетание со связью управление.
Ключи
Вар | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 | А17 | А18 | А19 | А20 |
1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 2 | 2 |
2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 |
3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 4 |
вариант | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 |
1 | Много народу толчется | раскинувшимися | 3 | 9 | Склады соли |
2 | Леса загорались | вливающимся | 2 | 7 | Грудами разных цветов |
3 | Веяло | покрытых | 4 | 8 | Сияние севера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение. Русский язык. 10 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дистанционной формы обучения по русскому языку для обучающихся 10 класса создана на основе А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский ...
Дистанционное обучение. Русский язык. Развитие речи. "Учимся говорить о музыке" 5 класс
Тематическое планирование....
Дистанционное обучение. Русский язык. Развитие речи. "Художники в гостях у школьников" 8 класс
Тематическое планирование...
Дистанционное обучение. Русский язык. Развитие речи. "Вольна о музыке глаголить..." 6 класс
Тематическое планирование...
Рабочая программа дистанционного обучения русский язык 3 класс (170 часов)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспита...
Дистанционное обучение русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Методика дистанционной работы при обучении русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Дистанционное обучение. Русский язык.8 класс.(4 неделя обучения)
Дистанционное обучение.8 класс. Русский язык.(4 неделя обучения)...