Рабочая программа русский язык 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа русский язык 5 класс Т. А. Ладыженская - 210 часов (календарно-тематическая программа и пояснительная записка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
ШМО учителей зам.дир по УВР директор МБОУ «КССОШ»
гуманитарного цикла
Ефимова В. Г.
Протокол №1
от 28.09.2014 Злотникова Т.А.
Протокол №1
от 29.08.2014 Журавлева Е.Ю.
Приказ №68/3
от 01.09.2014
___________________ ________________ _____________________
___________________ ________________ _____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
2014-2015 учебный год
5 класс
Образовательная область: гуманитарная
Учитель:Тудвасева Анна Сергеевна
учитель русского языка и литературы
с. Копьево,2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2014 – 2015 год». Примерной программы по химии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Ладыженская Т. А. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – 27 издание. – М.: Просвещение, 2000, имеющий гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации", утвержденный федеральным перечнем учебников.
Курс русского языка в 5 классе рассчитан на 6 часов в неделю, что в объеме составляет 210 часов в год. В том числе: контрольных работ – 12, уроков по развитию речи – 26.
Риски:
- курсовая подготовка;
- актированные дни;
- семинары;
- праздничные дни.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа по русскому языку входит в образовательную область «Филология».
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
• воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия ситуации в сфере общения.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
• развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
• формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
При изучении курса русского языка, учитываются особенности класса: в классе пятнадцать обучающихся. После проведения диагностической работы было выявлено. На "4" и "5" занимаются: Ахременко Данил, Овчинников Стас, Петрова Диана, Семёнов Иван, Толстихина Ксения, Щетинина Дарья, Юшманова Саша - эти учащиеся имеют прочные знания по русскому языку, владеют теоретическим материалом. На удовлетворительно: Абдувалиев Костя, Журавлев Никита, Киселева Юлия, Коротин Даниил, Лушников Алексей. У Винник Юлии, Зукола Ивана, Енович Артура, очень слабые знания, плохо усваивают пройденный материал. Низкая культура чтения и письма, отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний этих учащихся. Дополнительные задания использую для работы, как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Задания повышенной трудности использую для индивидуальной работы с сильными обучающимися и проявляющими особый интерес к математике. Учебный процесс, в классе в целом, проходит удовлетворительно, на уроках дети проявляют активность.
В структуре курса заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Межпредметные связи: При работе на занятиях широко используются межпредметные связи, как с циклом гуманитарных наук, такими, как литература, история, иностранный язык. А также и с другими наука, как изобразительное искусство.
Использование в обучении русскому языку системы прикладных задач с национально-региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса русского языка. На развитие творческих способностей направлены нестандартные домашние задания, уроки развития речи. Применение национально-регионального компонента в обучении русского языка позволяет увидеть «живой русский язык», «русский язык с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение русского языка в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. В курсе математики 5 класса задания такого типа широко применяются при изучении тем «Фонетика. Гласные буквы», «Графика. Алфавит», «Сочинение-описание», «Слово и лексическое значение», «Сочинение по личным впечатлениям», «Буквы О-А в корне – ЛАГ- и –ЛОЖ-», «Сочинение-описание по картине», «Самостоятельные и служебные части речи», «Род имен существительных» и др.
Использование компьютерных технологий в преподавании русского языка позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению упражнений, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Язык - важнейшее средство общения
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в составе сложного перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс русского языка V класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль.подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
СТРУКТУРА КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ
- Учебно-тематическое планирование
Параграф учебника | Тема | Количество часов |
1. | Язык-важнейшее средство общения | 3 |
2. | Повторение изученного в начальных классах | 27 |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 48 |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи | 17 |
5. | Лексика. Культура речи | 10 |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи | 68 |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи | 86 |
7.1 | Имя существительное | 25 |
7.2 | Имя прилагательное | 18 |
7.3 | Глагол | 42 |
8 | Повторение и систематизация изученного | 10 |
Резервные часы | 2 | |
Всего уроков |
|
- Практические занятия по предмету (контрольные работы и уроки по развитию речи)
№ п/п | Дата | Тема | Вид контроля | |
Контрольная работа или тестирование | Урок развития речи | |||
1 | 03.09.2014 | Контрольная работа «Проверка остаточных знаний за курс начальной школы» (диктант с грамматическим заданием) | + | |
2 | 17.09.2014 | Обучающее изложение | + | |
3 | 30.09.2014 | Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом» | + | |
4 | 01.10.2014 | Основная мысль текста «Памятный день» | + | |
5 | 03.10.2014 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» (диктант с грамматическим заданием) | + | |
6 | 09.10.2014 | Сжатое изложение «Старый гордый пень» | + | |
7 | 23.10.2014 | Письмо | + | |
8 | 29.10.2014 | Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | + | |
9 | 11.11.2014 | Контрольная работа «Знаки препинания в простом и сложном предложении» (диктант с грамматическим заданием) | + | |
10 | 14.11.2014 | Контрольная работа «Синтаксис и пунктуация» (тестирование) | + | |
11 | 21.11.2014 | Обучающее изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский «Шкатулка») | + | |
12 | 26.11.2014 | Описание предмета. Сочинение-описание (устно) | + | |
13 | 03.12.2014 | Контрольная работа «Фонетика. Орфоэпия. Графика» (диктант с грамматическим заданием) | + | |
14 | 04.12.2014 | Описание предметов, изображенных на картине Ф. Толстого «Цветы. Фрукты. Птицы» | + | |
15 | 12.12.2014 | Сочинение по картине (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь») | + | |
16 | 17.12.2014 | Подробное изложение (К. Г. Паустовский «Первый снег») | + | |
17 | 19.12.2014 | Сочинение по личным впечатлениям | + | |
18 | 24.12.2014 | Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» | + | |
19 | 12.01.2015 | Выборочное изложение с изменением лица | + | |
20 | 28.01.2015 | Контрольная работа «Проверка полученных знаний за I полугодие» (диктант с грамматическим заданием) | + | |
21 | 30.01.2015 | Сочинение-описание изображенного на картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» | + | |
22 | 04.02.2015 | Сочинение-рассуждение | + | |
23 | 10.02.2015 | Сжатое изложение Е. А. Пермяк «Перо и чернильница» | + | |
24 | 20.02.2015 | Контрольная работа «Имя существительное» (тест) | + | |
25 | 23.02.2015 | Изложение с изменением лица | + | |
26 | 27.02.2015 | Сочинение по картине Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье» | + | |
27 | 02.03.2015 | Контрольная работа «Имя существительное» (диктант с грамматическим заданием) | + | |
28 | 09.03.2015 | Изложение А. И. Куприн «Ю-ю» | + | |
29 | 11.03.2015 | Сочинение по картине А. Н. Комаров «Наводнение» | + | |
30 | 13.03.2015 | Сочинение «Как я испугался» | + | |
31 | 17.03.2015 | Контрольная работа «Имя прилагательное» (тест) | + | |
32 | 18.03.2015 | Сочинение «Наши друзья – животные» | + | |
33 | 02.04.2015 | Рассказ | + | |
34 | 17.04.2015 | Невыдуманный рассказ о себе | + | |
35 | 21.04.2015 | Контрольная работа «Грамматические признаки глагола» (диктант с грамматическим заданием) | + | |
36 | 05.05.2015 | Сжатое изложение с изменением формы лица | + | |
37 | 13.05.2015 | Сочинение-рассказ по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку» | + | |
38 | 13.05.2015 | Контрольная работа «Глагол» (тест) | + | |
39 | 19.05.2015 | Сочинение | + | |
40 | 26.05.2015 | Итоговая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | + |
Формы контроля (текущий контроль,
промежуточный контроль, итоговый контроль)
- диктант (с заданием, словарный, подготовленный, графический, объяснительный, предупредительный, терминологический);
- комплексный анализ текста;
- осложнённое списывание;
- тест;
- составление простого плана к тексту;
- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
- составление диалога на заданную тему;
- составление текста определённого типа и стиля речи;
- сочинение (по картине, повествование);
- редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок).
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Iчетверть
№ П/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | По факту | ||||||
Глава I: Язык – важнейшее средство общения (2ч+1р.р) Основная цель Знать: о роли языка в жизни человека и общества, функции языка, иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном); Уметь: определять принадлежность текста к стилю речи; различать письменную речь и слушание, письменную речь и чтение; умение определять границы предложений на основе смысла и интонаций | |||||||
1 | 1 | Язык и человек. Язык и общение. Общение устное и письменное. | 01.09 | ||||
2 | 2 | Язык и его единицы | 02.09 | ||||
3 | 3 | Р.Р Стили речи | Определение стилей речи | 03.09 | |||
Глава II: Повторение изученного в начальных классах (22ч + 5 р.р) Основная цель: Знать: Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Уметь: применять полученные знания на практике | |||||||
4 | 4 | Контрольная работа «Проверка остаточных знаний» | Контрольная работа с грамматическим заданием | 03.09 | |||
5 | 5 | Анализ контрольной работы. Состав слова. Орфограмма | 04.09 | ||||
6 | 6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 05.09 | ||||
7 | 7 | Правописание безударные непроверяемые гласные в корне слова. | 08.09 | ||||
8 | 8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 09.09 | ||||
9 | 9 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова. | 10.09 | ||||
10 | 10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 10.09 | ||||
11 | 11 | Буквы и, у, а после шипящих | 11.09 | ||||
12 | 12 | Разделительные Ъ и Ь | 12.09 | ||||
13 | 13 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 15.09 | ||||
14 | 14 | Р.Р. Текст | 16.09 | ||||
15 | 15 | Р.Р. Обучающее изложение «хитрый заяц» | изложение | 17.09 | |||
16 | 16 | Части речи. Наречие. | 17.09 | ||||
17 | 17 | Глагол. | 18.09 | ||||
18 | 18 | -Тся и –ться в глаголах. | 19.09 | ||||
19 | 19 | Р.Р. Тема текста. | Определение темы текста | 22.09 | |||
20-21 | 20-21 | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. | 23.09-24.09 | ||||
22 | 22 | Имя существительное | 24.09 | ||||
23 | 23 | Буквы е-и в окончаниях существительных | 25.09 | ||||
24 | 24 | Ь после шипящих на конце существительных. | 26.09 | ||||
25 | 25 | Имя существительное. Имя прилагательное | 29.09 | ||||
26 | 26 | Р.Р Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом». | Сочинение по картине | 30.09 | |||
27 | 27 | Местоимение | 01.10 | ||||
28 | 28 | Р.Р. Основная мысль текста. «Порядочный человек» | Определение основной мысли текста | 01.10 | |||
29 | 29 | Повторение | 02.10 | ||||
30 | 30 | Контрольная работа по теме «Повторение» | Контрольная работа | 03.10 | |||
Глава III. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (39ч + 9р.р.) Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в составе сложного перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. | |||||||
31 | 31 | Анализ контрольной работы. Синтаксис. Пунктуация. | 06.10 | ||||
32 | 32 | Словосочетание. Разбор словосочетания. | 07.10 | ||||
33 | 33 | Р. Р. Предложение | Изучение предложения | 08.10 | |||
34 | 34 | Восклицательные предложения. Виды предложений по цели высказывания. | 08.10 | ||||
35 | 35 | Р.Р. Сжатое изложение «Старый гордый пень» | Сжатое изложение | 09.10 | |||
36 | 36 | Главные члены предложения. Подлежащее | 10.10 | ||||
37-38 | 37-38 | Сказуемое | 13.10-14.10 | ||||
39 | 39 | Тире между подлежащим и сказуемым | Словарный диктант | 15.10 | |||
40 | 40 | Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 15.10 | ||||
41 | 41 | Дополнение | 16.10 | ||||
42 | 42 | Определение | 17.10 | ||||
43 | 43 | Обстоятельство | 20.10 | ||||
44 | 44 | Предложения с однородными членами | Проверочная работа «Главные и второстепенные члены предложения» | 21.10 | |||
45 | 45 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 22.10 | ||||
46 | 46 | Предложения с обращениями | 22.10 | ||||
47 | 47 | Р.Р. Письмо | Написание письма другу | 23.10 | |||
48 | 48 | Синтаксический разбор простого предложения | Словарный диктант | 24.10 | |||
49 | 49 | Пунктуационный разбор простого предложения | 27.10 | ||||
50-51 | 50-51 | Р.Р. Основная мысль в сочинении по картине. (Ф.П. Решетников «Опять двойка») | Определение основной мысли сочинения | 28.10-29.10 | |||
52-53 | 52-53 | Простые и сложные предложения | 30.10 | ||||
54 | 54 | Синтаксический разбор сложного предложения | 31.10 | ||||
II четверть | |||||||
55 | 1 | Р.Р. Заголовок и основная мысль текста | Определение заголовка и основной мысли текста | 10.11 | |||
56 | 2 | Контрольная работа «Знаки препинания в простом и сложном предложении» | Контрольное тестирование | 11.11 | |||
57 | 3 | Анализ контрольной работы. Прямая речь | 12.11 | ||||
58 | 4 | Диалог | 12.11 | ||||
59 | 5 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 13.11 | ||||
60 | 6 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | Контрольная работа с грамматическим заданием | 14.11 | |||
Глава IV: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи (14ч+3 р.р) Основная цель: Знать: Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Уметь: фонетический разбор слова; умение пользоваться орфографическими словарями; Орфографический разбор слова; Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). | |||||||
61-62 | 7-8 | Анализ контрольной работы. Фонетика. Гласные звуки(НРК) | 17.11-18.11 | ||||
63 | 9 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. | 19.11 | ||||
64- 65 | 10-11 | Изменение звуков в потоке речи | 19.11-20.11 | ||||
66 | 12 | Р.Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») | Изложение с элементами описания | 21.11 | |||
67-68 | 13-14 | Согласные звонкие и глухие | 24.11-25.11 | ||||
69 | 15 | Графика. Алфавит(НРК) | 26.11 | ||||
70 | 16 | Р.Р. Описание предмета. Сочинение-описание. (НРК) | Устная форма работа.Сочинение-описание | 26.11 | |||
71-72 | 17-18 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | 27.11-28.11 | ||||
73 | 19 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 01.12 | ||||
74 | 20 | Орфоэпия | 02.12 | ||||
75 | 21 | Повторение | Словарный диктант | 03.12 | |||
76 | 22 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | Контрольная работа | 03.12 | |||
77 | 23 | Анализ контрольной работы. Р.Р. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица».). | Сочинение-описание по картине | 04.12 | |||
Глава V: Лексика. Культура речи (8ч + 2р.р) Основная цель: Знать: Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Уметь: пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. | |||||||
78 | 24 | Слово и его лексическое значение(НРК) | 05.12 | ||||
79 | 25 | Однозначные и многозначные слова | 08.12 | ||||
80 | 26 | Прямое и переносное значение слов | 09.12 | ||||
81 | 27 | Омонимы | 10.12 | ||||
82-83 | 28-29 | Синонимы | 10.12-11.12 | ||||
84 | 30 | Р.Р. Сочинение по картине (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь») | Сочинение по картине | 12.12 | |||
85 | 31 | Антонимы | 15.12 | ||||
86 | 32 | Повторение | 16.12 | ||||
87 | 33 | Р.Р. Подробное изложение (К.Г.Паустовский «Первый снег») | Подробное изложение | 17.12 | |||
Глава VI: Морфемика. Орфография. Культура речи (60ч+8р.р) Основная цель: Знать: Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Уметь: Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Находить рассуждение в повествовании. Определять рассуждение, его структура и разновидности. | |||||||
88 | 34 | Морфемика – наименьшая значимая часть слова. Изменение в образовании слов. | 17.12 | ||||
89 | 35 | Окончание. Основа слова | 18.12 | ||||
90 | 36 | Р.Р. Сочинение по личным впечатлениям(НРК) | Сочинение | 19.12 | |||
91-92 | 37-38 | Корень слова | 22.12-23.12 | ||||
93 | 39 | Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе») | Сочинение-рассуждение | 24.12 | |||
94-95 | 40-41 | Суффикс | 24.12 25.12 | ||||
96 | 42 | Приставка | 26.12 | ||||
III четверть | |||||||
97 | 1 | Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица | Выборочное изложение с изменением лица | 12.01 | |||
98-99 | 2-3 | Чередование звуков. Беглые гласные | 13.01-14.01 | ||||
100 | 4 | Варианты морфем | 14.01 | ||||
101 | 5 | Мофемный разбор слова | 15.01 | ||||
102 | 6 | Правописание гласных и согласных в приставках | 16.01 | ||||
103-104 | 7-8 | Буквы З и С на конце приставок | 19.01-20.01 | ||||
105 | 9 | Буквы О-А в корне –ЛАГ- - ЛОЖ-(НРК) | 21.01 | ||||
106-107 | 10-11 | Буквы О-А в корне –РАСТ- - РОС- | 21.01-22.01 | ||||
108 | 12 | Буквы Ё-О после шипящих в корне | 23.01 | ||||
109 | 13 | Буквы Ы-И после Ц | 26.01 | ||||
110-111 | 14-15 | Повторение | 27.01-28.01 | ||||
112 | 16 | Контрольная работа №6 «Проверка полученных знаний за 1 полугодие» | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 28.01 | |||
113 | 17 | Анализ контрольной работы.Подготовка к сочинению-описаниюизображенного на картине (П.П. Кончаловский «Сирень в корзине») | 29.01 | ||||
114 | 18 | Р.Р Сочинение-описание изображенного на картине (П.П. Кончаловский «Сирень в корзине») | Сочинение-описание по картине | 30.01 | |||
VII. Морфология. Орфография. Культура речи (86ч.) | |||||||
115 | 19 | Самостоятельные и служебные части речи(НРК) | 02.02 | ||||
Имя существительное (21 ч +4 р р) Основная цель: Знать: Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Доказательства и объяснения в рассуждении. Уметь: Морфологический разбор имен существительных.Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. | |||||||
116-117 | 20-21 | Имя существительное как часть речи | 03.02-04.02 | ||||
118 | 22 | Р.Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение. | Сочинение-рассуждение | 04.02 | |||
119 | 23 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 05.02 | ||||
120-121 | 24-25 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | 06.02-09.02 | ||||
122 | 26 | Р.Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.А. Пермяк «Перо и чернильница») | Сжатое изложение | 10.02 | |||
123 | 27 | Морфологический разбор имени существительного | 11.02 | ||||
124 | 28 | Род имен существительных(НРК) | 11.02 | ||||
125 | 29 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 12.02 | ||||
126 | 30 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 13.02 | ||||
127 | 31 | Три склонения имен существительных | 16.02 | ||||
128 | 32 | Падеж имен существительных | 17.02 | ||||
129-131 | 33-34-35 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 18.02-18.02-19.02 | ||||
132 | 36 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | Контрольная работа | 20.02 | |||
133 | 37 | Анализ контрольной работы.Р.Р. Изложение с изменением лица | Изложение | 23.02 | |||
134-135 | 38-39 | Множественное число имен существительных | 24.02-25.02 | ||||
136 | 40 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 25.02 | ||||
137 | 41 | Повторение и проверочная работа | 26.02 | ||||
138 | 42 | Р.Р. Устное сочинение по картине Г. Г. Нисский «Февраль.Подмосковье» | Устное сочинение по картине | 27.02 | |||
139 | 43 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | Контрольная работа | 02.03 | |||
Имя прилагательное (13ч+5р.р) Основная цель: Знать: Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Уметь: Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. Морфологический разбор прилагательного | |||||||
140-142 | 44-45-46 | Анализ контрольной работы.Имя прилагательное как часть речи(НРК) | 03.03-04.03-04.03 | ||||
143-144 | 47-48 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 05.03-06.03 | ||||
145 | 49 | Р.Р. Описание животного. Изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») | изложение | 09.03 | |||
146-147 | 50-51 | Прилагательные полные и краткие(НРК) | 10.03-11.03 | ||||
148 | 52 | Р.Р. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине ( А.Н. Комаров «Наводнение») | Сочинение по картине | 11.03 | |||
149 | 53 | Морфологический разбор имени прилагательного | 12.03 | ||||
150 | 54 | Р.Р. Сочинение «Как я испугался»(НРК) | сочинение | 13.03 | |||
151 | 55 | Повторение | 16.03 | ||||
152 | 56 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Контрольное тестирование | 17.03 | |||
153 | 57 | Анализ контрольной работы. Р.рПодготовка к сочинению «Наши друзья – животные»(НРК) | 18.03 | ||||
154 | 58 | Р.Р.Сочинение «Наши друзья – животные»(НРК) | сочинение | 18.03 | |||
Глагол (35ч+7 р.р) Основная цель: Знать: Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Уметь: Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. | |||||||
155-156-157 | 59-60-1 | Глагол как часть речи(НРК) | 19.03-20.03-30.03 | ||||
IV четверть | |||||||
158-159 | 2-3 | НЕ с глаголами | 31.03-01.04 | ||||
160-161 | 4-5 | Р.Р. Рассказ(НРК) | Составление рассказа | 01.04-02.04 | |||
162-164 | 6-7-8 | Неопределенная форма глагола | 03-06-07.04 | ||||
165-167 | 9-10-11 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | 08-08-09.04 | ||||
168-170 | 12-13-14 | Виды глагола(НРК) | 10-13-14.04 | ||||
171-173 | 15-16-17 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 15-15-16.04 | ||||
174 | 18 | Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе | Рассказ о себе | 17.04 | |||
175 | 19 | Повторение пройденного | 20.04 | ||||
176 | 20 | Контрольная работа по теме «Грамматические признаки глагола» | Контрольная работа | 21.04 | |||
177 | 21 | Анализ контрольной работы. Время глагола | 22.04 | ||||
178 | 22 | Время глагола | 22.04 | ||||
179 | 23 | Прошедшее время | 23.04 | ||||
180 | 24 | Настоящее время | 24.04 | ||||
181 | 25 | Будущее время | 27.04 | ||||
182 | 26 | Спряжение глаголов(НРК) | 28.04 | ||||
183-185 | 27-28-29 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 29-29-30.04- | ||||
186-187 | 30-31 | Морфологический разбор глагола | 01.05- 04.05 | ||||
188- 189 | 32-33 | Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф. Савчук «Шоколадный торт») | Сжатое изложение с изменением формы лица | 05.05-06.05 | |||
190-191 | 34-35 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 06.05-07.05 | ||||
192-193 | 36-37 | Употребление времен(НРК) | 08.05-11.05 | ||||
194 | 38 | Р.Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании | 12.05 | ||||
195-196 | 39-40 | Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку») | Сочинение-рассказ | 13.05-13.05 | |||
197 | 41 | Контрольная работа по теме «Глагол» | Контрольная работа | 14.05 | |||
198-199 | 42-43 | Анализ контрольной работы.Разделы науки о языке | 15.05 18.05 | ||||
VIII: Повторение и систематизация изученного (9ч+1р.р) Основная цель: повторение изученного в 5 классе | |||||||
200 | 44 | Р.Р. Подготовка к сочинению на одну из тем по выбору(НРК) | 19.05 | ||||
201 | 45 | Р.Р. Сочинение на одну из тем по выбору(НРК) | сочинение | 20.05 | |||
202-203 | 46-47 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 20.05-21.05 | ||||
204 | 48 | Орфограммы в окончаниях слов | 22.05 | ||||
205 | 49 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 25.05 | ||||
206-207 | 50-51 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях (НРК) | 26.05- 27.05 | ||||
208-209 | 52-53 | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа | 27.05-28.05 | |||
51 | Анализ контрольной работы. Работа над грамматическими и пунктуационными ошибками. | 29.05 |
Нормы оценки знаний, умений, навыков
учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание
При оценке сочинения необходимо учитывать
самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци жен грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе же следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение при дается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени вались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.
Перечень литературы и средств обучения
Учебники для учащихся
- Ладыженская Т. А., Русский язык: Учебник для 5 класса/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – 27 издание. - М.: Просвещение, 2000 – 303 с.;
Методическая литература:
- Трунцева Т. Н. Рабочая программа по русскому языку по УМК Т. А. Ладыженской. 5 класс / Сост. Т. Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 48 с.;
- Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы/М. Г. Бройде. – М.: ВАКО, 2014. – 304 с.;
- Влодавская Е. А., Итоговые диктанты по русскому языку: 5-9 классы/Е. А. Владовская, М. В. Демина, Л. М. Кулаева, Е. В. Пересветова, Н. П. Шульгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 223 с.;
- Федорова Т. Л. 750 избранных школьных изложений 5-9 класс/ Т. Л. Федорова. – М., «ЛадКом», 2012. – 384с.
Приложение
Контрольные работы
(в двух вариантах)
Лист коррекции
№п/п | Дата | Изменения в рабочей программе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/19/picture-516590-1731982378.jpg)
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-394095-1413901046.jpg)
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696643-1445890336.jpg)
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711082-1447778250.jpg)
рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...