Урок по теме: «Морфологический разбор имени прилагательного»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
- повторение изученного об имени прилагательном;
- отработка навыков морфологического разбора прилагательного;
- отработка навыков орфографической работы;
- обогащение знаний по лексике;
- совершенствование навыков связной речи учащихся;
- развитие творческих способностей учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_1.docx | 18.52 КБ |
test_ruskiy.ppt | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
«Морфологический разбор имени прилагательного»
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
- повторение изученного об имени прилагательном;
- отработка навыков морфологического разбора прилагательного;
- отработка навыков орфографической работы;
- обогащение знаний по лексике;
- совершенствование навыков связной речи учащихся;
- развитие творческих способностей учеников.
Необходимое оборудование и материалы: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, какие чувства и эмоции у вас вызывает картина весеннего утра? А с каким настроением вы начали работу на уроке? Какая часть речи вам помогла ответить на мои вопросы?
Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания, полученные об имени прилагательном, которые нам помогут в изучении новой темы. Итак, давайте определим план нашей работы на уроке (ПЛАН УРОКА – слайд№1).
- Записываем в тетрадях число и классная работа (слайд №2).
- Дома вы работали с орфограммами, изученными в разделе «Имя прилагательное», и сейчас мы выполним аналогичную работу и проверим, насколько хорошо вы усвоили полученные знания.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА (слайд №3).
(Взаимопроверка, выставление оценок).
Сейчас мы вспомним, что узнали нового о прилагательном в 5 классе.
Интерактивный опрос (повторение теоретических знаний):
(Вопросы и задания транслируются на экран) (слайд №4).
- А как вы думаете, с какой целью мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного? Можете ли вы определить тему нашего сегодняшнего урока? КАКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫ ДЛЯ СЕБЯ ПОСТАВИТЕ?
(- определить порядок морфологического разбора – алгоритм;
- учиться производить морфологический разбор имен прилагательных в соответствии с алгоритмом).
- Чтобы определить начальный этап разбора, поиграем в игру «Четвертый лишний» (слайд №5).
- Какие слова оказались лишними и почему?
СИНЕТЬ, ЖЕЛТИЗНА.
- А что обозначают остальные слова? Как вы это определили?
(признак предмета, по вопросу).
1. Итак, общее значение части речи мы определяем по вопросу.
Мы с вами определили первый шаг в алгоритме разбора имени прилагательного.
(слайд №6) АЛГОРИТМ РАЗБОРА.
А теперь заполняем самостоятельно «слепую» таблицу (слайд №7)
(1 человек у доски, сверка с доской).
Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это задание?
(Мы определяли морфологические признаки прилагательного).
2. Это будет следующий шаг в алгоритме разбора прилагательного (слайд №6).
Запишите предложение, записанное на доске и выполните задание.
(Проверка на доске).
- Что мы выяснили, разобрав предложение?
(определили синтаксическую роль прилагательного).
3. Это заключительный этап морфологического разбора прилагательного (слайд №6).
- Теперь давайте проследим еще раз последовательность выполнения разбора.
(2 человека проговаривают с примерами).
- Обратимся к письменному разбору в учебнике на стр. 95 и обратим внимание на оформление разбора.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд №8)
- А теперь приступаем к закреплению изученного (упр. 599). Морфологический разбор по рядам.
(1 чел. у доски, сверка с доской всех вариантов.) (слайд №9)
Творческое задание. Культурологический аспект урока.
Ввести в текст прилагательные.
- Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Весна. Большая вода". (Пейзажи настроения).
- "Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор. (слайд №10)
(По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них).
ТЕСТ «Проверь себя» (слайд №11)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? Какую цель мы ставили в начале урока? (Уяснить выполнение морфологического разбора имени прилагательного.) Научились ли вы его выполнять? ЧТО ПОКАЗАЛОСЬ НА УРОКЕ СЛОЖНЫМ? А ЧТО НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ?
Выставление оценок.
Домашнее задание (слайд №12)
П.105. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Настоящий друг, какой он?» Выполнить морфологический разбор двух прилагательных.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общее грамматическое значение прилагательного А. действие предмета Б. предмет В. признак предмета Г. признак действия
Прилагательное простой сравнительной степени А. самый быстрый Б. красивейший В. ярче Г. более лёгкий
Относительное прилагательное А. лисий след Б. знакомый человек В. железная дверь Г. сестрина книга
В каком из указанных случаев НЕ- - приставка? А. (не) взрачный кустарник Б. дом (не) большой, а маленький В. (не) здоровый, а больной человек Г. (не) знакомый маршрут
Прилагательное, в котором пишется одна буква Н А. листве…ый лес Б. глиня….ый сосуд В. деревя…ый дом Г. подли…ая правда
Прилагательное с суффиксом –ОВ- А. плюш..вый Б. ситц…вый В. ключ…вой Г. свинц…вый
В каком ряду во всех прилагательных пишется Е? А) алыч…вый, камыш…вый Б) груш…вый, ситц…вый В) холщ…вый, свинц…вый Г) плюш…вый, еж…вый