Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Олимпиадные задания по русскому языку для 10 -11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_10-11_kl.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный тур олимпиады по русскому языку
2015 - 2016 учебный год
10 - 11 класс
Участники олимпиады!
Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень своей языковой, речевой и коммуникативной компетентности. Задания рассчитаны на выявление теоретических знаний, понимание лингвистических особенностей текста, демонстрацию культурно-речевых навыков.
На выполнение всех заданий вам отводится два астрономических часа. Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.
Ответы оформляются на отдельных чистых листах бумаги. На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер.
Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.
Желаем успешной работы!
Задание 1. Расставьте ударение в словах:
Генезис, камбала, дивчина, обеспечение, диспансер, украинский, втридорога, включишь, феномен, столяр.
Задание 2. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской:
Ах, моя судьба –
Вся как есть татьба…
Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий)
Задание 3. Найдите в списке заимствованные слова.
Белье, блуза, ботинки, варежки, галстук, панама, цилиндр, жилет, комбинезон, косынка, носки, сандалии, пальто, плащ, рубашка, сарафан, тулуп, шорты, шуба, юбка.
Задание 4. Объясните значение фразеологизмов.
Разводить антимонии-
колумбово яйцо-
закусить удила-
седлать пегаса-
чин чином-
Задание 5. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?
Вода - … водянистость
Задание 6. Найдите и выпишите предлоги.
Нехотя, несмотря на, около, мимо, благодаря, вопреки, для, при, от, без, задолго, причём, вдоль, уж, против, чуть-чуть, согласно, но, возле, внутри, если, позади, наперекор, даже, над, нельзя, после, до, вследствие
Задание 7. Запишите числительное в предложении прописью. Ответьте на поставленный вопрос, поставьте числительное в нужный падеж.
После футбольного матча 8765 фанатов пожали руку своему любимому игроку Иванову. Со сколькими своими поклонниками обменялся рукопожатием Иванов?
Задание 8. В значении какой части речи употреблены слова нет и есть в пословицах?
Не от нету люди толстеют.
Есть – набитый враг, а нет – заклятой ворог.
Задание 9. Согласны ли вы с тем, что в ряду слов свинина, говядина, баранина, конина «лишним» является слово говядина? Свой ответ мотивируйте.
Задание 10. Попытайтесь перевести латинское выражение Repetitio est mater studiorum, опираясь на знание русского языка. Какие русские слова помогут вам это сделать?
Задание 11. Расставьте знаки препинания.
Однажды вечером кончив дневной сбор винограда партия молдаван с которой я работал ушла на берег моря а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и лёжа на земле молчали глядя как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей что пошли к морю. (А. М. Горький)
Задание 12. Выпишите имена учёных-лингвистов:
Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.
Задание 13. Ропалик – это предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее или стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Вот самый простой пример:
Я Пусть
бы мечта
был рыдает
тебе горестными
рабом ожиданиями.
всегда
любимая.
Задание: составьте свой ропалик на одну из следующих тем: «Школа», «Дружба», «Первая любовь»
Школьный тур олимпиады по русскому языку
2015 - 2016 учебный год
10-11 класс
Ключи
Задание 1.
гЕнезис
кАмбала
дивчИна
обеспЕчение
диспансЕр
украИнский
втрИдорога
включИшь
фенОмен
столЯр
По 0,5 балла за верный ответ
Задание 2.
Тать – устаревшее слово, когда-то употреблялось в значении - борьба, беспокойство, мятеж.
4 балла
Задание 3. Заимствованными являются только слова:
блуза, ботинки, жилет, комбинезон, пальто – из франц.;
галстук – из немецк.;
шорты – из англ.;
панама – по названию государства, откуда пришел этот головной убор;
цилиндр, сандалии – древнегреч.;
сарафан, тулуп – тюркские;
шуба, юбка – из арабского.
По 0,5 балла за верный ответ
Задание 4. Разводить антимонии – болтать, вести пустые разговоры, пускаться в отвлекающие от чего-либо разговоры.
Колумбово яйцо – остроумное решение трудной задачи, неожиданно простой и смелый выход из затруднительного положения.
Закусить удила – действовать не зная удержу, идя напролом, не считаясь с обстоятельствами, со здравым смыслом, распалившись.
Седлать пегаса – писать стихи;
Чин чином – так, как нужно, как полагается, как следует;
По 2 балла за верный ответ
Задание 5. Не хватает двух звеньев: водяной - водянистый. Полная цепочка выглядит так: вода – водяной – водянистый – водянистость
По 2 балла за верный ответ
Задание 6. Предлоги: несмотря на, около, мимо, благодаря, вопреки, для, при, от, без, вдоль, против, согласно, возле, внутри, позади, наперекор, над, после, до, вследствие.
По 0,5 балла за верный ответ
Задание 7. Восемь тысяч семьсот шестьдесят пять. С восе(ь)мью тысячами семьюстами шестьюдесятью пятью фанатами.
По 0,5 балла за верный ответ (слово)
Задание 8.В значении существительного.
2 балла за верный ответ
Задание 9. Во всех словах, за исключением слова говядина, есть суффикс –ин-, имеющий значение мясо животного, называемого корнем слова.
5 баллов за верный ответ
Задание 10. Повторенье – мать ученья.
1. Studiorum и ср. студент – обучающийся в студии, усердно занимающийся; студия – мастерская художника; учебное заведение для подготовки артистов, художников, скульпторов и др.
Repetitio и ср. репетировать - проводить репетицию; помогать учащемуся приготовлять домашние задания. Репетитор – лицо, помогающее учащемуся приготовлять домашние задания, домашний учитель.
По 3 балла за верный ответ
Задание 11. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.
По 0,5 балла за верный ответ
Задание 12.Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба.
По 0,5 балла за верный ответ
Задание 13. Ропалик – это предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее или стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Вот самый простой пример:
Я Пусть
бы мечта
был рыдает
тебе горестными
рабом ожиданиями.
всегда
любимая.
Составление текста - 10 баллов, 5 баллов – за творчество.
Примерные критерии оценивания:
- наличие идеи
- создание художественного образа
- грамотность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
олимпиадные задания по русскому языку
Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...