Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме

Кожаева Наталья Александровна

Олимпиадные задания по русскому языку для 9 -10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_9_klass.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный  тур олимпиады по русскому языку

2015 - 2016 учебный  год

9 класс

Участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить ряд заданий и определить уровень своей  языковой, речевой и коммуникативной компетентности. Задания рассчитаны на выявление теоретических знаний, понимание лингвистических особенностей текста, демонстрацию культурно-речевых навыков.

На выполнение всех заданий вам отводится 90 минут. Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.

Ответы оформляются на отдельных чистых листах бумаги. На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.

Желаем успешной работы!

Задание 1. Приведите примеры парных русских слов, которые различаются в написании, но не различаются в произношении. Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? Как называются такого рода слова?

 Задание 2. Можно ли утверждать, что конечные буквы слов - ой, - ий, - ая, - яя, -ее  всегда представляют  их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.

Задание 3. О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.

Задание 4. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

 Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью   традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Задание 5. Есть ли  родственная связь между словами килограмм и грамматика?

Прокомментируйте свой ответ.

Задание 6. В каких случаях на месте пропуска произносится [э], а в каких - [о]?

 Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вр.

Задание 7. Сделайте синтаксический разбор предложения из современной песни; расставьте знаки препинания.

 Вороны москвички

Меня разбудили

Промокшие спички

Надежду убили

Курить

 Значит буду дольше жить

Задание 8. Заполните левый столбик  соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.

  – список литературы по теме -

 – доходы от акций -

 – художественное произведение малого объема -

 – общий вид местности -

 – художественная литература -

 – изменение тела под воздействием внешних сил -

 – противостояние -

 - изъян, недостаток -

 – обжалование -

 – короткое сатирическое стихотворение -

 – нехватка, недостаток чего-либо -

 – вежливый -

Мн…рал, д…в…ден…ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, к…(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к…(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, а(п,пп)…(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.

 

Задание 9. Что вам известно о словаре, который упоминает А.С.Пушкин в романе «Евгений   Онегин»?

А вижу я, винюсь пред вами,

 Что уж и так мой бедный слог

 Пестреть гораздо б меньше мог

 Иноплеменными словами,

 Хоть и заглядывал я встарь

В Академический словарь.

Задание 10. Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?

Задание 11. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и объясните, в чем она заключается.

а). Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть.

б). Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая тень в луже.

в). Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.

Задание 12. Какие слова пропущено в тексте? Сделайте вывод относительно того,   подчинительной связи какого вида нет в современном болгарском языке?

Исчезли __________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, ___________________ язык. А__________ в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в  современном русском. Теперь же, например, стол по-болгарски будет «маса»; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» - под маса и так далее. Совсем как в современном английском или французском языках.

Задание 13. Определите лексическое значение выделенного слова.

Что за комиссия, создатель,

 Быть взрослой дочери отцом!

Назовите    произведение, из которого приведена цитата, и его автора.

Задание 14. Дайте  определение следующих лингвистических терминов. Приведите, если возможно, примеры слов, иллюстрирующих эти термины.

Многозначность, неологизмы, грамматика.

Школьный  тур олимпиады по русскому языку

2015 - 2016  учебный  год

9 класс

Ключи

Задание 1. Приведите примеры парных русских слов, которые различаются в написании, но не различаются в произношении. Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? Как называются такого рода слова?

 Количество баллов.

Один пример из русского языка – 1 балл.

Один пример из иностранного языка – 1 балл.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Ответ.

1. Дуло – дула(1); сома – сама; рог- рок; везти – вести и др.

2. Примеры из английского языка: meet (встречать) - meat (мясо)(1); tail(хвост) - tale (рассказ); knew (знал) – new (новый).

Примеры из немецкого языка: wer (кто) – Wehr (защита); heute (сегодня) - H?ute (кожи); Stadt (город) – statt (вместо).

Примеры из французского языка: ver (червь) - verre (стекло) - vers (стихи) – vert (зеленый); pain (хлеб) – pin (сосна).

3. Такие слова называются омофонами (1).

Задание 2. Можно ли утверждать, что конечные буквы слов - ой, - ий, - ая, - яя, -ее  всегда представляют  их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Указание соответствующей части слова – 0,5 балла. Всего 4,5 балла.

Пример – 0,5 балла. Всего 4,5 балла.

Итого 10 баллов.

 Ответ.

Эти конечные буквы не всегда представляют окончания слов.(1) Так, -ой в словоформе  стой(0,5)  представляет часть корня (0,5)  и суффикс(0,5), часть корня(0,5) (герой) (0,5); - ий – суффикс притяжательного прилагательного (0,5) (лисий) (0,5), часть корня (0,5) (алюминий) (0,5); - ая, - яя - два суффикса деепричастия (0,5)(выбирая, доверяя)(0,5+0,5), - ее – суффикс сравнительной степени прилагательного(0,5), наречия(0,5), слова категории состояния(0,5) (платье темнее, бежать быстрее, на улице холоднее)(0,5+0,5+0,5).

 

Задание 3. О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – до 3 баллов.

Максимум – 4 балла.

Ответ.

Р.Ф. Брандт писал о заимствовании иноязычных слов и о заимствованных словах.

Задание 4. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

 Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью   традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Количество баллов.

1 балл.

Ответ.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Задание 5. Есть ли  родственная связь между словами килограмм и грамматика?

Прокомментируйте свой ответ.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – до 7 баллов.

Максимум 8 баллов.

Ответ.

Родственной связи нет (1): одним из корней (1) слова килограмм является греч.(1) грамма(1) – мелкая мера веса(1), а грамматика – от греч.(1) грамма(1) – письменный знак(1).

Задание 6. В каких случаях на месте пропуска произносится [э], а в каких - [о]?

 Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.

Количество баллов.

Каждый ответ – 1 балл. Всего 6 баллов.

Ответ.

Голол[э]дица, оп[э]ка, аф[э]ра, безнад[о]жный, ман[э/о]вры.

Задание 7. Сделайте синтаксический разбор предложения из современной песни; расставьте знаки препинания.

 Вороны москвички

Меня разбудили

 Промокшие спички

Надежду убили

Курить

Значит буду дольше жить

Количество баллов.

Пунктуация – 0,5 балла за каждый знак препинания. Всего 2,5 балла.*

Синтаксический разбор – 0,5 балла за каждый член предложения. Всего 6 баллов.**

Итого 8,5 баллов.

*Выбор дефисного написания (орфограмма) в данном случае может быть приравнен к выбору пунктуационного знака.

** Определение синтаксической функции значит также оценивается баллами.

Ответ.

 Вороны-москвички (подлежащее-приложение)(0,5)(0,5+0,5)

 Меня разбудили.     (прям.дополн.  прост.глаг.сказуем.)(0,5)(0,5+0,5)

 Промокшие  спички (согл.определен.  подлежащее)(0,5+0,5)

 Надежду убили     (прям.дополн.  прост.глаг.сказуем.)(0,5+0,5)

 Курить.                  (несоглсов. определение).(0,5)(0,5)

Значит, буду дольше жить. (вводное, прост.глаг.сказуем. обстоят.) (0,5+0,5) (0,5+0,5+0,5)

Задание 8. Заполните левый столбик  соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.

  – список литературы по теме.

 – доходы от акций.

 – художественное произведение малого объема.

 – общий вид местности.

 – художественная литература.

 – изменение тела под воздействием внешних сил.

 – противостояние.

 - изъян, недостаток.

 – обжалование.

 – короткое сатирическое стихотворение.

 – нехватка, недостаток чего-либо.

 – вежливый.

М…н…рал, д…в…ден…ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, к…(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к…(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, а(п,пп)…(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.

 

Количество баллов.

Выбранное слово – 1 балл. Всего 12 баллов.

Одна орфограмма – 0,2 балла. Всего  5,2 балла.

Итого 17,2 балла.

Ответ.

Библиография – список литературы по теме.(1+0,2)

Дивиденды – доходы от акций. (1+0,6)

Миниатюра – художественное произведение малого объема.(1+0,4)

 Ландшафт – общий вид местности.(1+0,4)

 Беллетристика – художественная литература.(1+0,6)

Деформация – изменение тела под воздействием внешних сил.(1+0,4)

 Оппозиция – противостояние.(1+0,4)

 Дефект  - изъян, недостаток.(1+0,4)

Апелляция – обжалование.(1+0,6)

 Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.(1+0,4)

 Дефицит – нехватка, недостаток чего-либо.(1+0,4)

 Корректный – вежливый.(1+0,4)

Задание 9. Что вам известно о словаре, который упоминает А.С.Пушкин в романе «Евгений   Онегин»?

А вижу я, винюсь пред вами,

 Что уж и так мой бедный слог

 Пестреть гораздо б меньше мог

 Иноплеменными словами,

 Хоть и заглядывал я встарь

 В Академический словарь.

Количество баллов.

До 12 баллов.

Ответ.

Шеститомный (1) «Словарь Академии Российской»(1) - первый собственно академический (1) словарь русского языка. В его подготовке  деятельное участие принимала Е.Р. Дашкова(1) – первый президент Академии Российской(1); она привлекла к работе над словарем известных писателей, ученых различных специальностей, государственных деятелей (1)– Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина,  И.Ф. Богдановича, А.А. Барсова, С.Я. Разумовского, П.Б. Иноходцева, А.П. Протасова и др. (1-…) Выпущен в свет в Санкт-Петергбурге (1)за поразительно короткий срок – с 1783 по 1794 г.(1) Всего в словаре насчитывается 43257 слов (1) и более 2700 устойчивых сочетаний (1) – первый опыт лексикографической разработки русской фразеологии.

Задание 10. Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?

Количество баллов.

До 6 баллов.

Ответ.

Это буква Ъ (ер) (1), которая писалась на конце слова после согласных (1), но звука - после падения редуцированных (1) – не обозначала (1). Отменена реформой русской орфографии (1)  1917-1918 гг.(1)

Задание 11. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и объясните, в чем она заключается.

а). Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть.

б). Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая

тень в луже.

в). Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.

Количество баллов.

Исправление ошибки – 1балл. Всего 3 балла.

Квалификация ошибки – 1 балл. Всего 3 балла.

Объяснение ошибки –  до  2 баллов. Всего 6.

Максимум 11 баллов.

Ответ.

а). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.(1) Грамматическая  ошибка (1). Глагол увидеть «управляет» словом в родительном(1), а не в винительном падеже, как это требуется(1).

б). Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражаясь в луже.(1)

Лексическая (речевая) ошибка (1). Выражение отражая тень - плеоназм(1), так как в обоих словах содержится компонент «отражать»(1).

в). Ходили также слухи/говорили также, что Иван Сусанин из здешних мест(1). Стилистическая ошибка(1). Выражение имелись слухи звучит как канцеляризм(1).

Задание 12. Какие слова пропущено в тексте? Сделайте вывод относительно того,   подчинительной связи какого вида нет в современном болгарском языке?

Исчезли __________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, ___________________ язык. А__________ в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в  современном русском. Теперь же, например, стол по-болгарски будет «маса»; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» - под маса и так далее. Совсем как в современном английском или французском языках.

Количество баллов.

Одно пропущенное слово – 1 балл. Всего 2 балла.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Максимум 3 балла.

Ответ.

Падежи (падежей). Праславянский. (1+1)

В болгарском языке невозможно управление.(1)

Задание 13. Определите лексическое значение выделенного слова.

Что за комиссия, создатель,

 Быть взрослой дочери отцом!

Назовите    произведение, из которого приведена цитата, и его автора.

Количество баллов.

1. Значение слова – 1 балл.

2. Название произведения - 0,5 балла. Имя автора – 0,5 балла.

Всего  2 балла.

Ответ.

1. Хлопотное, затруднительное положение (устар.) (1).

2. «Горе от ума» (0,5). А.С. Грибоедов (0,5)

Задание 14. Дайте  определение следующих лингвистических терминов. Приведите, если возможно, примеры слов, иллюстрирующих эти термины.

Многозначность, неологизмы, грамматика.

Количество баллов.

Толкование термина (каждого его значения) – 1балл. Всего 4 балла.

Пример  – 1 балл. В случае с многозначным словом – 1 балл за каждое его значение.

Ответ.

Многозначность – наличие у единицы языка (лексической, грамматической) более одного значения (1). Участок  – 1. Отдельная часть земельной площади, используемая с какой-л. целью. Приусадебный участок. 2. Область, сфера, отрасль какой-л. деятельности. Ответственный участок работы. 3. Административно-территориальное или производственное подразделение, выделяемое с какой либо целью Избирательный участок. 4. отделение городской полиции в дореволюционной России, а также помещение, где находилось это учреждение. Отвести в участок.(4)

Неологизмы – новые слова и выражения, а также новые значения слов и выражений, появление которых обусловлено потребностями в наименовании новых предметов и явлений.(1) Виндсерфинг (1), карта (о магнитной карте)- специально оформленная пластинка с нанесенной магнитной лентой, предназначенная для пользования автоматами (таксофонами, банкоматами и т.п.) (1).

Грамматика -  а) строй языка, т. е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования (1). б) раздел языкознания, изучающий такой строй (1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...