Создание ситуации успеха на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Галина Ивановна Тарасенко
Создавая условия для успешного учения, каждый учитель ищет свои пути, приёмы, средства. На уроках письма и чтения многое зависит от эмоциональной составляющей и от личности самого учителя. Сорок минут урока должны быть минутами радости: радости познания, радости творчества, радости общения. Для создания ситуации успеха важными являются уважение к личности ученика, обоснованность требований учителя и сдержанность, тактичность, настойчивость в их предъявлении. Порицание не должно подавлять, разрушать познавательную активность, оно должно лишь констатировать факт, которым вызвано. Хорошо, если ученик осознаёт и принимает простую истину: не стыдно не знать или ошибаться, так как на ошибках мы учимся. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь, потом переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при ее осуществлении. альной составляющей и от личности самого учителя. Сорок минут урока должны быть минутами радости: радости познания, радости творчества, радости общения. Для создания ситуации успеха важными являются уважение к личности ученика, обоснованность требований учителя и сдержанность, тактичность, настойчивость в их предъявлении. Порицание не должно подавлять, разрушать познавательную активность, оно должно лишь констатировать факт, которым вызвано. Хорошо, если ученик осознаёт и принимает простую истину: не стыдно не знать или ошибаться, так как на ошибках мы учимся. Если бы все всё знали, школы были бы не нужны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_situatsii_uspeha.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА 

Учитель письма и развития речи «С (к) о школы-интернатаVIII вида № 3» г Курска

Тарасенко Галина Ивановна

 «Обучение должно приносить радость познания, радость общения.

Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.

А радость обязательно вызовет интерес к учению»

   Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо  весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

А чтобы обучение приносило радость познания и  знания поглощались с аппетитом, каждый учитель дожжен создать ситуацию успеха на каждом своем уроке.

Большое значение ситуации успеха отводили ученые: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, Г.А. Цукерман, А.С. Белкин и другие.

Первой заповедью воспитания К.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

В.Сухомлинский  главным смыслом деятельности учителя считал необходимость создать каждому ученику ситуацию успеха. Чтобы раскрыть важность понятия  «ситуация успеха» можно вспомнить слова В.Сухомлинского: «Если ребенок не видит  успехов в воем труде,  огонек жажды знаний гаснет, в детское сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор. Пока огонек опять не загорится… Дать детям радость труда, радость успеха в обучении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».

 У. Глассер  убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. А. Белкин уверен, что если ребенка лишить  веры в себя, трудно надеяться на «светлое будущее».

  А что же такое успех? С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В.А.Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит учащимся почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя… радость успеха может померкнуть».

Создание успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь, потом переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при ее осуществлении. Именно поэтому в последние годы огромное влияние уделяется  индивидуальной и сниженной программе, которые применятся для детей, испытывающих трудности в обучении.

Например, для формирования  алгоритма самооценки на уроках предлагаются такие задания, записанные на доске:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе это?

- Ты сделал все правильно или есть недочеты?

- Ты написал сам или тебе кто-то помог?

- Сейчас мы вместе с … учились оценивать работу.

- Вернемся к нашему плану. Все мы выполнили?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чем испытывали затруднения?

- Кто сегодня получил «5»?

- Кто не согласен с этой оценкой?

При задании домашних упражнении нужно дать установку на успешное их выполнение: «Это вы знаете и умеете, значит, сможете правильно выполнить задание».

Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

  1. Ты на верном пути.
  2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
  3. Замечательно!
  4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
  5. Так держать!
  6. Это успешное начало.
  7. Отлично!
  8. Фантастика!
  9. Поздравляю!
  10. Ты прав.
  11. Превосходно!
  12. Умничка!
  13. Молодчина!
  14. Большое тебе спасибо!
  15. Твои успехи все заметнее.
  16. Это твоя победа!
  17. Красивая мысль!
  18. Это интересно!
  19. Я верю в тебя.
  20. Спасибо.

    Для того, чтобы процесс обучения был интересен для учащихся, каждый преподаватель использует различные методы и приемы, технологии. Например, использование элементов игры на уроках. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до обобщения. Игра способствует возникновению интереса, делает процесс обучения более эффективным.

    Данный вид деятельности помогает решать не только обще-учебные задачи, но и воспитывать в ученике инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации. Коллективный командный дух позволяет ребятам раскрыть себя, показать с неожиданной стороны.

     Например, если повторение пройденного материала вызывает затруднения, можно использовать такой элемент игры как кроссворд или необычное введение в тему урока.

    Так, при изучении темы «Имя прилагательное» в 8 классе детям сообщается: «Русский язык богат словами. При помощи слов человек выражает свои мысли, общается, дает характеристику окружающему миру. И каждый хочет слышать добрые и ласковые слова. Никому не нравятся грубые слова. Какие слова вам бы хотелось слышать часто? В. Полторацкий так написал о словах:

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

- А какие слова вам бы хотелось говорить друг другу?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Как вы это определили?

- Что называется именем прилагательным?

Учащиеся называют, что это имя прилагательное. Так происходит введение в новую тему.

 Ситуация успеха имеет большое значение в работе с детьми с ОВЗ. У них практически отсутствует мотивация учения.

Мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной работы.

У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.

Соответственно, общий смысл формирования состоит в том, что мне желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному и ответственному.

Воспитанию положительной мотивации учения и созданию ситуации успеха способствуют:

  • общая атмосфера в школе, классе (спокойный тон, установка на успех, физминутки);
  • участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности (взаимопроверка, взаимопомощь, групповая работа, игровая деятельность);
  • отношения сотрудничества учителя и учащегося;
  • привлекаются школьников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки (оценить ответ свой и товарища).
  • занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся (уроки-игры, кроссворды, применение мультимедийного сопровождения);
  • эмоциональность речи;
  • познавательные игры, ситуация спора и дискуссии;
  • анализ жизненных ситуаций (изучение любого произведения по литературе соотносить с современностью).

Учить должен умело  применять  поощрения и порицания (особо для детей с неустойчивой психикой, здесь помогают психологические исследования).

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, его главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Особое значение имеет обдуманное поощрение у учителя формирования адекватного уровня притязаний и самооценки.

Для создания успеха имеет большое значение такой прием, когда успехи одного ученика сравниваются не с успехами других, а с его прежними результатами.

Существует много методов формирования мотивации на отдельных этапах урока.

Например, на начальном этапе урока можно актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

ПРИМЕРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ УРОКА:

Вы, милые, прекраснейшие люди,

От вас исходит чуткость и тепло.

Спасибо, что вы есть. Так пусть же будет

Сегодня в классе ясно и светло.

Я рада этой новой встрече.

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать ,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Я желаю вам, чтобы вы на уроке повторили имеющиеся сведения, приобрели новые, были внимательны к себе и другим, активны, чтобы у вас все получилось.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Волнуетесь? Если честно, я тоже немного волнуюсь. Но…

- на всех надеюсь я, друзья,

 Вы хороший, дружный класс? (да)

- Все получится у нас!

- Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательными и старательными.

Здравствуйте. Садитесь.

Улыбнитесь друг другу. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Положите руки на колени и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

У меня все получится.

Это наша установка на урок.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадь?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

А теперь давайте пройдем круг радости, чтобы у нас все сегодня получилось.

Я человек.

Я умею смеяться и удивляться,

Обижаться и огорчаться.

Я умею думать и понимать,

Слушать и отвечать.

Я могу ошибаться.

Я умею учиться.

Я хочу учиться.

Будем учиться,

Трудиться и расти,

К звездам далеким

Проложим пути!

Посмотрите на свои работы. Все довольны результатами? Кто доволен? Кто нет? Над чем тебе еще предстоит поработать?

Впереди много уроков, на которых мы научимся применять изученные правила, а значит, меньше будем допускать ошибки.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ».

Предлагаю поиграть в игру «Назовите одним словом»

Храбрый человек (храбрец).

Добрый человек (добряк).

Умный человек (умник).

Болтливый человек (болтун).

Ленивый человек (лентяй).

Мудрый человек (мудрец).

Сильный человек (силач).

Какие слова вы записали?

Что это за часть речи?

Выберите для себя …

В начале урока можно использовать и следующий метод.

Детям предлагается на отдельном листочке нарисовать облачко или солнышко.  В конце урока предлагается то же самое задание и предлагается сравнить: у кого в начале урока было солнышко, а появилось облачко; у кого облачко превратилось в солнышко.

При объяснении нового материала можно использовать дидактические игры. Так, при изучении темы «Числительное» можно использовать следующее:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

- Какое число при записи его состоит из трех цифр и 3-х букв? (100)

-Развитию логического мышления.

  Ты да я, да мы с тобой? Много ли нас? (двое)

- Мать с дочерью, да дочь с матерью, да бабушка с внучками. Много ли всех? (Трое: бабушка, дочка, внучка).

Дидактическую игру можно использовать на обобщающем уроке по теме «Осень» в 5 классе как введение в тему.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

- Кто больше запишет слов

СТО                                                  ТРИ

100 л                                            3 котаж

100 лб  

100 рожка

При изучении темы «Неопределенная форма глагола» можно использовать следующие стихотворные строки:

Строить, растить и учить,

Верить, надеяться, жить,

Плавать, нырять и летать,

Плакать, любить, побеждать.

Многое предстоит испытать

Тем, кто умеет мечтать.

- что вы заметили в этом стих-ии? (много глаголов).

При изучении местоимений можно использовать стихотворение Ф. Тютчева

Ф. Тютчев

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный миг,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Создание ситуации успеха может сыграть большую роль перед написанием контрольного диктанта.

- На этом уроке у вас будет прекраснейшая возможность показать, насколько хорошо вы усвоили предыдущую тему. От вас требуется во время проведения диктанта умение внимательно слушать и своевременно применять известные вам правила. Вас ждет успех!

При анализе диктанта также можно создать ситуацию успеха. Итак, мы сегодня анализируем результаты контрольного диктанта. Подумайте и определите, устраивают ли вас данные контрольной работы. И сейчас уже определите для себя, каких результатов вы ждете от следующего диктанта, и каким образом вы их добьетесь. Запомните, терпение и труд все перетрут!

Дети с ОВЗ любят такой вид работы, как взаимопроверка.  У них невольно создается ситуация успеха, имеющая положительную роль.

При этапе завершения урока важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

ИТОГ УРОКА

- Молодцы! Вы хорошо поработали, справились с заданием. А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите предложение, подходящее вам:

- Я поработал хорошо.

- Мне нужно еще над собой поработать.

- надо работать.

- Надо учить.

- Все понятно.

А теперь давайте подведем итог нашему уроку.

- Что вам сегодня понравилось?

- Что нужно сделать по-другому?

- Что вам показалось особенно интересным?

- А какое задание самое трудное?

Вы показали прекрасные знания по теме… Показали, как хорошо вы работаете. Желаю продолжать работать с таким же настроением!

В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию мотивации детей.

При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации учения и умения учиться у учеников включает следующие направления: прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего решать с этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

При формировании положительного отношения к учению учу учащихся:

  • ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему;
  • пытаться выполнять сложные предписания учителя, что в целом улучшает дисциплинированность этих детей.

Кроме того, у детей с ОВЗ важно укреплять собственное умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность).

В работе с этими детьми  необходимо реализовать все изложенное, имея в виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение учиться, постепенно и дробно отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей "выученной беспомощности" как следствие длительных неудач, часто укрепляющих неуважение детей к себе.

Вследствие такой системы работы у учащихся повышается уровень комфортности и снижается уровень тревожности на уроках письма и чтения, тем самым повышается ситуация успеха.

Создание ситуации успеха позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Нужно приучать детей во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что..», «Я уверен, что…» и др.  Это позволяет ученикам повышать уверенность в своих знаниях.

Для создания ситуации успеха можно ставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что учитель верит в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Создавая условия для успешного учения, каждый учитель ищет свои пути, приёмы, средства. На уроках письма и чтения многое зависит от эмоциональной составляющей и от личности самого учителя. Сорок минут урока должны быть минутами радости: радости познания, радости творчества, радости общения. Для создания ситуации успеха важными являются уважение к личности ученика, обоснованность требований учителя и сдержанность, тактичность, настойчивость в их предъявлении. Порицание не должно подавлять, разрушать познавательную активность, оно должно лишь констатировать факт, которым вызвано. Хорошо, если ученик осознаёт и принимает простую истину: не стыдно не знать или ошибаться, так как на ошибках мы учимся. Если бы все всё знали, школы были бы не нужны.

        В каждом ученике учитель должен видеть личность и признавать и уважать её. Учитель не идол, не носитель абсолютной истины. Он в поиске вместе с учеником: ищет ответ в словаре, рассуждает, радуется удачному ответу, огорчается. Всё это открывает перед учащимися перспективы их роста, помогает поверить в себя, осознать свою успешность. В этом нуждаются как сильные, так и слабые ученики.

В ситуации «радость успеха» важен не столько результат, сколько путь к нему, те маленькие открытия, которые ученик сделал. Помогает в создании таких ситуаций использование в работе проблемных ситуаций. На уроках чтения ученик может найти ответ на вопросы, он многого может достичь, он может быть успешен. И пусть это маленькое открытие не всегда подкреплено чётким ответом, пусть ученик ещё не может грамотно сформулировать свою мысль, но процесс пошёл. И за это обязательно надо похвалить и помочь выразить словами зародившуюся догадку, предположение, мысль.

Так, при изучении рассказа О. Бондарчука «Слепой домик» можно поставить вопросы:

- Какое настроение вызвал у вас рассказ? Почему?

- У меня грустное. Печальное.

- От каких слов рассказа появляется чувство грусти? (никогда не раскрывались, казался слепым).

- Почему люди, живущие рядом, не обратили внимание на слепой домик? Как это характеризует людей? (недобрые, злые, равнодушные).

- Можно ли сказать, что у Ромы светлая и зрячая душа?

Ученики дают ответы на поставленные вопросы, учатся жизни, сопереживанию, гуманности.

В другом рассказе Л. Воронковой «Дорогой подарок» у детей можно спросить, почему автор делает акцент на словах:

Федя подал

Соня подала платочек

Одну игрушку дали

Вытащили

Уделили

Учеников можно спросить, почему никто не подарил на 8 Марта т. Нюре подарок?

При изучении рассказа «Серая шейка» можно спросить:

- Могла ли  такая история произойти на самом деле? Что в этой истории взято из жизни, а что носит сказочный характер?

А.Платонов «Июньская гроза»

Антошка смотрел и понимал, что это растет хлеб – первое добро жизни, чем держатся люди.

- Как вы понимаете эти слова?

При изучении сказки «Три дочери» можно спросить детей: Чему учит эта сказка? Почему автор превратил старшую и среднюю дочь в черепаху и паука, а младшей дочери сказал: «Доброе у тебя сердце. Так пусть же и люди всегда будут  к тебе добрыми. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми. И люди будут любить тебя и добро твое никогда не забудут.

Ученики 5 класса учатся выражать свое отношение к изображаемым событиям, учатся давать оценку действиям героев и задумываться над тем, как правильно поступать в жизни.

При изучении сказки «Морозко» детям задают такие вопросы:

- Сравните отношение мачехи к родной дочке и падчерице. Так ли к ним относились другие люди?

- Что рассказала девушка Морозке? Представьте себе, что это вы рассказываете о своей жизни, и расскажите об этом от своего лица.

Делаются выводы о поведении мачехи, дочки, падчерицы, об отношении читателя к героям произведения.

При изучении произведений Лермонтова («Баллада», «Морская царевна») учащиеся 9 класса при проведении диспута учатся сопереживать, понимать истинное чувство любви и переживают ситуацию успеха от подобного озарения, которое приходит к ним в ходе работы.  Заключительное слово учителя играет важную роль в ситуации успеха. Оно помогает преодолеть неуверенность в собственных силах и достичь положительного результата.

                                         

                                                     Заповеди учителю!

  • Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
  •  Не навреди! Ищи в детях хорошее.
  •  Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
  •  Не приписывай успех себе, а вину ученику.
  •  Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
  •  На уроке создавай ситуацию успеха.
  •  Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
  •  Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
  • Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
  • Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  • Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  • Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
  • Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.

 Занимательность  – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

 У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.

Учитываются особенности класса:      

* уровень успеваемости,                        * отношение к дисциплине,  

* отношение к предмету,                       * индивидуальные особенности,

* темп работы,                                        * подготовленность учащихся.

    Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.

Чтобы на уроке  ситуация успеха стала нормой, нужно придерживаться  следующих правил:

-Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес  ученика.

-Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим , чтобы радость победы была нравственной.

-Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

-Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

-Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

«Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?» Надо верить в каждого ребёнка, верить и любить его такого, каков он есть, стремиться сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других.

  Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

 - самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;

 - отстаивать своё мнение;

 - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

 - задавать вопросы своим товарищам;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- объяснять более слабым ученикам непонятные задания.

Свое выступление мне хотелось бы закончить притчей:

      Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
        В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а  для успеха не важен наш возраст, и положение! Все зависит только от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

Выступление на ШМО "Создание Ситуации успеха на уроке Русского языка и литературы"

Данный материал может  быть использован на выступлениях ШМО...

Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка ( VIII вид)

Слова учителя "А сейчас мы будем играть снимают напряжение и активизируют внимание, создают положительные эмоции. Успешно выполняются задания, которые обычно предлагаются на традиционном уроке если со...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Создание ситуации успеха на уроках русского языка

Методическая статья для семинара городского МО...

Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»

В  методической  разработке  я  попыталась   раскрыть содержание  работы  по  использованию   приёмов создания ситуации успеха  на уроках ру...

Создание ситуации успеха на уроках русского языка

Одна из важнейших педагогических технологий – это технология обучения успехом....