Создание ситуации успеха на уроках русского языка
статья
Одна из важнейших педагогических технологий – это технология обучения успехом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsiya_uspeha.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.П. Масленникова
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СШ № 3»
Создание ситуации успеха на уроках русского языка
Одна из важнейших педагогических технологий – это технология обучения успехом.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:
- установка на деятельность (мотивационная и эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);
- обеспечение деятельности посредством учебных действий (операций)
- сравнение полученных результатов с предполагаемыми (рефлексия).
Следовательно, ситуацию успеха необходимо создавать последовательно и сознательно, она должна включаться во все компоненты учебной деятельности.
Главный смысл своей профессиональной деятельности вижу в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, которая заключается в поиске оптимальных и наиболее эффективных методов и форм обучения, которые реализую через благоприятный психологический фон организации и содержания урока. Успех ученика вызывает положительные эмоции, формирует потребность в дальнейшем учении.
В педагогике известны различные приёмы создания ситуации успеха, некоторые часто применяю на своих уроках русского языка.
Всегда захожу в класс с улыбкой, оставив за порогом все отрицательные эмоции. Старшеклассники, услышав «Здравствуйте, молодые люди! Прошу садиться», а младшие подростки «Доброе утро, ребята! Рада видеть вас», настраиваются на позитивный лад.
При проверке домашнего задания нахожу возможность похвалить ученика, отметив то задание, которое ему особенно удалось, даже если он не со всеми заданиями справился. Порой слова «Умница», «Я и не думала, что ты найдёшь такое удачное решение» действуют магически. А если ещё и прикоснуться рукой к его плечу, искренне удивившись результатам, – считайте, что благоприятный психологический фон найден. Мы внушаем ребенку веру в себя, мы отдаём ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия.
Часто бывает так, что в классе все учащиеся отличаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Перед учителем встаёт необходимость дифференцированного подхода к обучающимся, который позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием. Ученик не боится не успеть выполнить работу, он выполнит её, стоит только сказать: «У тебя обязательно получится». Вы внушаете ребенку уверенность в свои силы и возможности, способствуете повышению интереса к учебной деятельности, формируете положительные мотивы учения.
Нередко бывает, что ученик с повышенной мотивацией к обучению в силу своего характера не спешит «раскрыться», обычные задания ему скучны. Привлечение занимательного материала с использованием компьютерных технологий помогает создать ощущение новизны, как, например, при изучении темы «Словообразование» в 6 классе, когда основные понятия и навыки разбора слов по составу школьниками уже усвоены. Поэтому использую такое, например, задание: определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит в стихотворении А.Кушнера (одновременно на экране появляется яркое изображение шиповника).
Для создания на уроке ситуации успеха наиболее эффективным методом является проблемная ситуация. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе групповых форм обучения. В данном случае действует принцип “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Нередко на уроках по тематическому повторению провожу заседания «Клуба знатоков». Это уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений. Идея, как ясно уже по названию, заимствована у популярной телепередачи, но конкретное её воплощение на уроке требует некоторой коррекции. Чтобы игра вызвала интерес, задания должны носить развивающий, творческий характер, подаваться в необычной форме. Ни волчок, ни песочные часы, ни презентация не спасут, если вопросы будут типа «Какие существительные относятся к разноспрягаемым?».
Учителю придётся пофантазировать, чтобы спросить о том же, да не так. Например: «Загадочные существительные. Все они среднего рода, но не относятся ко 2-ому склонению. У всех у них окончание -Я, но они не относятся к 1-ому склонению. Что это за слова?». Или: «Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детёныш. Может ли такое быть?».
Если в классе есть ученик, который не отличается большими способностями по предмету, но неплохо рисует, а учителю необходимо вселить в него уверенность в свои силы, на помощь приходит такая форма работы с ним, как персональная исключительность. Такая необходимость возникла в моей деятельности при подготовке к уроку-обобщению по теме «Лексика»: необходимо было составить карту сказочной страны «Лексика» для «путешествия» по ней. Мне необходимо было объяснить, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после её выполнения (МОТИВ!): «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».
Смысл работы учителя сводится к тому, чтобы дать возможность ученику обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция одноклассников стала для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Таким образом, главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому своему воспитаннику ситуацию успеха. Ситуация – это то, что способен организовать учитель; а переживание радости, успеха – нечто более субъективное. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Список использованных источников:
1.Безрукова, В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок. – М.: Сентябрь, 2006. – 176 с.
2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. – 3-е изд. / Н.И. Запрудский. – Мн.: Сэр-Вит, 2006. – 288 с.
4. Панок, С.А., Горошко, А.А. Учение с увлечением. – М.: Планета, 2007. – 47 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на уроке английского языка
Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...
Выступление на ШМО "Создание Ситуации успеха на уроке Русского языка и литературы"
Данный материал может быть использован на выступлениях ШМО...
Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка ( VIII вид)
Слова учителя "А сейчас мы будем играть снимают напряжение и активизируют внимание, создают положительные эмоции. Успешно выполняются задания, которые обычно предлагаются на традиционном уроке если со...
Создание ситуации успеха на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе
Создавая условия для успешного учения, каждый учитель ищет свои пути, приёмы, средства. На уроках письма и чтения многое зависит от эмоциональной составляющей и от личности самого учителя. Сорок минут...
Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"
Я рассказала о приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....
Создание ситуации успеха на уроках русского языка
Методическая статья для семинара городского МО...
Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»
В методической разработке я попыталась раскрыть содержание работы по использованию приёмов создания ситуации успеха на уроках ру...