Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок посвящен простому и сложному предложениям. в ходе урока обучающиеся закрепят знания о простом и сложном предложении, потренируются в их дифференциации, в формировании умения преобразовывать простое предложение в сложное, нераспространенное ву распространенное, умении выделять главные и втростепенные члены предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
9 класс
ОКСКОУ «С(к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Цели:
- Закреплять знания обучающихся о простом и сложном предложениях, о предложениях с однородными членами и обращением, формировать умение выделять главные члены в предложениях, применять знания по построению предложений, формировать умение преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот, закреплять умения устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными.
- Развивать умения самостоятельно применять правила к словам с изученными орфограммами, корригировать мышление, память, внимание обучающихся.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, чувство прекрасного.
ХОД УРОКА.
- Организация.
Сегодня у нас необычной, более объемный и сложный, чем всегда, урок. Мы проведем урок, на котором будем писать, читать, составлять предложения по рисункам, схемы к предложениям. А объединим мы нашу работу одной темой. Отгадайте ее. Пришла без краски и без кисти и перекрасила все листья… Правильно. Это осень.
- Какой месяц характеризует эта загадка?
- Работа по теме урока.
1) Сообщение темы и определение целей урока.
Тема нашего урока «Простое и сложное предложение»
2) Синтаксический разбор предложения
Осенью зима надевает разноцветный наряд. Землю покрывают листья удивительной красоты.
- Какое настроение возникает у вас, когда вы слышите эти строки?
3) Сравнительный анализ предложений.
Наступила осень.
Наступила долгожданная золотая осень.
- Сравните эти предложения. Чем они отличаются друг от друга?
- Какие бы вы выбрали слова для характеристики осени? Почему?
- Какие бывают предложения по составу? (Предложения бывают распространенные и нераспространенные).
4) Беседа о роли распространенных и нераспространенных предложений на основе сравнительного анализа предложений.
Висят листья. На деревьях висят последние золотые листья.
Вывод: Если бы все предложения были нераспространенные, наша речь была бы невыразительной. Ее украшают предложения, в которых содержатся не только главные, но и второстепенные члены.
5) Дидактическая игра «Поймай грамматическую основу». Задание: послушайте предложения, назовите в ни грамматические основы.
Осень заглянула в сады. Поспевают осенние яблоки. Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов. В ясный день садоводы собирают урожай.
6) Дидактическая игра «Найди пару!». Задание: укажи предложение к 1 схеме и ко 2-ой.
Я люблю дни золотой осени | ~~~~~ _____ и . |
Осенние краски радуют и восхищают
|
~~~~ ~~~~ ~~~~. |
7) Творческая работа. Задание: составить предложения об осени по картине И. Левитана «Золотая осень».
8) Дополни предложения.
Осень пришла…
….. осень пришла.
Вывод: Нераспространенное предложение можно с помощью второстепенных членов сделать распространенным.
9) Наблюдение над текстом. Задание: прочитайте текст и скажите, чем отличаются эти предложения.
Осенние листья шуршат, летят, качаются, бегут.
Шумит золотой дождь.
10 ) Устный рассказ по опорным схемам: Что я знаю об однородных членах предложения?
11) Слуховой диктант. Задание: прослушайте текст и назовите в нем однородные члены предложения.
Полетели желтые, оранжевые, розовые, красные, золотые листья. Они падали разноцветным дождем и кружились как мотыльки.
Было красиво как в сказке.
Но что-то грустное и печальное слышится и видится в опустевшем лесу.
- Начертите схему предложения с однородными членами.
- Почему в 1-ом предложении есть запятые, а во 2-ом нет?
12) Индивидуальная работа по карточкам. Задание: Списать 2 предложения, подчеркнуть однородные члены.
13) Наблюдение за простым и сложным предложениями.
Наступила осень | Наступила осень, и закружились в воздухе листья |
- А какие листья?
14) Работа над литературным произведением А.С. Пушкина «Осень». Задание: Прочитайте предложения и определите, каким по составу оно является.
Вывод: В простом предложении выделяется одна основа, в сложном – несколько. Сложное предложение объединяет простые предложения, связанные по смыслу.
- ОБОБЩЕНИЕ.
- Какую тему мы сегодня повторили на уроке?
- ИТОГ УРОКА.
- Какие выводы вы сделали из нашего урока?
- Какие задачи вы поставите перед собой на учебный год?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...