Урок русского языка по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
по теме «Фразеологизмы»
Цели урока:
Обучающие:
- обучать правильному употреблению фразеологизмов в речи;
Научить:
- подбирать фразеологические синонимы и антонимы;
- исправлять неточности во фразеологизмах
- подбирать фразеологизмы по определенной теме
- объяснять происхождение некоторых фразеологизмов.
Развивающие:
- развитие речи;
- развитие мышления;
Воспитывающие:
- воспитание чувства взаимопомощи;
- воспитание дисциплины на уроке.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний
Оборудование: изображения грибов, карточки со словами, бумажные кленовые листья, юмористические картинки фразеологизмов; проектор, компьютер, презентация, карточки с заданием, 2 корзины.
План урока | Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Орг.момент | -Здравствуйте, ребята! - Ребята, я сейчас шла на урок и услышала такой разговор: «Наш Алеша на уроке сел в калошу». А второй мальчик ответил: «Это ложь, нет таких калош». - Как вы думаете, о чем шла речь? Почему они не поняли друг друга? (ответы) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний | - Кто скажет, как называется наука, изучающая фразеологизмы? (Фразеология).Слайд 1 - Что такое фразеологизмы? (Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. В предложении является одним членом предложения) - Что же такое «устойчивое сочетание слов»? Как это понять? Словосочетания. Слайд 2 Свободные Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза. (намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие) Несвободные За двойку по литературе папа мне намылил голову. (намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения) Слайд 3 - давайте посмотрим, чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний - Какие вы знаете фразеологизмы? (Примеры). - Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую. Слайд 4 Например: Алеша ломал голову над задачей. (Алеша решал задачу). - Сравните эти предложения. Что можем сказать о первом предложении (решал очень трудную задачу, долго мучился, может, так и не решил). А второе предложение о чем – то нам говорит? - Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи) - Сегодня мы будем говорить с вами о фразеологизмах. И нашей главной целью будет – закрепить имеющиеся знания о фразеологизмах. - Записываем число и тему урока. .-Ребята, а вы любите путешествовать? Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по стране Фразеология. Путешествие будет увлекательным, работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил. Слайд 5 Итак, не будем бить баклуши, - Как вы думаете, что обозначают эти фразеологизмы? - Чем по отношению друг к другу являются бить баклуши(бездельничать) и засучить рукава(много работать)? (Антонимами) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Закрепление полученных знаний | Слайд 6 Перед вами карта нашего путешествия. На ней есть различные островки. Чтобы успешно продвигаться по ним, нам нужно хорошо выполнять задания. Слайд 7 Городские ворота. Итак, мы оказались у Городских ворот, возле которых стоит стража и не пускает без пароля. Но выход есть. Перед нами стихотворение. Вставьте пропущенные фразеологизмы, пользуясь подсказками в таблице.
- Что обозначают эти фразеологизмы? Слайд 8 Зоопарк Правильно, это препятствие преодолели. И мы попадаем в зоопарк. Вы знаете, что такое зоопарк? Но наш зоопарк необыкновенный, а фразеологический. Да, вот беда: убежали все животные. Наша задача - поймать и вернуть их на место. Пишет как_________лапой. Делить шкуру не убитого _______. ______носа не подточит. Не все______масленица. Денег______не клюют. (Из представленных на доске картинок животных выбрать нужную). - Какие вы знаете фразеологизмы со словом "кошка"? (на сердце кошки скребут, знает кошка, чье сало съела). Слайд 9 Город мастеров Шли-шли и добрались до города мастеров. Все кругом стучит, звучит, свои слова говорит. Слова не простые, а профессионализмы. Что это такое? (Профессионализмы - это слова, употребляющиеся в определенной профессии). Вот и наши мастера употребляют такие фразеологизмы. Хотя теперь они стали общеупотребительными. Мало кто знает, откуда они пришли. Давайте отгадаем. Соедините фразеологизм с той профессией, откуда он пришел?
- Молодцы! Теперь мастера будут нам благодарны. Нужно помогать людям. - Составьте с некоторыми из этих фразеологизмов предложения. Работаем у доски и в тетради.
- Каким членом предложения являются фразеологизмы? (Они всегда являются одним членом предложения). Слайд 10 Лес синонимов и антонимов. Помогли одним, теперь давайте поможем другим. Впереди - лес антонимов и синонимов. Дремучий лес, и была в нем сильная буря. Деревья вывернуло с корнем. (Раздаются бумажные кленовые листья, с написанными на них фразеологическими антонимами.) Ваша задача - найти антонимы, соединив кленовые листочки. - Что такое антонимы? (Антонимы - это слова с противоположными значениями.) Найдите антонимы, и дерево оживет.
- А что такое синонимы? (Синонимы - это слова, одинаковые по смыслу, но различающиеся оттенком лексического значения.) Слайд 11 Перед нами две корзины с надписями "мало", "быстро". Из грибов нужно выбрать фразеологические синонимы и разложить в корзины. ( по одному берут гриб и кладут в опред.корзину)
Слайд 12 Переправа Добрались до переправы. Вода быстрая, шумная. Того гляди замочит, если не исправим быстро предложения. Если исправим их, то построим мостик. 1. Он никогда не откладывал дела в длинный (долгий) ящик. 2. Он начал рассуждать, и заигрался (заблудился) в трех соснах. 3. В общении с другими людьми большое значение (большую роль) играет ваше умение вести беседу. - В чем ошибки? Когда так говорят? - Пора и отдохнуть. Физкультминутка нас зовет Следующая станция Мир книг. Слайд 13 Ребята, а как вы думаете, употребляют ли наши писатели и поэты в своих произведениях фразеологизмы? Да. Сейчас вам предстоит найти фразеологизмы в отрывках произведений писателей и в русско-народных сказках. Работаем в парах. (раздаются тексты)
- А что называется крылатым выражением? (Устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности). А Васька слушает да ест; а воз и ныне там) Слайд 14 - Откуда взяты данные примеры? (Из басен И.А.Крылова. Учёные дали название таким фразам по фамилии известного русского баснописца) Слайд 15 Музей В каждой стране есть музей. Как вы знаете, многие фразеологизмы пришли из разных источников: из профессий, мифов, легенд, художественных произведений. Давайте узнаем, что же они обозначали раньше. (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о следующих фразеологизмах). - кричать во всю Ивановскую (Ивановская - площадь на территории Московского Кремля. Свое название она получила от находящейся на ней колокольни Ивана Великого - самого высокого сооружения старой Москвы. В XVI-XVII веках на этой площади были расположены центральные правительственные учреждения России, которые назывались приказами. Их можно сравнить с современными министерствами. Тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни Интернета - того, что сейчас называется средствами массовой информации. Новости просто объявлялись вслух собравшейся толпе. Основную информацию люди могли получить на Ивановской площади, на которой специальные глашатаи зычными голосами читали народу правительственные указы и приказные постановления. В переносном смысле оно означает: "очень громко кричать" или попросту "орать во все горло". - отложить дела в долгий ящик Есть предположение, будто это словосочетание, означающее "дать делу длительную отсрочку", "надолго задержать его решение", возникло еще в Московской Руси, триста лет назад. Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решений было очень не легко; часто до того проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот "длинный" ящик в "долгий".
Однако более вероятным появлением данного фразеологизма считается следующий факт: Помимо обрубок древесины, баклушами называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами . Слайд 16-18 Мастерская художника: Портрет на память. Вот и подходит к концу наше путешествие. Но у людей от каждого события остается память. Вот и нам на память художник оставил "портреты фразеологизмов". Попробуем их отгадать. (Дети отгадывают фразеологизмы и составляют с ними предложения). 1. Как с гуся вода (все сойдет быстро и легко) 2. Отложить дела в долгий ящик (отложить надолго) 3. Сесть в калошу (оказывать в нелепом смешном положении) 3. Носить в решете воду (Выполнять ненужную, напрасную работу). 4. Цыплят по осени встречают (Погодите, не торопитесь) 5. По щучьему велению (без вмешательства кого-либо) 6. Битый небитого везет А сейчас мы с вами попробуем выпустить книжку фразеологизмов. Я раздаю вам фразеологизм, а вы попытайтесь сделать к нему рисунок. Потом мы все листочки соединим, и у нас получится книжка. А два человека-художника у нас займутся обложкой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Итог урока 5. Рефлексия Домашнее задание | О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах) Что такое фразеологизм? Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения) Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы) Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)
Ребята, на экзамене в 9 классе у вас будет задание, найти фразеологизмы в предложении. Посмотрим, сможем ли мы справиться с этим заданием? (задание из ГИА по слайдам) Слайд 19-22 Ответы:
Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. Молодцы! Слайд 23 Я надеюсь, теперь вы будете использовать фразеологизмы в своей речи, чтобы сделать ее богатой, красивой и правильной. На уроке я был(а):
Выставление оценок
Этот материал войдет в вашу книжку фразеологизмов. |
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) А эта кисочка Машенька улыбнулась ему и промурлыкала: — Оч-чень р-реалистично нар-рисовано. |
2)– Гений и злодейство есть вещи несовместные, — сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг. |
3) Он же хочет получше нарисовать, а за это вот всю дорогу горит синим пламенем. |
4) – Вот вы все убиваете в нем художника, — обличал он своих ребят. |
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) За спиной висел чудовищный ранец из волосатой и пегой коровьей шкуры |
2) В ранце тарахтел пенал, горсть грецких орехов, литой чёрный мяч и арифметика |
3) На ногах — «броненосцы» |
4) Тетя Варя в ужас пришла. |
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.) |
2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.) |
3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.) |
4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.) |
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.) |
2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.) |
3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.) |
4) Ветер подхватил горящую солому и швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.) |
1.Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – всё нельзя, да не позволено, да не ваше! (Дикий помещик» Салтыков-Щедрин)
2.А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать. («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)
3.И каких страхов он, старый пескарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда - не знает. Видит, что у него с одного боку - щука, с другого - окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они - не трогают...
(«Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)
4.Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе. («Белка» Крылов)
5.- В жизни первенствующую роль добро играет, - разглагольствовал карась, - зло - это так, по недоразумению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается.
- Держи карман!
- Ах, ерш, какие ты несообразные выражения употребляешь! "Держи карман"! разве это ответ?
- Да тебе, по-настоящему, и совсем отвечать не следует. Глупый ты - вот тебе и сказ весь!
(«Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин)
6.Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)
7. "Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!" («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)
8. Царский советник одну ногу через порог занес, а другую не переносит, замолчал и про свое дело забыл: стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от нее не отвел, все бы смотрел да смотрел. (из русско-народной сказки)
9. На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать! («Конек-горбунок» Ершов)
10. За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава. (В. Викторов)
- Морочить голову.
- Не в своей тарелке.
- медведь на ухо наступил
- гнаться за двумя зайцами
- Делать из мухи слона
- Сесть в калошу
- Подложить свинью
- Кот наплакал
- Водить за нос
- Волосы дыбом
- Вот где собака зарыта!
- Дело в шляпе
- Зарубить на носу
- Яблоко раздора
- Развесить уши.
МАЛО
БЫСТРО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...