Обучающие диктанты в формате сочинения ЕГЭ для 10 класса в 1 полугодии
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Объем  диктанта в пределах 200 слов. Он проводится с целью закрепления всех частей сочинения-рассуждения по тексту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст 1

     (1)Тысячи лет живет секвойя; говорят, еще никто не видел, чтобы она умирала; можно думать, что в мире деревьев она бессмертна.

     (2)Секвойя человеческого мира — книга. (3)А может быть, лучше назвать ее фениксом? (4)Она тоже воскресает — из пепла. (5)Ее бессмертие надежнее.

(6)Но если книга бессмертнее самых долголетних и могучих деревьев, то, видно, потому, что ее питает источник, живительной силе которого могут позавидовать Солнце и Земля, хотя он ими и создан. (7)Имя этого источника — человеческий дух. (8)Или — человеческое самосознание...

(9)Благодаря этому высшему божеству книга и стала живой, бессмертной реальностью человеческого мира: может разрушиться камень с первоначальными письменами, истлеть пергамент и кожа — мысли и чувства, выраженные в них, переходят навечно в человеческую память, с ними рождаются новые поколения...

(10)О человеке можно часто судить по тому, как он берет в руки новую или редкую книгу: детски бережно, как бы боясь осыпать пыльцу с ее нежно-радужных крыльев, или небрежно-уверенно, как берут не живое существо, а вещь.

(11)Когда ты раскрываешь книгу, рождается чудо общения, которое безмерно расширяет твою жизнь, делает ее безбрежно-большой — морем, куда, как корабли, выплывают века и судьбы. (12)Книга, подобно искре, соединяет два мира: «было» и «будет». (13)И ты сам — эта искра, когда читаешь...

(14)...Подумаем о том, в чем смысл нашего общения с искусством, литературой. (15)А он, во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которое нам вдруг открывается. (16)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя; это — постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено», ощущение, что ты на самом деле лучше и чище, чем сам о себе думаешь. (17)Нам будто бы дарят, возвращают наше собственное «я», но углубленным и обогащенным.

(18)Но это не все: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче еще на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал.

(19)Я написал сейчас «еще на одну жизнь». (20)Но нет! (21)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, — что волновало миллионы его современников. (22)В его симфонии, картине, романе: надежды, тоска, боль, радость миллионов людей. (23)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней —

                      ДИКТАНТ В ФОРМАТЕ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ - 209 слов

Известный писатель Ю. Олеша рассуждает о проблеме роли книги в жизни человека.

Говоря о том, что книга бессмертна, автор называет ее фениксом и секвойей человеческого мира, подчеркивая, что написанное в книгах может пережить сам материальный объект, поскольку остается в народной памяти. Ю.Олеша заостряет внимание читателей на том, что когда человек  раскрывает книгу, то рождается чудо общения, которое безмерно расширяет  жизнь, делает ее безбрежно-большой — морем, куда, как корабли, выплывают века и судьбы.

Позиция автора для меня очевидна: наша жизнь обогащается опытом поколений, а книга как раз и передает этот опыт, источник которого –  человеческий дух.

Мне близка и понятна позиция писателя, потому что в книгах мы черпаем  жизненную силу и  по ним учимся жить нравственно.

Вот, например, Татьяна Ларина в романе А.С.Пушкина много читала, и в надежности, верности чувствам подражала героям романов. Пустой же мечтатель Манилов из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» полностью деградировал как личность, потому что совершенно ничего не читал, и речь этого героя бессвязная, не  понятная окружающим людям.

А вот рассказ В.Астафьева «Людочка» глубоко потряс меня откровением о трагической судьбе девушки. Здесь поднимаются проблемы воспитания, взаимоотношений между дочерью и матерью, проблемы пьянства, экологии, равнодушия, покаяния.

Думаю, у каждого из нас  должны быть такие книги, которые заставляют думать о жизни, наполняют наше сердце и ум духовным опытом веков и поколений. 

 



Предварительный просмотр:

                                  ДИКТАНТ В ФОРМАТЕ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ – 200 слов.

Способна ли война уничтожить в человеке запасы человеческого? Мне кажется, именно этот проблемный вопрос поднимает в прочитанном мною тексте  В.Тендряков.

         Чтобы привлечь читателей к этой, безусловно, важной проблеме, автор  описывает пожар в немецком госпитале. Несмотря на военные действия, в людях остаётся сострадание и сопереживание. В.Тендряков рассказывает нам о подвиге солдата, который бросился в огонь, чтобы спасти немца-инвалида.

Автор убежден, что люди были, есть и будут человечными, что это нравственное качество можно подавить, но не уничтожить.

Соглашаясь с такой точкой зрения, вспоминаю из курса истории, как даже в самых жесточайших условиях войны люди проявляли милосердие по отношению к врагу. Так, фельдмаршал Кутузов призывал своих солдат пожалеть пленных французов.

В рассказе М.Шолохова «Судьба человека» мы видим, как Андрей Соколов, израненный, потерявший жену и  детей на войне, усыновил сироту Ванюшу. Вот проявление высшего нравственного начала – человечности!

А сколько вынужденных беженцев, покидающих родные города и села, приняла современная Россия со стороны воюющей против своего народа Украины!  Это и есть  пример гуманности и человечности.

В завершение хочу сказать, что предложенный для анализа текст В.Тендрякова натолкнул меня на размышление о том, что в каждом из нас есть человеческое, только у кого-то его больше, у кого-то меньше, но в трудных ситуациях это нравственное качество всегда проявит себя.

 

 



Предварительный просмотр:

Проблема варварского отношения человека к природе

Текст

(1)Смеется, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо- свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. (4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небояз- ного к огню смородинника...

(б)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8) Л ишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. (10)Нынче сооружен здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

(13)Под бравую песню «То ли еще будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное...

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

(21)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

  • (22)Что же ты смеешься, мальчик?!
  • (23)Хво... хво... хвостик!

(24)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

(27)Смеется, заливается, хохочет мальчик... (По В. Астафьеву )

                                 Диктант в формате сочинения ЕГЭ – 209 слов.

Известный российский писатель В.Астафьев в прочитанном мною тексте поднимает актуальную для нашего времени проблему жестокого, безответственного отношения человека к природе.

Он  с болью пишет о том, что «оглохла земля, коростой покрылась»: грязь, нечистоты. А еще автор говорит о другой «коросте» - глухоте души, эгоизме человека, необъяснимой жестокости по отношению к живой природе.

В.Астафьев считает, что несчастный, заживо замученный отдыхающими суслик, чьи лапки и хвостик так беспомощно торчат из узкой консервной банки, — это молчаливый укор всем нам, допустившим настоящее бесчинство людей. Человек не имеет права варварски относиться к природе!

Конечно, писатель прав! Ведь  если  даже дети  смеются над смертью маленького, беззащитного зверька, то, безусловно, близка экологическая и нравственная катастрофа.

 У В.Астафьева есть потрясающий рассказ «Людочка», где он с возмущением и болью описывает состояние городского парка; там пролегает грязная сточная канава, а деревья обглоданы, поломаны, все заросло бурьяном. И молодежь здесь бесчинствует, пьянствует, совершает преступления. Ведь в природе все взаимосвязано!

Зато я с гордостью могу сказать, что люди нашего города давно занялись проблемой озеленения окружающей среды, и дважды в год у нас проходят дни деревонасаждений. А какие цветники появились на улицах города! Человек и природа должны дружить, потому что они зависят друг от друга. Следовательно, бережное отношение к матушке-природе – это  сохранение физического и нравственного здоровья человечества. Нужно беречь красоту окружающего мира.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги диагностического обследования обучающихся Дома детского творчества "На реке Сестре" в первом полугодии 2012-2013 учебного года

В ноябре 2012 года в ДДТ «На реке Сестре» было проведено фронтальное диагностическое обследование обучающихся кружков на тему адаптации ребенка в учреждении дополнительного образования, одновременно с...

Контроль знаний обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» за первое полугодие по учебной дисциплине «Иностранный язык (английский)»

Контроль знаний обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» за первое полугодие по учебной дисциплине «Иностранный язык (английский)»содержит 10 заданий с ключом...

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Виды обучающих диктантов. для детей с ментальными нарушениями.

      Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой те...

Особенности содержания урока в он-лайн формате. Способы оценивания обучающихся при дистанционном формате обучения

Статья, рассказываяющая об особенностях содержания урока в он-лайн формате и способах оценивания в рамках таких занятий....

Урок русского языка по теме: «Развитие навыков монологической речи при написании сочинения в формате ЕГЭ» в 10 классе

Специфика методической разработки урока русского языка по теме: «Развитие навыков монологической речи при написании сочинения в формате ЕГЭ» в 10 классе состоит в организации индивидуально...