"Родительный падеж имён существительных 1-го склонения".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Осипова Людмила Александровна

Урок по русскому языку в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Родительный падеж имён существительных 1-го склонения".

Цель: познакомить учащихся с родительным падежом имен существительных 1-го склонения.

Задачи:

1. Образовательные: научить правильной постановке вопросов к именам существительным 1-го склонения в родительном падеже, установлению зависимости между словами, грамотному написанию окончаний существительных в родительном падеже.

2. Коррекционно-развивающие: учить правильному построению предложений, развивать связную речь (в устной и письменной форме), развивать мышление на материале пословиц.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка.

Ход урока:

1. Орг.момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Слайд №1.

(Настрой учащихся на урок. Чтение стихотворения хором).

Я сегодня молодец,

На уроке удалец.

Спинку ровненько держу.

Всё я знаю, всё скажу,

Всё красиво напишу!

2. Повторение пройденного материала.

а). Устный опрос:

Слайд №2.

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Чем в предложении выражено существительное?

- Имена существительные бывают одушевленные и ...?

- Какого рода бывают существительные?

- Сколько падежей в русском падеже?

- Какие существительные относятся к 1-му скл., 2-му скл., 3-му скл.?

б). Работа у доски:

Слайд №3.

- Прочитай и выпиши выделенные существительные. Определи их род, укажи склонение.

  • Весной в саду цвела вишня.
  • На опушке леса рос развесистый клён.
  • В траве шуршала мышь.
  • К берегу приплыла рыбка.
  • Лыжня в лесу была мягкая.
  • К нам в гости приехала сестра.

- А сейчас давайте просклоняем два любых существительных 1-го склонения. Окончания выделить.

(Два ученика выходят к доске)

1 ученик        2 ученик

Сестра        Лыжня

3. Изучение нового материала.

Слайд №4.

а). На доске записаны словосочетания.

  • Прогноз (......?) погоды.
  • Ветка (......?) берёзы.
  • Страница (......?) книги.
  • Открытка (......?) подруги.
  • Телеграмма от (......?) Пети.

- Прочитайте словосочетания.

- Поставьте вопросы к выделенным существительным 1-го склонения.

- Какой падеж имени существительного отвечает на вопросы кого? чего?

- Выделите окончания и назовите их.

(Далее формируется правило)

Слайд №5.

Имена существительные  1-го склонения в родительном падеже отвечают на вопросы кого? чего? и имеют окончания -ы, -и.

б). Работа с учебником. с 133

Учащиеся самостоятельно, хором зачитывают правило и записывают к себе в тетрадь.

4. Физминутка.

          А теперь, ребята, встать

          Руки медленно поднять,

          Пальцы сжать, потом расжать,

          Руки вниз и так стоять.

          Наклонитесь вправо, влево.

          И вернитесь вновь за дело.

5. Закрепление изученного материала.

а). - Какие существительные относятся к 1-му склонению?

- На какие вопросы отвечает родительный падеж имени существительного?

- Какие окончания имеет Р.П. им.сущ. 1-го скл.?

Слайд №6.

- Поставьте вопросы к выделенным существительным 1-го склонения и запишите их в Р.п.

  • Вдоль (......?) дорога.
  • Близко от (......?) деревня.
  • На берегу (......?) Волга.
  • Корни (......?) яблоня.
  • Подарок от (......?)мама.
  • На опушке (......?) роща.

(Учащиеся по очереди выходят к доске, остальные выполняют в тетрадях).

Слайд №7.

б). - А теперь мы с вами поиграем в игру "Найди свою пару".

Учащимся раздаются карточки , на которых записаны неоконченные пословицы, а на доске записаны подходящие по смыслу слова.  Учащимся необходимо составить полное предложение определив пару.

  • Без ...... не выловишь и рыбку из пруда.
  • Рыбак ...... видит издалека.
  • Дело ...... боится.
  • Здоровье дороже ...... .

Дополнительные слова : золота, мастера, рыбака, труда.

в). Работа с учебником.

с. 134, упр. 344 (1,2 предложение)

6. Домашнее задание.

с. 134, упр.344

7. Итог урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали об имени существительном?

- Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже

 1-го скл?

Слайд №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных

сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА»

Цель урока:ü  познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существите...

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения...