Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Швабова Елена Геннадьевна

Урок-исследование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

«Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

Тип урока: урок-исследование.

Цели: 

  • изучить правило «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»,
  • сформировать у учащихся умение дифференцировать суффиксы прилагательных.

Задачи урока:

  • знать, какие прилагательные называют отымёнными;
  • знать, в каких случаях в суффиксе прилагательных пишется одна буква Н, а в каких — две;
  • знать исключения из изученного правила;
  • уметь применять изученную орфограмму на письме;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, «журнал исследователя».

Ход урока

I. Организация начала занятия.

– Добрый день, ребята!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Снова сесть за парты рады,

Приступать к учёбе надо.

– Ребята, сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Елена Геннадьевна. Хорошее ли у вас сегодня настроение? Подарите его друг другу, улыбнитесь!

– Готовы к работе? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

– Сегодня на уроке у нас будет действовать накопительная система оценивания. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Один жетон – это один балл.

  • 1 правильный полный ответ – 1 балл.
  • Верно выполненное задание в парах – 2 бала

        (с  одной/двумя ошибками – 1 балл).

  • Правильно выполненное индивидуальное  задание – 3 балла (с одной ошибкой – 2 балла, с двумя ошибками – 1 балл).
  • ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
  • «5» -  5-6 баллов;
  • «4» - 4-3 балла;
  • «3» – 2 балла.

II. Актуализация знаний. Постановка целей, задач учебно-познавательной деятельности.

– Ребята, сегодня мы с вами будем проводить исследование. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и не бояться даже самой трудной ситуации. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих исследователей-языковедов, готовящихся к настоящему открытию. На уроке мы не будем пользоваться учебником, а записи будем вести в специальных «журналах», заполните графы: «фамилия, имя», поставьте дату исследования.

– Обратите внимание на ваши журналы, там записаны слова:

лебединый ← лебедь

глиняный ← глина

традиционный ← традиция

каменный ← камень

– Скажите, какой частью речи они являются?

– Давайте попробуем определить, от каких слов и при помощи чего они образовались? (от имён существительных при помощи суффиксов)

– Чем отличаются друг от друга эти прилагательные? (в одних пишется одна Н, в других – две)

– Посмотрите, что получается: все эти прилагательные образованы от существительных суффиксальным способом, но написание их различно. Т.е. перед нами возникает вопрос: почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а в других – две Н? Исходя из этой проблемы попробуйте сформулировать тему. (Тема: Одна и две н в суффиксах прилагательных)

– Поставьте себе цели. Что должны узнать? (От чего зависит выбор количества Н в прилагательных)

– Чему научиться? (Выбирать количество Н в прилагательных)

– Где это пригодится? (При сдаче экзаменов ГИА-9 , ЕГЭ-11, в письменной речи)

– Как следует из темы урока, в суффиксах прилагательных может писаться одна и две буквы Н. В чём причина? Давайте проведём небольшое исследование и попробуем это выяснить. Результаты исследования будем заносить в таблицу.

III. Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».

– Ребята, работать вы будете в парах, самостоятельно, но после каждого этапа нашего исследования мы будем вместе проверять выполнение работы и если нужно исправлять ошибки.

1) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • От какой части речи образованы данные прилагательные?
  • С помощью каких суффиксов?
  • Сколько Н пишется?

Гусиный,

кожаный,

глиняный.

– Ребята, давайте занесём результаты исследования в таблицу на второй странице вашего журнала.

2) ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Стеклянный,

оловянный,

 деревянный,

  • От каких слов образованы прилагательные?
  • С помощью какого суффикса?
  • Сколько Н пишется?
  • Подчиняются ли данные прилагательные общему правилу?
  • Как в русском языке называют подобные слова?

– Ребята, давайте занесём слова-исключения в нашу таблицу.

– Как запомнить исключения? Подсказка – посмотрите на окно (рама деревянная, полотно окна стеклянное, а ручки для закрывания окна оловянные).

3) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • От какой части речи образованы данные прилагательные?
  • С помощью каких суффиксов?
  • Сколько Н пишется?

Традиционный

Клюквенный

Каменный

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Традиционный ← традиция (сущ.)

клюквенный ← клюква (сущ.)                -онн-, -енн-

каменный ← камень (сущ.)

                  НН

– Заносим результаты.

4) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • От каких существительных образованы?
  • Сколько Н?
  • Чем является Н?

Павлиний,

бараний,

тюлений

– В ваших таблицах этот материал уже отмечен. Посмотрите, в каких ещё словах Н является частью корня? (зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий)

– Посмотрите на остальную часть таблицы, которая у вас была заполнена сразу. Сделайте вывод, когда ещё мы будем писать две НН в имени прилагательном? (когда одна н в корне, а вторая в суффиксе)

– В слове ветреный одна Н, а если появится приставка (безветренный) – две Н.

– Ребята, мы проделали огромную работу. Давайте сформулируем теперь правило, когда мы будем писать одну и две Н в именах прилагательных.

Вывод:

Н:

1) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -ан- (-ян-). Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный;

2) в прилагательных, не имеющих суффикса.

НН:

  1. в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-. Исключение: ветреный;
  2. в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на -н-.

!!! Физминутка. Чтобы дальше нам хорошо работалось, проведём физкультминутку.

1) - Давайте разомнём спинку, для этого обнимем спинку стульчику с одной стороны и с другой стороны.

2) Теперь глазами нарисуйте первую букву своего имени.

3) Теперь встаньте и попробуйте изобразить то, что я говорю.

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён.

- Немного отдохнули, продолжим работу.

IV. Организация деятельности учащихся по применению «нового знания».

– Теперь перейдём к практике. Вы продолжаете работать в парах. Обратимся к заданию в ваших журналах.

А) Попарно обсудите и вставьте  на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.

  1. Исти н – ный (истина) –н-
  2. Маши н – ный (машина) –н-
  3. Производстве нн ый (производство) –енн-
  4. Стекля нн ый искл.
  5. Безветре нн ый искл.
  6. Пусты н – н ый (пустыня) –н-
  1. Станцио нн ый (станция) –онн-
  2. Глиня н ый (глина) –ян-
  3. Лу н – ный (луна) –н-
  4. Бараба н –ный (барабан) –н-
  5. Овся н ая (овёс) –ян-

Проверка. Выставление баллов. На слайде: верно выполненное задание в парах – 2 балла, с одной/двумя ошибками – 1 балл.

Б) – Сейчас вы поработаете каждый самостоятельно. Выполним буквенный диктант. В ваших журналах есть таблицы с цифрами от 1 до 10. Я буду диктовать имена прилагательные, вы под цифрами будете записывать, сколько Н нужно писать.

Лебединый, оловянный, шерстяной, румяный, стеклянный, юный, деревянный, песчаный, синий, журавлиный.

Проверяем. Слайд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

н

нн

н

н

нн

н

нн

н

н

н

Выставление баллов.

Нет ошибок – 3 балла.

Одна ошибка – 2 балла.

Две/три ошибки – 1 балл.

В) – Вернемся к вопросу, который был задан в начале нашего урока. Почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а других – две Н?

Отвечают.

– Посчитайте заработанные баллы и поставьте оценку за урок.

  • «5» -  5-6 баллов;
  • «4» - 4-3 балла;
  • «3» – 2 балла.

V. Рефлексия.

Заполните табличку. Выберите то, что вы ощущаете по окончании этого урока.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Проговариваем.

- Достигли ли вы поставленных целей?

- Что-то осталось непонятым?

- Есть ещё над чем поработать?

Вы – молодцы! Спасибо за урок!

Дополнительное задание.

Вставьте пропущенные буквы. Составьте с прилагательными словосочетания.

Кури...ый,  гуси...ый,  соловьи...ый, лошади...ый, голуби...ый.

Ржа....ой, кожа…ый,  стекля... ый, серебря...ый, глиня...ый,  ледя...ой,    деревя... ый.

 Хозяйстве…ый, торжестве…ый, соломе…ый, тыкве…ый, революйио…ый.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценивания 1 правильный полный ответ – 1 балл. Верно выполненное задание в парах – 2 бала (с одной/двумя ошибками – 1 балл). Правильно выполненное индивидуальное задание – 3 балла (с одной ошибкой – 2 балла, с двумя ошибками – 1 балл). ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: «5» - 5-6 баллов; «4» - 4-3 балла; «3» – 2 балла.

Слайд 2

лебединый ← лебедь (сущ.) глиняный ← глина (сущ.) традиционный ← традиция (сущ.) каменный ← камень (сущ.)

Слайд 3

Проблемный вопрос почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а других – две Н?

Слайд 4

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

Слайд 5

Цели урока: Что должны узнать? От чего зависит выбор количества Н в прилагательных Чему научиться? Выбирать количество Н в прилагательных Где это пригодится? При сдаче экзаменов ГИА-9 , ЕГЭ-11, в письменной речи

Слайд 6

Материал для исследования Гусиный Кожаный Глиняный От какой части речи образованы данные прилагательные? С помощью каких суффиксов? Сколько Н пишется?

Слайд 7

Результаты исследования Гусиный ← гус ь (сущ.) -ин- Кожаный ← кож а (сущ.) -ан- Глиняный ← глин а (сущ.) - ян - Н

Слайд 8

Заполняем таблицу Н НН В прил., образованных от сущ. при помощи -ин-, -ан-, - ян -.

Слайд 9

Материал для исследования Стеклянный Оловянный Деревянный От каких слов образованы прилагательные? С помощью какого суффикса? Сколько Н пишется? Подчиняются ли данные прилагательные общему правилу? Как в русском языке называют подобные слова?

Слайд 10

Результаты исследования Стеклянный ← стекл о (сущ.) - янн - Оловянный ← олов о (сущ.) - янн - Деревянный ← дерев о (сущ.) - янн - НН Слова-исключения

Слайд 11

Заполняем таблицу Н НН В прил., образованных от сущ. при помощи -ин-, -ан-, - ян -. Запомни! Стеклянный, оловянный, деревянный.

Слайд 12

Как запомнить слова-исключения? Посмотрите на окно: деревянная рама, оловянные ручки, стеклянное полотно

Слайд 13

Материал для исследования Традиционный Клюквенный Каменный От какой части речи образованы данные прилагательные? С помощью каких суффиксов? Сколько Н пишется?

Слайд 14

Результаты исследования Традиционный ← традиц ия (сущ.) - онн - Клюквенный ← клюкв а (сущ.) - енн - Каменный ← камен ь (сущ.) - енн - НН

Слайд 15

Заполняем таблицу Н НН В прил., образованных от сущ. при помощи -ин-, -ан-, - ян -. В прил., образованных от сущ. при помощи - онн -, - енн -. Запомни! Стеклянный, оловянный, деревянный.

Слайд 16

Материал для исследования Павлиний Бараний Тюлений От каких существительных образованы? Сколько Н? Чем является Н?

Слайд 17

Результаты исследования Павлиний ← павлин (сущ.) Бараний ← баран (сущ.) Тюлений ← тюлен ь (сущ.) Н Это слова без суффиксов!

Слайд 18

Н НН от существительных -ИН- гусИНый -АН- кожАНый -ЯН- глинЯНый Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый от существительных -ЕНН- клюквЕННый -ОНН- традициОННый Запомни ! ветрЕНый , (но с приставкой – безветреННый ) Запомни! Н входит в корень павлиНий , зелёНый , сиНий , свиНой , багряНый , юНый , румяНый , фазаНий , тюлеНий , бараНий от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый стариННый

Слайд 19

Физминутка

Слайд 20

Проверь себя 1. Исти НН ый ( исти Н а + Н ) 2. Маши НН ый ( маши Н а + Н ) 3. Производств ЕНН ый 4. Стекл ЯНН ый ( искл . ) 5. Безветр ЕНН ый 6. Пусты НН ый ( пусты Н я + Н ) 7. Станци ОНН ый 8. Глин ЯН ый 9. Лу НН ый ( лу Н а + Н ) 10. Бараба НН ый ( бараба Н + Н ) 11. Овс ЯН ая

Слайд 21

Оцени себя Верно выполненное задание – 2 балла С одной/двумя ошибками – 1 балл

Слайд 22

Проверь себя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Н НН Н Н НН Н НН Н Н Н

Слайд 23

Оцени себя Нет ошибок – 3 балла Одна ошибка – 2 балла Две/три ошибки - балл

Слайд 24

Проблемный вопрос почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а других – две Н?

Слайд 25

Оценка за урок «5» – 5-6 баллов «4» – 4-3 балла «3» – 2 балла

Слайд 26

Рефлексия Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

Слайд 27

Цели урока: Что должны узнать? От чего зависит выбор количества Н в прилагательных Чему научиться? Выбирать количество Н в прилагательных Где это пригодится? При сдаче экзаменов ГИА-9 , ЕГЭ-11, в письменной речи

Слайд 28

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Журнал исследователя – языковеда

Фамилия, имя ____________________________________________________

Дата _____________________________________________________________

Тема исследования________________________________________________

__________________________________________________________________

Определите способ образования следующих прилагательных:

Лебединый - ____________________________________________________

Глиняный - _____________________________________________________

Традиционный - _________________________________________________

Каменный - _____________________________________________________

Проблемный вопрос: почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а в других – две Н?

Материал для исследования 1.

Гусиный_____________________________________________________

Кожаный_____________________________________________________

Глиняный____________________________________________________

Материал для исследования 2.

Стеклянный__________________________________________________

Оловянный___________________________________________________

Деревянный__________________________________________________

Материал для исследования 3.

Традиционный_________________________________________________

Клюквенный___________________________________________________

Каменный_____________________________________________________

Материал для исследования 4.

Павлиний______________________________________________________

Бараний_______________________________________________________

Тюлений_______________________________________________________

Результаты исследования

Н

НН

Запомни!         

Запомни!     ветрЕНый, (но с приставкой – безветреННый)

Запомни! Н входит в корень

павлиНий, зелёНый, сиНий,     свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий

от существительных с основой на Н+ -Н-

лимоННый

барабаННый

стариННый

1. Попарно обсудите и вставьте  на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.

  1. исти…ый
  2. маши…ый
  3. производстве…ый
  4. стекля…ый
  5. безветре…ый
  6. пусты…ый
  1. станцио…ый
  2. глиня…ый
  3. лу…ый
  4. бараба…ый
  5. овся…ая

Оцени себя: _______ баллов

  1. Буквенный диктант. Учитель диктует прилагательные, вы под цифрой записываете Н или НН:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оцени себя: ________ баллов

Оценка за урок_________________________________________________

3. Рефлексия.

Выберите и подчеркните то, что характеризует ваши ощущения после проведённого урока.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

4. Дополнительное задание.

Вставьте пропущенные буквы. Составьте с прилагательными словосочетания.

Кури...ый,  гуси...ый,  соловьи...ый, лошади...ый, голуби...ый.

Ржа....ой, кожа…ый,  стекля... ый, серебря...ый, глиня...ый,  ледя...ой,    деревя... ый.

 Хозяйстве…ый, торжестве…ый, соломе…ый, тыкве…ый, революйио…ый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных"

В данной перфокарте есть слова для проверки знаний в 6 классе  по теме "Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных", 2 варианта....

Презентация"Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных"

Познакомить учащижся с условиями  н -нн в суффиксах имен прилагательных...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных" содержит также приложения к уроку....

Презентация «Две буквы н в суффиксах имён прилагательных».

Знакомство учащихся с правописанием одной и двух н в суффиксах прилагательных....

«Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»

Конспект  урока  русского языка в 6 классе...

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных 6 класс

Тема: Одна и две буквы н  в суффиксах имён прилагательныхТип урока: урок открытия новых знаний.    Оборудование: Учебник: Русский язык. 6 класс. ...