Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Урок-исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_n_i_nn_v_suff.pril_.docx | 124.01 КБ |
prezentatsiya_n_i_nn_v_suff.pril_.pptx | 128.89 КБ |
zhurnal_issledovatelya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
«Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Тип урока: урок-исследование.
Цели:
- изучить правило «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»,
- сформировать у учащихся умение дифференцировать суффиксы прилагательных.
Задачи урока:
- знать, какие прилагательные называют отымёнными;
- знать, в каких случаях в суффиксе прилагательных пишется одна буква Н, а в каких — две;
- знать исключения из изученного правила;
- уметь применять изученную орфограмму на письме;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, «журнал исследователя».
Ход урока
I. Организация начала занятия.
– Добрый день, ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады,
Приступать к учёбе надо.
– Ребята, сегодня урок проведу у вас я. Меня зовут Елена Геннадьевна. Хорошее ли у вас сегодня настроение? Подарите его друг другу, улыбнитесь!
– Готовы к работе? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
– Сегодня на уроке у нас будет действовать накопительная система оценивания. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Один жетон – это один балл.
- 1 правильный полный ответ – 1 балл.
- Верно выполненное задание в парах – 2 бала
(с одной/двумя ошибками – 1 балл).
- Правильно выполненное индивидуальное задание – 3 балла (с одной ошибкой – 2 балла, с двумя ошибками – 1 балл).
- ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
- «5» - 5-6 баллов;
- «4» - 4-3 балла;
- «3» – 2 балла.
II. Актуализация знаний. Постановка целей, задач учебно-познавательной деятельности.
– Ребята, сегодня мы с вами будем проводить исследование. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и не бояться даже самой трудной ситуации. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих исследователей-языковедов, готовящихся к настоящему открытию. На уроке мы не будем пользоваться учебником, а записи будем вести в специальных «журналах», заполните графы: «фамилия, имя», поставьте дату исследования.
– Обратите внимание на ваши журналы, там записаны слова:
лебединый ← лебедь
глиняный ← глина
традиционный ← традиция
каменный ← камень
– Скажите, какой частью речи они являются?
– Давайте попробуем определить, от каких слов и при помощи чего они образовались? (от имён существительных при помощи суффиксов)
– Чем отличаются друг от друга эти прилагательные? (в одних пишется одна Н, в других – две)
– Посмотрите, что получается: все эти прилагательные образованы от существительных суффиксальным способом, но написание их различно. Т.е. перед нами возникает вопрос: почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а в других – две Н? Исходя из этой проблемы попробуйте сформулировать тему. (Тема: Одна и две н в суффиксах прилагательных)
– Поставьте себе цели. Что должны узнать? (От чего зависит выбор количества Н в прилагательных)
– Чему научиться? (Выбирать количество Н в прилагательных)
– Где это пригодится? (При сдаче экзаменов ГИА-9 , ЕГЭ-11, в письменной речи)
– Как следует из темы урока, в суффиксах прилагательных может писаться одна и две буквы Н. В чём причина? Давайте проведём небольшое исследование и попробуем это выяснить. Результаты исследования будем заносить в таблицу.
III. Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».
– Ребята, работать вы будете в парах, самостоятельно, но после каждого этапа нашего исследования мы будем вместе проверять выполнение работы и если нужно исправлять ошибки.
1) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- От какой части речи образованы данные прилагательные?
- С помощью каких суффиксов?
- Сколько Н пишется?
Гусиный,
кожаный,
глиняный.
– Ребята, давайте занесём результаты исследования в таблицу на второй странице вашего журнала.
2) ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Стеклянный,
оловянный,
деревянный,
- От каких слов образованы прилагательные?
- С помощью какого суффикса?
- Сколько Н пишется?
- Подчиняются ли данные прилагательные общему правилу?
- Как в русском языке называют подобные слова?
– Ребята, давайте занесём слова-исключения в нашу таблицу.
– Как запомнить исключения? Подсказка – посмотрите на окно (рама деревянная, полотно окна стеклянное, а ручки для закрывания окна оловянные).
3) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- От какой части речи образованы данные прилагательные?
- С помощью каких суффиксов?
- Сколько Н пишется?
Традиционный
Клюквенный
Каменный
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Традиционный ← традиция (сущ.)
клюквенный ← клюква (сущ.) -онн-, -енн-
каменный ← камень (сущ.)
НН
– Заносим результаты.
4) МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- От каких существительных образованы?
- Сколько Н?
- Чем является Н?
Павлиний,
бараний,
тюлений
– В ваших таблицах этот материал уже отмечен. Посмотрите, в каких ещё словах Н является частью корня? (зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий)
– Посмотрите на остальную часть таблицы, которая у вас была заполнена сразу. Сделайте вывод, когда ещё мы будем писать две НН в имени прилагательном? (когда одна н в корне, а вторая в суффиксе)
– В слове ветреный одна Н, а если появится приставка (безветренный) – две Н.
– Ребята, мы проделали огромную работу. Давайте сформулируем теперь правило, когда мы будем писать одну и две Н в именах прилагательных.
Вывод:
Н:
1) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -ан- (-ян-). Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный;
2) в прилагательных, не имеющих суффикса.
НН:
- в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-. Исключение: ветреный;
- в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на -н-.
!!! Физминутка. Чтобы дальше нам хорошо работалось, проведём физкультминутку.
1) - Давайте разомнём спинку, для этого обнимем спинку стульчику с одной стороны и с другой стороны.
2) Теперь глазами нарисуйте первую букву своего имени.
3) Теперь встаньте и попробуйте изобразить то, что я говорю.
Ветер тихо клён качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клён.
- Немного отдохнули, продолжим работу.
IV. Организация деятельности учащихся по применению «нового знания».
– Теперь перейдём к практике. Вы продолжаете работать в парах. Обратимся к заданию в ваших журналах.
А) Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.
|
|
Проверка. Выставление баллов. На слайде: верно выполненное задание в парах – 2 балла, с одной/двумя ошибками – 1 балл.
Б) – Сейчас вы поработаете каждый самостоятельно. Выполним буквенный диктант. В ваших журналах есть таблицы с цифрами от 1 до 10. Я буду диктовать имена прилагательные, вы под цифрами будете записывать, сколько Н нужно писать.
Лебединый, оловянный, шерстяной, румяный, стеклянный, юный, деревянный, песчаный, синий, журавлиный.
Проверяем. Слайд
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
н | нн | н | н | нн | н | нн | н | н | н |
Выставление баллов.
Нет ошибок – 3 балла.
Одна ошибка – 2 балла.
Две/три ошибки – 1 балл.
В) – Вернемся к вопросу, который был задан в начале нашего урока. Почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а других – две Н?
Отвечают.
– Посчитайте заработанные баллы и поставьте оценку за урок.
- «5» - 5-6 баллов;
- «4» - 4-3 балла;
- «3» – 2 балла.
V. Рефлексия.
Заполните табличку. Выберите то, что вы ощущаете по окончании этого урока.
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Проговариваем.
- Достигли ли вы поставленных целей?
- Что-то осталось непонятым?
- Есть ещё над чем поработать?
Вы – молодцы! Спасибо за урок!
Дополнительное задание.
Вставьте пропущенные буквы. Составьте с прилагательными словосочетания.
Кури...ый, гуси...ый, соловьи...ый, лошади...ый, голуби...ый.
Ржа....ой, кожа…ый, стекля... ый, серебря...ый, глиня...ый, ледя...ой, деревя... ый.
Хозяйстве…ый, торжестве…ый, соломе…ый, тыкве…ый, революйио…ый.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
лебединый ← лебедь (сущ.) глиняный ← глина (сущ.) традиционный ← традиция (сущ.) каменный ← камень (сущ.)
Проблемный вопрос почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а других – две Н?
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Цели урока: Что должны узнать? От чего зависит выбор количества Н в прилагательных Чему научиться? Выбирать количество Н в прилагательных Где это пригодится? При сдаче экзаменов ГИА-9 , ЕГЭ-11, в письменной речи
Материал для исследования Гусиный Кожаный Глиняный От какой части речи образованы данные прилагательные? С помощью каких суффиксов? Сколько Н пишется?
Результаты исследования Гусиный ← гус ь (сущ.) -ин- Кожаный ← кож а (сущ.) -ан- Глиняный ← глин а (сущ.) - ян - Н
Заполняем таблицу Н НН В прил., образованных от сущ. при помощи -ин-, -ан-, - ян -.
Материал для исследования Стеклянный Оловянный Деревянный От каких слов образованы прилагательные? С помощью какого суффикса? Сколько Н пишется? Подчиняются ли данные прилагательные общему правилу? Как в русском языке называют подобные слова?
Результаты исследования Стеклянный ← стекл о (сущ.) - янн - Оловянный ← олов о (сущ.) - янн - Деревянный ← дерев о (сущ.) - янн - НН Слова-исключения
Заполняем таблицу Н НН В прил., образованных от сущ. при помощи -ин-, -ан-, - ян -. Запомни! Стеклянный, оловянный, деревянный.
Как запомнить слова-исключения? Посмотрите на окно: деревянная рама, оловянные ручки, стеклянное полотно
Материал для исследования Традиционный Клюквенный Каменный От какой части речи образованы данные прилагательные? С помощью каких суффиксов? Сколько Н пишется?
Результаты исследования Традиционный ← традиц ия (сущ.) - онн - Клюквенный ← клюкв а (сущ.) - енн - Каменный ← камен ь (сущ.) - енн - НН
Заполняем таблицу Н НН В прил., образованных от сущ. при помощи -ин-, -ан-, - ян -. В прил., образованных от сущ. при помощи - онн -, - енн -. Запомни! Стеклянный, оловянный, деревянный.
Материал для исследования Павлиний Бараний Тюлений От каких существительных образованы? Сколько Н? Чем является Н?
Результаты исследования Павлиний ← павлин (сущ.) Бараний ← баран (сущ.) Тюлений ← тюлен ь (сущ.) Н Это слова без суффиксов!
Н НН от существительных -ИН- гусИНый -АН- кожАНый -ЯН- глинЯНый Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый от существительных -ЕНН- клюквЕННый -ОНН- традициОННый Запомни ! ветрЕНый , (но с приставкой – безветреННый ) Запомни! Н входит в корень павлиНий , зелёНый , сиНий , свиНой , багряНый , юНый , румяНый , фазаНий , тюлеНий , бараНий от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый стариННый
Физминутка
Проверь себя 1. Исти НН ый ( исти Н а + Н ) 2. Маши НН ый ( маши Н а + Н ) 3. Производств ЕНН ый 4. Стекл ЯНН ый ( искл . ) 5. Безветр ЕНН ый 6. Пусты НН ый ( пусты Н я + Н ) 7. Станци ОНН ый 8. Глин ЯН ый 9. Лу НН ый ( лу Н а + Н ) 10. Бараба НН ый ( бараба Н + Н ) 11. Овс ЯН ая
Оцени себя Верно выполненное задание – 2 балла С одной/двумя ошибками – 1 балл
Проверь себя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Н НН Н Н НН Н НН Н Н Н
Оцени себя Нет ошибок – 3 балла Одна ошибка – 2 балла Две/три ошибки - балл
Проблемный вопрос почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а других – две Н?
Оценка за урок «5» – 5-6 баллов «4» – 4-3 балла «3» – 2 балла
Рефлексия Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
Цели урока: Что должны узнать? От чего зависит выбор количества Н в прилагательных Чему научиться? Выбирать количество Н в прилагательных Где это пригодится? При сдаче экзаменов ГИА-9 , ЕГЭ-11, в письменной речи
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Журнал исследователя – языковеда
Фамилия, имя ____________________________________________________
Дата _____________________________________________________________
Тема исследования________________________________________________
__________________________________________________________________
Определите способ образования следующих прилагательных:
Лебединый - ____________________________________________________
Глиняный - _____________________________________________________
Традиционный - _________________________________________________
Каменный - _____________________________________________________
Проблемный вопрос: почему в одних именах прилагательных пишется одна Н, а в других – две Н?
Материал для исследования 1.
Гусиный_____________________________________________________
Кожаный_____________________________________________________
Глиняный____________________________________________________
Материал для исследования 2.
Стеклянный__________________________________________________
Оловянный___________________________________________________
Деревянный__________________________________________________
Материал для исследования 3.
Традиционный_________________________________________________
Клюквенный___________________________________________________
Каменный_____________________________________________________
Материал для исследования 4.
Павлиний______________________________________________________
Бараний_______________________________________________________
Тюлений_______________________________________________________
Результаты исследования
Н | НН |
Запомни! | Запомни! ветрЕНый, (но с приставкой – безветреННый) |
Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий | от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый стариННый |
1. Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.
|
|
Оцени себя: _______ баллов
- Буквенный диктант. Учитель диктует прилагательные, вы под цифрой записываете Н или НН:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оцени себя: ________ баллов
Оценка за урок_________________________________________________
3. Рефлексия.
Выберите и подчеркните то, что характеризует ваши ощущения после проведённого урока.
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
4. Дополнительное задание.
Вставьте пропущенные буквы. Составьте с прилагательными словосочетания.
Кури...ый, гуси...ый, соловьи...ый, лошади...ый, голуби...ый.
Ржа....ой, кожа…ый, стекля... ый, серебря...ый, глиня...ый, ледя...ой, деревя... ый.
Хозяйстве…ый, торжестве…ый, соломе…ый, тыкве…ый, революйио…ый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных"
В данной перфокарте есть слова для проверки знаний в 6 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных", 2 варианта....
Презентация"Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных"
Познакомить учащижся с условиями н -нн в суффиксах имен прилагательных...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных"
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных" содержит также приложения к уроку....
Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.
Материал для подготовки к ЕГЭ иОГЭ....
Презентация «Две буквы н в суффиксах имён прилагательных».
Знакомство учащихся с правописанием одной и двух н в суффиксах прилагательных....
«Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных»
Конспект урока русского языка в 6 классе...
Тема: Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных 6 класс
Тема: Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательныхТип урока: урок открытия новых знаний. Оборудование: Учебник: Русский язык. 6 класс. ...