Дидактический материал
материал по русскому языку (6 класс) на тему
Дидактический матяериал к урокам русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_predlozheniy_5-6_klass.docx | 12.2 КБ |
glasnye_o-yo_posle_shipyashchih.docx | 15.15 КБ |
izlozheniya_5_klass.docx | 22.53 КБ |
kompleksnaya_proverochnaya_rabota5_kl.doc | 94.5 КБ |
poslovitsy_na_vse_pravila.docx | 20.34 КБ |
kontrolnye_diktanty_5_klass.docx | 19.97 КБ |
pristavki_na_-z_i_-s_-pri_i-_pre.docx | 27.87 КБ |
proverochnaya_5_klass_1_chetvert.docx | 14.92 КБ |
analiz_teksta_n_i_nn.docx | 15.88 КБ |
deeprichastnye_oboroty_testy.docx | 14.43 КБ |
kontrolnaya_rabota_po_orfoepii.docx | 15.68 КБ |
ne_slitno_i_razdelno.docx | 17.52 КБ |
n_i_nn.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите по составу выделенное слово. Разберите фонетически подчеркнутое слово.
Утром сюда прилетят серые куропатки и воспользуются заячьей работой.
__________________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите по составу выделенное слово. Разберите фонетически подчеркнутое слово.
По высокому синему небу пробежала синяя тучка.
__________________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите по составу выделенное слово. Разберите фонетически подчеркнутое слово.
Весенняя ночь стояла над горами, над лесом, над речкой.
__________________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите по составу выделенное слово. Разберите фонетически подчеркнутое слово.
Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и звенит.
___________________________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите по составу выделенное слово. Разберите фонетически подчеркнутое слово.
Горы уже не синеют, а расходятся в закатных лучах.
___________________________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите по составу выделенное слово. Разберите фонетически подчеркнутое слово.
Птица далеко летает, да старое гнездо не забывает.
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите морфологически выделенное слово.
Осенний лес торжествен и печален.
__________________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите морфологически выделенное слово.
Я читал в старых книгах, как шуршат звери.
_______________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите морфологически выделенное слово.
Однажды кот разрыл в сарае жестяную банку с червями.
_______________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите морфологически выделенное слово.
Ближаший лагерь расположился в лесистой местности.
________________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите морфологически выделенное слово.
Голос вожатой тоньше и звонче.
___________________________________________________________________
Выполните полный синтаксический разбор. Разберите морфологически выделенное слово.
Когда выпадает свободный день, горожанин торопится уехать из города.
Предварительный просмотр:
Проверьте свои знания!
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Беч..вка, деш..вый, крыж..вник, бесш..вный, |
|
Задание 2. Составьте предложения со следующими словами (первое слово в каждой паре – глагол, второе – имя существительное). Отметьте номер соответствующей схемы.
Ожег – ожог, пережег – пережог, поджег – поджог.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.
1. Морские границ.., строительство гостиниц.., бледнолиц..й юноша. 2. Сестриц..на игрушка. 3. Администрац..я завода, мощная демонстрац..я, техническая интеллигенц..я, редакц..я газеты, геологическая экспедиц..я, отличная дисц..плина, ц..ферблат часов, отважный мотоц..клист, свободная нац..я, страшная ц..нга, умелый |
№ ___ |
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Беч..вка, деш..вый, крыж..вник, бесш..вный, |
|
Задание 2. Составьте предложения со следующими словами (первое слово в каждой паре – глагол, второе – имя существительное). Отметьте номер соответствующей схемы.
Ожег – ожог, пережег – пережог, поджег – поджог.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.
1. Морские границ.., строительство гостиниц.., бледнолиц..й юноша. 2. Сестриц..на игрушка. 3. Администрац..я завода, мощная демонстрац..я, техническая интеллигенц..я, редакц..я газеты, геологическая экспедиц..я, отличная дисц..плина, ц..ферблат часов, отважный мотоц..клист, свободная нац..я, страшная ц..нга, умелый |
№ ___ |
Предварительный просмотр:
В СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ
Альке не давалась арифметика. Целый месяц он героически решал задачи, а вот сегодня — первая пятерка! Он вылетел из школы, напевая. Погода была хорошая, светило яркое солнце, и Альке показалось, что весь мир улыбается вместе с ним. Размахивая портфелем, он налетел на маленькую старушку и нечаянно толкнул ее. Она несла яблоки в кульке, и яблоки посыпались по асфальту. Алька оторопел, отпрыгнул в сторону и... побежал.
— Хоть бы извинился. Ну и дети теперь пошли, сущие хулиганы, — сказал ему вслед сердитый дворник и долго еще качал головой.
Но Алька про хулиганов уже не слышал, он остановился только через два квартала, лицо его горело, сердце стучало.
«Вот какая глупость... Ну ладно, толкнул. А кто узнает?» — сказал себе Алька. Но на сердце стало прескверно. Выходит, что нехорошие дела мучают, даже если никто из знакомых не видел.
И вдруг торопиться домой Альке расхотелось. И мир изменился: солнце-то светило, а все равно было холодно, дул ветер, трепал афиши и подгонял озабоченных хмурых прохожих. Алька шел куда глаза глядят...
(163 слова)
Предварительные задания
Ответить на вопросы:
- Почему Алька выбежал радостный из школы?
- Какой ему показалась природа?
- Отчего померкла радость Альки?
- Какой стала представляться Альке природа после случившегося?
5. Что мог предпринять мальчик, чтобы искупить свою вину?
Примерный план изложения
- Первая пятерка.
- Обидел старушку.
- Раскаяние.
- Что делать?
Обратите внимание на написание выделенных в тексте слов. Повторите знаки препинания при прямой речи и при диалоге, в сложных предложениях и при однородных членах.
Проверьте безударные гласные в корне, безударные личные окончания глаголов, правописание приставок, не с глаголами.
Как вы понимаете значение слова сущие (хулиганы)? Сущая правда, сущие пустяки, т. е. истинные, настоящие.
ВОЛЧИХА И ЩЕНОК
Волчиха помнила, что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки, и когда она не так давно пробегала мимо, то ей послышалось, будто в хлеву блеяли. И теперь, подходя к зимовью, она соображала, что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята непременно. Ее мучил голод, и от таких мыслей зубы у нее щелкали и глаза светились в потемках, как два огонька.
По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не провалилась; на нее вдруг прямо в морду пахнуло теплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягненок. Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами, и в то же время в хлеву что-то завизжало, залаяло и залилось тонким, подвывающим голоском; овцы шарахнулись к стенке, и волчиха, испугавшись, схватила что первое попалось в зубы и бросилась вон...
Она бежала, напрягая силы. Когда мало-помалу все затихло, волчиха успокоилась немного и стала замечать, что ее добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто тверже, чем бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки...
Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягненок, а щенок, черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с белым пятном во весь лоб. Он облизал свою помятую, раненую спину и, как ни в чем не бывало, замахал хвостом и залаял на волчицу. Она зарычала, как собака, и побежала от него.
(По А. П. Чехову. 258 слов)
Подготовительная работа
Разделите текст на части и составьте план.
- Мысли голодной волчихи.
- Волчиха над хлевом.
- Прыжок через отверстие в крыше.
- Бегство с добычей.
- Странная добыча.
- Щенок вместо ягненка.
Проверьте написание слов: щенок, баран, будто, хлев, блеять, времени, ягнята, непременно, пахнуло, почувствовав, что-то, завизжало, залаяло, напрягая, мало-помалу, немного, как будто, волокла, какие-то, положила, порода, как ни в чем не бывало, замахал, залаял.
ПЕСТРУХИН
Мальчишки похвалились у крыльца:
– А у нас Пеструхин есть!
Пеструхиным оказался молодой нарядный дятел, которого накрыли кепкой, когда он доверчиво выглянул из дупла.
– А ну, отдайте мне! – строго приказал я детям.
Без колебания отдали дети Пеструхина и облегченно вздохнули, словно с них снималась вина за недозволенный поступок.
К вечеру Пеструхин клевал мятый картофель и творог с моей ладони. На следующий день я дал ему земляных червей. Он принялся алчно их клевать.
После завтрака Пеструхин стал летать по комнате и весело покрикивать.
Невероятно быстро теперь он привыкал ко мне. Когда я сидел за письменным столом, Пеструхин цеплялся коготками за мои брюки и повисал, как на дереве. Так он мог висеть часами. Когда Пеструхин начинал летать, его крылья рябели, как присыпанная снежком осенняя пашня.
Как-то Пеструхин разбудил меня на рассвете. Он сидел на голове и теребил меня за волосы. Я понял: мой гость просил червей. Я встал и пошел за червями – гостям надо всегда делать приятное.
Такие побудки стали повторяться ежеутренне. Если я крепко спал, Пеструхин разрешал себе вольничать – он давал мне щелчка своим клювом.
Расставание с Пеструхиным было печальное и неожиданное. Он наклевался мореных мух на подоконнике и околел.
Хоронили Пеструхина те же мальчики, что принесли его из лесу. Они положили Пеструхина на молодое сено, засыпали землей, заложили могилку дерном и, помолчав, пошли.
Пеструхина не стало.
(В. Ф. Боков. 215 слов)
I. Ответить на вопросы по содержанию: 1. Почему автор велел мальчикам отдать дятла? 2. Как относился рассказчик к Пеструхину? 3. Научила ли чему-нибудь мальчиков история с дятлом?
II. Составить план:
- У мальчиков Пеструхин.
- Дятел освоился.
- Ежеутренние побудки.
- Печальное расставание.
III. Образовать однокоренные слова: доверчиво, вера, верный, заверение, доверять...
Установить разницу между словами поступок и проступок.
Записать глагол положить с другими приставками: за, от, пере, с, под.
IV. Проверить написание слов: доверчиво, колебание, облегченно, недозволенный, картофель, ладонь, коготки, ежеутренне, неожиданный, мореный, подоконник, околеть.
Найдите в толковом словаре значение слова алчно.
РЕЗИНОВАЯ ЛОДКА
Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. Мы привезли ее в деревню и испытали ее на мелком месте, около Чертова моста.
Десятки мальчишек плавали около лодки, свистели, хохотали и ныряли, чтобы увидеть лодку снизу. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.
Белый мохнатый щенок с черными ушами – Мурзик – лаял на нее с берега и рыл задними ногами песок. Это значило, что Мурзик разлаялся не меньше чем на час.
Больше всего Мурзик изводил нас лаем и попытками сгрызть все, что ему попадало под руку... Грыз Мурзик молча и долго. Изгрызенные и замусоленные вещи он всегда сносил в чулан, где мы их и находили.
Наконец Мурзик добрался и до резиновой лодки. Он долго пытался ухватить ее за борт, но лодка была очень туго надута, и зубы скользили. Ухватить было не за что.
Тогда Мурзик полез в лодку и нашел там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух. Мурзик лег, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.
Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он ее разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная и невероятная вещь.
Густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах.
После этого случая Мурзика наказали.
Мурзик извинялся. Завидев кого-нибудь из нас, он начинал подметать хвостом пыль около забора и виновато поглядывать в глаза.
Но мы были непреклонны – хулиганская выходка требовала наказания.
(По К. Г. Паустовскому. 269 слов)
I. Вопросы по содержанию
- Почему мальчишки плавали около новой лодки?
- Как отнесся к лодке Мурзик?
- В чем состояла его главная привычка?
- Какие глаголы помогают олицетворить лодку?
- Сумел ли К. Г. Паустовский показать переживания щенка?
II. Грамматические задания
1. Объясните постановку знаков препинания.
- Обратите внимание на написание следующих слов: сжевать, черепаха, снизу, крапива, извиняться, непреклонны, хулиганская, резиновая, мохнатый.
- Проверьте безударные гласные в словах: св...стели, х...х...тали, изв...дил, сн...сил, нах...дили, ск...льзили, не подд...валась, нак...зали, подм...тать, вых...дка.
III. Составьте план и напишите по нему изложение
Примерный план
- Испытание новой резиновой лодки.
- Всеобщий интерес к ней.
- Попытка Мурзика сгрызть все.
- «Пробка ему начинала нравиться».
- Страшная и невероятная вещь.
- «Хулиганская выходка требовала наказания».
Предварительный просмотр:
Комплексная проверочная работа
Раздел «Чтение: работа с текстовой информацией»
Прочти текст и выполни задания 1-5.
В СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ (1) Альке не давалась арифметика. (2)Целый месяц он героически решал задачи, а вот сегодня — первая пятерка! (3) Он вылетел из школы, напевая. (4) Погода была хорошая, светило яркое солнце, и Альке показалось, что весь мир улыбается вместе с ним. (5) Размахивая портфелем, он налетел на маленькую старушку и нечаянно толкнул ее. (6) Она несла яблоки в кульке, и яблоки посыпались по асфальту. (7) Алька оторопел, отпрыгнул в сторону и... побежал. (8)— Хоть бы извинился. (9)Ну и дети теперь пошли, сущие хулиганы, — сказал ему вслед сердитый дворник и долго еще качал головой. (10) Но Алька про хулиганов уже не слышал, он остановился только через два квартала, лицо его горело, сердце стучало. (11) «Вот какая глупость... (12) Ну ладно, толкнул. (13) А кто узнает?» — сказал себе Алька. (14) Но на сердце стало прескверно. (15) Выходит, что нехорошие дела мучают, даже если никто из знакомых не видел. (16) И вдруг торопиться домой Альке расхотелось. (17) И мир изменился: солнце-то светило, а все равно было холодно, дул ветер, трепал афиши и подгонял озабоченных хмурых прохожих. (18) Алька шел куда глаза глядят... |
- Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему померкла радость Альки?»
Обведи нужную цифру.
1) Алька обиделся на дворника.
2) Его мучило нехорошее дело, которое он совершил.
3) На улице было холодно.
4) Алька привык к своим успехам.
2. Какое из высказываний, приведенных ниже, соответствует теме прочитанного текста? Обведи нужную цифру.
1) Случай на уроке.
2) Случай на улице.
3) Настроение человека.
4) Поступки человека.
3. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Алька шел куда глаза глядят?»
Обведи нужную цифру.
1) У него испортилось настроение из-за плохой погоды.
2) Мир изменился из-за ветра.
3) Дома Альку никто не ждал.
4) На сердце было тяжело из-за случая со старушкой.
4. Определи, какой тип речи представлен в тексте. Обведи нужную цифру.
1) описание
2) повествование
3) рассуждение
4) повествование и рассуждение
5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «нечаянно» (предложение 5). Обведи нужную цифру.
1) резко
2) случайно
3) специально
4) быстро
Раздел «Русский язык»
Прочти текст и выполни задания 6-13.
ВОЛЧИХА И ЩЕНОК (1) Волчица бежала, напрягая силы. (2) Когда мало-помалу все затихло, волчиха успокоилась немного и стала замечать, что ее добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто тверже, чем бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки... (3) Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением. (4) Это был не ягненок, а щенок, черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с белым пятном во весь лоб. (5) Он облизал свою помятую, раненую спину и, как ни в чем не бывало, замахал хвостом и залаял на волчицу. (6) Она зарычала, как собака, и побежала от него. (По А. П. Чехову). |
6. В каком слове звуков больше, чем букв? Обведи нужную цифру.
1) стала 2) вдруг 3) ягненок 4) облизал
7. В каком слове все звуки звонкие? Обведи нужную цифру.
1) немного 2) щенок 3) хвостом 4) тверже
8. Выбери схему, которая соответствует составу слова раненую. Обведи нужную цифру.
1) ¬ ^
2) ¬
3)
4) ^
9. Из шестого предложения (Она зарычала, как собака, и побежала от него.) выпиши главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).
Ответ: _______________________________________________________
10. Установи соответствие между словами из второго предложения (Когда мало-помалу все затихло, волчиха успокоилась немного и стала замечать, что ее добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто тверже, чем бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки...) и частями речи. К каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца. Запиши ответ в таблице.
слова | части речи |
1) она | а) имя прилагательное |
2) странные | б) предлог |
3) в | в) имя существительное |
4) зубах | г) глагол |
д) местоимение |
Ответ: | |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
11. Из пятого предложения (Он облизал свою помятую, раненую спину и, как ни в чем не бывало, замахал хвостом и залаял на волчицу) выпиши однородные сказуемые.
Ответ: _______________________________________________________
12. В каком ряду слов все глаголы II спряжения? Обведи нужную цифру.
1) зарычала, залаяла
2) облизал, замахал
3) остановилась, положила
4) отскочила, бывают
13. Из предложений (Он облизал свою помятую, раненую спину и, как ни в чем не бывало, замахал хвостом и залаял на волчицу. Она зарычала, как собака, и побежала от него) выпиши слов с непроверяемой безударной гласной.
Ответ: _______________________________________________________
14. В каком ряду во всех словах пишется буква пишется буква Ь? Обведи нужную цифру.
1) нож_, глуш_ 2) молодеж_, мощ_. 3) дич_, туч_ 4) дач_, полноч_
15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
Обведи нужную цифру.
1) докУмент 2) свЁкла 3) звОним 4) пОртфель
16. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.
Обведи нужную цифру.
1) на чужбин_, об иде_
2) на ветк_, в гостиниц_
3) на берегу речк_, на конференци_
4) в Росси_, в музе_
Комплексная проверочная работа
Раздел «Чтение: работа с текстовой информацией»
Прочти текст и выполни задания 1-5.
(1) Барсучьи норы у нас расположены в еловом лесу. (2) На высоком яру тут все норы барсучьи, как город, а внизу речка бежит. (3) На этом месте егерь Алексей Михайлович, помню, рассказывал один случай с лисицей. (4) Ночевать эта лисица постоянно ходила в одно место, тут недалеко. (5) Я пересек все следы лыжей, а один след не тронул и на ходу поставил капкан. (6) Случилось, лисица и попала в этот капкан и затащила его в барсучью нору над речкой. (7) Вырубил я крюк аршина в три, зацепил капкан, стал тянуть да как-то оступился и аршина всего на два отъехал вниз. (8) Сгоряча, когда меня вниз кинуло, не успел я крюк выпустить, выволок лисицу, и она с капканом на меня поехала. (9) Лисица в капкане очень зла, глаза гуляют. (10) Как она меня тут не изуродовала, не знаю. (11) Бросил я тогда вниз и ружье, и крюк, перекинулся назад и покатился по яру вниз головой. (12) Она же с капканом поехала вслед за мной. (13) Летели мы, летели – и бух в воду. (14) Удивляюсь, прямо удивляюсь, как это она меня не изуродовала. (15) Видно, умная какая-то лисица была. (По М.Пришвину) |
- Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «У кого произошла встреча с лисицей?»
Обведи нужную цифру.
1)У незнакомого охотника.
2)У егеря Алексея Михайловича.
3)У М.Пришвина.
4)У барсуков.
2.Какое из высказываний, приведенных ниже, соответствует теме прочитанного текста?
Обведи нужную цифру.
1)Еловый лес.
2)Встреча с егерем.
3)Случай с егерем.
4)Барсучьи норы.
3.Каков замысел автора данного текста:
Обведи нужную цифру.
1)Рассказать о последовательно сменяющих друг друга событиях.
2)Объяснить причину происшедшего.
3)Описать состояние охотника.
4)Поразмышлять о природе.
4.Определи, какой тип речи представлен в тексте.
Обведи нужную цифру.
1)описание
2)повествование
3)рассуждение
4)описание и рассуждение
5.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «гуляют» (предложение 9).
Обведи нужную цифру.
1)совершают прогулку
2)перемещаются в разных направлениях
3)имеют выходной день
4)веселятся
Раздел «Русский язык»
Прочти текст и выполни задания 6-13.
(1)Ясным летним утром в траве переливаются разными цветами алмазы. (2)Это капли росы собрались в листьях травы и весело блестят в лучах солнца. (3) Если ты неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится. (4) Ты и не заметишь, как проскользнет она шариком на землю. |
6.В каком слове звуков больше, чем букв?
Обведи нужную цифру.
1)весело 2)капелька 3)ясным 4)она
7.В каком слове все согласные звуки парные?
1)землю 2)скатится 3)блестят 4)сорвешь
8. Выбери схему, которая соответствует составу слова капелька.
1) ^
2)
3) ^
4)
9. Из первого предложения (Ясным летним утром в траве переливаются разными цветами алмазы.) выпиши главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).
Ответ: ___________________________________________________
10. Установи соответствие между словами из четвертого предложения (Ты и не заметишь, как проскользнет она шариком на землю.) и частями речи. К каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
слова части речи
1)шариком а)предлог
2)проскользнет б)глагол
3)она в)имя существительное
4)на г)местоимение
д)имя прилагательное
Ответ: | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
11.Найди предложение с однородными членами и выпиши эти однородные члены.
Ответ:________________________________________________________
12.В каком ряду слов все глаголы I спряжения?
Обведи нужную цифру.
1)начинают, унесла
2)пересушит, построила
3)разрисовала, гладить
4)мыслить, зажигает
13.Выпиши слово с разделительным Ь.
Ответ:_____________________________________________________
14.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О?
Обведи нужную цифру.
1)г_ворил, прин_сил, скв_рцы
2)п_левой, стор_ж, с_довник
3)б_льшой, п_хучий, д_ждевой
4) г_лова, ск_зать, зв_нить
15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
1)нАчал
2)бАлую
3)звОнишь
4)воротА
16. В каком ряду в падежных окончаниях пишется буква Е?
1)плавая на пароход_, путь в океан_, двигавшимся в ноч_
2)не охватывало счасть_, на лиственниц_, в глубоком мор_
3)на зеленом газон_, вдоль дорог_, на озер_
4)в глубоком колодц_, спелой рж_, на верхней полк_
Ответы:
1 | 2 |
2 | 3 |
3 | 3 |
4 | 2 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 2 |
8 | 3 |
9 | переливаются алмазы |
10 | 1 – в 2 –б 3 – г 4 - а |
11 | собрались, блестят |
12 | 1 |
13 | в листьях |
14 | 1 |
15 | 1 |
16 | 2 |
1 | 2 |
2 | 4 |
3 | 4 |
4 | 4 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 1 |
8 | 4 |
9 | она зарычала, побежала |
10 | 1 – д 2 –а 3 – б 4 - в |
11 | облизал, помахал, залаял |
12 | 3 |
13 | собака |
14 | 2 |
15 | 2 |
16 | 3 |
Предварительный просмотр:
Делу время – потехе час. Парные звонкие и глухие согласные. Падежные окончания существительных. Окончания прилагательных. | Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Буквосочетания нч, чн, нщ, чк, щн и др. Мощный каменщик зимой
Правописание слов с ь – показателем мягкости. Непроверяемые безударные гласные. Правописание не с глаголами. |
Предварительный просмотр:
МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ
Текст 1
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Солома в крестьянском хозяйстве всегда была нужным материалом. Самое широкое применение она нашла в Полесье. Из соломы делали шкатулки и сундучки, мужские шляпы, ткали полотно для салфеток и занавесок. Из соломы с лозой плели бельевые корзинки, короба для хранения зерна и продуктов, бочки, заплечные люльки для детей, игрушки.
У соломы много оттенков. Чтобы получить золотой цвет, ее сушат на солнце. А потом из стеблей делают баранов, павлинов, коней... сценки из народной жизни, сказочные композиции. (74 слова.)
(Календарь школьника)
Текст 2
В лощине между сопками, где зеленеют «елочки» амурского папоротника, слышались тонкие трели. Я направился на звуки. Возле колючего стволика пальмы – аралии раскачивается из стороны в сторону коричневая веточка с бутончиками красных ягод. А рядом порхает синичка в своем голубоватом сюртучке. Я пошел к тому месту, где скрылась в траве птичка. Она выпорхнула почти из-под ног.
Передо мной появилась веточка с ягодами. Женьшень! На буром морщинистом стебле возвышался над землей зонтик из желтых листьев. А над зонтиком находилась упругая стрелка с букетом красных мягких ягод.
«Спасибо тебе, птичка, за редкий трофей!» – поблагодарил я синичку. (92 слова.)
(По М. Деменку)
БОЛЬШАЯ БУКВА
Текст 1
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ
Музыка Петра Ильича Чайковского тесно связана со стихией сказки.
В 1873 году на сцене Большого театра состоялась премьера пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» с музыкой Чайковского. Пьеса Островского имеет подзаголовок «Весенняя сказка». И музыка Чайковского к ней светлая, прозрачная.
А к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» композитор обращался даже дважды. Первая редакция оперы называлась «Кузнец Вакула», вторая – «Черевички». Обаяние сказочной зимней ночи, характеры простодушного силача Вакулы, его невесты-красавицы Оксаны, смешного черта нашли свое отражение в музыке Чайковского. (76 слов.)
(Календарь школьника)
Текст 2
Шла первая четверть XVIII века. Ветер больших перемен гулял над болотистым Петербургом. Молодой царь Петр I торопился строить Россию. Он вел войны со шведами за выход в Балтийское море, закладывал на Урале заводы, посылал купцов торговать в Голландию и Англию.
Обратился Петр и к своей мечте – разведать морской путь через Северный Ледовитый океан в Китай и Индию...
Во главе экспедиции Петр поставил Витуса Беринга. Экспедиции было предложено построить на Охотском море два корабля и начать плавание.
Когда суда были готовы, моряки опробовали их у берегов Камчатки и Чукотки, а потом отважные путешественники вышли на кораблях «Святой Петр» и «Святой Павел» к берегам Америки. (103 слова.)
(По С. Сахарнову)
О и Е после щипящих и Ц
Текст 1
Была середина марта. Мы ждали скворцов. Много сотен верст им нужно лететь со своих зимних становищ. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Сколько опасностей в пути.
Птицы особенно чутки к переменам погоды. И предугадывают их. Но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигнет ураган. Счастье для птиц, если встретится морское судно. Целой тучей опускаются они на палубу, на борта. И моряки не обидят их.
Перелет скворцы совершают очень быстро. Прилетят на знакомое место вечером, подкормятся, подремлют ночь, утром опять в путь. (86 слов.)
(По А. И. Куприну)
Текст 2
Туман исчез. Первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы... Через несколько минут мы все уже крепко спали. Это был первый переезд до Багрова.
Солнце стояло еще очень высоко, когда мы с крутой горы увидели Багрово. Оно лежало в долине между двух больших прудов, которые заросли камышом. Я все это очень хорошо рассмотрел.
Через несколько минут остановились мы у крыльца дома. (70 слов.)
(По С. Т. Аксакову
КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕНА ШИПЯЩ
Текст 1
В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. На березах еще оставался желтый лист. Ель и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишь царила кругом. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжелая осенняя волна...
Избушка Тараса стояла на том же месте, но казалась выше, потому что не стало окружавшей ее высокой травы. Выскочил пес Соболько. Теперь он узнал меня и ласково завилял хвостом. Тарас был дома. Он чинил невод для зимнего лова. (105 слов.)
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку
Текст 2
Мне пришлось заночевать почти на самом горном перевале, на правом берегу бойкой горной речонки. Ночлег был выбран проводником с расчетом, чтобы иметь защиту от свежего ветра. Охотник Артемий провел меня лишнюю версту, пока мы добрались до хорошего уголка.
Подъем по горному ущелью труден вообще, а уставшему человеку кажется бесконечным. Тропинка теряется в камнях. Почти над самой головой несутся низкие осенние облака, быстро надвигается осенняя ночь. Безымянная горная речка пробила себе дорогу по каменистому дну ущелья. Растительности на этой высоте уже совсем мало. По скалам лепится только горная ель. Камни покрыты разноцветными лишайниками. Между камнями желтеет мох; и только изредка попадаются полянки, которые покрыты травой. Трава сухая и жесткая. (109 слов.)
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Текст 3
Я стоял на вершине пологого холма. Передо мною то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю, не струился душный воздух. Назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило. Но тяжелая мрачная туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Все притаилось... Все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы. Попрятались даже воробьи.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду. Туча не двигалась.
Прошло несколько мгновений. Стояла жестокая тишь…
И вот наконец сорвалась буря. Я едва домой добежал. Все захлестал ливень. (100 слов.)
(По И. С. Тургеневу)
Текст 4
У большого пруда за городом отведено место для садовых участков и огородов. Дач здесь много. С ранней весны до поздней осени трудятся здесь по выходным дням горожане. Хорошо работается на свежем воздухе, вдали от городской суеты.
Над крышей почти каждого дачного домика расположен скворечник. Большую помощь оказывают птицы садоводам и огородникам. Они уничтожают вредителей. Вес ежедневно съедаемых синицей насекомых равняется весу самой птицы. Скворец, пока выведет своих птенцов, истребляет 7-8 тысяч майских жуков и их личинок, большое количество гусениц. Скворец ценен тем, что уничтожает вредных насекомых в верхних слоях почвы, туда не могут проникнуть другие птицы. Скворцы успешно борются и с саранчой. (99 слов.)
ЧЕРЕДОВАНИЯ
Текст 1
Не успел я дойти до опушки леса, как увидел, что огромный тигр лежал на брюхе. Голова его покоилась на передних лапах. Длинное желтое тело тигра было испещрено поперечными черными полосами. Он шевельнул хвостом и как будто приподнял голову, посмотрел в мою сторону. Я спрятался за большой кедр.
Что делать? Стрелять? Но такого зверя одним выстрелом не убьешь. Стрелять в воздух? Но этим только привлечешь к себе его внимание. Сердце мое готово было выскочить из груди.
Под ногой у меня хрустнула веточка. Страшный зверь вновь взглянул в мою сторону.
Вдруг я увидел человека. Он поравнялся с тигром, перешагнул через него и пошел дальше. И тут все стало мне ясно.
Вместо тигра на поляне лежала большая колодина темного цвета. (117 слов.)
(По В. К. Арсеньеву)
Текст 2
Старый воробей Сидор всю зиму жил в избе у Кузьмы. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук. Когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать.
Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыш падали длинные капли. Горячий снег бил в оконце. Орали галки.
Варюша выглянула на улицу. Теплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы.
«Вот и весна!» – сказала Варюша. (93 слова.)
(По К. Паустовскому)
Текст 3
Над рекой всегда было беспокойно. Там хлопотали разные птицы. Пониже птиц, над всякими цветами летали ворсистые шмели, пчелы и стрекозы.
Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и рассматривали его выпуклыми глазищами.
И в воде было хорошо. Смотришь на нее с берега, так и хочется нырнуть и поглядеть в глубину. И все чудится, что ползет по дну рак, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами.
Постепенно звери и птицы привыкли к Пете, а потом полюбили. Он не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью. (101 слово.)
(По К. Паустовскому
Предварительный просмотр:
Задание 1. Выпишите слова в две колонки. Вставьте пропущенные буквы.
Например:
З безвкусный ( ___) | С беспечный ( ___) |
Бе..печный, бе..вкусный, бе..платный, бе..корыстный, бе..пощадный, бе..голосый, бе..церемонный, бе..дорожный, бе..характерный, бе..нравственный, бе..толковый, бе..грешный, бе..жизненный, бе..численный, бе..ропотный, бе..шумный, бе..лиственный, бе..предельный, бе..звездный, бе..участный, бе..спорный, и..страдавшийся, мирово..зренческий.
________________________________________________________
Задание 1. Выпишите слова в две колонки. Вставьте пропущенные буквы.
Например:
З безвкусный ( ___) | С беспечный ( ___) |
Бе..печный, бе..вкусный, бе..платный, бе..корыстный, бе..пощадный, бе..голосый, бе..церемонный, бе..дорожный, бе..характерный, бе..нравственный, бе..толковый, бе..грешный, бе..жизненный, бе..численный, бе..ропотный, бе..шумный, бе..лиственный, бе..предельный, бе..звездный, бе..участный, бе..спорный, и..страдавшийся, мирово..зренческий.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.
1. Ра..графить | ..доровье | ||
2. Ра..цветать | ..бить | ||
3. Ра..брасывать | 14. ..гребать | ||
4. Во..хождение | 15. И..подтишка | ||
5. Во..главлять | 16. Прои..шествие | ||
6. И..подлобья | 17. И..черпать | ||
7. ..бросил | 18. Ра..будил | ||
8. ..дание | 19. Ра..жечь | ||
9. ..близить | 20. Бе..ценный | ||
10. ..данный | 21. Бе..хитростный | ||
11. ..дача |
Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр..вратности судьбы | |
2. Пр...соединиться к товарищам | |
3. Пр..обрести техническую литературу | |
4. Пр..морский район | |
5. Пр..увеличить недостатки | |
6. Пр..скверное настроение | |
7. Пр..рвать беседу | |
8. Пр..градить путь | |
9. Пр..небрегать советом | |
10. Пр..ступить к занятиям | |
11. Пр..дать преступника суду | |
12. Рассказать старинное пр..дание | |
13. Пр..одолеть пр..пятствие | |
14. Пр.ломление луча | |
15. Незаконные пр..вилегии | |
16. Пр..ступить закон | |
17. Пр..восходная погода | |
18. Забавное пр..ключение | |
19. Пр..неприятное известие | |
20. Непр..ступная крепость | |
21. Существенное пр..имущество | |
22. Беспр..дельный простор |
. --------------------------------------------------------------------------------------------
Вставьте пропущенные буквы.
1. Под..тожить | 12. Роз..ск | ||
2. Пред..дущий | 13. Без..сходный | ||
3. Без..дейный | 14. Вз..скать | ||
4. Небез..звестный | 15. Воз..меть | ||
5. Пред..нфарктный | 16. Сверх..нтеллектуальный | ||
6. Об..скать | 17. Меж..здательский | ||
7. Дез..нформация | 18. С..змальства | ||
8. Без..скусный | 19. Сельхоз..нвентарь | ||
9. Без..мянный | 20. С..ронизировать | ||
10. Сверх..збалованный | 21. Сверх..ндустриальный | ||
11. Без..нициативный | 22. Вз..грать |
Задание. Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр..зидиум | 20. Пр..словутый | ||
2. Небеспр..чинный | 21. Пр..проводить | ||
3. Пр..смыкающийся | 22. Пр..небрегать | ||
4. Пр..тендент | 23. Пр..говаривать | ||
5. Пр..мыкающий | 24. Пр..странный | ||
6. Пр..рекаться | 25. Пр..лестный | ||
7. Пр..знание | 26. Пр..личный | ||
8. Пр..низить | 27. Пр..ступник | ||
9. Пр..хотливый | 28. Пр..кратить | ||
10. Беспр..кословно | 29. Пр..гревает | ||
11. Пр..щуриться | 30. Пр..парат | ||
12. Пр..морье | 31. Пр..уныть | ||
13. Пр..остановить | 32. Пр..вивка | ||
14. Пр..вередничать | 33. Пр..сытиться | ||
15. Пр..митивный | 34. Пр…обладающий | ||
16. Пр..вилегия | 35. Пр..ходящее (явление) | ||
17. Пр..открывать | 36. Пр..неприятное | ||
18. Пр..увеличение | 37. Пр..стиж | ||
19. Пр..станище |
Задание. Вставьте пропущенные буквы.
1. Пр..зидиум | 20. Пр..словутый | ||
2. Небеспр..чинный | 21. Пр..проводить | ||
3. Пр..смыкающийся | 22. Пр..небрегать | ||
4. Пр..тендент | 23. Пр..говаривать | ||
5. Пр..мыкающий | 24. Пр..странный | ||
6. Пр..рекаться | 25. Пр..лестный | ||
7. Пр..знание | 26. Пр..личный | ||
8. Пр..низить | 27. Пр..ступник | ||
9. Пр..хотливый | 28. Пр..кратить | ||
10. Беспр..кословно | 29. Пр..гревает | ||
11. Пр..щуриться | 30. Пр..парат | ||
12. Пр..морье | 31. Пр..уныть | ||
13. Пр..остановить | 32. Пр..вивка | ||
14. Пр..вередничать | 33. Пр..сытиться | ||
15. Пр..митивный | 34. Пр…обладающий | ||
16. Пр..вилегия | 35. Пр..ходящее (явление) | ||
17. Пр..открывать | 36. Пр..неприятное | ||
18. Пр..увеличение | 37. Пр..стиж | ||
19. Пр..станище |
1. Преамбула, престиж, пресловутый
2. Преступить закон, приоритет, примадонна
3. Преувеличение, преломление, предубеждение
4. Признаки, прибывать в город, пресмыкаться
5. Приговор, приземление, преступление
6. Преуспевать, президиум, превосходный
1. Бесшумный, бесполезный, безболезненный
2. Бесплатный, разбрасывать, разливать
3. Нисходящий, воспитывать, бесхитростный
4. Разжечь, издание, испугать
5. Разбросать, разграфить, бесценный
6. Исчерпать, поспевать, исстрадавшийся
1. | ПР. | ПР. | ПР. | 1. | ПР. | ПР. | ПР. | 1. | ПР. | ПР. | ПР. |
2. | ПР. | ПР. | ПР. | 2. | ПР. | ПР. | ПР. | 2. | ПР. | ПР. | ПР. |
3. | ПР. | ПР. | ПР. | 3. | ПР. | ПР. | ПР. | 3. | ПР. | ПР. | ПР. |
4. | ПР. | ПР. | ПР. | 4. | ПР. | ПР. | ПР. | 4. | ПР. | ПР. | ПР. |
5. | ПР. | ПР. | ПР. | 5. | ПР. | ПР. | ПР. | 5. | ПР. | ПР. | ПР. |
6. | ПР. | ПР. | ПР. | 6. | ПР. | ПР. | ПР. | 6. | ПР. | ПР. | ПР. |
1. | ПР. | ПР. | ПР. | 1. | ПР. | ПР. | ПР. | 1. | ПР. | ПР. | ПР. |
2. | ПР. | ПР. | ПР. | 2. | ПР. | ПР. | ПР. | 2. | ПР. | ПР. | ПР. |
3. | ПР. | ПР. | ПР. | 3. | ПР. | ПР. | ПР. | 3. | ПР. | ПР. | ПР. |
4. | ПР. | ПР. | ПР. | 4. | ПР. | ПР. | ПР. | 4. | ПР. | ПР. | ПР. |
5. | ПР. | ПР. | ПР. | 5. | ПР. | ПР. | ПР. | 5. | ПР. | ПР. | ПР. |
6. | ПР. | ПР. | ПР. | 6. | ПР. | ПР. | ПР. | 6. | ПР. | ПР. | ПР. |
1 | ПР. | ПР. | ПР. | 1 | ПР. | ПР. | ПР. | 1 | ПР. | ПР. | ПР. |
2 | ПР. | ПР. | ПР. | 2 | ПР. | ПР. | ПР. | 2 | ПР. | ПР. | ПР. |
3 | ПР. | ПР. | ПР. | 3 | ПР. | ПР. | ПР. | 3 | ПР. | ПР. | ПР. |
4 | ПР. | ПР. | ПР. | 4 | ПР. | ПР. | ПР. | 4 | ПР. | ПР. | ПР. |
5 | ПР. | ПР. | ПР. | 5 | ПР. | ПР. | ПР. | 5 | ПР. | ПР. | ПР. |
6 | ПР. | ПР. | ПР. | 6 | ПР. | ПР. | ПР. | 6 | ПР. | ПР. | ПР. |
1 | 1 | 1 | |||||||||||
2 | 2 | 2 | |||||||||||
3 | 3 | 3 | |||||||||||
4 | 4 | 4 | |||||||||||
5 | 5 | 5 | |||||||||||
6 | 6 | 6 | |||||||||||
1 | 1 | 1 | |||||||||||
2 | 2 | 2 | |||||||||||
3 | 3 | 3 | |||||||||||
4 | 4 | 4 | |||||||||||
5 | 5 | 5 | |||||||||||
6 | 6 | 6 | |||||||||||
1 | 1 | 1 | |||||||||||
2 | 2 | 2 | |||||||||||
3 | 3 | 3 | |||||||||||
4 | 4 | 4 | |||||||||||
5 | 5 | 5 | |||||||||||
6 | 6 | 6 | |||||||||||
1 | 1 | 1 | |||||||||||
2 | 2 | 2 | |||||||||||
3 | 3 | 3 | |||||||||||
4 | 4 | 4 | |||||||||||
5 | 5 | 5 | |||||||||||
6 | 6 | 6 |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа (1-ая четверть)
1 вариант
1. Какое утверждение является неверным?
1) Морфема – значимая часть слова.
2) Однокоренными являются только те слова, которые имеют один и то же корень с общим значением.
3) Все слова в русском языке имеют корень, суффикс и окончание.
4) Определение значения окончания помогает правильно назвать часть речи и форму слова.
2. Какие слова в ряду не являются однокоренными?
1) отец, отечество
2) доля, долина
3) известие, весточка
4) созвездие, звезда
3.Какое слово имеет нулевое окончание?
1) береза
2) назад
3) (нет) мест
4) облако
4. Укажите слово без приставки.
1) вырубить
2) высота
3) удивление
4) покатился
5. В каком из выделенных слов последняя буква не является окончанием?
1) девочка умна
2) аккуратно написала
3) приехал вчера
4) большая ветка
6. В каком слове, кроме корня, есть суффикс и окончание?
1) принесут
2) шахматист
3) посадит
4) блещет
7. Выберите верный ответ: - ишь является окончанием
1) существительное женского рода 3-го склонения
2) глагола 2 спряжения, употребленного в ед. числе, в настоящем времени, в 3 лице
3) глагола 2 спряжения, употребленного в ед. числе, настоящем или будущем времени, во 2 лице
4) глагола в неопределенное форме
8. Выберите неправильное утверждение:
1) погода – имя существительное
2) клевать – инфинитив
3) плохо – наречие
4) вот – союз
9. В каком слове все согласные звуки твердые?
1) чулок
2) задача
3) пружина
4) выпущу
10. В каком слове есть твердый согласный [в]?
1) рукав
2) церковь
3) вкусный
4) февраль
Проверочная работа (1-ая четверть)
2 вариант
1. Какое утверждение является неверным?
1) Основа – часть изменяемого слова без окончания.
2) Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
3) Суффикс – значимая часть слова, которая образует формы одного и то же слова.
4) Среди окончаний может быть нулевое, которое не выражается звуками.
2. Какие слова в ряду не являются однокоренными?
1) бесполезный, польза
2) речной, речь
3) тропинка, тропка
4) зеркальный, Зазеркалье
3.Какое слово имеет нулевое окончание?
1) крыша
2)читаю
3) (из-за) туч
4) вперед
4. Укажите слово без приставки.
1) угомонился
2) ураган
3) побережье
4) утешить
5. В каком из выделенных слов последняя буква не является окончанием?
1) ночь тиха
2) выбежала из дома
3) уедет сегодня
4) осветило лес
6. В каком слове, кроме корня, есть суффикс и окончание?
1) пишут
2) орешник
3) колышет
4) зацепит
7. Выберите верный ответ: - ешь является окончанием
1) существительное женского рода 3-го склонения
2) глагола 1 спряжения, употребленного в ед. числе, в настоящем времени, в 3 лице
3) глагола 1 спряжения, употребленного в ед. числе, настоящем или будущем времени, во 2 лице
4) глагола в неопределенное форме
8. Выберите неправильное утверждение:
1) забраться - инфинитив
2) влево - наречие
3) даже - союз
4) солнышко – имя существительное
9. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) лесник
2) часть
3) шипуч
4) ученик
10. В каком слове есть твердый согласный [д]?
1) наездник
2) код
3) поздно
4) сдача
Предварительный просмотр:
Анализ текста, 6 класс
Вариант 1
(1)По дороге из города мчался старенький грузовик. (2)Над ним высилась груда желтых дли..ых досок.
(3)Алеша увидел круглое, распаренное лицо шофера, которое он утирал бесконечно, даже разглядел его кожа..ую фуражку. (4)Шофер кивнул и помахал, но хода не убавил.
(5)Расстроенный Алеша повернул домой, но потянуло приятной свежестью.
(6)Алеша поднялся на небольшую горку и увидел омут. (7)Медленное течение в омуте ходило воронками. (8)Вода с протяжным гулом врывалась в деревя..ый желоб.
(9)Кот спустился по береговой трав..нистой крутизне, припал к воде всей грудью и быстро залакал узким язычком. (10)Алеша полез тоже к омуту. (11)Он увидел зеленую каме..ую кладочку. (12)Из кладочки торчал деревя..ый желобок, с него тонко цедилась в чистую крохотную лужицу прозрачная струя. (13)С краю лужицы поблескивала на траве жестя..ая самодельная кружка, горевшая при солнце ярким пламенем.
(По Л. Кузьмину)
1. Определите стиль текста
А) публицистический Б) художественный В) научный Г) официально-деловой
2. Определите тип текста, представленный в предложениях 9-13
А) описание Б) описание с элементами повествования В) рассуждение Г) повествование
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
А) торчал Б) залакал В)цедилась Г) горевшая
4. Укажите слово, написание которого определяется правилом: «Если основа существительного, от которого образовано прилагательное, оканчивается на Н, то в слове пишется НН»
А) дли..ых Б)деревя..ый В) кожа..ую Г) распаренное
5. Укажите слово с безударной гласной, проверяемой ударением
А) цедилась Б) омут В) утирал Г) желтых
6. Из предложений 1-4 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости предыдущего согласного.
7. Сколько грамматических основ в предложении 9?
8. Из предложений 1-8 выпишите слово, правописание которого определяется тем, что это слово исключение.
9. Среди предложений 1-5 укажите номера сложных предложений.
10. Из предложений 5-11 выпишите слово, правописание которого определяется орфограммой «О – Ё после шипящих под ударением».
__________________________________________________________________________________________
Анализ текста, 6 класс
Вариант 2
(1)По дороге из города мчался старенький грузовик. (2)Над ним высилась груда желтых дли..ых досок.
(3)Алеша увидел круглое, распаренное лицо шофера, которое он утирал бесконечно, даже разглядел его кожа..ую фуражку. (4)Шофер кивнул и помахал, но хода не убавил.
(5)Расстроенный Алеша повернул домой, но потянуло приятной свежестью.
(6)Алеша поднялся на небольшую горку и увидел омут. (7)Медленное течение в омуте ходило воронками. (8)Вода с протяжным гулом врывалась в деревя..ый желоб.
(9)Кот спустился по береговой трав..нистой крутизне, припал к воде всей грудью и быстро залакал узким язычком. (10)Алеша полез тоже к омуту. (11)Он увидел зеленую камее..ую кладочку. (12)Из кладочки торчал деревя..ый желобок, с него тонко цедилась в чистую крохотную лужицу прозрачная струя. (13)С краю лужицы поблескивала на траве жестя..ая самодельная кружка, горевшая при солнце ярким пламенем.
(По Л. Кузьмину)
1. Определите стиль текста
А) официально-деловой В) публицистический Б) научный Г) художественный
2. Определите тип текста, представленный в предложениях 1-5
А) описание Б) описание с элементами повествования В) рассуждение Г) повествование
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне
А) потянуло Б) полез В) утирал Г) крохотную
4. Укажите слово, написание которого определяется правилом: «Если основа существительного, от которого образовано прилагательное, оканчивается на Н, то в слове пишется НН»
А) жестя..ая Б)каме..ую В) расстроенный Г) травя..истой
5. Укажите слово с безударной гласной, не проверяемой ударением
А) лицо Б) прозрачная В) течение Г) желоб
6. Из предложений 5-9 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости предыдущего согласного.
7. Сколько грамматических основ в предложении 5?
8. Из предложений 9-13 выпишите слово, правописание которого определяется тем, что это слово исключение.
9. Среди предложений 6-13 укажите номера предложений с однородными членами.
10. Из предложений 1-7 выпишите слово, правописание которого определяется орфограммой «О – Ё после шипящих под ударением».
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 1. 1. Работая над сочинением, 1) сначала составляется план. 2) вам помогут тезисы. 3) у вас должно быть ясное представление о том, что вы доказываете. 4) составьте краткие тезисы. 2. Исследуя Уссурийский край, 1) участников экспедиции поразило богатство растительного мира. 2) участники экспедиции поражались богатству растительного мира. 3) были обнаружены ранее неизвестные растения. 4) оказалось, что здесь есть ранее неизвестные растения. 3. Слушая песню, 1) представляется бескрайняя степь. 2) вспоминаешь родные места. 3) у всех стали взволнованными лица. 4) мелодия показалась мне знакомой. 4. Пользуясь обманными движениями, 1) не рекомендуется злоупотребление этим приёмом. 2) это излюбленный приём волейболистов. 3) этот приём позволяет застать соперников врасплох. 4) можно застать соперника врасплох. 5. Придумав техническую конструкцию, 1) умельцы сделали аппарат собственными руками. 2) выполнение осуществлялось самим изобретателем. 3) не у всех изобретателей была возможность осуществить свои планы. 4) следующей задачей было изготовить аппарат. 6. Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы, 1) мы отвлекаемся от несущественных деталей. 2) несущественные детали не принимаются во внимание. 3) происходит обобщение признаков. 4) учитываются самые существенные признаки. 7. Находясь в лесу, 1) всегда есть о чём поговорить. 2) не ломайте ветки деревьев. 3) нас застала гроза. 4) нами была найдена лисья нора. | ВАРИАНТ 2. 1. Выдвинув гипотезу о происхождении жизни, 1) она широко обсуждалась в научном сообществе. 2) лабораторный эксперимент блестяще подтвердил её. 3) исследователь провёл лабораторный эксперимент. 4) учёным проводился лабораторный эксперимент. 2. Играя в футбол, 1} воспитывается чувство коллективизма. 2) у меня подвернулась нога, 3) незаметно пролетело время. 4) вы должны соблюдать правила. 3. Читая рассказ Паустовского, 1) меня удивило умение писателя передать все чувства человека. 2) я окунулся в мир романтики. 3) возникает удивительное ощущение. 4) перед глазами встают такие знакомые русские пейзажи. 4. Говоря о Пушкине, 1) нельзя не сказать о его лицейских друзьях. 2) мне вспоминаются школьные годы. 3) у нас возникает светлое чувство. 4) критиком были найдены очень точные слова. 5. Рассмотрев несколько теорий происхождения языка, 1) у автора нет своей определённой точки зрения по этому вопросу. 2) автор не признал убедительной ни одну из них. 3) ни одна из них не показалась автору убедительной. 4) все они отвергаются автором. 6. Обнаружив в хижинах островитян деревянные таблички, 1) оказалось, что никто не может прочитать этот текст. 2) это вызвало большую радость учёных-археологов. 3) португальский учёный внимательно изучил изображённые на них иероглифы. 4) открытие привело учёных на остров Пасхи. 7. Находясь в лесу, 1) всегда есть о чём поговорить. 2) не ломайте ветки деревьев. 3) нас застала гроза. 4) нами была найдена лисья нора. |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по орфоэпии (6 класс)
1 вариант.
1. Расставьте ударение в словах.
Дефис, договор, квартал, приговор, договор, инженеры, кедровый, ливневый, принятый.
2. Подчеркните правильный вариант произношения из двух предложенных.
Ба(сэ)йн или ба(се) йн, ас(ф)альт или ас(в)альт, тренеры или тренера, фа(нэ)ра или фа(не)ра
3. Расставьте ударения в формах:
Краткий – краток, кратко, кратки, кратка.
4. Образуйте, запишите формы простой сравнительной степени данных прилагательных, соблюдая правильное ударение.
Красивый-… громкий-… Долгий-… Сильный-… верный-… бледный-…
5. Составьте синонимический ряд по принципу возрастания с прилагательным мокрый (используя словарик синонимов)
6. Найдите средства художественной выразительности по данному стихотворению (эпитеты, метафоры, сравнения)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
7. Произведите синтаксический разбор предложения.
Трещит по улицам сердитый тридцатиградусный мороз.
_________________________________________________________________________
Контрольная работа по орфоэпии (6 класс)
2 вариант.
1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарем.
Мускулистый, километр, значимый, алфавитный, щавель, грунтовой, сливовый, кухонный.
2. Подчеркните правильный вариант произношения из двух предложенных.
Ску[чн]ый или ску[шн]ый, ку[пе] или ку[пэ], [те]мп или [тэ]мп, про[фе]ссор или про[фэ]ссор.
3. Расставьте ударения в формах:
Целый – цел, цело, целы, цела.
4.Образуйте и запишите простою форму превосходной степени прилагательных
Глубокий - , великий - , сладкий - , умный - ,бедный - , редкий - .
5. Подберите пары антонимов к словам: Веселый , доброта , серьезный , храбрый .
6.Найдите средства художественной выразительности по данному стихотворению (эпитеты, метафоры, сравнения).
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
7. Произведите синтаксический разбор предложения. Ночью на небе вспыхивают яркие звезды.
Предварительный просмотр:
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
1. Он (не) мог (не) спросить меня об этом. 2. (Не) забудь дней весны, юных дней. 3. Как (не) любить этих воспоминаний. 4. Кто (не) знает тишины перед боем! 5. Как часто (не) хватает добрых слов нам. 6. Теперь кричи (не) кричи, зови (не) зови — никто (не) услышит. 7. Он (не) навидел ложь. 8. Море (не) истовствовало. 9. Теперь им (не) сдобровать! 10. Ваше сочинение (не) продума...о. 11. За весь вечер (не) сказа...о лишнего слова.
12. (Не) засыпай старого колодца, пока новый (не) выкопан. 13. (Не) кричи про жарс.ую рыбу, пока сырая (не) поймана. 14. Местность была открыта и (не) защище...а от ветра. 15. Комната после ремонта (не) приведена в порядок: мебель (не) расставле...а, стены (не) украшс.ы картинами, гардины (не) повеше...ы, книги (не) разложе...ы.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
1. И как (не) досмотрел? И как ты (не) дослышал? 2. Каша (не) доваре...а.
3. Спектакль оказался (не) интересен, а, наоборот, скучен. 4. К музыке она была нисколько (не) способна. 5. В ущелье том бежал поток, он шумен был, но (не) глубок. 6. Он оказался цел и (не) вредим. 7. Роман (не) дооценён критикой. 8. Его представления о счастье (не) ограничены этими потребностями. 9. (Не) ограничено и беспредельно счастье, которое человек черпает из полноты своих растущих душевных сил. 10. Дома давно (не) штукатуре...ы, крыши (не) краше...ы.
Упражнение 1.
Напишите не слитно или раздельно. Вставьте н или нн.
1. Разнообразие трав в лугах (не) слыха...ое. 2. (Не) скош.ые луга так душисты, что тяжелеет голова. 3. Птицы летели к (не) замерзающим берегам. 4. Пехота покрыла себя (не) увядающей славой. 5. Кое-где ещё видны остатки (не) растаявшего снега. 6. Он шёл по (не) исхоже...ому насту.
7. По (не) писа...ому уговору они встречались в одном и том же месте. 8. (Не) доумевающие детские глаза смотрели на них. 9. Она казалась героиней какого-то подлинного, а (не) выдума...ого романа. 10. Письмо (не) доставлено вовремя. 11. Он взял не просмотре...ый, а только что получе...ый журнал. 12. Опубликова...ы стихи поэта, (не) дооценённого в свое время.
Упражнение 2.
Напишите не слитно или раздельно.
1. Слабо светились еле видимые, почти (не) доступные звёзды. 2. Давно (не) бывавший у нас гость порадовал визитом. 3. Озеро было замкнуто поясом абсолютно (не) проходимых зарослей. 4. Он производил впечатление очень (не) защищенного человека. 5. Заросли травой дорожки, отчасти (не) обработанные садовником из-за нехватки времени. 6. Косо тянулись (не) остывшие вечерние тени. 7. Совсем (не) думающий о последствиях браконьер. 8. Строительство (не) завершено. (Не) завершённое строительство.
Упражнение 3.
Напишите не слитно или раздельно.
1. (Не) успевшие отцвести цветы поблекли от холода. 2. В магазине продавали (не) распустившиеся, а только зацветшие розы. 3. Здесь между холмами протекала (не) имеющая названия речка. 4. (Не) утихающий весь день ливень мешал работе. 5. Отчего температура (не) записана? 6. (Не) прекращающийся несколько дней снегопад ограничивал видимость. 7. Слева открывался ничем (не) заслонённый вид на равнину. 8. По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять тёплый ветер. 9. Мы увидели ещё (не) кошенные луга. 10. Ещё (не) прочитаны все интересные книги.
Напишите не слитно или раздельно. Вставьте н или НН.
1. На столе лежало (не) распечата...ое письмо. 2. (Не) распечата...ое другом письмо осталось на столе. 3. Письмо (не) распечата...о. 4. Здесь лежали (не) разобра...ые книги. 5. Здесь лежали (не) разобра...ые библиотекарем книги. 6. Здесь лежали еще (не) разобра...ые книги. 7. Книги (не) разобра...ы. 8. (Не) раскраше...ый рисунок лежал в альбоме. 9. Рисунок, (не) раскрашс.ый учеником, лежал в альбоме. 10. Рисунок (не) раскраше... .
11. (Не) растаявший снег лежал в низинах. 12. (Не) разгруже...ая баржа стояла у пристани. 13. В гостиную вошёл никем (не) замече...ый человек.
14. Вокруг шли поля (не) засея...ые, а только распаха...ые. 15. (Не) выуче...ый урок. 16. (Не) выуче...ый учеником урок. 17. (Не) выуч.ый нами урок. 18. Абсолютно (не) выуч.ый урок. 19. (Не) выуче...ый вовремя урок.
20. Урок (не) выучен. 21. Они обнаружили вовсе (не) замёрзшие озёра. 22. Туристы вышли на далеко (не) проторённую тропу. 23. Это была отнюдь (не) веселящаяся компания. 24. Это был (не) купленный, а свой собственный крыжовник.
Упражнение 5.
Напишите не слитно или раздельно.
1. Возможности для классической оперы (не) исчерпаны и (не) исчерпаемы. 2. В её прекрасных глазах было что-то (не) доконченное, (не) высказавшееся; им (не) доставало одной искры, одного удара резцом. 3. На давно (не) подметавшихся улицах ветер шелестел опавшей листвой. 4. Человеческая память обладает пока ещё (не) объяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки. 5. Лёд и льдистый грунт практически (не) проницаемы. 6. А ведь замыслов, которые зародились у Тургенева в Спасском, но которые остались (не) доведёнными до конца или совсем (не) осуществлёнными, было множество. 7. Сверху нас поливал ни на минуту (не) прекращавшийся дождь.
Предварительный просмотр:
А 12
Правописание Н – НН в разных частях речи.
Выкраше..ы масля..ой краской, побеле..ы гашё..ой известью, песча.. площадь, гружё..ая капустой, завале..а мешками, приглушё..ый шум, соловьи..ое пение, тума..ое небо, лу..ый свет, скоше..ая трава, пусты..а дли..ая немощё..ая деревенская улица, засыпа..о снегом, окута..о сумерками, выглаже..ое накрахмале..ое бельё, сложе..о в шкаф, соверше..о невозможно, обществе..ая жизнь, определё..ые качества, белё..ые стены, всё скруче..ое, были услыша..ы, обставле..ы ракови..ами, дикови..ые цветы, деревя..ая решётка, сдела..ыми в вмде четырёхгра..ых пик.
Выкраше..ая краской, обвеша..ые зелёным плющом, исчерче..ые промоинами, безымя..ая речка, серебря..ая нить, отчая..ая девчонка, получе..ое сообщение, замороже..ая птица, непуга..ые птицы, домотка..ая скатерть, глиня..ая посуда, фарширова..ая рыба, решё..ая задача, ухоже..ая, асфальтирова..ая улица, обсаже..ая липами, испуга..ый взгляд, комари..ый писк, необыкнове..о вкусно, нечище..ая обувь, отчая..ый поступок, таинстве..о-прекрасная, выстриже..ые кусты, безветре..ый день, встреча была хорошо организова..а.
Нерастраче..ые силы, сожжё..ые дрова, собрание прошло организова..о, утомлё..ый вид, запылё..ая одежда, перепачка..ые сапоги, дли..ый путь, нечая..ая радость, некоше..ый осенью луг, деревя..ые ложки, отчая..ый поступок, скоше..ый луг, серебря..ые кольца, сказа..ое слово, непридума..ый анекдот, смышлё..ый мальчуган, лакирова..ые табуретки, прида..ое невесты, некоше..ые поля, увеша..ых связками, сушё..ая рыба, вялее..ая акула, переполне..ы покупателями, плохо изуче..ы.
Много неисследова..ых областей, нерешё..ые задачи, осли..ое упрямство, плетё..ая из камыша крыша, торжестве..о обещать, пута..ные мысли, обещание сдержа..о, замечание це..о, оловя..ый солдатик, сено высуше..о, нежда..ые гости, жела..ый подарок, общепризна..ое превосходство, суко..ая скатерть, авантюра рискова..а, девушка легкомысле..а, полы покраше..ы, абитуриентка весьма начита..а, дочь очень начита..а, книга прочита..а, экскурсио..ый автобус, замороже..ые фрукты, ране..ый молодой солдат, ядро раздробле..о, овся..ое печенье, подкова..ая лошадь.
Тка..ая шёлком салфетка, полотня..ая салфетка, смышлё..ый мальчик, окна отворе..ы, подмороже..ый картофель, жестя..ая труба, втреча отмене..а, сгущё..ое молоко, бракова..ый товар, варё..ая свёкла, рубле..ая мелко капуста, свяще..ый долг, непроше..ые гости, урага..ый ветер, смышлё..ый ученик, чека..ый шаг, спута..ые нитки, фортепиа..ый класс, жема..ые манеры, шерстя..ой плед, скоше..ая трава, краше..ый масляной краской, нечая..ая радость, ветре..ая девушка, клее..ый, утре..ий, блаже..ый.
Доклее..ый, дровя..ой, числе..ый, решё..ый, деревя..ый, овся..ый, сбережё..ый, обеде..ый, слоё..ый пирог, воинстве..ая поза, невида..ый успех, задание сдела..о, уката..ая дорога, бли..ая мука, выбеле..ая ткань, свяще..ый долг, свежезамороже..ые овощи, стекля..ые бусы, пшё..ая каша, пута..ый вопрос, сезо..ая работа, задача реше..а, решё..ая задача, полуде..ая жара, действе..ый метод, кипячё..ая вода, да..ое условие, пенсио..ый возраст, плетё..ая дедом корзина, подверже..ы простуде, копчё..ая колбаса.
Вкусное мороже..ое, слоё..ые масля..ым кремом пирожные, глазирова..ые фрукты, подменё..ые документы, стекля..ая посуда, некоше..ая трава, пута..ый след, конопля..ое семя, следы запута..ы, домотка..ая скатерть, незва..ые гости, зва..ые обед, кожа..ый портфель, варё..ые картофель, были разочарова..ы, деньги получе..ы, невида..ый успех, медле..ое движение, уката..ая дорога, посажё..ый отец, румя..ые щёки, име..ые часы, беше..ый успех, перепели..ое гнездо.
Лома..ая линия, замасле..ая куртка, белё..ые мелом стены, броше..ый дом, перчё..ое мясо, придума..ый случай, писа..ый маслом портрет, штопа..ые носки, дроблё..ое на мельнице зерно, немощё..ый переулок, потрошё..ая дичь, купле..ый телевизор, вяза..ый жилет, золочё..ая брошь, выкраше..ый пол, рассея..ые тучи, отстира..ая рубашка, стёга..ое одеяло, калё..ые орехи, гружё..ая машина, нагруже..ая подвода, неглаже..ый костюм, не глаже..ый с утра костюм, неаккуратно графлё..ые листы, списа..ая задача, писа..ая красавица, рождё..ый в неволе зверь, сушё..ые ягоды, сушё..ые в духовке грибы, подсуше..ый хлеб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к урокам
Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...
Дидактический материал по аудированию
Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...
Дидактический материал
Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...
дидактический материал по аудированию
Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...
Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)
Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....
Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.
Презентацию можно использовать для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...