Как определить лексическое значение слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Данный урок разработан  к учебнику русского языка под редакцией Разумовской М.М. для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_kak_opredelit_leksicheskoe_znacheni.rar256.77 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

Коновалова Наталия Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ Аннинской  СОШ №1.

Для всего в русском языке есть великое

 множество хороших слов

К. Паустовский

Тема: Как определить лексическое значение слова

Тип урока: урок  формирования новых знаний.

Цели урока: формирование  представления о способах определения лексического значения слова, способности определять лексическое значение слова; развитие умения работать с толковым словарём, различать слова и формы слова.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса  и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей. 

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей, анализировать, сравнивать, делать выводы.  

 Предметные результаты:  различение лексического и грамматического значения слова, умение определять лексическое значение слова различными способами

Оборудование урока: презентация, фигурки с изображением тучки и солнышка, выставка словарей.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Включение  в  деловой  ритм.(Слайд №1,2)

 Выбери  из  предложенных фигурок (тучка или солнышко) ту, которая  соответствует  вашему  настроению. На доске магнитом закрепляется фигурка, выбранная большинством ребят.

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

самоопределение

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация изученного, подведением к теме урока.

Мы познакомились с такими разделами русского языка, как фонетика, синтаксис и пунктуация. (Слайд №3)

 «Атака веером». Повторение изученного. Класс делится на группы.

- Какие разделы науки  о языке вы изучали в этом году?

-Что изучает синтаксис? Фонетика? Графика? Пунктуация?

-А какие языковые единицы в этом учебном году ещё не изучали?

(Оценивание работы групп.)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разделом русского языка. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. (Слайд №4)

Отгадайте загадку:

Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

И безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Обозначено…

- Давайте  выясним то, без чего оно (слово) не состоится.

 Чтение стихотворения. (Слайд №5)

А я придумал слово.

 Смешное слово – плим.

 Я повторяю снова -

 Плим, плим, плим.

 Вот прыгает и скачет

 Плим, плим, плим.

 И ничего не значит

 Плим, плим, плим.

- Можно ли назвать «плим» - словом?

Лексическое значение – важнейший признак слова.

Сегодня  мы познакомимся с такими понятиями в русском языке, как «Лексикология», «Лексика» и лексическим значением слова. (Слайд №6)

Чтение материала на стр. 84

- Где можно найти лексическое значение слова?

(Обращаем внимание на выставку словарей). (Слайд №7)

Работа в группах

Словами

(Запись темы в тетрадь)

Нет, потому что нет лексического значения. Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла.

Дописывают тему урока

В толковом словаре.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли, работать в группе.

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков  

IV. Формулирование основного вопроса урока.

(Слайд №8)Постановка проблемы. Учащиеся пытаются разрешить проблему: что такое слово через сравнение слова и формы слова, опираясь на знания из начальной школы: слова отличаются по значению, а формы слова имеют одинаковое значение.

- Давайте попробуем определить проблему урока.

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит…

- Как называются в русском языке слова ВОРОН, ВОРОНУ, К ВОРОНУ?

- Определите их лексическое значение.

- Сформулируйте проблему урока.

 Решение проблемы.

Запись в тетрадь.

Формы одного и того же  слова.

Лексическое значение одинаковое

Проблема: чем отличаются слова от форм слова?

Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

V. Открытие нового знания.

Исследовательская работа(Слайд №9)

Запись слов

Берёза, мама, школа.

- По каким признакам объединены в группу слова?

- Какое значение в основе данной группировки?

Запись слов

Окунь, щука, акула

- По каким признакам объединены в группу слова?

- Какое значение в основе данной группировки?

Составление схемы: (Слайд №10)

                            лексическое значение            

                                   (изучает лексикология)

 Слово имеет          

                            грамматическое значение  

                                   (изучает морфология)

Запись в тетрадь.

Это существительные ж.  р., ед. ч.,

1 скл., и. п.

Грамматическое

Это названия рыб

Лексическое

Метапредметные результаты

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные результаты

1. Извлекать информацию из видеоряда

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

VI. Развитие умений.

Работа в парах и по группам. (Слайд №11)

Задание: дать лексическое значение словам, обменяться с соседом по парте тетрадями и проверить по толковому словарю в учебнике.

1 ряд – сувенир, жюри, земля.

2 ряд – маяк, пурга, кроссворд.

3 ряд – гнездо, флейта, рысь.

Упр. 239.

Ответы детей.

Работа в парах.

Самостоятельная работа

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные результаты

Самоопределение

VII. Рефлексия.

– Назовите ключевые слова урока. (Слайд №12)

– Какая была цель урока? Что ещё нового о словах и значениях слов вы узнали?

– Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?

– В чём были сложности?

– Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке?

Ответы детей.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 340.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока на тему" как определить лексическое значение слова"

Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова»

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...

Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).

Технологическая карта  урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"...

Презентация "Как определить лексическое значение слова"

Презентация "Как определить лексическое значение слова"...

План-конспект урока "Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" 5 класс

Предметные результаты:закрепить  умение определять лексическое значение слова,формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы  в  соответствии с  их  лексическим...