Как определить лексическое значение слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок разработан к учебнику русского языка под редакцией Разумовской М.М. для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_kak_opredelit_leksicheskoe_znacheni.rar | 256.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель:
Коновалова Наталия Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ Аннинской СОШ №1.
Для всего в русском языке есть великое
множество хороших слов
К. Паустовский
Тема: Как определить лексическое значение слова
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока: формирование представления о способах определения лексического значения слова, способности определять лексическое значение слова; развитие умения работать с толковым словарём, различать слова и формы слова.
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Предметные результаты: различение лексического и грамматического значения слова, умение определять лексическое значение слова различными способами
Оборудование урока: презентация, фигурки с изображением тучки и солнышка, выставка словарей.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
I. Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.(Слайд №1,2) Выбери из предложенных фигурок (тучка или солнышко) ту, которая соответствует вашему настроению. На доске магнитом закрепляется фигурка, выбранная большинством ребят. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация изученного, подведением к теме урока. | Мы познакомились с такими разделами русского языка, как фонетика, синтаксис и пунктуация. (Слайд №3) «Атака веером». Повторение изученного. Класс делится на группы. - Какие разделы науки о языке вы изучали в этом году? -Что изучает синтаксис? Фонетика? Графика? Пунктуация? -А какие языковые единицы в этом учебном году ещё не изучали? (Оценивание работы групп.) Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разделом русского языка. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. (Слайд №4) Отгадайте загадку: Всему название дано – И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным-полно, И безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Обозначено… - Давайте выясним то, без чего оно (слово) не состоится. Чтение стихотворения. (Слайд №5) А я придумал слово. Смешное слово – плим. Я повторяю снова - Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим. И ничего не значит Плим, плим, плим. - Можно ли назвать «плим» - словом? Лексическое значение – важнейший признак слова. Сегодня мы познакомимся с такими понятиями в русском языке, как «Лексикология», «Лексика» и лексическим значением слова. (Слайд №6) Чтение материала на стр. 84 - Где можно найти лексическое значение слова? (Обращаем внимание на выставку словарей). (Слайд №7) | Работа в группах Словами (Запись темы в тетрадь) Нет, потому что нет лексического значения. Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла. Дописывают тему урока В толковом словаре. | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, работать в группе. Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков |
IV. Формулирование основного вопроса урока. | (Слайд №8)Постановка проблемы. Учащиеся пытаются разрешить проблему: что такое слово через сравнение слова и формы слова, опираясь на знания из начальной школы: слова отличаются по значению, а формы слова имеют одинаковое значение. - Давайте попробуем определить проблему урока. Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит… - Как называются в русском языке слова ВОРОН, ВОРОНУ, К ВОРОНУ? - Определите их лексическое значение. - Сформулируйте проблему урока. Решение проблемы. | Запись в тетрадь. Формы одного и того же слова. Лексическое значение одинаковое Проблема: чем отличаются слова от форм слова? | Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы |
V. Открытие нового знания. | Исследовательская работа(Слайд №9) Запись слов Берёза, мама, школа. - По каким признакам объединены в группу слова? - Какое значение в основе данной группировки? Запись слов Окунь, щука, акула - По каким признакам объединены в группу слова? - Какое значение в основе данной группировки? Составление схемы: (Слайд №10) лексическое значение (изучает лексикология) Слово имеет грамматическое значение (изучает морфология) | Запись в тетрадь. Это существительные ж. р., ед. ч., 1 скл., и. п. Грамматическое Это названия рыб Лексическое | Метапредметные результаты Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Предметные результаты 1. Извлекать информацию из видеоряда 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). |
VI. Развитие умений. | Работа в парах и по группам. (Слайд №11) Задание: дать лексическое значение словам, обменяться с соседом по парте тетрадями и проверить по толковому словарю в учебнике. 1 ряд – сувенир, жюри, земля. 2 ряд – маяк, пурга, кроссворд. 3 ряд – гнездо, флейта, рысь. Упр. 239. | Ответы детей. Работа в парах. Самостоятельная работа | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение |
VII. Рефлексия. | – Назовите ключевые слова урока. (Слайд №12) – Какая была цель урока? Что ещё нового о словах и значениях слов вы узнали? – Как бы вы могли оценить свою работу на уроке? – В чём были сложности? – Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке? | Ответы детей. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
VIII. Домашнее задание. | Упражнение 340. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как определить лексическое значение слова
Презентация к уроку...
презентация урока на тему" как определить лексическое значение слова"
Урок по русскому языку. Лексика, 5 класс .К учебнику под редакцией М.М.Разумовской...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Как определить лексическое значение слова»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...
Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Как определить лексическое значение слова"...
Презентация "Как определить лексическое значение слова"
Презентация "Как определить лексическое значение слова"...
План-конспект урока "Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы" 5 класс
Предметные результаты:закрепить умение определять лексическое значение слова,формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим...