Статья
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Е.В. Краснова
Челябинская область, г. Карталы
Самообразование педагога дополнительного образования – один из факторов успешной реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Одним из определяющих факторов развития дополнительного образования детей на современном этапе является повышение профессиональной компетенции педагогических работников. Какие бы ведомственные и межведомственные программы, концепции не были приняты, как бы ни улучшалась материально-техническая база учреждений, если нет талантливого, преданного своему делу педагога, все замыслы по повышению качества дополнительного образования останутся только в проектах и мечтах.
Педагогическая профессия требует от педагога постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала. Одной из составляющих роста профессионализма педагогов дополнительного образования является работа по самообразованию. Педагог определяет для себя тему самообразования и планирует работу. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.
Темы для самообразования педагогами подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Выбор методической темы и составление плана работы осуществляются педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х - 3-х до 4-х, 5-ти лет. Темы фиксируются в планах методического объединения.
Работу над темами самообразования предлагаю разбить на этапы:
1. Интерес (Чего хочу?)
- определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
2. План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
3. Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
5. Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, а её изучение - необходимо самому педагогу.
Методическим советом МОУ ДОД ЦДОД педагогам в прошедшем учебном году были предложены следующие темы:
1. Использование современных образовательных технологий в работе педагога по программам художественно-эстетической направленности.
2. Проектная деятельность как средство личностного роста обучающихся.
3. Психолого-педагогическая поддержка как условие повышения качества занятий в системе дополнительного образования.
4. Повышение качества обучения через использование нетрадиционных техник ИЗО-деятельности.
5. Активизация творческой и познавательной деятельности обучающихся через исследовательскую деятельность.
6. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе.
7. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей обучающихся изостудии.
8. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе посредством современных педагогических технологий (методов, методик).
9. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках дополнительной образовательной программы.
10. Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования.
11. Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе.
12. Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности и др.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются название темы, цель, задачи, предполагаемый результат, этапы работы, сроки выполнения каждого этапа, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой, способ демонстрации результата проделанной работы, форма отчета по проделанной работе
В индивидуальном плане также предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других педагогов, посещение занятий и др.
По окончании работы над темой каждый педагог пишет отчет с анализом, выводами и рекомендациями. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях РМО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования оформляется документально.
Особое внимание уделяется источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет- ресурсы
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Повышение квалификации
- Дистанционные формы обучения, чаты, форумы
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Мероприятия по обмену опытом
- Телевидение
- Газеты, журналы.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно присутствует список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:
- повышение качества преподавания (указываются показатели, по которым определяется эффективность и качество),
- разработанные методические пособия, статьи, общеобразовательные программы дополнительного образования, сценарии, исследования,
- разработка новых форм, методов и приемов обучения,
- доклады, выступления, рефераты, статьи,
- разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
- выработка методических рекомендаций по применению информационно - коммуникационных технологий,
- разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,
- создание комплектов педагогических разработок,
- разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету),
- создание главы или страницы электронного учебника,
- разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления) и др.
Рекомендую работать над темой не более 4-5 лет. Руководители методических объединений (или методический совет) координируют работу по самообразованию, ежегодно анализируют результаты деятельности педагогов. А педагогам необходимо ежегодно пересматривать свои темы самообразования и продолжать работу с целью обобщения опыта.
Все формы повышения квалификации кадров реализуются под конкретную целевую задачу, предполагающую, при любых организационно-педагогических условиях, развитие определенных сторон, свойств и граней педагогического профессионализма. Особое внимание на современном этапе обращается на развитие и совершенствование содержания образования, технологий, методик и форм повышения квалификации педагогов, исходя из социального заказа, потребностей рынка труда, научно-технического потенциала региона.
В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы, тем качественнее реализуется программа дополнительного образования детей. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....