Рабочая программа "Русский язык" для специальности "Туризм"
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины "Русский язык", утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации от 16.04.2008г., Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050130 "Музыкальное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
050130_russkiy_yazyk.doc | 341 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Русский язык»
для специальности 050130 «Музыкальное образование»
2011 год
Авторы: Еремеева Оксана Сергеевна
г. Нижневартовск
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации от 16.04.2008 года, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050130 «Музыкальное образование».
Организация-разработчик: Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».
Разработчики:
Еремеева Оксана Сергеевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 18 |
| 21 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050130 «Музыкальное образование».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Русский язык» на базе основного общего образования является единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина «Русский язык» является образовательной дисциплиной в цикле гуманитарных дисциплин, которая обеспечивает общеобразовательный уровень подготовки специалиста.
Данная программа может быть использована в процессе повышения квалификации или переподготовки специалистов нефилологических специальностей.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося __110__ часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _78_ часов;
самостоятельной работы обучающегося _32__ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 110 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 0 |
контрольные работы | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
Реферат, доклад, сообщение (при наличии) | 12 |
Индивидуальное проектное задание (при наличии) | 0 |
Внеаудиторная самостоятельная работа (при наличии) | 20 |
Другие виды самостоятельной работы при их наличии (графическая работа, (расчетно-графическая работа и т.п.). | 0 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, контрольная работа (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Введение | ||||
Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Сообщение «Три периода в развитии русского языка» | 1 | |||
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи. | ||||
Тема 2.1. Язык и речь | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | ||
Тема 2.2. Разговорный стиль речи. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1,2 | ||
Тема 2.3. Научный стиль речи. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Признаки и особенности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Написание реферата на выбранную тему. | 2 | |||
Тема 2.4. Официально – деловой стиль. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление характеристики одногруппника. | 1 | |||
Тема 2.5. Публицистический стиль речи. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сообщение «Развитие ораторского искусства» | 1 | |||
Тема 2.6. Художественный стиль речи. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 1,2 | ||
Контрольные работы 1. Тестирование по теме «Функциональные стили речи» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подбор текстов разных стилей речи. Определение в них признаков определенных стилей речи. | 1 | |||
Тема 2.7. Текст как произведение речи. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 1,2 | ||
Тема 2.8. Функционально-смысловые типы речи. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. | 1,2 | ||
Контрольные работы 1. Лингвостилистический анализ текста. | 1 | |||
Раздел 3. Лексика и фразеология. | ||||
Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 2,3 | ||
Контрольные работы 1. Проверочная работа «Определение средств выразительности в авторских текстах». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сообщение «Омонимы и его виды». | 1 | |||
Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы. | 2,3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составить словарик профессиональных терминов по специфики профессии. | 1 | |||
Тема 3.3. Русская лексика с точки зрения ее употребления. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1. Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | ||||
Тема 3.4. Активный и пассивный словарный запас. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление правил русского речевого этикета. | 1 | |||
Тема 3.5. Фразеология. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2,3 | ||
Контрольные работы 1. Проверочная работа по теме «Лексика и фразеология» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сообщение «Разнообразие лексических словарей и их роль в жизни человека» | 1 | |||
Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | ||||
Тема 4.1. Фонетические единицы. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сообщение «Происхождение русского алфавита» | 1 | |||
Тема 4.2. Орфоэпические нормы. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. | 2 | ||
Контрольные работы 1. Тестирование по теме «Фонетика, орфоэпия, орфография» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Самостоятельный анализ поэтического текста с точки зрения звукописи. 2. Сообщение «Принципы русской орфографии» | 1 1 | |||
Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография. | ||||
Тема 5.1. Понятие морфемы как значимой части слова. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сообщение «Производная и непроизводная основа». | 1 | |||
Тема 5.2. Способы словообразования. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. | 1,2 | ||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы 1. Словарный диктант с грамматическим заданием. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление перечня наиболее распространенных речевых ошибок. 2. Составление опорной схемы по теме «Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ- (трудные случаи)». 3. Составление опорной схемы по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова». | 1 1 1 | |||
Раздел 6. Морфология и орфография. | ||||
Тема 6.1. Имя существительное. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сообщение «Принципы распределения слов по частям речи» | 1 | |||
Тема 6.2. Имя прилагательное. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление таблицы «Образование степеней сравнения имен прилагательных». | 1 | |||
Тема 6.3. Имя числительное. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2,3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка презентации по теме «Имя числительное». | 2 | |||
Тема 6.4. Местоимение. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 2 | ||
Контрольные работы 1. Тестирование по правописанию и употреблению именных частей речи. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Заполнение таблицы «Разряды местоимений». | 1 | |||
Тема 6.5. Глагол. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Определение роли глагольных форм в художественном тексте. | 1 | |||
Тема 6.6. Причастие как особая форма глагола. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. | 2 | ||
Тема 6.7. Деепричастие как особая форма глагола. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. | 2 | ||
Контрольные работы 1. Проверочная работа по теме «Правописание глаголов и отглагольных форм» | 1 | |||
Тема 6.8. Наречие. Слова категории состояния. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 2,3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление таблицы «Разряды наречий. Степени сравнения наречий». | 1 | |||
Раздел 7. Служебные части речи. | ||||
Тема 7.1. Предлог как часть речи. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2,3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Таблица «Употребление предлогов» | 1 | |||
Тема 7.2. Союз как часть речи. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | 2,3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление опорной схемы «Разряды союзов». | 1 | |||
Тема 7.3. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 2 | ||
Контрольные работы 1. Диктант «Проверяю себя». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сообщение «Ох уж эти междометия». | 1 | |||
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация. | ||||
Тема 8.1. Словосочетание. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | 2,3 | ||
Контрольные работы 1. Проверочная работа «Синтаксический разбор словосочетания» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление опорной схемы по теме «Словосочетание». | 1 | |||
Тема 8.2. Простое предложение. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. | 2 | ||
Контрольные работы 1. Тестирование по теме «Простое предложение» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление опорной схемы «Синтаксис простого предложения» | 1 | |||
Тема 8. 3. Осложненное простое предложение. | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 2 | ||
Контрольные работы 1. Проверочная работа по теме «Осложненное простое предложение». | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сообщение «Из истории русской пунктуации». | 1 | |||
Тема 8.4. Сложное предложение. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | 2,3 | ||
Контрольные работы 1. Проверочная работа по теме «Сложное предложение» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление опорной схемы по теме «Сложное предложение» | 1 | |||
Всего: | 110 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- Учебники по русскому языку.
- Словари русского языка.
- Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку).
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам русского языка.
- Шторы для затемнения.
- Компьютерный стол.
- Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией).
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
- Экспозиционный экран (на штативе или навесной).
- Мультимедийный компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- ВЛАСЕНКОВ, А.И.. - Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков и Л.М. Рыбченкова . - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 350 с.
- ГОЛЬЦОВА, Н.Г.. - Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова и И.В. Шамшин . - 3-е изд.. - М.: Русское слово - РС, 2006. - 464 с.
Дополнительные источники:
- БАБАЙЦЕВА В.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля / Вера Васильевна Бабайцева . - 5-е изд., стереотипное. - М.: Дрофа, 2008. - 447 с.
- ГЕРАСИМЕНКО Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений – 5-е изд., стер. – М., издательский центр «Академия», 2008.
- ГРЕКОВ В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010
- ГОЛЬЦОВА Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10 – 11 классы, - 4-е изд. – М., Русское слово, 2008.
- РОЗЕНТАЛЬ Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006г. -368с.
- РОЗЕНТАЛЬ Д.Э.. Сборник упражнений по русскому языку/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006г. - 448с.
3.3. Спецификация учебно-методического комплекса (УМК)
№ | Наименование | Количество |
Рабочая программа учебной дисциплины | 1 | |
Планы практических (лабораторных, семинарских) занятий | 0 | |
Фонды оценочных средств | 12 |
3.4. Используемые педагогические технологии
Формируемая компетенция | Педагогическая технология | Методы |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Развивающее обучение | Проблемный, программированный |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Проблемное обучение | Проблемный, поисковый |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Проблемное обучение | Проблемный |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Проблемное обучение | Проблемный, программированный |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | ИКТ | Программированный |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | КСО | Объяснительно – иллюстративный, программированный |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Развивающее обучение | Проблемный, программированный |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Проблемное обучение | Проблемный, программированный |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Развивающее обучение | Проблемный, программированный |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | Развивающее обучение | Проблемный, программированный |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать
| Создание устных и письменных высказываний, творческих работ, раскрывающих связь языка и истории, культуры русского и других народов. | Формы: Текущий контроль:
Итоговый контроль:
Методы:
|
| Создание текстов с учетом речевой ситуации; восстановление деформированного текста. | |
| Определение языковых единиц и их признаков. | |
| Осознание цели и ситуации о общения; адекватное восприятие речи; понимание информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Соблюдение норм литературного языка. | |
уметь:
| Выражение своих мыслей, своего отношения к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. | |
| Составление устных и письменных высказываний/ текстов и анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
| Проведение лингвистического анализа языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. | |
аудирование и чтение | ||
| Выбор и использование вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи. | |
| Эффективная работа с различными информационными источниками. | |
говорение и письмо | ||
| Создание устных высказываний различных типов и жанров с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения. | |
| Умение производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя. | |
| Соблюдение орфографических и пунктуационных норм при выполнении упражнений, самостоятельное составление упражнений на соблюдение орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. | |
| Умение вести диалог, поддерживать разговор, участвовать в дискуссии и т.д. | |
| Умение производить переработку устного или письменного текста: составление плана, конспекта, тезисов, делать выписки и т.д. | |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: | ||
11. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; | Создание творческих работ, участие в диспутах, выступление перед сокурсниками. | |
12. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; | Создание творческих работ с применением разных стилей речи. | |
| Осознание ситуации общения, практическое овладение диалогической формой речи, выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. | |
| Способность выражать свои мысли, свое отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. | |
15. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. | Создание сочинений разнообразных жанров, рефератов, сообщений. |
Разработчики:
БУ СПО НСГК преподаватель О.С. Еремеева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
БУ СПО НСГК преподаватель О.Н. Староверова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программаРусский язык. 10 кл.
Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...