Стратегия написания изложения. Статья.
статья по русскому языку на тему

Исмагилова Елена Викторовна

В работе показывается поэтапное формирование стратегии написания изложений на примере конкретного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Исмагилова, учитель русского языка и литературы ГОУСОШ 1929

В предыдущей работе была рассмотрена одна из стратегий написания изложений, причем стиль самого текста не был учтён. Данная же работа посвящена изучению стратегии написания изложения в зависимости от стиля текста.

Как известно, в русском языке выделяют научный, публицистический, художественный и разговорный стили. Текст может содержать и различные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Как же справляются учащиеся с текстами различных стилей, что представляет для них особую трудность, а что получается хорошо — это и явилось целью исследования.

Как показала практика, учащиеся лучше всего справляются с художественными текстами, близкими им во временном отношении, и являющимися повествованием. Стратегия написания такого текста выглядит примерно одинаково у всех, успешно справившихся с написанием изложения, и сходна со стратегией., изложенной в предыдущей работе. Однако в стратегию были внесены некоторые изменения. Во -первых, пришлось отказаться от рисунков, которые учащиеся делали во время чтения текста учителем, т.к. это отнимало слишком много времени; во-вторых более рациональным оказалось использование нескольких цветов для выделения главных мыслей в тексте. Делая упор на цвет, нам удалось добиться включения и образной и зрительной памяти одновременно. Вот так выглядит теперь стратегия.

СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ

  1. Перед работой думаю о том, что я способен хорошо справиться с заданием, т.к.
    знаю, что и как надо делать. Осознаю необходимость такого вида работ : умение
    грамотно и четко излагать текст - один из признаков культуры человека.
  1. Слушаю текст, слежу за чтением по имеющемуся у меня экземпляру.
  2. Подчеркиваю цветовыделителем опорные слова, фразы, предложения. Для
    каждого абзаца использую свои цвет. Это нужно для того, чтобы легче понять
    строение текста.
  3. После первого чтения составляю активный словарь, стараюсь записывать его
    разными цветами, чтобы сохранить логичность построения.
  4. Слушаю текст ещё раз, представляю образы, картины, кадры, возникающие на
    экране определенного цвета.
  5. Если имею собственный опыт, сходный с описываемым, то переношу себя в
    данную ситуацию, вспоминаю свои чувства, мысли, впечатления.
  6. Записываю текст каждой части в виде субтитров.
  7. Сверяю написанное с активным словарем и системой образов, возникающих в
    памяти.
  8. Проверяю грамотность.
  9. Радуюсь успешному окончанию работы.

На уроке мы опробовали подобную стратегию, предварительно превратив её в памятку по написанию изложения.

ПАМЯТКА

  1. Подумай о том, что ты в состоянии справиться с заданием, т.к. уже многое
    умеешь.
  1. Прослушай текст, если необходимо следи за чтением по своему экземпляру.
  2. Б ходе чтения выделяй цветом слова, словосочетания, являющиеся опорными.
  3. После первого чтения составь словарь опорных слов. Записывая слова, вспомни,
    что и каким цветом ты выделял.
  4. Прослушай текст ещё раз, мысленно представь себя участником событий.
    Опирайся на свой собственный опыт, вспомни, что ты чувствовал тогда.
  5. Мысленно разбей текст па картины. Составь текст к каждой отдельной
    картине.
  6. Запиши текст по частям.
  7. Проверь, соответствует ли твой текст каждой картине.
  8. Проверь грамотность.
  9. Перечитай текст ещё раз, вслушивайся в то, как он звучит.
  10. Исправь речевые ошибки, если заметил.
  11. Ты справился. Радуйся у спеху.

Применение памятки позволило значительно повысить результаты :

оценки

До использования памятки

При использовании памятки

«5»

14,4%

25%

«4»

17,8%

32,2%

«3»

50%

35,7%

«2»

17,8%

7,1%

На следующем этапе работы учащимся было предложено проанализировать памятку и отметить те шаги, которые являются необходимыми, и те, без которых можно обойтись. Для 60% учащихся важными кажутся 2, 3, 4, 6, 7, 9, 11,12пункты. Для 32% учащихся важным кажется всё, а вот оставшиеся 8% не могут определить, что необходимо, а что нет.

Подобная памятка позволяет учащимся на первом этапе не тратить время на разбиение текста на части, а полностью сосредоточиться на определении главной мысли. Не следует думать, что подобное умение является у школьников сформированным. Учащимся было предложено написать короткий текст, выделить в нем главную мысль, а после ответить на ряд вопросов:

  1. Какую цель ты перед собой ставил?
  2. Как ты выделил главную мысль?
  3. Было ли тебе трудно?
  4. Почему?
  5. Удалось тебе справиться с заданием?
  6. Что тебе помогло?

Все ответы были проанализированы, и на этом основании была составлена таблица

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ

вопрос

Варианты ответов

Кол-во ответивших

Какую цель ты перед собой ставил?

Написать, о чем текст. Найти главное. Написать правильно. Никакую. Не знаю.

6 чел.

7 чел. 7 чел. 2 чел. 4 чел.

Как ты выделил главную мысль текста?

Это то, без чего текст теряет смысл. О чём больше всего говорят.

8 чел. 7 чел.

Её нельзя исключить. Никак.

5 чел. 6 чел

Было ли тебе трудно?

Да. Нет. Не знаю.

10 чел. 1 0 чел. 6 чел.

Почему?

Все было ясно. Не мог понять текст. Не знаю.

10 чел. Учел. 8 чел.

Удалось ли тебе справиться с заданием?

Считаю, что да. Не очень хорошо. Нет. Не знаю.

1 4 чел, 4 чел. 5 чел. 3 чел.

Что тебе помогло?

Просто знал, как надо. Умею это делать. Ничего . Не знаю.

1 1 чел. 4 чел. 6 чел. 5 чел.

Легко заметить, что те, кто не знают, с чего начать, что писать, чем закончить, и не в состоянии в принципе справиться с подобным, пусть коротким, текстом. Работа над этим является одним из этапов работы над изложением. С этой целью предлагается проводить мини-изложения. Тексты для мини-изложений должны быть небольшими по объему, интересными по содержанию, чтобы учащиеся не только развивали умение определять главную мысль, но и повышали общую культуру, расширяли кругозор. Такими текстами, на мой взгляд, могут стать анекдоты (короткие забавные истории) о знаменитых писателях, композиторах, учёных. Вот несколько примеров подобных текстов.

- Какая разница между хорошим и прекрасным? - спросили Вольтера.

-        Хорошее требует доказательств, а прекрасное нет, - ответил Вольтер.

Французский писатель Виктор Гюго однажды отправился за границу.

  • Чем вы занимаетесь? - спросил у него пограничный страж, заполняя анкету.
  • Пишу.
  • Я спрашиваю. Чем вы добываете средства на жизнь? - уточнил вопрос жандарм.
  • Пером.
  • Так и запишем: «Гюго - торговец пером», сказал страж.

Диогена спросили об одном человеке, богат ли он.

  • Не знаю, - ответил Диоген. - Мне лишь известно, что у него много денег.
  • Значит, он богат!

-        Быть богатым и иметь много денег не одно и тоже, - ответил Диоген.

-        По-настоящему богат лишь тот, что доволен тем, что у него есть. Тот, кто старается
иметь больше того, что имеет, бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но
доволен своей участью.

Работа над ними проходит по следующему плану:

  • первоначально учитель разъясняет, о ком пойдет речь в данном литературном анекдоте;
  • учитель один раз читает весь текст, состоящий , как правило, из 15 - 20 слов вначале и 35
  • 40 впоследствии;
  • учащиеся записывают его сразу после прочтения;

Поскольку объем текста незначителен, то важным становится правильная передача основной мысли. Проверка мини-изложений происходит тут же на уроке, что особенно необходимо слабым учащимся, которые видят свои ошибки и исправляют их.

Отметки за контрольное изложение такого вида были выставлены следующие (имеется в виду содержание):

«5» - 7 человек;

«4» - 8 человек;

«3» - 8 человек;

«2» - 3 человека.

Для слабого класса такая картина является вполне удовлетворительной.

Гораздо хуже дело обстоит с написанием авторских текстов, наполненных личными переживаниями, собственной картиной мира. К сожалению, видеть текст на всю его глубину наши ученики умеют очень плохо - чтобы не сказать, что не умеют совсем. С точки зрения психологии понимание является активным познавательным процессом. Кроме того, и это очень важно, человек должен быть готов к пониманию. Однако ребята не умеют ни слушать, ни читать; они психологически не подготовлены к процессу понимания текста. Вспомним; все существенные понятийные категории в его сознании должны «созреть».

Психологи прекрасно знают, что информация, не вошедшая в личный мыслительный опыт человека, как бы забывается: она лежит невостребованной до следующего столкновения с ней. Столкнувшись с этой информацией в следующий раз, человек либо опять откладывает ее в долгий ящик, либо начинает ее обрабатывать, то есть должна существовать мотивация, которая побуждает учащегося к активной работе. Мотивом может служить личная заинтересованность в информации, ее необходимость для успешной сдачи экзамена и т.д. Прежде чем изложить информацию, учащийся должен её воспринять и усвоить, а это возможно лишь тогда, когда она ассоциативно или лексически связана с уже имеющимся опытом. Первое знакомство с чужим опытом, впечатлением, чувством, рассуждением, мне кажется, не может быть сразу же изложено, т.к. не пережито и не осмыслено.

На уроке в седьмом классе ученикам было предложено написать изложение по тексту, взятому из книги текстов для проведения экзамена по русскому языку для основной средней школы. В тексте говорилось о храме Покрова-на-Нерли. Работа по ознакомлению с текстом шла обычным порядком. Однако полученные результаты оказались значительно хуже обычных, хотя был взят далеко не самый трудный текст. По окончании работы учащимся было предложено проанализировать работу по следующим вопросам:

  1. Понравился ли тебе текст?
  2. Почему?
  3. Что тебе помогало / мешало?
  4. Как появилось первое слов, предложение?
  5. Было ли тебе трудно работать?
  6. Почему?
  7. Как ты понимал, что работа идет хорошо?
  8. Когда ты закончил работу?
  9. Понравилось ли тебе твоё изложение?

Были проанализированы наиболее удачные работы и, соответственно стратегии.

Первая

Вторая

1 .Текст понравился, т.к. в нем говорится о красивом.

Текст понравился. Он связан с историей.

2.Я люблю, когда душе радостно.

Я была там, видела храм.

З.Я умею видеть образы внутри и чувствовать.

Всё видела своими глазами, поэтому происходило наложение услышанного на

мой собственный опыт.

4.Первое слово я выделила в тексте, поэтому сразу вспомнила.

Зрительно возник текст.

З.Работать было не очень трудно, т.к. я составила словарь и пользовалась им.

Иногда возникали затруднения, не могла точно передать мысль автора.

б.Иногда не хватало слов, я не так чувствую, как автор.

Мешало собственное восприятие текста, а надо было сохранить авторское отношение.

7.Идея была верная. Я добивалась такого же ощущения, как при первом чтении.

Я четко все представляла: логику построения, опорные слова.

В.Когда совпали две картины: та, что возникла при первом чтении, и та, которую создала я.

Всё было правильно выстроено и изложено.

Мне понравилась работа, т.к. я получила от неё удовольствие.

Да. Я всегда собой довольна.

Можно заметить, что здесь представлены два различных подхода к написанию изложений по художественному тексту. Из приведенных стратегий ясно видно, что первая стратегия принадлежит гуманитарию, т.к. здесь четко прослеживается образное мышление, идёт постоянное обращение к чувственному восприятию текста. Вторая стратегия содержит четкие, логичные шаги, идёт обращение к фактам, личному опыту. Текст воспринимается зрительно. По этому можно судить о том, что данная стратегия принадлежит ученику с ярко выраженными математическими способностями Одна ученица опиралась на эстетическое восприятие информации, другая - на четкое логическое построение. Общим было то, что у учащихся не было затруднений с подбором слов, ученицы прекрасно понимали, о чём идет речь, представляли себе архитектурное сооружение. Слабые учащиеся испытывали затруднение отнюдь не в изложении фактов. Вот как объяснили ученики свои трудности:

  • Никак не мог подобрать нужные слова.
  • Чувствую, что выходит не так, а что - не понимаю.
  • Факты излагаю верно, а выходит все равно плохо.
  • Не могу представить, как этот храм выглядит.

Учителя постоянно сталкиваются с тем, что наши ученики, к сожалению, мало и плохо знают историю и культуру страны, практически ничего не читают и, самое страшное, на мой взгляд, не считают это недостатком. На уроках русского языка и литературы постоянно приходится помнить об этом и, готовясь к изложению, подбирать не только тексты, но и справочный и иллюстративный материал.

Какие же тексты для изложений следует подбирать? Существуют, очевидно, критерии, которым должен соответствовать каждый текст , предназначенный для контрольного изложения. Попробуем сформулировать эти критерии : текст должен быть интересным, информативным, доступным для понимания, соответствующим всем нормам современного русского языка, образным... Только вот представить себе такой текст будет затруднительно. С точки зрения норм современного русского языка нельзя использовать практически всю классику девятнадцатого века, потому что стилистические и лексические особенности художественных произведений находятся в некоем противоречии с этими

нормами.

. Но так ли уж жизненно необходимо подробно письменно пересказывать услышанные отрывки из романов и повестей? Ведь художественную литературу мы обычно читаем, а не слушаем. А вот умение слушать и записывать выступление или лекцию, излагать мысли полно и связно необходимо каждому человеку.

Известно, что многие запоминают информацию отрывочно, бессвязно, не ощущая текст как единое целое, не различая главное и второстепенное. Почему же так происходит? Ведь

на других уроках ученики свободно устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепочки, видят разницу между частным и общим.

Все это верно - но на бытовом уровне. Так что при изложении текста ученик сталкивается не столько с необходимостью воспроизвести логически выстроенную цепочку рассуждений, сколько с необходимостью воссоздать авторское видение мира. А это означает, что логика текста теснейшим образом переплетается с его стилистическими особенностями.

Но давайте вспомним, ради чего мы мучим детей изложениями. Цель этой формы работы вовсе не в том, чтобы проверить память ученика и потренировать его на скорость записывания. Изложение должно учить вслушиваться в незнакомый текст, улавливая в нем налету значимые для автора идеи. Тогда оно научит ребенка не только слушать, но и слышать собеседника, а в дальнейшем — адекватно воспринимать сложный, часто уникальный материал на лекциях.

Подытоживая все сказанное, смею утверждать, что в деле обучения школьников написанию изложений лично для меня пока больше вопросов, чем ответов. К сожалению, мне пока не удалось найти такую методику, при помощи которой удалось бы научить всех учеников связно, логично, эмоционально, образно излагать любой текст. Такая работа должна проводиться в течение всего времени обучения и, очевидно, на всех без исключения уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Направляемое чтение" при написании изложения.

Использование стратегии "направляемое чтение" при написании изложения в 6 классе. Конспект урока....

Мастер-класс "Стратегия написания эссе С2"

Мастер-класс посвящен обсуждению поэтапного написания сочинения «Мое мнение» раздела С2 ЕГЭ по английскому языку....

Стратегия написания делового письма

Стратегия написания делового письма...

презентация " Стратегии написания экзаменационного эссе"

Презентация знакомит учащихся с особенностями и требованиями к экзаменационному эссе....

Стратегия написания изложений разных жанров.

Памятка составлена на основе теории целенаправленного развития познавательных стратегий учащихся и содержит пошагову инструкцию написания изложения...

Итоговое сочинение. Общие сведения. Критерии. Стратегия написания.

Презентация содержит сведения о критериях проверки итогового сочинения, пошаговое описание работы над сочинением....