Стратегия написания изложения. Статья.
статья по русскому языку на тему
В работе показывается поэтапное формирование стратегии написания изложений на примере конкретного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Исмагилова, учитель русского языка и литературы ГОУСОШ 1929
В предыдущей работе была рассмотрена одна из стратегий написания изложений, причем стиль самого текста не был учтён. Данная же работа посвящена изучению стратегии написания изложения в зависимости от стиля текста.
Как известно, в русском языке выделяют научный, публицистический, художественный и разговорный стили. Текст может содержать и различные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Как же справляются учащиеся с текстами различных стилей, что представляет для них особую трудность, а что получается хорошо — это и явилось целью исследования.
Как показала практика, учащиеся лучше всего справляются с художественными текстами, близкими им во временном отношении, и являющимися повествованием. Стратегия написания такого текста выглядит примерно одинаково у всех, успешно справившихся с написанием изложения, и сходна со стратегией., изложенной в предыдущей работе. Однако в стратегию были внесены некоторые изменения. Во -первых, пришлось отказаться от рисунков, которые учащиеся делали во время чтения текста учителем, т.к. это отнимало слишком много времени; во-вторых более рациональным оказалось использование нескольких цветов для выделения главных мыслей в тексте. Делая упор на цвет, нам удалось добиться включения и образной и зрительной памяти одновременно. Вот так выглядит теперь стратегия.
СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ
- Перед работой думаю о том, что я способен хорошо справиться с заданием, т.к.
знаю, что и как надо делать. Осознаю необходимость такого вида работ : умение
грамотно и четко излагать текст - один из признаков культуры человека.
- Слушаю текст, слежу за чтением по имеющемуся у меня экземпляру.
- Подчеркиваю цветовыделителем опорные слова, фразы, предложения. Для
каждого абзаца использую свои цвет. Это нужно для того, чтобы легче понять
строение текста. - После первого чтения составляю активный словарь, стараюсь записывать его
разными цветами, чтобы сохранить логичность построения. - Слушаю текст ещё раз, представляю образы, картины, кадры, возникающие на
экране определенного цвета. - Если имею собственный опыт, сходный с описываемым, то переношу себя в
данную ситуацию, вспоминаю свои чувства, мысли, впечатления. - Записываю текст каждой части в виде субтитров.
- Сверяю написанное с активным словарем и системой образов, возникающих в
памяти. - Проверяю грамотность.
- Радуюсь успешному окончанию работы.
На уроке мы опробовали подобную стратегию, предварительно превратив её в памятку по написанию изложения.
ПАМЯТКА
- Подумай о том, что ты в состоянии справиться с заданием, т.к. уже многое
умеешь.
- Прослушай текст, если необходимо следи за чтением по своему экземпляру.
- Б ходе чтения выделяй цветом слова, словосочетания, являющиеся опорными.
- После первого чтения составь словарь опорных слов. Записывая слова, вспомни,
что и каким цветом ты выделял. - Прослушай текст ещё раз, мысленно представь себя участником событий.
Опирайся на свой собственный опыт, вспомни, что ты чувствовал тогда. - Мысленно разбей текст па картины. Составь текст к каждой отдельной
картине. - Запиши текст по частям.
- Проверь, соответствует ли твой текст каждой картине.
- Проверь грамотность.
- Перечитай текст ещё раз, вслушивайся в то, как он звучит.
- Исправь речевые ошибки, если заметил.
- Ты справился. Радуйся у спеху.
Применение памятки позволило значительно повысить результаты :
оценки | До использования памятки | При использовании памятки |
«5» | 14,4% | 25% |
«4» | 17,8% | 32,2% |
«3» | 50% | 35,7% |
«2» | 17,8% | 7,1% |
На следующем этапе работы учащимся было предложено проанализировать памятку и отметить те шаги, которые являются необходимыми, и те, без которых можно обойтись. Для 60% учащихся важными кажутся 2, 3, 4, 6, 7, 9, 11,12пункты. Для 32% учащихся важным кажется всё, а вот оставшиеся 8% не могут определить, что необходимо, а что нет.
Подобная памятка позволяет учащимся на первом этапе не тратить время на разбиение текста на части, а полностью сосредоточиться на определении главной мысли. Не следует думать, что подобное умение является у школьников сформированным. Учащимся было предложено написать короткий текст, выделить в нем главную мысль, а после ответить на ряд вопросов:
- Какую цель ты перед собой ставил?
- Как ты выделил главную мысль?
- Было ли тебе трудно?
- Почему?
- Удалось тебе справиться с заданием?
- Что тебе помогло?
Все ответы были проанализированы, и на этом основании была составлена таблица
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
вопрос | Варианты ответов | Кол-во ответивших | ||
Какую цель ты перед собой ставил? | Написать, о чем текст. Найти главное. Написать правильно. Никакую. Не знаю. | 6 чел. 7 чел. 7 чел. 2 чел. 4 чел. | ||
Как ты выделил главную мысль текста? | Это то, без чего текст теряет смысл. О чём больше всего говорят. | 8 чел. 7 чел. | ||
Её нельзя исключить. Никак. | 5 чел. 6 чел | |||
Было ли тебе трудно? | Да. Нет. Не знаю. | 10 чел. 1 0 чел. 6 чел. | ||
Почему? | Все было ясно. Не мог понять текст. Не знаю. | 10 чел. Учел. 8 чел. | ||
Удалось ли тебе справиться с заданием? | Считаю, что да. Не очень хорошо. Нет. Не знаю. | 1 4 чел, 4 чел. 5 чел. 3 чел. | ||
Что тебе помогло? | Просто знал, как надо. Умею это делать. Ничего . Не знаю. | 1 1 чел. 4 чел. 6 чел. 5 чел. |
Легко заметить, что те, кто не знают, с чего начать, что писать, чем закончить, и не в состоянии в принципе справиться с подобным, пусть коротким, текстом. Работа над этим является одним из этапов работы над изложением. С этой целью предлагается проводить мини-изложения. Тексты для мини-изложений должны быть небольшими по объему, интересными по содержанию, чтобы учащиеся не только развивали умение определять главную мысль, но и повышали общую культуру, расширяли кругозор. Такими текстами, на мой взгляд, могут стать анекдоты (короткие забавные истории) о знаменитых писателях, композиторах, учёных. Вот несколько примеров подобных текстов.
- Какая разница между хорошим и прекрасным? - спросили Вольтера.
- Хорошее требует доказательств, а прекрасное нет, - ответил Вольтер.
Французский писатель Виктор Гюго однажды отправился за границу.
- Чем вы занимаетесь? - спросил у него пограничный страж, заполняя анкету.
- Пишу.
- Я спрашиваю. Чем вы добываете средства на жизнь? - уточнил вопрос жандарм.
- Пером.
- Так и запишем: «Гюго - торговец пером», сказал страж.
Диогена спросили об одном человеке, богат ли он.
- Не знаю, - ответил Диоген. - Мне лишь известно, что у него много денег.
- Значит, он богат!
- Быть богатым и иметь много денег не одно и тоже, - ответил Диоген.
- По-настоящему богат лишь тот, что доволен тем, что у него есть. Тот, кто старается
иметь больше того, что имеет, бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но
доволен своей участью.
Работа над ними проходит по следующему плану:
- первоначально учитель разъясняет, о ком пойдет речь в данном литературном анекдоте;
- учитель один раз читает весь текст, состоящий , как правило, из 15 - 20 слов вначале и 35
- 40 впоследствии;
- учащиеся записывают его сразу после прочтения;
Поскольку объем текста незначителен, то важным становится правильная передача основной мысли. Проверка мини-изложений происходит тут же на уроке, что особенно необходимо слабым учащимся, которые видят свои ошибки и исправляют их.
Отметки за контрольное изложение такого вида были выставлены следующие (имеется в виду содержание):
«5» - 7 человек;
«4» - 8 человек;
«3» - 8 человек;
«2» - 3 человека.
Для слабого класса такая картина является вполне удовлетворительной.
Гораздо хуже дело обстоит с написанием авторских текстов, наполненных личными переживаниями, собственной картиной мира. К сожалению, видеть текст на всю его глубину наши ученики умеют очень плохо - чтобы не сказать, что не умеют совсем. С точки зрения психологии понимание является активным познавательным процессом. Кроме того, и это очень важно, человек должен быть готов к пониманию. Однако ребята не умеют ни слушать, ни читать; они психологически не подготовлены к процессу понимания текста. Вспомним; все существенные понятийные категории в его сознании должны «созреть».
Психологи прекрасно знают, что информация, не вошедшая в личный мыслительный опыт человека, как бы забывается: она лежит невостребованной до следующего столкновения с ней. Столкнувшись с этой информацией в следующий раз, человек либо опять откладывает ее в долгий ящик, либо начинает ее обрабатывать, то есть должна существовать мотивация, которая побуждает учащегося к активной работе. Мотивом может служить личная заинтересованность в информации, ее необходимость для успешной сдачи экзамена и т.д. Прежде чем изложить информацию, учащийся должен её воспринять и усвоить, а это возможно лишь тогда, когда она ассоциативно или лексически связана с уже имеющимся опытом. Первое знакомство с чужим опытом, впечатлением, чувством, рассуждением, мне кажется, не может быть сразу же изложено, т.к. не пережито и не осмыслено.
На уроке в седьмом классе ученикам было предложено написать изложение по тексту, взятому из книги текстов для проведения экзамена по русскому языку для основной средней школы. В тексте говорилось о храме Покрова-на-Нерли. Работа по ознакомлению с текстом шла обычным порядком. Однако полученные результаты оказались значительно хуже обычных, хотя был взят далеко не самый трудный текст. По окончании работы учащимся было предложено проанализировать работу по следующим вопросам:
- Понравился ли тебе текст?
- Почему?
- Что тебе помогало / мешало?
- Как появилось первое слов, предложение?
- Было ли тебе трудно работать?
- Почему?
- Как ты понимал, что работа идет хорошо?
- Когда ты закончил работу?
- Понравилось ли тебе твоё изложение?
Были проанализированы наиболее удачные работы и, соответственно стратегии.
Первая | Вторая | ||
1 .Текст понравился, т.к. в нем говорится о красивом. | Текст понравился. Он связан с историей. | ||
2.Я люблю, когда душе радостно. | Я была там, видела храм. | ||
З.Я умею видеть образы внутри и чувствовать. | Всё видела своими глазами, поэтому происходило наложение услышанного на | ||
мой собственный опыт. | |||
4.Первое слово я выделила в тексте, поэтому сразу вспомнила. | Зрительно возник текст. | ||
З.Работать было не очень трудно, т.к. я составила словарь и пользовалась им. | Иногда возникали затруднения, не могла точно передать мысль автора. | ||
б.Иногда не хватало слов, я не так чувствую, как автор. | Мешало собственное восприятие текста, а надо было сохранить авторское отношение. | ||
7.Идея была верная. Я добивалась такого же ощущения, как при первом чтении. | Я четко все представляла: логику построения, опорные слова. | ||
В.Когда совпали две картины: та, что возникла при первом чтении, и та, которую создала я. | Всё было правильно выстроено и изложено. | ||
Мне понравилась работа, т.к. я получила от неё удовольствие. | Да. Я всегда собой довольна. |
Можно заметить, что здесь представлены два различных подхода к написанию изложений по художественному тексту. Из приведенных стратегий ясно видно, что первая стратегия принадлежит гуманитарию, т.к. здесь четко прослеживается образное мышление, идёт постоянное обращение к чувственному восприятию текста. Вторая стратегия содержит четкие, логичные шаги, идёт обращение к фактам, личному опыту. Текст воспринимается зрительно. По этому можно судить о том, что данная стратегия принадлежит ученику с ярко выраженными математическими способностями Одна ученица опиралась на эстетическое восприятие информации, другая - на четкое логическое построение. Общим было то, что у учащихся не было затруднений с подбором слов, ученицы прекрасно понимали, о чём идет речь, представляли себе архитектурное сооружение. Слабые учащиеся испытывали затруднение отнюдь не в изложении фактов. Вот как объяснили ученики свои трудности:
- Никак не мог подобрать нужные слова.
- Чувствую, что выходит не так, а что - не понимаю.
- Факты излагаю верно, а выходит все равно плохо.
- Не могу представить, как этот храм выглядит.
Учителя постоянно сталкиваются с тем, что наши ученики, к сожалению, мало и плохо знают историю и культуру страны, практически ничего не читают и, самое страшное, на мой взгляд, не считают это недостатком. На уроках русского языка и литературы постоянно приходится помнить об этом и, готовясь к изложению, подбирать не только тексты, но и справочный и иллюстративный материал.
Какие же тексты для изложений следует подбирать? Существуют, очевидно, критерии, которым должен соответствовать каждый текст , предназначенный для контрольного изложения. Попробуем сформулировать эти критерии : текст должен быть интересным, информативным, доступным для понимания, соответствующим всем нормам современного русского языка, образным... Только вот представить себе такой текст будет затруднительно. С точки зрения норм современного русского языка нельзя использовать практически всю классику девятнадцатого века, потому что стилистические и лексические особенности художественных произведений находятся в некоем противоречии с этими
нормами.
. Но так ли уж жизненно необходимо подробно письменно пересказывать услышанные отрывки из романов и повестей? Ведь художественную литературу мы обычно читаем, а не слушаем. А вот умение слушать и записывать выступление или лекцию, излагать мысли полно и связно необходимо каждому человеку.
Известно, что многие запоминают информацию отрывочно, бессвязно, не ощущая текст как единое целое, не различая главное и второстепенное. Почему же так происходит? Ведь
на других уроках ученики свободно устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепочки, видят разницу между частным и общим.
Все это верно - но на бытовом уровне. Так что при изложении текста ученик сталкивается не столько с необходимостью воспроизвести логически выстроенную цепочку рассуждений, сколько с необходимостью воссоздать авторское видение мира. А это означает, что логика текста теснейшим образом переплетается с его стилистическими особенностями.
Но давайте вспомним, ради чего мы мучим детей изложениями. Цель этой формы работы вовсе не в том, чтобы проверить память ученика и потренировать его на скорость записывания. Изложение должно учить вслушиваться в незнакомый текст, улавливая в нем налету значимые для автора идеи. Тогда оно научит ребенка не только слушать, но и слышать собеседника, а в дальнейшем — адекватно воспринимать сложный, часто уникальный материал на лекциях.
Подытоживая все сказанное, смею утверждать, что в деле обучения школьников написанию изложений лично для меня пока больше вопросов, чем ответов. К сожалению, мне пока не удалось найти такую методику, при помощи которой удалось бы научить всех учеников связно, логично, эмоционально, образно излагать любой текст. Такая работа должна проводиться в течение всего времени обучения и, очевидно, на всех без исключения уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Направляемое чтение" при написании изложения.
Использование стратегии "направляемое чтение" при написании изложения в 6 классе. Конспект урока....
Мастер-класс "Стратегия написания эссе С2"
Мастер-класс посвящен обсуждению поэтапного написания сочинения «Мое мнение» раздела С2 ЕГЭ по английскому языку....
Стратегия написания делового письма
Стратегия написания делового письма...
презентация " Стратегии написания экзаменационного эссе"
Презентация знакомит учащихся с особенностями и требованиями к экзаменационному эссе....
Стратегия написания изложений разных жанров.
Памятка составлена на основе теории целенаправленного развития познавательных стратегий учащихся и содержит пошагову инструкцию написания изложения...
Итоговое сочинение. Общие сведения. Критерии. Стратегия написания.
Презентация содержит сведения о критериях проверки итогового сочинения, пошаговое описание работы над сочинением....
Стратегии написания Эссе в 9,11 классах
Англ яз...