Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Олимпиадные задания по русскому языку предназначены для учащихся старших классов и учителей русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
олимпиада по русскому языку | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель: Минина И.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ДСОШ №2»
ОЛИМПИАДА - 2014
Русский язык
Задание 1
Возможны ли в русских словах следующие сочетания букв: двзд, ндсп, ндшт, ртпл, рхпр, скск, хткл, стскр, ргвзн, рхвкр, нтрстр.
Задание 2
Объясните, как возникли двойные согласные в каждой из предложенных групп слов?
1) Ассистент, аккомпанемент, аккумулятор, аннулировать, аттракцион;
2) Преддверие, расстройство, ссылка, введение;
3) Дрожжи, вожжи, жужжать;
4) Невинный, весенний, увлеченный, учащенный;
5) Главврач, юннат, роддом, Моссовет
Задание 3
Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.
Клёвый - клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.
Лох - разиня, шалопай.
Стрёмный - прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.
Тормоз - кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.
Задание 4
Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизма мал мала меньше.
Задание 5
Определите, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в каждом примере из стихотворений А.А.Ахматовой.
1) Но стало в груди его
Сердце грустить.
Болеть, как открытая рана.
2) Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега.
3) Не забыть, как пришел он со мною проститься.
4) Здесь напрасным кажется мечтать.
5) Запрещаешь петь и улыбаться,
А молиться запретил давно.
Задание 6
В чем необычность синтаксической конструкции в отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»? В тексте сохранена пунктуация автора (отсутствие знаков). А как бы вы расставили знаки препинания? Обоснуйте свое мнение с грамматической точки зрения.
На холмах пушки присмирев
Прервали свой голодный рев.
Задание 7
Напишите выражение по описанию происхождения устойчивого сочетания слов.
- В 19 веке шулеры-картёжники прибегали к хитрости: в процессе игры при помощи особого клейкого состава они наносили на карты дополнительные очки (красные или чёрные знаки) из порошка, а при необходимости могли стереть эти очки. Отсюда происходит выражение «….», означающее представление чего-нибудь в выгодном свете.
- Источник выражения «….» — стихотворение Маяковского. Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «…». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «…» было очень актуально.
- После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «…».
- После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «…».
- В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: …. . И сегодня выражение «…» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Задание 8
Какие особенности народно-поэтического языка используются А.К.Толстым в качестве стилистических приёмов в данном стихотворении?
Уж ты нива моя, нивушка,
Не скосить тебя с маху единого,
Не связать тебя всю во единый сноп!
Уж вы думы мои, думушки,
Не стряхнуть вас разом с плеч долой,
Одной речью-то вас не высказать!
По тебе ль, нива, ветер разгуливал,
Гнул колосья твои до земли,
Зрелы зёрна всё размётывал!
Широко вы, думы, порассыпались…
Куда пала какая думушка,
Там всходила люта печаль-трава,
Вырастало горе горючее!
Задание 9
Какие из приведённых предложений являются нераспространёнными? Ответ аргументируйте.
- Он был самым способным из учеников.
- Вера девочка добрая.
- Ученики и ученицы имели намерение продолжать учиться.
Напишите путевые заметки, используя лексику и стилистику XVIII века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
олимпиадные задания по русскому языку
Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...